Доклады секции:
"Трибуна молодых учёных" 2007
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ
студенты Архитектурного факультета Мустафина Г.И.,Чернецов А.А.
gouzelkin@yahoo.com, villi.tovarnijak@gmail.com
Что такое "национальная самобытность"?
Вопрос о сохранении национальной самобытности чрезвычайно актуален в наше
время, в нашем мире, охваченном процессом глобализации. Его выдвинуло
духовное состояние общества, поглощенного массовой культурой. Проблема
в падении духовных и общественных запросов. В современном мире человек
перестает быть носителем культуры.
Слово "самобытность" означает бытие в его особенной или даже
единичной форме. Соответственно национальная самобытность подразумевает
бытие, ограниченное историческими рамками отдельно взятого народа.
Для чего нужно сохранять национальную самобытность?
Самобытность нации реализуется в основном в созданной ею культуре. Поэтому
понятие самобытности практически тождественно понятию культурной идентичности,
т. е. распознаваемости (общности, народа).
Теряя культурное наследие, мы теряем и нашу самобытность, наши корни,
наш внутренний стержень.
Президент "Американ Экспресс" Кеннет Шено утверждает, что "сохранение
культурно-исторических достопримечательностей по всему миру позволяет
нам оценить достижения прошлых поколений. Сегодня историческое наследие
ОБЪЕДИНЯЕТ МИР, развивает туризм и, что еще важнее, дает надежду на то,
что памятники прошлого смогут вдохновить будущие поколения".
А не это ли есть интеграция культур? Если не сохранять самобытность каждого
народа, то понятие мировой (общечеловеческой) культуры окажется пустым,
бессмысленным. На наш взгляд, "человек мира"- это в первую очередь
личность со своим национальным "багажом", при этом открытый
всему миру, открытый к восприятию культурного наследия всех народов.
Нужно отметить, что чисто психологически обычному человеку сложнее воспринимать
себя контексте мировой культуры, ведь в ней он мельчайшая частица. В то
время, как в локальной, национальной культуре его значимость возрастает.
Как сохранить национальную самобытность?
Сохранить национальную самобытность значит, в первую очередь, сформировать,
суметь развить и сохранить национальное самосознание. Главное условие
для этого- передача культурной памяти будущим поколениям, что является
вопросом соответствующего воспитания и образования. Этимологически слово
"культура" означает "взращивать". Таким образом, культура
человека- это его формирование.
Воспитывает человека не только общество, родители, педагоги, но и та среда,
в которой он растет, учится и работает.
Нас, как будущих архитекторов, волнует, прежде всего, то, какую атмосферу
создает городская застройка. Ведь известно, что атмосфера, в которой живут
и работают люди, оказывает на них непосредственное воздействие.
Она может способствовать поднятию культурного уровня горожан, улучшению
их эмоционального состояния, а, следовательно, и повышению их работоспособности;
может повысить туристический потенциал города, сделать его инвестиционно
привлекательным. А может случиться и все с точностью до наоборот.
Самым важным фактором для создания привлекательной позитивной атмосферы
города является выявление его исторически сложившегося целостного архитектурного
пространства, обращенного к нашему прошлому, традициям. Охрана национальной
исторической среды важна для патриотического воспитания, для устойчивого
развития города.
Как пишет Джейн Джейкобс в своей книге "Смерть и жизнь великих американских
городов", для рождения новых идей требуются старые здания. В них
человек обретает чувство аутентичности, надежности, принадлежности к сообществу
местных жителей, а также к истории, объединяющей людей в сегодняшнем мире,
меняющемся непрестанно 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. Здесь человек
возвращается к своим корням и обретает собственное "я" в наш
век креативности.
Интересен опыт США по использованию исторических зданий в качестве студенческих
гостиниц- хостелов. Это помогает организации "Международные хостелы-
Хостелы для американской молодежи" (МХ-ХАМ) помочь людям, особенно
молодым, лучше понять мир и окружающих. Когда МХ-ХАМ открывает молодежную
гостиницу в историческом здании, главное для них- сохранить исторические
и архитектурные особенности постройки для будущих постояльцев. Хостелы,
расположенные в исторических местах, помогают решить образовательные задачи
и дают уникальную возможность заглянуть в прошлое страны.
Таким образом, архитектурное пространство, идентичное культуре народа,
менталитету, помогает сохранить и развить национальную самобытность, поднять
национальное самосознание, закрепляет многообразие национальных, этнических
и религиозных культур, разнообразие природы, служит фундаментом воспитания
патриотизма в молодом поколении.
