Женский фактор. Общество и политика

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПРИВЕТСТВИЯ АВТОРОВ ПРОЕКТА
ЖЕНСКИЙ ФАКТОР. ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА
ФОРУМ ЯЗЫКОВ
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕНТРОВ
ХРОНИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА 2004
КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА ФОРУМА 2004

Доклады секции: "Женский фактор. Общество и политика"

ЖЕНСКИЙ СОЦИУМ- ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА»
проректор по внешним связям, к.п.н., доцент, Шишова Г.Б.
Россия, Республика Татарстан, г. Казань, 420012, ул. Муштари, 13, Академия управления «ТИСБИ»
tisbi@tisbi.ru


Гендер – в переводе с английского род, опыт рода, происхождение. В русской смысловой транскрипции соответствует понятию «пол». Гендерное равноправие – равенство прав и социальных возможностей мужчин и женщин в обществе. Гендерная асимметрия – социальное явление, отражающее природой заложенные физиологические интеллектуальные, психологические особенности полов, а также демографическую ситуацию в обществе. Гендерная асимметрия имеет качественную и количественную характеристики, влекущую за собой конкретные социальные последствия. Гендерная асимметрия может быть в пользу либо женщин, либо в пользу мужчин.

В последнее время в мировой практике вместо узко экономических подходов шире используется концепция развития человеческого потенциала, разработанная в рамках Программы развития ООН, ориентированная с равенства в правах мужчин и женщин, к равному отношению к мужчинам и женщинам на рынке труда и в иных сферах жизнедеятельности, путем обеспечения равными возможностями в обществе, и развитием в общественном сознании более глубокого понимания связи между гендерным равенством и устойчивостью социума.

Развитие человеческого потенциала означает расширение возможностей человеческого выбора, заключающегося в том, чтобы жить долго и вести здоровый образ жизни, обрести знания, получить доступ к экономическим ресурсам, необходимым для обеспечения адекватных условий жизни, одновременно сберегая их для будущих поколений, обеспечивая безопасность жизни человека и выравнивая положение женщин и мужчин. Для оценки развития человеческого потенциала используется индекс, суммирующий три критерия развития – долголетие (измеряемое показателем ожидаемой продолжительности жизни), доступность образования (уровень грамотности и доля учащихся среди детей и молодежи) и доходы (измеряемые показателем душевого валового реального продукта). Анализ социально экономических проблем с использованием концепции развития человеческого потенциала позволяет более полно оценить региональные и гендерные диспропорции и выработать меры по их сокращению.

Приходится с сожалением констатировать, что в современной России равенство возможностей не реализовано ни в стране, ни в регионах. К дискриминации приводит широко распространенный в обществе традиционный взгляд на гендерные роли и разделение труда между мужчиной и женщиной (как в сфере занятости, так и в семье), когда на женщине лежит большая часть ответственности за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, и именно с женщиной ассоциируются льготы, предназначенные для всех работников. Развитие человеческого потенциала означает расширение возможностей человеческого выбора на основе роста благосостояния, что невозможно без реализации трех базовых потребностей – прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания, иметь доступ к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни. При этом равные возможности должны иметь и мужчины и женщины. Для решения существующих проблем необходима совместная скоординированная работа всех секторов общества – государственных структур, общественных организаций, бизнеса, профсоюзов и широких масс населения.

Вопросы о роли женщины в образовании и решение социально-экономических программ сопрягаются с проблематикой исследования в области положения женщин в сфере труда и производства, духовной жизни, в области профессионального самоопределения женщины. Этой проблеме посвящено много научных трудов отечественных и зарубежных авторов, таких как Г.Силласте, С.Смирновой, А.Черных, А.Тонгу, А.Ю.Чепуренко, О.Таннен, Дж.Ландрал и т.д.

Гендерные особенности определяют развитие женщин в профессиональной и образовательной сферах, женщины выбирают различные стратегии профессионализации, стремясь с наибольшей пользой реализовать себя в обществе, однако суть большинства вариантов профессионализации женщин сводится к подчинению профессиональной роли гендера (полового признака). Перед женщиной возникают трудности как препятствия для карьерного продвижения в условиях кадровой политики руководителей, ограничивающих профессиональное продвижение; непризнание их профессиональных качеств коллегами – мужчинами и жесткая конкуренция с их стороны, семейная занятость. Можно сказать, что признак пола в условиях перехода к рыночной экономике стал одним из решающих факторов социальной дискриминации женщин в сфере труда, особенно на предприятиях и фирмах с частной формой собственности. Запросы рынка труда стали все чаще приходить в противоречие с реальной гендерной структурой. В современных условиях необходимо приведение гендерной симметрии в соответствие с требованиями рынка профессий, принимая во внимание тенденцию развития гендерной ситуации в России на ближайшие годы. Согласно демографиечксому прогнозу, в 2015 году в российском обществе число женщин на 10% превысит число мужчин.

В 2002 году по г.Казани численность зарегистрированных безработных увеличилась на 5,0 тысяч человек и составила на начало января 2003 года 23,1 тысяч человек, из них 76% женщины, 29% молодежь. Всего обратилось в центры занятости населения г.Казани в поисках работы 52,7 тысяч незанятых граждан, в том числе 36,6 тысяч женщин, из них трудоустроено 18,2 тыс. человек.

Не так давно каждую кухарку призывали управлять государством. Но «рулить» государством, может быть, женщинам и ни к чему, зато быть лидером на своем собственном рабочем месте под силу каждой. Ведь женщина при желании может все. Поэтому изменение положения женского социума в условиях перехода к рынку, в области профессионального самоопределения как проблемы гендера всегда находились в области изучения и исследования.
Хостинг от uCoz