НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ И МУЗЫКА (ИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
к.с.н., доцент, Исхакова Н.Р.
Россия, 423800, г.Набережные Челны, Б-р Юных ленинцев, 8 – 128, Академия управления «ТИСБИ», филиал в г. Набережные Челны
Одним из культурных факторов воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Очень часто нынешние предпочтения молодежи становятся завтра массовым и общепринятым. Поэтому проблема изучения музыкальной ориентации молодежи является актуальной.
Именно молодежь больше всего покупает диски, кассеты, чаще и больше слушает записи. Молодежный досуг разворачивается вокруг музыки. Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство, которое по своей сути и есть сочувствование, сопереживание со своей музыкой. Стены из звуков, как способ используются молодежью для отгораживания себя, свою частицу от семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений равна музыкальному вкусу. Задача нашего исследования – изучение музыкальных вкусов школьной молодежи (7-17 лет). Исследование носило поэтапный характер. Первый этап – летние оздоровительные лагеря г.г. Казани, Набережных Челнов, Лениногорска. Выбор первого этапа исследования был обусловлен тем, что это типичные оздоровительные лагеря Татарстана, как по составу, так и по всем показателям. В этих оздоровительных лагерях находятся представители многих школ города и молодежь из сельской местности. Изучение мнения подростков позволяет понять, каким музыкальным вкусом обладают школьники разных городов, что общего и в чем различия. Была предложена анкета, содержащая двадцать четыре вопроса о показателях музыкального вкуса молодежи, в которой имелись различные варианты ответов. Предстояло выбрать один вариант, который наиболее полно отражал их мнение. Если ни один из вариантов ответа не устраивал респондентов, можно было написать свое мнение в отведенной для этого строке. Материал полученных данных обрабатывался вручную, так как содержание ответов не поддается машинной обработке.
Насколько известно, любой анализ необходимо начинать с выяснения возраста респондентов. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.
Как видно из приведенной таблицы наибольшее количество опрошенных в возрасте 11-14 лет, это 68,8% от общего числа респондентов (303 человека).
Таблица 1.
Распределение участников анкеты по возрасту (в % к числу опрошенных)
Возраст
|
г.
Казань
|
г.
Набережные
Челны
|
г.
Лениногорск
|
Всего
|
7-10
лет
|
17,4
|
29,9
|
18,2
|
22,4
|
11-14
лет
|
60,4
|
63,8
|
80,8
|
68
|
15-17
лет
|
22,2
|
6,3
|
1
|
9,6
|
В число социально-демографических признаков, дифференцирующих музыкальные интересы, нами был включен в анкету пол подростка. Различия между мальчиками и девочками несомненно сказываются на их музыкальных потребностях и вкусах. (см. Таблицу2).
Таблица 2.
Распределение участников опроса по полу (в % к числу опрошенных)
Пол
опрашиваемых
|
г. Казань
|
г.
Набережные
Челны
|
г.
Лениногорск
|
Всего
|
Мужской
|
37,3
|
23,9
|
35,4
|
41,1
|
Женский
|
62,7
|
76,1
|
64,6
|
58,9
|
Также в анкету был включен вопрос национальности. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Распределение участников по национальности (в % к числу опрошенных)
Города
|
Татары
|
Русские
|
Другие
национальности
|
Казань
|
44,1
|
53,4
|
2,5
|
Набережные
Челны
|
35
|
60,7
|
4,3
|
Лениногорск
|
42,5
|
49,5
|
8
|
Итого:
Всего опрошенных %
Всего
опрошенных
|
%
|
Татары
|
Русские
|
Другие
национальности
|
|
|
абсолютная
цифра
|
%
|
абсолютная
цифра
|
%
|
абсолютная
цифра
|
%
|
303
|
100
|
136
|
44,6
|
151
|
49,3
|
19
|
6,1
|
Механизм формирования музыкальных вкусов школьной молодежи мог бы быть изучен более полно при анализе отношений, существующих, в так называемых малых группах (семья, школьный класс, школа), ибо среда ближайшего окружения оказывает наибольшее воздействие на вкусы интересы. Но такого рода анализ выходит за рамки нашего исследования. Таким: образом, нами выделено три основных признака, детерминирующих музыкальный вкус подростка в данном исследовании - место жительство, возраст, пол.
Изучение мнения подростков о современной музыке позволяет понять, какая музыка больше всего нравится нынешней молодежи. Как показывают результаты исследования, почти половина опрошенных школьников городов Казани (44,3 %), Набереж¬ных Челнов (43,6%), Лениногорска (48,6 %) предпочитают эстрадную музыку, точнее отечественного производства, так как она «понятна» и «интересна»; зарубежную эстраду предпочитают - 28 % школьников трех городов; - 12,7 % учащихся предпочитают музыку Бетховена, Баха, Моцарта, Чайковского (г. Ка¬зань); - 11,1 % предпочитают слушать классическую (г. Набережные Челны); 21,1% -( г. Лениногорск). Анализ данных показал, чем дальше находится город от столицы, тем большую роль в предпочтении школьники отводят классической музыке (г. Лениногорск). 5,8 % респондентов в г. Казани предпочитают народную музыку, 7,5 % - воздержались от ответов; в г. Набережные Челны - 1,7 %, 10,5% - воздержались; в г. Лениногорске - 2%, 0,3 % - воздержались.
