Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
директор Института языка КГУ, д.п.н., профессор Ратнер
Ф.Л.
420008, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Кремлевская,18
Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина
Faina.Ratner@ksu.ru
Современная
гуманистическая парадигма образования вызывает необходимость «поворота»
к студенту, что, в свою очередь, требует от преподавателей обстоятельного
знания всех особенностей студенческого возраста. Студенчество – это особая
социальная категория молодежи, организационно объединенная институтом
высшего образования. Для студента характерна профессиональная направленность
на подготовку выбранной будущей профессии, и ведущими видами деятельности
для него являются профессионально-учебная и научно-исследовательская.
Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется
становлением личностных свойств. Укрепляются такие качества, как целеустремленность,
решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть
собой, повышается интерес к моральным проблемам. Всю совокупность современных
студентов по признаку отношения к образованию разделяют на три группы.
Первую группу составляют студенты, ориентированные на образование как
на ценность и на профессию в процессе обучения в вузе. Вторую группу составляют
студенты, ориентированные на бизнес. Они не проявляют интереса к научным
изысканиям и видят в образовании инструмент и средство для создания в
будущем собственного дела. Третью группу представляют студенты, которых
можно назвать неопределившимися и для которых проблема профессионального
самоопределения еще не решена. Они также часто озабочены проблемами личного
и бытового плана.
По характеру отношения к учебе в вузе выделяют следующие группы студентов.
К первой группе относят студентов, которые стремятся овладеть системой
знаний, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные знания.
Учебная деятельность для них – путь к овладению избранной профессией.
Вторую группу составляют студенты, которые стремятся приобрести хорошие
знания по всем учебным дисциплинам. Для них характерно увлечение многими
видами деятельности, что может приводить к получению поверхностных знаний.
К третьей группе относят студентов, которые имеют ярко выраженный профессиональный
интерес. Поэтому такие студенты целенаправленно и усердно приобретают
знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Они читают
дополнительную литературу, но глубоко изучают только те предметы, которые
непосредственно связаны с будущей профессией. К четвертой группе принадлежат
студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно,
и посещают только те лекции и семинары, которые интересны им с точки
зрения учебных дисциплин. Профессиональные интересы у таких студентов
еще не укрепились.
К пятой группе относят лодырей и лентяев. К учебе такие студенты равнодушны,
они учатся в вузе либо по настоянию родителей, либо для того, чтобы не
идти работать или не попасть в армию. Таким образом, можно констатировать,
что студенческий возраст – это возраст весьма противоречивых характеристик.
Центральной проблемой для этого возраста является проблема взаимоотношения
обучения, воспитания и развития. Специфика студенческого возраста – в
переходе внешних проявлений самостоятельности во внутреннее, то есть
студент должен приобрести не только профессиональную самостоятельность,
но и личностную, бытовую. Второй юношеский возраст - своеобразная «глава»
развития человека, сложная и новая. Она связана с коренной перестройкой
как деятельности и отношений человека, так и его интересов и общей направленности
его личности в целом. Студенческий возраст – это период юношеского максимализма
и начальный период взрослости. Именно на него приходится сензитивный
период для процессов «самости» - самопознание, самоопределение, самоуправление,
самосовершенствование и самореализация. Именно в студенческие годы активно
формируется «Я – концепция» личности, ее миропонимание и мировоззрение.
В учебной деятельности, в быту и в личностных отношениях в студенческом
возрасте происходит коренная перестройка, связанная с практическим участием
человека в этих сферах жизни. Студенческий возраст можно назвать возрастом
«пиков развития»: физического, эстетического, интеллектуального, но нередко
личностное и эмоциональное развитие отстает – во многих отношениях молодой
человек оказывается инфантильным в социальном плане.
Совершенствуя преподавание, нельзя забывать учение И.Павлова о фазовых
состояниях коры головного мозга, играющее большую роль в познавательных
процессах. Н а ч а л ь н а я фаза – на сильный раздражитель нормальный
ум отвечает адекватной, сильной реакцией. У р а в н и т е л ь н а я фаза
– если этот же раздражитель повторяется неоднократно, то реакция изменяется:
характерно отсутствие разницы в реагировании на слабые и сильные раздражители.
П а р а д о к с а л ь н а я фаза – если те же самые раздражители повторяются
еще и еще, то студент на новые, хотя и слабые, раздражители отвечает сильнее,
чем на повторяющиеся. У л ь т р а п а р а д о к с а л ь н а я фаза – воздействие
«старых» раздражителей не прекращается, и тогда ум студента вообще отказывается
реагировать на это воздействие. Таким образом, студент с сильным умом
и характером оказывается более способным к быстрому приобретению необходимых
профессиональных знаний и навыков, с меньшей затратой времени и энергии.
