|
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЯПОНИИ ЁРИКО КАВАГУЧИ
Студентка, Шахмаева А.С.
Россия, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Кремлевская 18., Казанский государственный университет asiyash@mail.ru
Внешняя и внутренняя политика Японии отличается постоянством и преемственностью, министры подчиняются той политической линии, которая выбрана Премьер Министром Японии. Поэтому приход на пост Министра иностранных дел Японии 1 февраля 2002 Ёрико Кавагучи не повлиял коренным образом на приоритеты и интересы во внешней политике, осуществляемой Японией. Постараемся выявить традиционные и новые направления региональной политики Японии во время руководства этим министерством Ёрико Кавагучи. 1.02. 2002 года Ёрико Кавагучи заняла пост Министра иностранных дел, 6.02.2002 провела первое заседание по реформированию совещательного правления, и 12.02.2002 огласила 10 принципов реформы Министерства иностранных дел. Сила, забота, и целенаправленность – вот те слова, которыми Ё.Кавагучи охарактеризовала внешнюю политику Японии. Основной целью, как министра иностранных дел, Ё. Кавагучи определила активную и действенную позицию Японии на международной арене, для обеспечения государству безопасности и процветания. Внешняя политика Японии должна быть заботливой и гуманной по отношению к страдающим от бедности и конфликтов, «мы должны стремиться к большему пониманию и уважению других культур».Традиционным для Японии направлением является поддержание долгосрочных и взаимовыгодных двусторонних отношений, помощь развитию экономического потенциала стран региона, укрепление своих экономических позиций, повышение политического веса Японии на международной арене и в регионе. Нестабильность на Корейском полуострове, растущая военно-экономическая мощь Китая являются проблемами, требующими своего решения. Важнейшими не только для Японии, но и для всего АТР являются японо-американские отношения, на основании японо-американский Договора о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, который был пересмотрен и продлен в 1962 г., и в 1971 г. Этот договор продлевается каждый год автоматически, он предусматривает оказание помощи Японии со стороны США, если ей будет угрожать опасность. Подобное сотрудничество позволяло Японии в течение долгого времени экономить на военных расходах, находясь в полной безопасности. Присутствие американских войск на территории Японии и в регионе было обусловлено соображениями противовеса военной мощи СССР. Японо-американские отношения претерпели массу испытаний на прочность из-за общественных настроений обоих государств, экономических отношений, исторической памяти японцев, в которой образ США мало напоминает бескорыстного союзника. Тем не менее, союз существует, благодаря уступкам Токио, настойчивости США и, благодаря тому, что этот союз, действительно выгоден странам. Даже после «холодной войны» японо-американский Договор безопасности продолжает исполнять свои фундаментальные функции. Во-первых, это объясняется тем, что Конституции обеих стран провозглашают одинаковые идеалы - демократию, либерализм, уважение к основным правам человека. Именно в виду идентичности определяющих черт государственного устройства, базирующихся на перечисленных идеалах, Япония и США находятся в союзнических отношениях. Во-вторых благодаря присутствию США в АТР и обеспечения ими фактора безопасности. Наличие японо-американского Договора безопасности помогает ряду азиатских стран проникнуться спокойствием и уверенностью в себе. Отношения с США определяют внешнюю и даже внутреннюю политику Японии, не считаться со столь давним союзником Япония уже не в состоянии. Усиление Японии в качестве мощной державы, способной взять на себя роль регионального лидера, в целом, соответствует проводимой США политики поддержания «баланса сил», когда Токио, под контролем Вашингтона, возьмет на себя роль экономического и военного противовеса Китаю в АТР.
Роль Японии в этом союзе постепенно росла и, из принимающей экономическую, научную и др. виды помощи, страна превратилась в полноправного союзника США. Несмотря на конституционные ограничения, Токио стремится оказывать поддержку США, это доказала немедленная реакция Японии на события 11 сентября 2001 года, когда после слов о присоединении к антитеррористической политики Вашингтона, японские эсминцы вошли в Индийский океан. Думается, что эта ситуация стала поворотным моментом в японо-американских отношениях. Поддержка шагов Вашингтона в отношении Багдада была и у Премьер-министр Японии Д.Коидзуми. «Я поддерживаю курс США», - заявил японский Премьер, подчеркнувший, что возглавляемое им Правительство «приложит максимум сил для обеспечения безопасности граждан и предотвращения экономического хаоса». Ё.Кавагучи тоже считает японско-американские отношения неразделимыми.