Параллельно была сделана попытка выявить качественную сторону музыкальных потребностей родителей респондентов. Нельзя сказать, что ребенок не испытывает влияния со стороны других факторов помимо семьи: всесемейного социального опыта или ценностей групп сверстников.Но влияние семьи наиболее сильно. Родители оказывают воздействие на своих детей несколькими путями:в качестве ролевых моделей, чье поведение подростки имитируют; на эмоциональное развитие; передают свои ценности и моральные нормы.
Взаимосвязь между родителями и подростками является наиболее важной и влиятельной. Отвечая на вопрос «Что предпочитают слушать Ваши родители?» - молодые люди ответили (это отражено в таблице 4).
Таблица 4. Предпочтение родителей (в % к числу опрошенных)
Предпочитаемый
жанр
|
г.
Казань
|
г.
Набережные
Челны
|
г.
Лениногорск
|
эстрадная
музыка
|
47,6
|
46,2
|
30,3
|
народная
музыка
|
31,5
|
44,4
|
42,4
|
классическая
музыка
|
20,9
|
9,4
|
27,3
|
Налицо явное предпочтение лениногорцев «серьезной» музыки. Но вправе ли социолог давать оценку уровня музыкальной культуры той или иной группы людей, выявив их отношение к различным жанрам музыки, или его задача сводится лишь к фиксации фактов? Можно ли утверждать, что человек, предпочитающий скажем, эстраду симфонической музыке, отличается более низким уровнем музыкальной культуры, чем тот, кто отдает предпочтение симфонической музыке? Ответ на этот вопрос заключен в следующем: как ни интересна, как ни важна, может быть легкая музыка, самое ценное в художественном творчестве всех видов принадлежит серьезному искусству. Следующий вопрос заключался в выборе музыкальной группы и певца, которые предпочитают подростки на сегодняшний день. Мнение школьников трех городов совпадают. Это группы: «Руки вверх», «Дискотека авария», «Иванушки». Любимыми певцами стали: Алсу, Губин, Децл, Игорек, Орейро. Таким образом, приоритеты музыкальных вкусов исходят, в первую очередь от СМИ и руководителей культуры. Именно
они решают, какой будет региональная музыкальная политика, но если в советскую эпоху доминировала практика запрета и гонения на развлекательную музыку, то в постперестроечное время пришли вседозволенность, поощрение невзыскательных вкусов «самой широкой аудитории». Мы потребляем все то, что нам подают средства массовой информации, ориентированные на развлекательные виды музыки.
Молодежь ругали всегда — в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что «молодежь пошла не та», что утрачена прежняя чистота нравов и т.д. Сегодня слышны упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки древних египтян. Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). В чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 5.
Таблица 5. Распределение главных жизненных целей молодежи, в %
Жизненные
цели
|
%
|
Иметь хорошую
семью
|
8,1
|
Получить
хорошее
образование
|
11,0
|
Устроиться
на хорошую
работу
|
10,2
|
Иметь
свою
квартиру
|
4,5
|
Зарабатывать
много денег
|
5,1
|
Открыть
свой бизнес
|
2,2
|
Жить в
достатке
|
7,6
|
Приобрести
дорогие
вещи
|
21,3
|
Как видно, для современной молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Фундамент эстетических потребностей закладывается в школьные годы. Школа как важнейший социальный институт, сопровождающий процесс перехода ребенка во взрослую жизнь, является интересным исследовательским полем для изучения молодежи. Вся иерархия ценностей прямо или косвенно отражает культурные изменения. Каждый уровень новой школьной идентификации поднимает молодого человека на ступень, наполняя его жизнь новыми эстетическими потребностями. На вопрос: «Проводились ли у Вас уроки музыки?», все дети без исключения написали «да». Казанские школьники уроки музыки считают «увлекательными, интересными» -33,7 %, «хорошими, нормальными» - 44,2%, «скучными, неинтересными» - 22,1%.Челнинские подростки ответили: «интересными» - 48,7 %, «обыкновенными» - 4,2 %, «скучными» - 47,1 %. Лениногорские дети урок музыки считают: «интересными» - 14 %, «хорошими, нормальными» - 54 %, «скучными» - 31 %. По результатам анкеты, самые интересные уроки музыки проводятся в городе Набережные Челны (48.7 %). По словам учащихся «Уроки музыки научили меня слушать, а в последнее время и думать о музыке. Эти уроки открыли новый для меня мир искусства – музыку».
На вопрос: «Любите ли вы петь и какие песни поете?» - казанская молодежь ответила – «да» - 88,4 %, «нет» - 11,6 %; челнинская - «да» - 97,5 %, «нет» - 2,5 %; лениногорская «да» - 76,8 %, «нет» - 23,2 %. Песни о любви лидируют (62,7 %), затем «разные» (35,3 %), и только - 6 % поют «военные, серьезные», группа «Любэ» у них на первом месте. Пение и слушание, в данном случае не противостоят друг другу, как воплощение активного и пассивного отношения к музыке, они обогащают друг друга в процессе освоения детьми этого вида искусства.
При педагогически грамотном выборе методов обучения, именно школа может стать центром всеохватывающего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
|