Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
доцент, к.и.н. Далаева Т.Т.
050035, Республика Казахстан, г.Алматы,
Казахский Национальный педагогический университет им. Абая
tenlikdalaeva@mail.ru
«Әр адам өз заманының баласы.» Қазақтын мақалы.
«Все люди - дети своего времени.» Казахская пословица.[1]
Вопросы сохранения национальной самобытности связаны
с большим спектром человеческой жизнедеятельности. Это не только знание
и свободное владение национальным языком, соблюдение традиций и обычаев
и воспитание следующего поколения через эти традиции, но и осознанное
изучение истории своего народа, уроков прошлого. Однако процесс глобализации,
через научно-технический прогресс, предоставив возможность для широкого
взаимодействия разным народам, тем самым создал условия для некой унификации
общения, приводящей к формированию, в определенном смысле, общего культурного
пространства для молодежи. Молодое поколение устремлено в будущее, поэтому
большая его часть пополняет свой багаж специальными знаниями: международные
языки (в основном, деловая лексика, а не литературное богатство языка),
экономические и юридические знания и т.д. Изучение же исторических корней,
особенностей значения старинных национальных традиций и связанных с ними
выражений интересует очень малый процент.
Проблема еще и в том, что с развитием процесса глобализации происходит
ускорение темпа жизни людей, ускоряются все события и явления, дети вступают
в пору взросления достаточно рано, старшее поколение, в частности родители
не успевают «вложить» в своих детей весь спектр ценностей своей семьи,
своего народа. Соответственно сокращается количество реального времени
на формирование у молодежи своей самоидентификации в мультикультурном
мире. Преподавание таких дисциплин, как национальный язык и литература,
национальная история, призваны способствовать формированию четкой ориентации
молодого поколения в вопросах самоидентификации.
Проблемы преподавания национальной истории в условиях глобализации информационного
пространства включают следующие аспекты:
- место предмета в структуре преподаваемых в вузе дисциплин;
- содержание предмета в условиях глобализации;
- методологические основы изучения национальной истории;
- учебники и учебная литература;
- личностные характеристики преподавателя.
Попробуем последовательно, по возможности, раскрыть перечисленные выше
пункты. Глобализация привела к необходимости соответствия образовательных
стандартов разных государств общим нормам, с целью – предоставить возможность
определенной свободы выбора молодому поколению. Требование соответствия
системы образования мировым стандартам приводит к необходимости реформ.
Однако вследствие того, что мировое образовательное пространство складывается
из систем образования разных государств, имеющих свои традиции в этой
области, очень сложно разработать целостную реформу, с учетом требований
мировых стандартов (весь вопрос в том, стандарты какой высокоразвитой
страны взять за основу). Сегодня меняется содержание учебных дисциплин,
методологические основы и методика преподавания (технология обучения),
однако учебный план, в целом, сохранил свою структуру и состоит из обязательного
компонента и компонента по выбору, в свою очередь обязательный компонент
включает общепрофессиональные и специальные дисциплины, компонент по выбору
– дисциплины специализации.
В обязательный компонент общеопрофессиональных дисциплин, преподаваемых
в Казахстане на 1 – 2 курсах в высших учебных заведениях, входят языки
(казахский, русский, английский), философия, основы политологии и социологии,
история Казахстана и др. Внедрение кредитной технологии обучения в вузах
Казахстана привела к сокращению контактных часов преподавания, предполагая
высвобождение времени на самостоятельную работу студентов. Проблема в
том, что для преподавателя составляет немалый труд вместить все многообразие
исторического материала в отведенное время, а поверхностное знакомство
(характерное для некоторой части студенческой молодежи) не может привести
к трепетному отношению с их стороны к истории Отечества.
Глобализация, безусловно, влияет и на содержание предмета. Дисциплина
«История Казахстана» охватывает все события человеческой истории с древнейших
времен до современности, произошедших на территории нашей страны. Однако
современные границы государства были определены сравнительно недавно,
в ХХ веке. События же древней, средневековой и новой истории охватывают
гораздо большее пространство, чем территория Казахстана, поэтому целесообразнее
преподавать историю нашей страны в контексте мировой, или хотя бы, в контексте
региональной истории. Данное обстоятельство, в свою очередь, расширяет
содержание и глубину дисциплины.
Глобализация вносит свои коррективы и в методологические основы рассматриваемой
дисциплины. Методология исторической науки представляет систему знаний
о теориях исторического исследования, о методах изучения, принципах подхода
и способах добывания знаний, отражающих суть исторического явления. «Одной
из центральных проблем современной методологии исторической науки является
проблема специфичности исторического познания как знания двойственного
характера: социального, использующего принципы обобщающих наук для системного
объяснения истории человечества как единого процесса, и гуманитарного,
стремящегося к объяснению части из целого, к пониманию единичного и индивидуального»[2].
Применение этих двух взаимно дополняющих подходов определяют содержание
и методику преподавания истории Казахстана. В частности, изучение темы
«Присоединение Казахстана к России» включает разные аспекты данного процесса,
как политику российских властей XVIII –XIX вв. в отношении казахского
края и восточных окраин, так и отношение казахских ханов и султанов,
родовой аристократии и простого населения к царской администрации, изменение
экономического и социокультурного пространства вследствие влияния России.
Преподавателю необходимо систематизировать перечисленные выше вопросы
в целостную концепцию, не забывая при этом и аспекты национального восприятия
тех народов, которые были вовлечены в орбиту событий изучаемого периода.
Современная история изучает прошлое во всем его конкретном историческом
разнообразии, применительно к определенному времени и регионам, а также
в сравнительном плане – путем сопоставления эпох и историй народов[2].
