Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОХРАНЕНИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ.
д. полит. н., профессор Леонова О.Г.
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова politolga@mail.ru
Как известно, глобализация есть процесс
создания единого мирового информационного, экономического, политического,
правового, социокуль-турного пространства. Характерными чертами политического
аспекта глобализации является стремление политических сообществ к установлению
нужного им миропорядка, усиление сепаратистских тенденций, демонтаж таких
многонациональных образований как Россия.
Вызовы глобализации несут угрозы национальной безопасности страны и потери
национального суверенитета. Все это представляет тревожный геополитический
вызов для России и создает особое поле напряжения, которое может быть
губительным для России, но может стать стимулом, толкающим её на поиск
выхода.
Обеспечение национальной безопасности и устойчивого развития, требует
объединения всех ресурсов – экономических, политических, духовных и т.д.
многонациональной страны. Государство, отстаивая свою независимость и
проводя жесткий курс на сохранение своего суверенитета, превращает узы,
связывающие государство и многочисленные народы, населяющие Россию в
препятствие на пути политического диктата со стороны геополитических
лидеров, а также политических инноваций, преодолевающих национальные
рамки. Поэтому и возврат к традициям культуры национального типа, обусловленной
особенностями социокультурного кода каждого конкретного этноса, можно
рассматривать в качестве локального варианта ответа на глобальные вызовы.
В результате современный этап развития государственности в России есть
этап развития именно полиэтнического государства, объединяющего в себе
не просто субъекты федерации, но национальные региональные образования.
Основной чертой глобалистской культуры является транснациональность.
С одной стороны, глобалистская культура сближает людей, живущих в разных
странах, исповедующих различные политические, религиозные и иные взгляды
и убеждения, что способствует усилению взаимопонимания и обогащению национальных
культур достижениями других цивилизаций.
С другой стороны, глобалистская культура лишена всего того, чем обладали
культуры прошлых эпох: исторической памятью, мифами, символами, ценностями
и идентичностью. Основания исторических культур строились веками, этнонациональными
и религиозными общностями, государствами, городами, передавались из поколения,
отвечая потребностям людей, наполняя их бытие конкретным смыслом. Ничем
подобным глобальная культура не обладает, более того, ей чужда всякая
укорененность в традициях, местных культурах, национальных или этнических
идентичностях, у нее иные задачи.
Глобалистская культура является искусственным образованием, поскольку
не имеет исторической памяти, и, как показывает практика, может вступать
в конфликт с национальными и религиозными культурами. Таким образом, результатом
данного вызова глобализации для России является угроза потери национальной
идентичности народов нашей страны, а также потеря собственной культуры
и цивилизационного наследия.
Насильственное насаждение данной идеологии вследствие её неаутентичности
для большинства народов России ведет к усилению недовольства и выражается
в росте антиглобалистских настроений, которые особенно ярко проявляются
в регионах с населением, исповедующим Ислам.
Мы наблюдаем все возрастающее сопротивление миропорядку, который строится
по единой системе принципов и координат и безжалостно отсекает историко-культурное
многообразие, которое народы нашей страны формировали тысячелетиями и
исчезновение которых означало бы утрату материальных, культурных, социально-психологических
и духовных оснований их существования на земле.
Глобализационный проект в социокультурной сфере разрушителен для России
в её нынешнем состоянии, так как для того, чтобы вызвать национальную
стандартизацию по западному образцу, необходимо уничтожить базовые культурно-исторические
основания многочисленных народов России, которые в силу своего кумулятивного
эффекта давали ей силу духовного влияния на весь остальной мир.
Естественным и логичным ответом на социокультурные вызовы глобализации
является актуализация национального самосознания, попытки найти те его
элементы, которые сегодня могут служить идейным, духовным основанием
движения России как суверенного многонационального государства с четко
обозначенной цивилизационной основой по пути интеграции в объективные
глобализационнные процессы.
В современном мире, помимо глобализации, существует и другая составляющая
развития, а именно – локализация культур. Социокультурные процессы, происходящие
в частности в современной России, выдвигают на первый план вопросы вовсе
не экономические, а вопросы возрождения духовной культуры народов нашей
страны, с тем, чтобы занять достойное место в глобализирующемся мире.
Неудивительно, что в условиях глобализации в России обострилась проблема
сохранения национальной идентичности народов, составляющих тело и душу
великой державы.
Поэтому стратегическая концепция духовно-нравственного воспитания молодежи
должна строиться в соответствии с особенностями национального сознания
и базовых духовных ценностей, она должна иметь ярко выраженный национальный
характер.
Во-первых, развитие национальной самобытности и реанимации национального
сознания будет способствовать заполнению существующего у молодежи духовного
вакуума, даст надежные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций
национального бытия данного народа. Это необходимо для самоидентификации
себя как русской (татарской, башкирской, якутской и т.д.) нации, познании
места многонациональной России в истории мировых цивилизаций, определении
стратегии и тактики сохранения своей уникальной культуры в процессе глобализации.
Во-вторых, любой ребенок должен иметь право быть воспитанным в той культурно-религиозной
и национально-исторической традиции, к которой он принадлежит по рождению.
Люди, оторванные от такой среды, превращаются в маргиналов. А маргинальное
общество характеризуется социальной нестабильностью и духовным неблагополучием.
Утверждение национального образа жизни, основанного на национальных идеалах
и духовных ценностях, способствует формированию принципов жизнеспособной
цивилизации. Поэтому актуализация национальной самобытности необходима
для поддержания нравственной составляющей общества. Успешное развитие
и даже выживание общества в целом возможно только на основе соблюдения
нравственных законов национального бытия. (Правовая система не эффективна,
никакие законы не работают, и рост бюджетных ассигнований на правоохранительную
деятельность бесполезен, если из общества ушло национально-нравственное
начало). Поэтому утрата национального сознания с его религиозным константным
ядром является предпосылкой деградации не только личности, но и общества
в целом.
