Доклады секции:
"Форум языков" 2007
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
КАК ЯЗЫКУ «РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» В РЯДЕ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО
РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
докторант Университета Префектуры Симанэ,к.п.н. Усманова Л.Р.
ousmanova@yahoo.com
Уникальный международный проект совместного
дистанционного изучения английского языка студентами университетов Японии,
Кореи, Китая и России с использованием сети Интернет и информационных
технологий на базе универси-тета префектуры Симанэ (Япония) получил в
этом году финансовую поддержку японского Министерства просвещения. Проект
является новой моделью обучения и уникален как по масштабам, так и по
форме осуществления.
Издавна Северо-Восточная Азия формировалась как территория сферы влияния
иероглифической языковой культуры. Однако, в настоящее время, когда английский
язык все больше начинает играть роль «языка международного общения», прогнозируется,
что в динамически развивающемся в условиях глобализации регионе, английский
язык также приобретет значение «регионального». Большинство преподавателей
английского языка в мире все еще предпочитают обучать британскому и американскому
диалектам в качестве модельных форм английского языка. Однако, в довольно
большом количестве стран, английский язык преподается уже как второй (национальный)
язык (ESL, “English as a Second Language”). Страны системы ESL вносят
в английский язык собственные слова с тем, чтобы сделать его действительно
вторым официальным языком. Сингапурский английский и филиппинский английский
языки, включающие идиомы и вы-ражения, отображающие особенности региональных
культур и традиций, не являются «неправильным английским языком», а наоборот
становятся великолепным инструментом региональной коммуникации.
В связи с глобальной миграцией населения меняется не только язык, но и
цели его обучения. Для факультетов, связанных с преподаванием социологии
и регионалистики, таких как, например, университет японской префектуры
Симанэ, не-обходимость в преподавателях английского языка вызвана не только
целью обучения студентов английскому как англосаксонскому, но и необходимостью
обучения языку глобальной коммуникации, ассимилирующим и презентующим
знания мировой культуры. Поэтому университет префектуры Симанэ ставит
целью достижение понимания того, какими особенностями обладает английский
язык, используемый в Китае, Корее и России, а также того, чтобы его выпускники
мог-ли понимать особенности различных форм английского языка (Englishes),
которым владеют люди, имеющие высокий потенциал будущих достижений, но
для которых английский не является родным. Несомненно, что в этой ситуации
университеты, как минимум в Японии, Китае и Южной Корее, будут уделять
все больше внимания его преподаванию как инструменту «региональной коммуникации».
Это связано также с тем, что в силу исторических и культурных традиций
выдвижение какого-либо из языков региона (китайского или японского) в
качестве «регионального» на данный момент невозможно.
Однако, в этой ситуации возникает проблема и «регионального», а не «локального»
обучения, которое невозможно в классах, состоящих из носителей только
одного (родного) языка. В региональном обществе пока не существует среды,
требующей обязательного использования английского языка, следователь-но,
уровень интереса к обучению и владению им как языком международного и
регионального общения довольно низкий. Поэтому, несмотря на увеличение
информационного трафика между странами в силу развития интернета, не происходит
расширения взаимных информационных обменов.
Таким образом, необходимость реального использования навыков владения
английского языка в качестве инструмента регионального общения вызвала
появление данного проекта, имеющего до нынешнего года масштаб экспериментального.
Стартовав в 2005 году, когда университет префектуры Симанэ получил грант
«Основное исследование в построении системы связей для формирования модели
образования и исследований 21-го века в обществе, основанном на знаниях»
Фонда научных обменов в регионе Северо-восточной Азии префектуры Симанэ,
проект создал англоязычный форум представителей университета префектуры
Симанэ, международного университета Миядзаки (Кюсю) и китайского Северо-восточного
университета (Шиньон) и провел эксперимент, который показал необходимость
коммуникации на английском языке между студентами в совместных дистанционных
занятиях[1]. Главным результатом стало то, что высоко возросли навыки
письменной коммуникации на английском языке и желание у студентов изучать
его, что невозможно было достичь в процессе кабинетного обучения.
