Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
СЕМЬЯ: ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Магиярова З.М.
Казанский государственный технологический университет
Семья была и в обозримом будущем
будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья владеет мощным
потенциалом адекватного реагирования на демографические изменения в обществе,
воздействия на такие процессы как обучение, воспитание, развитие человека,
развитие национальной культуры и языка, становление гражданских отношений.
Однако в создавшихся социально-экономических условиях семья переживает
кризис, выражавшийся в резком снижении основных ее функции, в том числе
воспитательной. Следствием этого является снижение уровня нравственного
поведения, распространение среди молодежи негативных явлений, изменение
мотивов деятельности. Это следует объяснить множеством причин, в том числе
противоречиями между прежними и нынешними подходами к решению проблем
взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Наряду с положительной
тенденцией продолжает иметь место нейтральное отношение, консерватизм
в выборе этих отношений, не всегда эффективных, а то и устаревших традиции
сотрудничества с родителями. В результате возрастает отчуждение семьи
от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, снижается взаимное
доверие. Известно, что в любом направлении нашей жизнедеятельности, каким
бы богатым потенциалом мы не располагали, можем активно функционировать
только при условии постоянного диалога со всеми другими, ответственными
за воспитание сторонами, как равноправными партнерами. В связи с этим,
одной из актуальных задач стала определение научно-теоретических, практических
подходов организации взаимодействия всех структур, ответственных сфер
за воспитание молодежи. Научное обоснование их взаимосвязи, соотношения
составляет основу определения содержания, форм и методов взаимодействия
заинтересованных сторон, прежде всего - семьи и школы.
Следует отметить ряд позитивных изменений в системе взаимодействия семьи
и образовательных учреждений. Разработаны концепция и программы развития
такого сотрудничества. Основной целью организации взаимодействия образовательного
учреждения с семьей определено вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное
пространство, а в конечном итоге – формирование целостного образовательного
пространства, ведущим субъектом которого должны стать родители.
В перспективе это можно достичь при условии создания открытых воспитательных
систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов,
государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю компетентную
помощь в решении ее насущных проблем, организации психолого-педагогической
поддержки семьи. Такая система охватывает следующие основные звенья:
- структуры, обеспечивающие общее ознакомление всего взрослого населения
с основами наук о воспитании: система образовательных учреждений, периодическая
печать, радио, телевидение, производственные предприятия, культовые учреждения;
- подготовка юношей и девушек к семейной жизни – в старших классах школ,
профессиональных образовательных учреждениях всех типов;
- подготовка молодых людей, создающих семью, молодых родителей к рождению
и воспитанию детей – в клубах молодой семьи учреждений регистрации гражданских
состояний, лечебных учреждениях (детских и женских консультациях), в
учреждениях культуры, в профессиональных учебных заведениях, в народных
педагогических университетах родителей, а также в мечетях и церквях;
- дифференцированная подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного
возраста: посещающих дошкольные учреждения и наоборот, получающих только
домашнее воспитание; к воспитанию одаренного ребенка, к воспитанию единственного
ребенка в семье, мальчиков (девочек), многодетной семье, детей-сирот,
подростков, детей старшего школьного возраста, так называемых «детей риска»;
- подготовка педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных
учебных заведениях, повышение их квалификации в системе повышения квалификации
работников образования.
В своей деятельности каждый из звеньев решает свои специфические задачи.
В этнопедагогике сохранился опыт воспитания на национальных народных традициях.
Поэтому сегодня становится понятно всем, что успех педагогической деятельности
субъектов воспитательных систем во многом будет зависеть от эквивалентного
информационного обмена между ними. Любая из них может эффективно реализовать
свои специфические возможности при условии постоянного, равноправного
диалога со всеми другими, находившимися в едином воспитательном пространстве.
Это одно из условий формирования общей педагогической культуры всей сферы
воспитания.
В связи с этим, среди конкретных целей педагогических исследований важнейшими
следует считать разработку научных основ, технологий взаимодействия социума
семьи, образовательных учреждений, СМИ по разностороннему воспитанию
молодежи, проведение междисциплинарных научных исследований по трем направлениям:
состояние и перспективы развития семьи в России;
методологические основы развития социально-экономической политики, психолого-педагогической
науки направленной на укрепление семьи;
формирование системы социальных служб помощи семье, их кадровое, методическое
и информационное обеспечение.
Закон РФ[1] «Об образовании» определяет предпосылки для равноправного
творческого и заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных
учреждений. Практического решения получили проблемы обеспечения равноправия
всех форм образования, в том числе семейного, переход на вариативное обучение,
образование по выбору и многое другое. Цель Федеральной программы «Дети
России» (1994г.), имеющей статус президентской программы: создание условий
для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной
защитой. Для более полной реализации этих задач в ее состав включены такие
целевые программы, как: «Планирование семьи», «Дети-сироты», «Одаренные
дети».
В воспитании детей перед родителями возникают непростые и неоднозначные
проблемы, решение которых зависит от уровня их педагогической компетентности.
К таковым следует отнести воспитание одаренных детей. Трудности усугубляются
прогнозированием способностей и неоднозначностью его результатов в определенных
возрастных этапах роста и развития детей. Очень часто участие родителей
в развитии способных детей ограничивается выбором для них наиболее престижных
школ. Все более широкое распространение получает отношения между родителями
и школой как сферы получения образовательных услуг. Родители, оплачивающие
образовательные услуги, считают, что они должны иметь возможность влиять
на содержание и качество образования. Избежать их становится сложнее там,
где родители не имеют возможность принимать участие в контроле и управлении
учебно-воспитательным процессом. Анализ сложившейся практики заключения
договоров между школой и родителями показывает, что она вызывает конфликты,
так как договоры носят довольно формальный характер, определяют в основном
финансовые обязательства родителей. Кроме того, содержание договора,
как правило, определяется самой школой, но не становится результатом взаимных
переговоров. Даже в крупных школах не практикуется заключение индивидуальных
договоров с каждой семьей. Более реальный вариант – согласование с родителями
инвариантного содержания образования, призванного на дальнейшее развитие
природных дарований школьника Опрос родителей говорит о том, что в школьную
систему не вписывается способный ребенок и так называемый «трудный». В
результате, как говорится, «с грязной водой выплескивается ребенок».
Сегодняшний воспитатель (учитель, родитель) привык к прежним стереотипам,
и пока без них не может обойтись. В настоящее время, когда разбужен разум
людей и растревожены чувства, важна продуманная педагогическая информация.
Позитивно то, что разработана концепция и программа развития такого сотрудничества.
Ее основной целью определено вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное
пространство.
В структуре формирования семейного воспитания [2] у нас не должен исчезнуть
механизм самовоспитания. Изучение и анализ литературы по проблеме говорит
о том, что сейчас почти нет работ о самовоспитании взрослых в статусе
родителя. Поэтому сложные социальные изменения в этом важном институте
воспитания требуют от нас адекватного реагирования. В соответствии с
целями развития образования наметившаяся тенденция определения новых
педагогических подходов к взаимоотношениям двух важнейших институтов –
семьи и образовательного учреждения должно иметь дальнейшее развитие.
Литература:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
2.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.