Женский фактор. Общество и политика

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПРИВЕТСТВИЯ АВТОРОВ ПРОЕКТА
ЖЕНСКИЙ ФАКТОР. ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА
ФОРУМ ЯЗЫКОВ
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕНТРОВ
ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА 2004
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА ФОРУМА 2004

Доклад секции: "Женский фактор. Общество и политика"

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
юрист проекта «Сейф Хаус» Тузова К.М.
Россия, Республика Татарстан, г.Казань, 420111, ул. Правобулачная, 13, Общественный инновационный фонд РТ


Глобализационные процессы, коснувшиеся России, столкнули ее с множеством новых проблем, таких как, проблемы борьбы с торговлей людьми как внутри страны, так и за ее пределами. Россия, оказалась не готова к волне легальной, и, особенно, нелегальной миграции, ставшей следствием развала национальной экономики, слабости границ и непродуманной миграционной политики. В результате, к настоящему времени Россия стала одной из самых криминализированных стран мира, в которой торговля людьми приобрела поистине невиданный размах. Россия является крупным пунктом отправки женщин, незаконно вывозимых во многие страны мира в целях сексуальной эксплуатации, страной транзита при торговле людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации. Женщины из бывших советских республик незаконно провозятся через Россию в государства Персидского залива, Европу и Северную Америку. Происходит торговля людьми и внутри страны. Оценки экспертов показывают, что торговля людьми, объявленная во многих странах вне закона, представляет собою многоплановую, широко разветвленную и хорошо организованную международную сеть, охватывающую все континенты и вовлекающую в процесс купли-продажи миллионы ее жертв и сотни тысяч организаторов — продавцов, покупателей, посредников, охранников и т.д. В ее обороте находятся не только криминальные структуры, но и официальные круги: сотрудники визовых и миграционных служб, правоохранительных органов, государственных учреждений разного уровня и многие другие. Судя по нарастанию масштабов торговли, связь эта, растет и укрепляется. Отчеты независимых зарубежных экспертов фиксируют сращивание российской организованной преступности с многочисленными международными преступными организациями, специализирующимися на многих видах преступлений, в том числе и в области торговли людьми. По оценкам американских экспертов в России насчитывается более 10.000 криминальных организованных групп, часть из которых включена в цепочку торговли людьми через контакты с такими крупными международными преступными организациями как итальянская каморра, японская якудза, сицилийская Коза Ностро и другими. Чем крепче такой симбиоз, тем шире возможности транснациональной организованной преступности беспрепятственно и безнаказанно осуществлять свою деятельность. При этом извлеченные доходы уходят в теневую экономику и затем отмываются в различных легальных сферах: через торговые сети, банки и т.п. Торговля людьми менее рискованное занятие для преступников, чем, например, контрабанда наркотиков. В России и Центрально-Европейских странах законы о торговле наркотиками стали намного жестче, чем несколько лет назад. Наказание же за торговлю людьми во многих странах намного мягче, чем за незаконный оборот наркотиков, а в России оно и вовсе отсутствовало до декабря 2003 г., когда были приняты поправки в УК РФ, дополняющие его новыми статьями, в частности, ст.127 «Торговля людьми». Но, несмотря на это, в России практически полностью отсутствует законодательство, которое бы противодействовало торговле людьми. Проблема создания нового закона состоит в том, что соответствующие законы в других странах расходятся и в концепции самого закона, и в определении основных понятий, таких как «торговля людьми», «торговец», «жертва» и т.д. Сроки и меры наказания за торговлю людьми в различных государствах также разные. Это зависит от действующего уголовного законодательства. В масштабе РФ проблема еще стоит остро потому, что Россия только недавно ратифицировала многие международные правовые документы, касающиеся торговли людьми. К сожалению, власти в России мало озабочены этой проблемой. Первым шагом на пути законодательного противоборства торговли людьми является то, что Россия должна поменять свое отношение к жертвам трэффика, перестать видеть в них преступников и признать за ними статус жертв преступления. Ведь большинство людей, которые становятся жертвами торговли, в глазах других являются асоциальными личностями с антиобщественным поведением. Такие преступления очень трудно доказать, и лишь немногие пострадавшие согласны свидетельствовать в суде. Таким образом, человеку, который сам является торговцем людьми или способствует торговле практически нечего опасаться. И как следствие, преступники все более вовлекаются в незаконную торговлю людьми. При этом правоохранительные институты России обращаются к решению вопросов, связанных с торговлей людьми лишь в связи с другого рода правонарушениями: контрабандой, убийствами, нелегальной миграцией и т.п. Но очевидно, что данный подход устарел. Как показывает статистика и практика деятельности преступных организаций, торговля людьми является самостоятельным видом преступлений. Более того, не торговля людьми является сопутствующим преступлением, но многие другие виды преступлений возникают вслед за ней. В то же время в России нашлись силы, которые длительное время пытаются привлечь внимание государства и общественности как к самому явлению торговли людьми, так и к людям, пострадавшим от действий торговцев. Прежде всего, это ряд неправительственных организаций, таких как Коалиция «Ангел», в состав которой входят организации, противодействующие торговле людьми в Москве, Казани, Ярославле, Челябинске и др. городах, Центр против насилия и торговли людьми (г.Пермь), кризисные центры для женщин и детей г. Санкт-Петербурга, Казани, Барнаула, Иркутска, Владивостока проводят на свой страх и риск целый ряд мероприятий, целью которых является информация населения о сетях торговцев людьми, оказание психологической и физической помощи жертвам торговли людьми и их родственникам. Эти организации обратили внимание на серьезные последствия торговли людьми и оказали огромное воздействие на правительственные структуры. Из всех стран бывшего СССР только в Литве современные работорговцы чувствуют себя в опасности, а их жертвы могут получить достаточную помощь от властей. В остальных странах бывшего СССР ситуация остается крайне тяжелой, хотя и постепенно улучшается. Таковы основные выводы, сделанные экспертами Государственного департамента США. Авторы доклада оценивали ситуацию, сложившуюся в 2002-2003 годах. Главный критерий отнесения стран к той или иной группе - не наличие случаев работорговли (подобные преступления совершаются практически повсеместно в мире), а отношение властей к работорговцам и их жертвам.