С 2008 года проект посредством информационной сети планирует создать более
масштабную естественную среду общения, которая позволит осуществлять коммуникационные
обмены более 1600 студентам из Японии, Китая, Южной Кореи и России с помощью
английского языка. Эта среда будет отличной от среды обучения английскому
языку, говорящих на одном языке, где не возникает особой необходимости
его использовать. Фактически, в этом, основанном на других принципах,
информационном пространстве использование родного языка становится невозможным.
Практическими инструментами коммуникации становятся форум системы Moodle,
чат, Quiz, посылка отдельных сообщений и общение через Skype, видео-чат
и электронную почту (системы Moodle и Skype являются бесплатными ин-формационно-коммуникационными
технологиями). Обучение коммуникативным навыкам и английскому языку будет
осуществляться посредством следующих подпроектов: English Newspaper Project
(ENP) (создание совместной новостной англоязычной газеты на базе университета
префектуры Симанэ, распространяемой среди участников – студентов университетов,
входящих в данный совместный международный проект, посредством сети интернет
в режиме он-лайн), English Magazine Project (EMP) (создание совместного
он-лайнового англоязычного журнала для тех же участников), English Video
Chat Project (EVCR) (прове-дение видеочатов в определенный день и час
между студентами университетов-участников), English Video Production Project
(EVPP) (создание видеопрограмм об японской культуре для видеоаудитории,
состоящей из студентов университетов-участников), English Forum on China
(EFC), English Forum on Korea (EFK) и English Forum on Russia (EFR) (обмен
в специальных форумах студенческими мнениями о Китае, Корее и России).
Программа «Экстенсивное чтение» заставит студентов освоить большой объем
англоязычной литературы по проблемам ре-гиона за счет внекласного чтения.
На сегодняшний день в проекте принимают участие 11 японских и 6 иностранных
преподавателей, два профессора и 1600 студентов Пекинского (Китай), Иркутского
(Россия), Ульсанского (Корея) университетов и университета Фудань (Шанхай,
Китай), которые зарегистрированы на специальном сервере универси-тета
префектуры Симанэ в качестве пользователей. Постоянная конференция по
глобальной коммуникации становится центром обсуждения текущих проблем
проекта. Первая конференция по сотрудничеству в сфере изучения английского
языка в регионе Северо-восточной Азии уже прошла 28-29 июля 2007 года
в уни-верситете префектуры Симанэ. На ней участникам была представлена
система Moodle, проведен тренинг использования ее обычных функций, а также
рассказано о введении электронного обучения английскому языку в китайском
университете, который стимулирует подключение студентов к интернету, используя
пока только систему бесплатных адресов либо коммуникацию через интернеткафе,
без распространения среди студентов специальных адресов. К тому же была
проведе-на дискуссия о проблемах совместного японо-китайского обучения
на уроках английского языка, в которой затрагивалась проблема отличия
сроков начала учебного года (сентябрь в Китае и апрель в Японии), а также
о формах наиболее подходящего партнерства, которое способствовало бы синхронности
и согласованности дистанционного обучения.
В 2007-2008 годы проектом предусмотрено основание лаборатории по поддержке
глобальной коммуникации, системы поддержки новейших информационных медиа
(как материальных, так и программных продуктов), а также стреми-тельно
развивающихся новейших информационных медиа для включения их в учебный
процесс преподавателями университетов-участников с целью повышения его
эффективности. В этот период будет также проводится информатизация лингвистических
лабораторий университетов и осуществляться подпроекты. В 2009-2010 годы
намечено проведение тестирования и анализ результатов обучения английскому
языку, а также международного симпозиума, открытие лаборатории по изучению
и обучению информационно-коммуникационным технологиям. Предусмотрено проведение
открытой демонстрации процесса осуществления и результатов проекта на
домашней странице университета префектуры Симанэ в Интернете [2]. Ожидается,
что проект даст импульс развитию преподавания английского языка как языка
«регионального общения» в Северо-восточной Азии с использованием информационных
технологий, активизирует информационный обмен между представителями региона,
а, следовательно, будет способствовать взаимопониманию представителей
различных культур на основе межкультурного диалога.
Литература:
1.North East Asians’ English Forum http://gsv.u-shimane.ac.jp/ma-eguchi/moodle/
2.http://www.u-shimane.ac.jp/31english/index.html