Доклады секции:
"Форум языков" 2007
О ВЛИЯНИИ МОТИВАЦИИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
доцент, к.п.н. Галимзянова И.И., учитель английского языка Ергулева Е.В.
Казанский государственный технологический университет
Гимназии № 7
illagalim@rambler.ru
Известно, что учебная деятельность
поддерживается многообразными потребностями и определяется мотивами, знание
которых необходимо для повышения эффективности учебного процесса. Мотивы
учения – это движущие силы, направляющие учащегося к активному овладению
знаниями, умениями и навыками. Мотивация учения – сложное образование,
включающее в себя социальные, моральные и другие побуждения. И от этих
внутренних побуждений зависит эффективность обучения.
Процесс, связанный с формированием мотивации, называется тренингом. Тренинг
мотивации достижений приводит к более высокой успеваемости тех учащихся,
у которых обострены чувство собственного достоинства и стремление постоянного
улучшения своих достижений. У учащихся наблюдается осознание соотношения
своих мотивов и целей, уровня притязаний, а также предвидение социальных
результатов и последствий достижения поставленных целей. Положительные
эмоции уверенности в возможностях, устойчивый оптимистический внутренний
настрой в результате тренинга мотивации достижений оказывают должное влияние
на качество процесса обучения.
О мотивации стоит говорить не только тогда, когда важно определить, почему
человек берется за изучение языка, но и тогда, когда важно понять, чем
обусловлен тот или иной стиль обучения, и почему учащийся делает сознательный
выбор в его пользу. Среди факторов, влияющих на мотивацию, можно назвать
особенности личности учащегося, его потенциальные способности к самообразованию,
генетические свойства и яркие события в жизни.
Стратегии, используемые учащимся в процессе обучения, также могут объяснить
его выбор и мотивацию.
А.А. Реан [1] отмечает, что исторически сложилось так, что, говоря об
учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали влияние
на эту успешность интеллектуального уровня личности. Однако некоторые
экспериментальные исследования и наш педагогический опыт заставляют еще
раз вернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального
факторов. Данные, полученные в результате исследований, позволяют говорить
о том, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного
фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного
запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении
компенсаторный механизм не срабатывает. То сеть никакой высокий уровень
способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию
и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности.
Таким образом, успехи учебной деятельности учащихся определяются не только
уровнем способностей, но и мотивацией учения. Известно, что среди хорошо
успевающих учащихся имеются те, которые обладают средним или даже низким
уровнем способностей, но за счет сильной мотивации, интереса и самодисциплины
они достигают значительных успехов. Точно, так же среди плохо успевающих
и даже отчисленных за неуспеваемость встречаются лица, имеющие высокий
уровень способностей как общих, так и специфических. Однако для них характерен
низкий уровень мотивации, отсутствие интереса к данному виду учебной деятельности,
что резко снижает уровень их академических достижений.
Учащиеся с разным уровнем успеваемости могут иметь различные мотивы учения,
Одни учатся, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы,
другие стремятся достигнуть определенных вершин, реализовать свой потенциал,
для третьих, прежде всего, важно общение с друзьями, желание быть нужными
кому-то, избежать одиночества, они стремятся к дружбе, сотрудничеству,
взаимопониманию.
В вузе особенно важно становится достижение хороших результатов в учении,
так как подготовка студентов к профессии, наличие у них профессиональных
умений и навыков будет играть огромную роль в трудоустройстве и в дальнейшей
профессиональной деятельности.
Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабо успевающие
студенты часто отличаются именно развитием у них профессиональной мотивации.
Одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает
играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной
деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшее
место принадлежит положительному отношению к профессии, так как этот мотив
связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии
(при условии, что оно сочетается с компетентным представлением о ней)
детерминирует формирование и других, более частных мотивов.
Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и В.И. Шкуркин [2], занимаясь вопросами, посвященными
мотивационно-потребностной сфере учащихся, изучая зависимость успешности
студентов от их потребностей, выделяют четыре ведущих потребностей учащихся:
потребность в познании, достижениях, общении и доминировании. По мнению
ученых, повышение желания учиться предусматривает знание особенностей
потребностно-мотивационной сферы личности учащего, умение преподавателя
создавать ситуации и обстоятельства в обучении, отвечающие этим особенностям.
Так, преобладание у учащихся потребности в достижениях требует от преподавателя
умения создавать ситуации, в которых эта потребность актуализируется,
и учащиеся ориентируются на успех. Если же преобладает познавательная
потребность, то целесообразно усиливать стимулирование учения новизной
и неожиданностью материала. При преобладании потребности в общении целесообразно
создавать ситуации активной взаимопомощи, а при преобладании потребности
в доминировании полезно создавать ситуации дискуссии и обсуждения, в которых
эта потребность удовлетворялась бы наиболее полно. Таким образом, установлено,
что при создании ситуации, отвечающих преобладающей потребности учащихся,
возбуждается интерес и повышается мотивация учения.
Разумеется, бывают случаи, когда мотивация исчезает. Так происходит, когда
студенту не удается проявить на практике свой индивидуальный стиль обучения.
Если студенту присущ индуктивный стиль изучения материала, а в процессе
обучения нужно полностью быть сосредоточенным на том, что говорит и делает
преподаватель, он может испытывать дискомфорт оттого, что крайне сложно
актуализировать полученную информацию [3]. С другой стороны, положение
студента облегчается, если ему близок дедуктивный метод обработки информации,
при этом гораздо проще применять полученные знания на практике, чем открывать
самому что-то новое.