Японо-китайские отношения важны как для Японии и Китая, так и для всего региона. Довольно успешное и эффективное экономическое сотрудничество с этой страной (Япония является ведущим торговым партнером Китая, тогда как Китай закрепил второе место после США во внешнеторговом обороте Японии) сочетается с напряженностью в военно-политической сфере. После «холодной войны» очевидно, что Китай во многом будет определять атмосферу отношений между странами, многократные встречи рассматривались как важный фактор улучшения международного климата. Трудности в двусторонних отношениях обусловлены различиями политических структур государств, разными взглядами на достижение господства в регионе. Япония неоднократно выражала свою негативную оценку стремительному росту вооружений Китая, проводимым ядерным испытаниям, имеющим устрашающий эффект, приводящим к опасной тенденции, когда соседние страны, чтобы чувствовать себя увереннее пытаются не отставать в наращивании военного потенциала. В стремлении к лидерству Япония не может игнорировать «китайский фактор», в нем существенной стороной остается характер военной политики КНР с наращиванием мощи вооруженных сил, совершенствованием ракетно-ядерного вооружения, модернизацией и активной деятельностью в АТР военно-морских сил. Опасения по поводу осложнения двусторонних отношений объясняют желание Токио сохранения в АТР вооруженных сил США.
Одним из последних «столкновений», явилось подписание странами АСЕАН договора о создании зоны свободной торговли с Китаем. Это был сильнейший удар по интересам Японии в регионе, разбило план «10+3», то есть создание для всего региона зоны свободной торговли с равноправным участием АСЕАНовской десятки и Китая, Японии, Южной Кореи. В ответ на это, японская сторона предложила наиболее развитым странам АСЕАН создание альтернативного китайскому «общего рынка». Эти события были настолько болезненно восприняты, что теперь противоречия между странами охватывают весь комплекс вопросов от экономики до военно-политических вопросов. Однако Япония продолжает оказывать помощь развитию Китая из прагматичных соображений. В Токио полагают, что в условиях демократизации Китай перестанет быть конкурентоспособным и вообще прекратит свое существование, как СССР, в свое время. Обращаясь к истории, японская сторона намекает на историческую принадлежность Тайваня Японии. Китай отвечает резко, и «гнев» распространяется на весь регион «Если японское Правительство будет оскорблять чувства нашего народа по вопросам, касающимся истории Тайваня, то японо-китайские отношения и международные отношения во всей Азии столкнуться с большими трудностями». Еще одна проблема - территориальный спор об островах Сэнкаку, внимание к которым появилось с середины 90-х гг. из-за якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 году о введении 200-мильной особой экономической зоны вокруг Японии, закрепляющее ее права на острова, но в прилегающей к ним акватории работают китайские нефтепоисковые суда. Тем не менее, 30 июля 2002 года прошла двусторонняя встреча на уровне Министров иностранных дел Японии и Китая. Было решено придерживаться принципа «taking history as the mirror and looking toward the future», означающего, что народы не забудут об уроках прошлого, и будут уверенно двигаться вперед. Отмечено, что от их взаимоотношений зависит процветание и стабильность стран АТР из-за огромного влияния на регион обоих государств. В 2002 году исполнилось 30 лет нормализации отношений между Японией и Китаем. В апреле 2002 года между Японией и Китаем была достигнута договоренность о создании японско-китайского консультационного органа по экономическому сотрудничеству. Трудно припомнить период в отношениях двух государств, который можно было бы назвать благополучным, до сих пор тянется шлейф исторических обид. Ситуацию осложнили несколько событий: визит Премьер-Министра Японии Д. Коидзуми в храм Ясукуни (храма-символа милитаристского прошлого Японии в глазах многих соседей.) и издание в Японии учебников по истории, в которых, по мнению китайской стороны, оправдываются действия японской военщины во Второй Мировой войне. Министр иностранных дел Китая неоднократно высказывался о том, что подобное ранит чувства и историческую память китайского народа.
Испытания ядерного оружия, похищение японских граждан, проблема воссоединения Кореи осложняют взаимоотношения Японии и Северной Кореи, однако Ё. Кавагучи на заседаниях стран-участниц Большой восьмерки неоднократно выступала за переговоры как способа достижения взаимопонимания между государствами, заявляя о готовности Японии вести политический диалог с Северной Кореей. Япония принимает активное участие в процессе включения КНДР в состав сообщества стран АТР, для ликвидации настороженности, которая не позволяет КНДР открыть и начать либерализацию экономики страны. Этот шаг позволил бы разделенным частям Кореи постепенно проникнуться доверием друг к другу.
Япония, как и всё мировое сообщество, столкнулась с вызовами времени: с международным терроризмом, распространением исламского экстремизма в регионе, пиратством, экономическим кризисом, конфликтной ситуацией в регионе (региональный сепаратизм и экстремизм, распространение наркотиков, экологическая безопасность, информационная безопасность, защита прав и свобод человека). Решение этих задач, актуализирует поиск новых механизмов ведения региональной политики. На события 11 сентября 2001 года Япония откликнулась одной из первых. Стремясь избежать «ошибки кризиса в Персидском заливе», Правительство Японии решило не ограничиваться финансовой помощью. Первые лица Японии развернули идеологическую компанию, нацеленную на оправдание действий США в Афганистане, Ираке, как в международных, так и в региональных организациях. Япония предприняла активное участие в восстановлении и развитии этих стран, предоставив экономическую, технологическую, медицинскую помощь. На Токийской конференции по восстановлению Афганистана Япония председательствовала наряду с США, ЕС, и Саудовской Аравией.