Изучение процесса обусловленности эволюции института ханской власти с
политикой России в Центральной Азии в XVIII –XIX вв. предполагает сравнение
рассматриваемого процесса с изменениями в традиционных структурах власти
в соседних регионах, как Поволжье, Сибирь, Средняя Азия в тот же период
времени.
Интересным аспектом в изучении данной проблемы является вопрос о роли
ханов, султанов и представителей родовой аристократии в исторических
событиях этого времени с точки зрения роли личности в истории. Можно предложить
изучение вышеозначенной проблемы через анализ вводимых в крае новых российских
политических структур и участие в них представителей местного населения,
сопоставляя интересы обеих сторон, определяя вектор их взаимности, показав,
как складывались отношения оренбургских и западно-сибирских генерал-губернаторов
с представителями местных властей.
Очевидно, как при применении принципа объективности, в смысле всесторонности,
изучение исторических событий и явлений приобретает многоаспектный характер.
При этом каждый из аспектов предполагает возможность его дальнейшего
углубления. Таким же образом происходит изучение каждой эпохи, каждого
региона и т.д. Безусловно, этим занимаются специалисты – историки, но
проблема в том, что вследствие гуманитарного характера исторической науки
значительная часть населения, имея свое восприятие и представление об
истории, начинает высказывать свои суждения, порой не подкрепленные никакими
научными доводами в виде конкретных источников. Так мы с ростом общего
уровня образованности и информированности населения сталкиваемся с проблемой
многообразного понимания исторических событий и явлений в студенческой
среде.
Студенческая молодежь для того, чтобы разобраться в событиях прошлого
обращается к учебникам. Сегодня учебная литература в условиях глобализации
информационного пространства должна играть роль путеводителя, поэтому
должна своевременно отражать происходящие в науке изменения и нововведения,
помогать в самостоятельном усвоении материала. Однако в большинстве учебных
изданий по истории по-прежнему используется линейный тип изложения материала,
что предполагает внимательное его прочтение со стороны обучаемого. Как
было сказано выше, ускорение темпа жизни и большой объем необходимых современному
человеку знаний приводит к сокращению времени на обыкновенное чтение.
Культура чтения, предполагающая эмоциональное и аналитическое восприятие
со стороны читателя, его интеллектуальный контакт с мыслями автора, заменяется
техникой скорочтения, графическим или художественным (в виде комиксов)
изложением текста, СМИ и т.д. Поэтому, на наш взгляд, сегодня в учебной
литературе должны сочетаться элементы линейного изложения, задания и
вопросы на аналитическое восприятие текста, систематизация материала в
виде таблиц и схем, иллюстративный материал. Все компоненты должны быть
подчинены методическому аппарату самостоятельного усвоения, который в
свою очередь должен быть понятным и очевидным для учащегося.
Специфика учебников по национальной истории состоит в том, что они не
только дают научные сведения, но и должны способствовать формированию
национального мировоззрения молодого поколения, воспитывать патриотические
чувства. Об этом речь шла и на ХХ Международном конгрессе исторических
наук в июле 2005 г. в Сиднее (Австралия), в котором принимали участие
59 стран мира. В частности, в докладе Масао Нимикава «Учебник истории:
от истории нации к истории граждан» говорилось о роли школьного учебника
как инструмента формирования национальной самоидентичности, о переходе
учебной исторической литературы к представлению национальной истории
во всемирном контексте [3].
Глобализация создала новые технические возможности для развития преподавания
с использованием учебного телевидения. В Послании Президента Республики
Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»
в разделе «Государственная политика, направленная на обеспечение международных
стандартов образования и профессиональной переподготовки, соответствующих
динамике и перспективам развития рынка труда» была намечена задача «развивать
практику обучения в режиме он-лайн и создавать в стране учебное телевидение»
[4]. Решение данной задачи охватывает ряд аспектов, как смысловое и художественное
содержание учебных программ, технические возможности для доступности
учебного телевидения во всех регионах республики, переподготовка педагогических
кадров в плане обучения технологии преподавания в новых условиях и др.
Внедрение программы учебного телевидения требует объединения и сотрудничества
людей разных профессий, многие из них должны стать профессионалами на
стыке разных специальностей.
Глобализация ставит свои условия для профессиональной деятельности педагога
– преподавателя, особенно по такому специфичному и важному предмету, как
Национальная история. Профессиональная подготовка преподавателей истории
включает не только доскональное знание своей дисциплины, но и предполагает
вложение своих душевных и эмоциональных сил в изложение материала на занятиях,
без этого национальная история не приобретет тот неповторимый колорит,
который имеет каждый народ и страна, без этого история превратится в сухую
констатацию фактов и событий. Мир многообразен, в нем много интересных
народов и государств, которые под влиянием глобализации стали близкими
и понятными, но нет роднее своей страны.
Казахская пословица гласит: «Нет земли лучше Родины, нет людей лучше,
чем на Родине». «Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас» [1].
Литература:
1.Казахские пословицы и поговорки. – Алматы: Казахстан, 1990. – 288с.
С.70, 208; С.5, 144.
2.Калимонов И.К. Преподавание теории и методологии истории в Казанском
университете. // журнал «Новая и новейшая история», №3, 2007, с.156-157.
3.Бибиков М.В., Тишков В.А., Волков В.К. ХХ Международный конгресс исторических
наук. // журнал «Новая и новейшая история. №1, 2006, с.3 -11.
4.«Новый Казахстан в новом мире». Послание Президента Республики Казахстан
Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года. Алматы,
2007. С.42.