Все страны, упоминаемые в докладе, классифицированы по трем категориям. Категория 1. Государства, правительства которых полностью соблюдают минимальные стандарты, предусмотренные законодательством США о защите жертв торговли людьми. Из стран бывшего СССР в эту категорию попала лишь Литва. Категория 2. Государства, правительства которых не в полной мере соблюдают минимальные стандарты, предусмотренные вышеупомянутым законом, но предпринимают значительные усилия для их выполнения. Этой категории соответствует большинство постсоветских государств. Категория 3. Государства, правительства которых не в полной мере соблюдают минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий для их выполнения. В «черный список» попали Грузия, Казахстан и Узбекистан. Международное сообщество сегодня вынуждено констатировать, что преступные организации осуществляют свою деятельность в мире, который для них, не имеет границ, а правоохранительные органы вынуждены действовать в пределах государственных границ.

Транснациональные преступления – это общеуголовные преступления, которые имеют лишь одну, но существенную особенность: иностранный элемент. Подобные преступления совершают иностранцы, либо посягательства направлены на них самих либо преступления связаны с перемещением предметов, товаров, людей через государственные границы и т.п. В документах ООН отмечается, что транснациональное преступление не обязательно сопровождается пересечением государственных границ. Незаконные товары могут производиться в одной стране, и лишь их распространение осуществляется на международном уровне. Многие традиционные организованные группы могут обладать международным влиянием благодаря ресурсам, накопленным ими в результате операций в их собственных странах. В новой Конвенции ООН, посвященной борьбе с транснациональной организованной преступностью (2000 г.), совершение преступлений иностранцами-членами организованных преступных групп или подобными группами против иностранцев, само по себе не дает оснований для отнесения этих преступлений к транснациональной организованной преступности (ТОП). Необходимо, чтобы организованное преступное формирование имело международные связи – выход за границу и оперирование там. Таким образом, ТОП существует в рамках транснациональной преступности. От ТОП следует отличать обычную «традиционную» преступность иностранцев и против иностранцев. Новая Конвенция ООН (2000 г.), посвященная борьбе с названным явлением, определила его с помощью не только понятия транснационального преступления, но и также через понятие организованной преступной группы. Последняя означает «структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду». В современных условиях эффективность международной борьбы с преступностью может быть достигнута посредством сотрудничества, как в рамках международных организаций, так и на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Особенно велика в этом роль ООН, которая может наиболее успешно координировать такие действия путем разработки и осуществления согласованной и подлинно международной стратегии и политики. Вопросы борьбы с преступностью, в том числе с ее транснациональными организованными структурами, постоянно находится в повестке дня ООН. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г., и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, явились адекватным ответом мирового сообщества на процессы криминальной глобализации. На политической конференции высокого уровня, проведенной 12—15 декабря 2000 г. в г.Палермо (Италия), Конвенцию подписали президенты, вице-президенты и премьер-министры 15 государств, а к настоящему времени она подписана 130 государствами. Россия ратифицировала Конвенцию и дополняющий ее Протокол 24 марта 2004 г. Говоря о данной Конвенции, необходимо отметить ее многоплановость и универсальность в регулировании борьбы с таким опаснейшим явлением, как транснациональная организованная преступность. По сути дела, она впитала в себя предшествующий опыт государств в создании международно-правовых документов в деле объединения усилий по предотвращению организованной преступности и борьбе с ней. Ценность Конвенции заключается в том, что она четко устанавливает и конкретизирует для каждого государства-участника принятие таких законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для признания в качестве уголовно наказуемых ряда деяний, установленных в Конвенции, когда они прямо или косвенно совершаются в составе организованной преступной группы. В целях повышения эффективности деятельности ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью предлагаемые ею меры, помимо своей универсальности и общемировой значимости, должны носить характер практической применимости, особенно в плане их внедрения в национальные законодательства.

Хостинг от uCoz