Что для нас наследие?
НАЛЕДИЕ- старт в XXI век. Без прошлого нет будущего;
НАЛЕДИЕ как образ жизни, иммунитет против глобализации;
НАЛЕДИЕ- ценная историческая и современная застройка.
Сохранение культурной идентичности можно рассматривать в двух направлениях:
Первый заключается в сохранении и реставрации памятников истории и архитектуры.
Такое понимание кажется нам несколько закостенелым, статичным. Мы видим
сохранение идентичности в сохранении всего культурного наследия (ДО, СЕЙЧАС
и ПОСЛЕ). Ведь в действительности то, что мы создаем сейчас, когда-то
станет нашим наследием. Потому важно следить не только за сохранением
старого, но и за качеством, ценностью нового. Учитывать "древнее",
но не "зацикливаться" на нем.
Цивилизация развивается, а, следовательно, развивается и культура. Потому
закономерно изменение, обогащение наследия. Можно сохранять не только
старые здания, но и их функции, переносить эти функции в новые постройки.
Или же находить новое применение архитектурным и историческим памятникам,
наполнять их новым смыслом.
Кто является носителем культуры, исторического наследия народа?
Те, в чьих руках наше будущее, т.е. молодежь. Ведь любой прогресс общественного
развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколения
к поколению. Следовательно, важно взрастить в молодежи национальное самосознание,
патриотизм, помочь осознать национальную самобытность.
К тому же сам термин «самобытный» в словаре Ожегова означает «своеобразный,
не похожий на других, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии».
А кому, как ни современной молодежи, хочется попасть под такое определение.
Используя это, можно легко направить молодежь в нужное русло. Важно правильно
расставить акценты и при этом избежать экстремистских настроений.
Теоретический проект сохранения культурной идентичности, на примере архитектурного
пространства Старо-татарской слободы.
Старо-татарская слобода - старейший район проживания городских татар.
Здесь особая уникальная атмосфера. Современное поколение наблюдает нещадное
разрушение исторической застройки, стирание слой за слоем истории. Появление
новой застройки сомнительной архитектурной ценности, которая со временем
тоже станет наследием.
В нашем проекте новое не поглощает старое, а гармонично уживается, подчёркивает
уникальность наследия, делает его привлекательным.
Мы считаем, нужно не только сохранять старое, но и создавать более ценное
новое. Сначала новое работает на старое, а позже и наоборот.
Архитектура смотрит в будущее, а будущее за молодёжью. Наиболее инициативной
заинтересованной частью населения. Молодёжь посмотрит на проблему под
другим углом, наполнит жизнью слободу. Рядом университеты, а значит, приезжие
студенты и те, кто хочет жить отдельно. Мы предложим им снимать квартиры
в хрущёвках за минимальную оплату или даже бесплатно, если они будут участвовать
в строительстве новой слободы.
У нас огромный опыт стройотрядов, возведение БАМа. Надо это использовать.
Давайте устраивать международные лагеря, привлекать на волонтёрские работы
молодёжь. Это и обмен опытом и огромная экономическая выгода для города.
Волонтёрство — это широкий круг деятельности, включающий различные формы
взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы
гражданского участия. Осуществляется добровольно на благо широкой общественности,
и денежное вознаграждение не является главным мотивом.
Волонтерский труд не оплачивается. Но это не значит, что волонтёры бескорыстные
альтруисты, они работают ради приобретения опыта, навыков и знаний. Часто
волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе: здесь есть
возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, установить
личные контакты, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться
с выбором жизненного пути. Специалисты утверждают, что за волонтерским
движением – будущее. Волонтерство позволяет человеку реализовать чувство
личной гражданской ответственности за происходящее.
А волонтерская деятельность в сфере сохранения наследия помогает осознать
свою национальную самобытность, почувствовать себя частичкой истории,
обогатиться духовно, внести вклад в развитие культуры.
Сейчас волонтерская деятельность широко распространена по всему миру:
от замков во Франции и детских лагерей в США до Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Интересен опыт волонтерской помощи в проекте «Большая Байкальская тропа».
Здесь на начальных этапах разработки концепции и детального проекта экологического
маршрута волонтеры (а это в основном молодежь) могут играть роль катализаторов
интересных, нестандартных идей, дополняя специалистов проектной организации.
Они могут обеспечить себе рабочее место в будущем, при эксплуатации троп
(к примеру, стать гидами). То же самое можно осуществлять и при реставрации
архитектурных памятников.
