Доклады секции:
"Форум языков" 2007
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
доцент, к.п.н. Вьюгина С.В.
Казанский государственный технологический университет
cafedra.odo@mail.ru
Современное общество предъявляет высокие требования
к устной речи человека. Способность к свободному общению в процессе трудовой
и учебной деятельности, умение быстро ориентироваться в стремительно возрастающем
потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям общественной
жизни становится важнейшей характеристикой современного специалиста.
Поиски эффективных путей обучения языкам привели к разработке лингвокультурологического
подхода, в основе которого лежит идея взаимосвязанного изучения языка
и культуры с целью выработки у студентов не только языковой, лингвистической,
но и коммуникативной, социокультурной компетенции. Лингвокультурология
изучает национальную семантику языковых единиц во всей полноте их содержания
и формы, в степени, максимально приближенной к восприятию этих единиц
носителями данного языка и данной культуры. Социокультурная компетенция
понимается как знания и умения, необходимые для осуществления речевой
деятельности на изучаемом языке преимущественно в социокультурной сфере
общения, для приобретения знаний в гуманитарной области, для знакомства
с национальной литературой и другими видами искусства.
В структуре национально-культурного компоненты коммуникативной компетенции
наблюдается неоднородность культурного фона, включающего в себя пласты
общечеловеческих, региональных и национально-специфических знаний. Каждая
культура вбирает в себя и определенном образом преломляет как общечеловеческие,
так и региональные знания.
Опыт преподавания курса «Татарский язык и культура речи» студентам по
специальности «Государственное и муниципальное управление» в Казанском
государственном технологическом университете показывает, что развитие
творческого умения участвовать в полемическом общении требует решения
ряда учебных задач: студенты должны уметь логически строить высказывание,
актуализировать языковые средства для ясного выражения мыслей, владеть
экспромтной речью, уметь излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя
на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной
содержательностью.
Решение этих задач тесно связано с повышением уровня общей культуры и
уровня гуманитарной образованностью студентов, развитием их коммуникативных
способностей и психической готовности эффективно взаимодействовать с партнером;
этому может способствовать и появление у каждого студента стремления найти
свой стиль, свои приемы общения, выработать определенную систему речевого
самосовершенствования.
Как нам известно, речевая работа предусматривает активное овладение стереотипами
речевого поведения. В ходе дискуссии требуются умения выразить личное
мнение, аргументировать его какой-либо ссылкой, выразить отношение к точке
зрения собеседника, сделать вывод, завязать беседу, поддержать ее, подключиться
к разговору или уйти от него, прекратить обмен мнениями. Формирование
у студентов специфического умения вести дискуссию, полемику, участвовать
в деловой беседе препятствует, с одной стороны, незнание типов ролевого
поведения, с другой – методик, позволяющих активно использовать обучение
жанрам устной публичной речи в учебном процессе.
Речевая культура студента – это коммуникативный компонент его профессиональной
подготовки. Владение вторым государственным языком становится не только
неотъемлемой частью общей культуры, но и составным элементом культуры
специалиста. Для нас главная трудность – это разный уровень владения языком,
поэтому приходится создавать группы для начинающих студентов и использовать
соответствующие методики преподавания. В своей научно-педагогической деятельности
используем передовые педагогические технологии, опирающиеся на теории
проблемного обучения, ролевых игр и современные методики формирования
творческого мышления студентов. В основе методической работы лежит проблемный
подход к преподаванию татарского языка, который развивает у студентов
нестандартное, критическое мышление. Студентам, будущим управленцам необходимая
высокая культура речевого поведения – это грамотная речь, богатый словарный
запас, четкая дикция, правильное произношение слов, ударения, умение вести
дискуссию, чувство юмора и т.д. Занятия по татарскому языку проходят в
форме конкурса на диктора телевидения, защиты предвыборной программы кандидатов
в депутаты. Студентам даются задания по составлению речевых миниатюр.
Опыт работы показывает, что сами студенты отдают предпочтение речевым
мини-этюдам на занятиях, а пробелы в лексике восполняют самостоятельно,
особенно, если эти проблемы их интересуют. При этом студенты самостоятельно
совершенствуют свою лексику, преподаватель выступает лишь в роли консультанта.
В работе со студентами пристальное внимание уделяется нормам правильного
литературного произношения. В татарском языке ярко выражена симметрия,
также ему свойственно упорядоченность и последовательность. Агглютинативность
татарского языка позволяет строить любые языковые конструкции. Рассмотрение
эстетических особенностей татарского языка позволяет увидеть культурные
ценности народа, носителя родного языка. Язык является достоянием культуры,
и он построен по законам красоты. Знание красоты языка повышает интерес
студентов и выступает дополнительным мотивом изучения татарского языка.
Нормам правильного литературного произношения учим на образцах татарской
классической поэзии, студенты знают их наизусть. Дух состязательности
среди учащейся молодежи всегда силен, поэтому проведение мини-конкурсов
на лучшего участника – не редкость на наших занятиях. Конкурсы стимулируют
активность студентов, заставляют их подтягиваться, одновременно отрабатываются
поза, дикция, прививаются хорошие манеры, что немаловажно для будущих
государственных служащих. На занятиях мы создаем возможность для проявления
их индивидуальных дарований и способностей. Подобный педагогический подход,
безусловно, способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала
студентов.
Формирование профессионального мышления будущих государственных служащих
Республики Татарстан – это, по сути, стратегия деятельности кафедры обучения
на двуязычной основе, поскольку вузовская подготовка целиком и полностью
подчинена развитию у студентов необходимых творческих и интеллектуальных
способностей. Вся наша научно-педагогическая работа является социокультурным
фактором обогащения интеллектуального потенциала студента – будущего управленца,
осознание не только места и роли национальной культуры в быстроменяющемся
социуме, но и осознание себя как части национальной и мировой культуры.
Проблемы человеческих взаимоотношений начала нового столетия могут быть
решены только при условии формирования соответствующей системы ценностей,
основанных на ненасилии духовной культуры у молодежи. Система образования
должна укоренять гуманистические идеи мира без насилия в сознании обучающего
населения. Поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной
стратегии образования человека, независимого от места его проживания и
образовательного уровня. Все страны объединяет понимание, что современное
образование должно стать международным.
В XXI веке в странах Европейского Союза требования к профессиональному
образованию обусловлены целью превращения Европы в самую конкурентоспособную
и динамичную мировую экономическую систему, основанную на знаниях, способных
к устойчивому экономическому росту, создающую новые рабочие места и обеспечивающую
социальное единство общества. Главной целью европейской политики в области
профессионального обучения содействие в сближении уровней эффективности
национальных систем профессиональной подготовки.
Литература:
1. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное
пособие. – М.: Ладомир, 2006. – 286 с.