Для искоренения радикально настроенных исламских группировок, в последнее время распространившихся в регионе, Япония решила применить тактику «диалога цивилизаций». При МИДе открыт центр по изучению ислама, регулярно проводятся научные конференции и культурные мероприятия с участием представителей исламских государств, ученых-исламистов. Помощь развивающимся государствам региона-средство предупреждения напряженности в регионе на почве исламского экстремизма, так как известно, что именно материальное неблагополучие является причиной возникновения религиозной и культурной нетерпимости. Однако в последнее время, из-за экономических трудностей (безработица, неэффективность социальных программ) происходит снижение объемов помощи ODA (Official Development Assistance), которая, как известно, достаточно долго являлась эффективным инструментом ведения внешней политики Японии. Данные сайта Министерства иностранных дел Японии можно, показывают, что за последние годы объёмы ODA действительно сокращены.
Борьба со СПИДом, с распространением наркотиков являются одними из важнейших пунктов региональной политики Японии. В первую очередь государство озабочено безопасностью своих граждан. Основной поток наркотиков идет из «золотого треугольника» (Лаос - Мьянма - Таиланд), Китая и КНДР. Япония является участницей всех конвенции по борьбе с распространением наркотиков. Японской стороной регулярно проводятся конференции, финансируются программы по реабилитации наркозависимых людей и пропаганде здорового образа жизни, основными получателями японской помощи являются Таиланд, Мьянма, Вьетнам, Лаос и другие страны региона. В марте 2003 года Правительство Японии совместно с ООН выделило более одного миллиарда долларов на реализацию проекта по борьбе с распространением наркотиков в Мьянме.
Важнейший политический вопрос в Японии в программах всех политических партий - экологическая безопасность. Кроме того, Ё.Кавагучи в течение долгого времени занимала должности связанные с экологией и защитой окружающей среды, поэтому внешнеполитический курс Японии направлен на предотвращение экологических катастроф, защиту природных богатств региона. В июле 2002 года на встрече Министров иностранных дел стран участниц и партнеров АСЕАН во время обсуждения вопросов экономического и промышленного развития региона, Ё. Кавагучи отмечала, что эти неотделимы от проблем экологии. Японии принадлежит инициатива проведения программы по предупреждению лесных пожаров, контроля за вырубкой лесов и содействия их восстановлению в Азии «the Asia Forest Partnership». В декабре 2002 года в Токио прошла встреча экспертов и правительственных чиновников 10 стран Восточной Азии, где обсуждались вопросы совместно долгосрочного мониторинга стойких органических загрязнителей. До этого Азия оставалась единственным регионом мира, где подобные исследование не проводились. В решении экологических проблем Правительство Японии большую роль отводит сотрудничеству государств на уровне правительств, не государственных организаций и инициативных людей.
Таким образом, региональная политика Японии, проводимая Ёрико Кавагучи, придерживалась традиционных приоритетов, однако получила новое направление благодаря так называемым вызовам времени.
Литература и источники:
1. Накасоне Ясухиро. Государственная стратегия Японии в XXI веке.- М.: Nota Bene.,2001.- с. 295.
2. Современные международные отношения. Под редакцией Торкунова А.В.- М.: Росспен., 2001.- с. 354.
3. Коно Е. Курс Японской внешней политики.// Знакомьтесь Япония.- 1995.-№10.- с. 28.
4. Япония и проблемы безопасности в АТР. http://asiapacific.narod.ru/issues/info/1-98/kuzadjan.html-18 сентября 2002.
5. Латышев И. Японские эсминцы вошли в Индийский океан./Азия и Африка сегодня.-2002.-№2.- с. 13-15.
6. Muddleheart Koidzumi. The Economist.- March.-2003.- p. 13.
7. Япония и проблемы безопасности в АТР. – М.: Центр по изучению современной Японии.,1996.- с. 262.
8. Мосяков Д. Очередная схватка.// Азия и Африка сегодня.- 2002.-№6.- стр. 3.
9. Стапран Н.В. Экологическая безопасность Японии: внешнеполитический аспект.//Япония 2002-2003.-Ежегодник.-2003.- с. 101.
10.Стапран Н.В. Внешняя политика Японии – новые приоритеты и традиционные направления. //Япония 2001-2002.-Ежегодник.-2002.- с.12.
|
|