Другим демотивационным фактором может стать возникшее психологическое
напряжение между преподавателем и учащимся. Излишнее волнение перед уроком
может усугубить стрессовую ситуацию. Самым простым способом является намеренный
отказ от занятия и оправдание невозможности встречи с преподавателем.
В связи с этим преподавателю иностранного языка, как и любому другому
преподавателю, необходимо иметь представление о строении потребностно-мотивационной
сферы личности учащегося, в частности о потребностях и соответствующих
им мотивах, и их влиянии на успеваемость студентов. Преподаватель иностранного
языка должен уметь создавать условия, отвечающие этим потребностям, использовать
методы и приемы, актуализирующие их, развивать у учащихся положительные
мотивы учения.
Создание естественных ситуаций общения на занятиях по иностранному языку
может способствовать актуализации потребности в общении, играющей огромную
роль в процессе обучения.
Создание естественных ситуаций общения происходит на основе текстов, которые
дают возможность активного оценочного отношения к излагаемым в них фактам,
событиям; на основе опущенных звеньев текста, содержание которого развивается
вокруг определенной сюжетной линии, на основе содержания рисунков (чаще
юмористических).
Естественные ситуации общения помогают учащимся учиться выражать свои
мысли по той или иной теме, активно включаться в учебный процесс, совершенствовать
свои умения говорить на иностранном языке.
Существующую у учащихся потребность в общении можно использовать, вводя
актуальные темы для обсуждения, воображаемые ситуации речевого общения,
самостоятельную работу по группам, где от учащихся требуется сотрудничество
и взаимопомощь, ролевые игры, мини-конференции, беседы с носителями языка,
просмотр зарубежных фильмов.
Развивая потребность в познании, необходимо учитывать, что предлагаемые
на занятиях тексты должны содержать новизну, иметь интересный сюжет, расширять
кругозор. Стремление к познанию нового способствует учебной активности
и соответственно положительно влияет на учебную успеваемость. Преподавателю
важно знать, чем интересуются, учащиеся, что им хочется обсудить, о чем
узнать. В этой связи большое значение приобретает дополнительный материал,
который может быть использован преподавателем для удовлетворения познавательных
запросов учащихся.
Интерес учащихся могут вызвать проблемные, яркие примеры, факты из литературы,
истории, а также использование наглядных пособий, технических средств
обучения, таких как телевидение, видео, аудио, компьютер.
В процессе обучения иностранному языку большое значение имеет осознание
студентами роли иностранного языка в их будущей профессиональной деятельности.
Преподавателю необходимо рассказывать студентам о преимуществах знания
иностранного языка в современном мире, о востребованности людей в профессиональной
сфере, владеющих языком.
Изучение языка будет более эффективным, если учащиеся будут иметь возможность
получать знания в области страноведения, социокультурного контекста.
Развивая потребность в познании, преподаватель должен поощрять стремление
учащихся к поиску новой информации, к самостоятельной работе, самообразованию,
так как «умение видеть проблему, критически относится к содержанию учебного
материала, умение ставить вопросы, находить в неизвестном элементы известного
все эти умения у человека с готовностью к самостоятельной умственной деятельности
находятся во взаимосвязи не только между собой, но и с личностными качествами.
В основе самообразовательной деятельности лежит стремление человека к
знаниям, к систематическому умственному труду, в процессе которого происходит
не только пополнение знаний, но и удовлетворение духовных запросов.
Огромную роль в успешном учении играет потребность в достижениях, связанная
со стремлением учащихся к успеху, достижению отличных результатов в учении,
самовыражению. Современное общество заинтересованно в людях, способных
к самостоятельным действиям, личностному росту и раскрытию своего потенциала.
В современных условиях особенно актуальной становится готовность личности
достигать поставленных целей, добросовестно и качественно выполнять выбранную
деятельность.
В процессе обучения иностранному языку влияние потребности в достижениях
на успеваемость учащихся не подлежит сомнению. Преподаватель должен верить
в успех своих студентов, повышать самооценку учащихся, способствовать
их стремлению к успеху, создавать ситуации, в которых эта потребность
актуализируется. Учащимся необходимо предлагать больше творческих заданий,
чтобы они могли применять и совершенствовать полученные знания, проявлять
свои способности, стремиться к самореализации. Учащимся можно предложить
составить диалог, сочинить историю, используя новую лексику, сделать доклад
по теме занятия, придумать собственную игру, помогающую развить языковые
умения.
Необходимо, чтобы занятия по иностранному языку проходили в условиях психологической
комфортности; очень важны атмосфера, создаваемая на занятии, доверительные
отношения между преподавателем и учащимися.
Потребность в лидерстве, также имеет большое значение для успешной учебной
деятельности студентов. В процессе обучения иностранным языкам учащимся
необходимо создавать ситуации, в которых эта потребность удовлетворяется.
Это могут быть дискуссии по теме занятия, ролевые игры, опять же, творческие
задания, где проявляется данная потребность как здоровый дух соревнования,
желание первым справиться с трудным заданием, проявить себя в обсуждении
или игре, стремление сделать что-то на занятии как можно лучше также способствует
учебной активности и, соответственно, положительно влияет на успеваемость.
Таким образом, мотивация студентов играет большую роль в процессе обучения
иностранному языку и без сомнения влияет на их академическую успеваемость.
Учет этого фактора в учебном процессе может значительно увеличить эффективность
обучения.
Литература
1.Реаян А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. –
СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 416с.
2.Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к
учению. – М., 1988.– 79с.
3.Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность // Потребности
и мотивы учебной деятельности студентов медвуза: Сборник научных трудов.
М., 1976. – 4c.