Итак, студенческий возраст – комплексное понятие, включающее в себя возрастные
и индивидуальные характеристики в их единстве. Именно в студенческом возрасте
под влиянием учения наиболее интенсивно происходит умственное развитие
и развитие личностных качеств личности, составляющих основу формирования
общих и специальных способностей, связанных с подготовкой к будущей профессии
и к использованию досуга. Этот возрастной период можно назвать оптимальным
для развития общих способностей.
Таким образом, понятие «студенческий возраст» - по природе своей синкретично.
Многочисленные исследования показывают, что особо «хрупкими» и уязвимыми
во многих отношениях являются студенты первого курса. Хотя существуют
как общие трудности, типичные для всех курсов, так и частные, характерные
только для определенных категорий студентов, например, стрессовые состояния,
ситуации, возникающие в связи с предстоящим переходом к профессиональной
самостоятельной деятельности.
Широко известен и так называемый «кризис третьекурсников».
Новые условия жизни и учебы предъявляют студентам новые требования:
содержание учебного процесса: необходимость использования нескольких
источников (вместо привычного одного), основное значение приобретают
поиск, переработка и понимание информации;
характер взаимоотношений «преподаватель-студент»: преподаватели хотят
видеть в студентах взрослых, вполне самостоятельных людей с определенными
жизненными целями и планами и предпочитают быть с ними «на равных»;
социальный статус личности: пересматриваются прежние представления по
отношению к себе и устанавливаются новые, возникает так называемая «проблема
отличника»;
представления об учебе в вузе: это постоянный, упорный, порой изнурительный
труд (вместо романтических представлений, базирующихся на школьном опыте);
бытовые условия: студенту, живущему в общежитии, приходится самому заботиться
о себе;
условия для занятий: нужно выработать привычку работать в читальном зале
и в условиях, резко отличающихся от домашних;
контроль и оценка учебной деятельности: нет конкретных требований: как
учить, сколько учить, что значит в вузе «знать материал», повседневный
контроль и привычная система оценки учебной деятельности практически
отсутствуют.
Таким образом, студент находится в ситуации, требующей от него качественного
изменения стиля жизни и всей его деятельности, т.е. он должен быстро
освоить все «пространство» вузовской жизни.
Известно, что в течение суток физическая и умственная работоспособность
человека неодинакова. Эти изменения работоспособности имеют вид М-образной
кривой. В течение дня наблюдаются два «пика» работоспособности: один
– между 10-13 часами и второй – между 17-20 часами. Минимум работоспособности
приходится на ночные часы. Эти особенности тоже нужно учитывать в учебном
процессе.
Из множества проблем высшей школы особо выделяется комплекс сложных вопросов,
связанных с адаптацией студентов к вузу. Нужна цельная научно разработанная
система работы с первокурсниками, которая включала бы в себя следующие
моменты: основное содержание процесса адаптации; выяснение трудностей
процесса адаптации; создание комплекса психолого-педагогических мероприятий;
формирование уровней адаптации к учебной работе; сформированность этапов
включения студентов в УИРС и НИРС.
Исследования эмоциональной сферы студентов в период адаптации и наш долголетний
опыт свидетельствуют, что их отличают следующие признаки:
общая тревожность;
переживание социального стресса;
фрустация потребности в достижении успеха;
страх самовыражения;
страх ситуации проверки знаний;
страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
проблемы и страхи в отношениях с преподавателями.
Выводом из сказанного может быть только одно: в каждом вузе должна быть
«Психологическая служба помощи студентам».
Изучение особенностей личности – одна из важнейших проблем, поскольку
существует самая тесная связь между отдельными свойствами, всей структурой
личности и ее познавательной деятельностью. Центральным пунктом исследования
свойств личности являются ее потребности. М.Неймарк подчеркивал: «Ни одно
качество личности невозможно понять и объяснить, если неизвестно, для
удовлетворения какой потребности возникло это качество». Устойчиво доминирующие
мотивы создают направленность личности: личную, коллективистическую и
деловую. Личная направленность (направленность на себя) создается преобладанием
мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу
(часто это так называемые неформальные) лидеры. Такой студент, чаще всего,
занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует
на потребности людей вокруг себя. В учебе видит, прежде всего, возможность
удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других.
Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки
студента определяются потребностями в общении, стремлением поддерживать
хорошие отношения с товарищами в группе. Такой студент проявляет интерес
к совместной деятельности, который нужно обязательно использовать. Деловая
направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов,
порожденных самой деятельностью, увлечение процессом деятельности. Такой
студент стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности
группы, т.е. старается принести пользу для решения поставленной перед
группой задачи (из таких студентов, на наш взгляд, лучше всего выбирать
старосту группы).