Мы считаем, молодёжь должна воспитываться в атмосфере древнего города.
Здесь проще прививать ей культуру, моральные, этические нормы и общечеловеческие
ценности. Поэтому, привнося новые функции в историческую среду, мы хотим
заинтересовать молодёжь, открыть новые стороны архитектурного наследия.
Наследия не ржавых железяк и покосившихся дряхлых домиков, а наследие
красоты и индивидуальности, неповторимости обликов старины.
Нужно осуществлять обмен студентами. Местная молодежь, знакомя иностранцев
со своей культурой, заодно и сама приобщится к ней. Невольно начнет осознавать
свою принадлежность к уникальной этнической общности.
Для этого необходимо сделать Старо-татарскую слободу международным центром
сохранения наследия, местом реализации молодёжи. Построить молодёжный
конгресс-центр с гостиничным комплексом. Для этого есть прекрасное место
– промзона, мыловаренный завод. Сочетая промышленную архитектуру с современной,
создадим привлекательную атмосферу.
Построим парк деревянной архитектуры. Будем использовать и создавать новые
формы сохранения наследия. Появится улица-музей. Сохраним только фасады,
а где-то и полностью старую застройку, оформим как экспонаты за стеклом.
В типовых советских пятиэтажках устраивать целые склады деревянных домов,
которым по объективным причинам не нашлось места в гармоничном облике
города. Центр деревянного зодчества, где можно обучать старинному ремеслу.
Наша деревянная архитектура уникальна, сочетает восток и запад и, безусловно,
вызовет интерес иностранных туристов.
В слободе есть ряд привлекательных потаённых пространств – двориков. Их
можно перекрыть, создать кафе или просто дворики по интересам: любителей
книг, кофе, музыки.
Какие-то дворы с современными домами обтягивать в два этажа панно со старой
застройкой. Мы выделим уровни наследия: пласт 19 века, советское наследие
и современность.
”Дом в атмосфере”- подавленные среди многоэтажной застройки одинокие домики
погружать в атмосферу того времени, путём проецирования на их окружение
исторических сюжетов.
“Дом белый куб”- дом, выполняющий роль чистого листа для ярких мазков
исторической застройки.
Поднимем народное самосознание, например, оставим кусочек стены старого
дома. Это напоминание о нашем наследии и упрёк за несознательность горожан.
Итак, Старо-татарская слобода - территория молодёжного самоуправления
под патронажем президента РТ. Город в городе. Здесь проводятся молодёжные
тендеры, креативные инвестиционные программы.
Гибкая налоговая политика, зона экспериментального экономического режима.
Но самое главное изменить атмосферу в слободе. Наш лозунг – Живите дружно.
Можно установить телефонные будки на разных концах слободы, только для
общения с любым случайным прохожим. Возможно создавать зоны особого режима:
не кричать, ходить только за руку. Пустим трамвайчики без определённых
маршрутов, на которых можно кататься по Старо-татарской слободе, но вряд
ли удастся добраться быстро до нужного места.
Восстановить такие функции наследия, как базар, майдан. Создать барахолку,
пусть люди почувствуют себя частицей истории.
Использовать набережную и озеро Кабан. Когда-то здесь зимой велись кулачные
бои. Устроим для начала общегородской каток, снежные горки. Театральные
действа, в которых любой прохожий может поучаствовать.
Какие только идеи не приходили нам в голову. Но молодёжь легко восприимчива
ко всему новому и креативному. Такие меры оживят слободу и сделают её
уникальным местом.
Молодёжь должна знать и гордиться своей историей, понимать, что каждые
их действия могут отпечататься на страницах истории.
Общительность, коммуникабельность, открытость, свобода и креатив- вот
что привлекает молодёжь. А как использовать ее внимание - дело государства.
Литература:
1. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани.-Казань:Тат.кн.издат-во,1978.
2. Остроумова В.П. Казань. Очерки по истории города и его архитектуры.-Казань:
Изд-во Каз. Ун-та,1978.
3. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIXвеков:
модель развития, структура типов, влияния-Казань:КГАСУ,1997.
4. Айдарова-Волкова Г.Н. Татарские слободы Казани: архитектурно-градостроительное
развитие и методологические аспекты реконструкции.-Казань:КГАСУ,1999.
5. Султанов Р.И. Историческая география Казани. Город и его предместья
в XVI-XVII веках.-Казань,2004.
6.Реконструкция центров исторических городов.-М.:Стройиздат,1987.
7.Донован Рипкема Экономика исторического наследия.- изд. «Билдинг», 2006.