Экспериментальные данные свидетельствуют о существенной роли направленности
личности в учебной деятельности. Лучшие результаты в деятельности получаются
при подборе лиц с одинаковой направленностью. При этом наиболее продуктивны
пары с направленностью на задачу. Для преподавателя важно знать основные
жизненные ориентации и потребности студентов (их учет может быть отражен
уже в вопросах входного теста). При изучении потребностей студентов большое
значение имеет потребность в достижениях. Она проявляется как тенденция
к улучшению результатов, переживанию успеха в любой деятельности, как
стремление закончить работу как можно лучше и во что бы то ни стало. Потребность
в достижениях тесно связана с уровнем притязаний, она лежит в основе настойчивости
при преодолении препятствий и положительно связана с академической успеваемостью
студентов. При изучении особенностей личности студентов следует обратить
внимание на потребность в общении, которая является одной из основных
социогенных потребностей человека. В ее основе лежит потребность в эмоциональном
контакте, стремление индивида принадлежать к группе, быть ее членом и
взаимодействовать с ней.
В настоящее время точно установлено, что в экстремальных условиях человек
переживает более или менее сильное эмоциональное напряжение, проявляющееся
как чувство ярко выраженной тревожности. У отдельных студентов уровень
тревожности настолько сильно выражен, что его можно квалифицировать как
страх. Известно, что уровень беспокойства – тревоги (БТ) тесно связан
с уверенностью в себе, а его высокий уровень снижает эффективность деятельности.
В критических ситуациях определенный уровень БТ проявляется как личностное
свойство, а склонность к эмоциональному стрессу превращается в составной
компонент структуры личности. Знание этих особенностей совершенно необходимо
преподавателю, неэффективность нашей работы существенно бы уменьшилась,
если бы преподаватели заранее знали студентов с высоким уровнем БТ (вот
для чего еще необходима налаженная психологическая служба!)
Следует остановиться также на определяющей роли таких психических процессов,
как память, мышление, внимание при организации учебного процесса. Как
показывают исследования многих психологов, внимание приобретает роль регулирующей
функции.
Какие факторы способствуют лучшей мобилизации внимания:
интерес к изучаемому материалу;
новизна материала;
доступность для его восприятия;
насыщенность и информативность материала;
заинтересованность в конечном результате: повышенная мотивация оказывает
большее влияние на продуктивность долгосрочного воспроизведения;
требовательность преподавателя: «ТП», «соблюдение дистанции»;
четкость организации материала;
ясность поставленной цели и предъявляемых требований;
наличие положительно-эмоционального настроя на предмет;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
постановка мотивированных познавательных задач и др.
Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой
им в речевой форме и 25% - в зрительной; если же оба эти способа передачи
информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания
информации. В визуальной информации есть свои закономерности, например,
вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны
по величине. Отсюда следует, что текст, напечатанный в столбик, считывается
медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Поле
чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее.
А.Леонтьев утверждает, что «в широком, но неглубоком зале удобнее следить
за слушателями, поскольку не остается неохваченных взглядом «мертвых
зон». Американские исследователи установили, что лучше всего запоминается
информация, расположенная на доске в верхнем правом углу.
Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон.
Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом, затем черный набор на всех
цветах фона. Неудобочитаемы - желтый на белом фоне и наоборот. При подборе
цвета важно знать, как влияет цвет на психику. По мнению специалистов,
к взаимодополняющим цветам относятся такие пары:
красный-зеленый,
желтый - фиолетовый,
синий - оранжевый
В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, хуже всего – цифры.
Существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.
Начало и конец информации запоминаются лучше, чем середина.
Важнейшим психо - физиологическим процессом является память, которая
делится на кратковременную и долговременную. Поэтому первостепенной задачей
преподавателя является рациональное повторение материала. Важное значение
имеет подведение итогов занятий в конце каждого месяца, в чем мы убедились
на собственном опыте преподавания. При организации повторения необходимо
знать данные о скорости забывания. Опыты психолога Эббингауза показали,
что
через полчаса после предъявления забывается до 40% материала;
на следующий день – 34% материала;
через 30 дней – 21%.
Таким образом, путем своевременного повторения нужно предупреждать забывание,
многократно возвращаясь к материалу через определенные промежутки времени.
Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является
наличие особенностей в структуре личности и проявлений психических и
личностных качеств студентов. Поэтому мы должны обратить внимание на следующее:
- силу нервной системы студентов: о ней судят по двум критериям, с одной
стороны, по способности нервной системы противостоять действию очень сильного
раздражителя, а, с другой стороны, -по способности выдерживать длительное
и концентрированное возбуждение;
- на подвижность нервной системы студентов, которая определяется как способность
нервной системы к быстрой смене двух противоположных процессов возбуждения
и торможения (легкость перехода от одного вида деятельности к другому,
скорость приспособления к новым условиям).
- на лабильность нервной системы студентов, понимаемую как скорость возникновения
и прекращения нервного процесса, и которая играет важную роль в самых
важных видах человеческой деятельности.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем еще раз: успешность обучения
зависит не только от уровня усвоения материала, но от потенциала самостоятельности
студента и психической зрелости его механизмов саморегуляции. Таким образом,
знание психологических и психофизиологических особенностей студентов
поможет заинтересованному преподавателю (а мы, в первую очередь, обращаемся
к ним) повысить эффективность учебно-познавательной деятельности студентов
в высшей школе.