В-третьих, искусственно насаждаемое в последние годы маргинальное сознание
деструктивно по своей сути и противоречит стереотипам и архетипам сознания
национального. Это ведет к заметному росту психоэмоциональных и даже
нервно-психических расстройств у молодежи, появлению радикально и агрессивно
настроенных молодежных группировок. Как известно, подавление национального
сознания, ограничение возможности людей реализовывать себя как единую
социально-культурную идентичность, т.е. как нацию, как народ, - является
одной из причин появления в политической жизни таких явлений как политический
экстремизм и религиозный радикализм и терроризм. Единый духовный стержень
консолидирует народ, способствует укреплению социальной стабильности
общества.
Кроме того, маргинальное сознание, находящееся вне национальных и нравственных
ориентиров более внушаемо и управляемо со стороны лидеров определенного
толка. Консервация такого вида массового сознания, отсечение молодежи
от ее национальных корней весьма выгодно представителям криминальной
сферы экономики (наркобизнес, игорный бизнес, торговля оружием, проституция),
которым данное положение вещей гарантирует огромные прибыли.
В-четвертых, сегодня через СМИ идет активная и довольно успешная проповедь
идей вседозволенности и всевластия греха. Греховное начало постепенно
утверждается во всех сферах современной жизни в качестве нормы и идеала.
Имеет место попытка создания нового человеческого типа, покорного велению
своих инстинктов, живущего в мире, где все дозволено ради получения удовольствия,
человека, не ведающего понятия греха. Деструктивные идеи Ницше (что человек
– это «уродливое и больное животное») популяризируют в косвенной форме
через потакание чувственным инстинктам, апологетизацию культа удовольствий,
через насаждение эталонного типа «человек-потребитель». На смену бинарному
мышлению, где присутствуют два четких полюса - «добро» и «зло», приходит
медиальное мышление, в котором эти грани размыты, а данные понятия порой
совмещаются. (Отсюда появление героя, который борется со злом, используя
еще большее зло). Поэтому сегодня необходимо проводить работу по восстановлению
бинарного типа мышления, которое является гарантом жизнеспособности и
духовного здоровья нации.
Развитие национального сознания, которое в своей основе имеет религиозное
ядро, поможет заполнить данное бездуховное пространство конструктивным
содержанием, утвердить в сознании молодежи закрепленный в генетической
памяти народа традиционный образ жизни как норму и как идеал, к которому
надо стремиться.
В-пятых, борьба с социальными язвами современного общества – наркоманией
и алкоголизмом традиционными средствами, т.е. уговорами, разъяснениями
вреда, санитарным просвещением, лекциями и прочими формами оказалась неэффективной.
Причина такой неэффективности состоит в том, что человек при этом не
имеет достаточной внутренней мотивации для самостоятельной борьбы с болезнью
(не только телесной, но, прежде всего, духовной). Религиозная составляющая,
которая доминирует в национальном сознании (православного или мусульманского
типа) поможет раскрыть и привить молодому человеку понятие греха. Православные
и мусульманские духовно-нравственные нормы, идеалы и духовные ценности,
(которые во многом совпадают), в том числе понимание природы греха способны
создать внутренний стимул, сильнейшую внутреннюю мотивацию для борьбы
с ним. Если этого не сделать, то будущему поколению предстоит жить в
саморазрушающемся обществе, не имеющем будущего. Равнодушие к утверждению
норм и ценностей традиционной культуры может поставить нашу цивилизацию
на грань катастрофы. Если в России будет утрачено понятие греха и заменено
понятием свободы, то будущее общество будет в политическом, социальном,
экономическом и культурном отношении совершенно нежизнеспособно. Оно будет
обречено на самораспад под воздействием греховных страстей, таких как
убийства, воровство, наркомания, алкоголизм, проституция, содомских грех
и т.д. При этом основы национальной культуры, основой которой является
религия, призваны утвердить понятия добра, справедливости и святости
(неприемлемости греха) не путем внешнего принуждения и нотаций, а путем
создания у молодого человека внутренней мотивации и потребности борьбы
с ним через веру.
Сохранение и развитие национального сознания и национальной самобытности
поможет формированию у молодежи мировоззренческих основ, сможет прививать
духовные, моральные и этические ценности, которые необходимы для нравственного
становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных
отношений. Сохранение традиционных ценностей, традиционного образа жизни,
основанного на национальных духовно-нравственных идеалах, дает возможность
противостоять греху, начиная с его ясного определения, именования и обозначения
его опасности для человека и общества.
Таким образом, сегодня в общественно-политической сфере молодежи предстоит
решить две важных задачи, от которых зависит будущее России как суверенного
государства, сохранение цивилизационных основ нашего полиэтнического общества,
выживание многочисленных народов нашей страны как уникальных этносов со
своей самобытной культурой.
Первая задача – сопротивление глобализиции и вестернизации в политической
и социокультурной сферах.
Вторая задача – развитие национального самосознание и национальной самобытности.
Однако современные российские молодежные движения в своих программных
установках не уделяют должного внимания проблеме развития национального
самосознания и национальной самобытности, делая приоритетными узко политические
цели и борьбу за экономические преференции в рамках повышения эффективности
молодежной политики.
Программа движения «Наши» - наиболее знаменательна в этом отношении.
Она направлена на стимулирование амбиций молодых участников движения,
ориентирует их на лидерство и непременную победу. Однако здесь скрывается
простая истина – каждый стать лидером не может, а амбициозные качества
без соответствующей нравственной поддержки превращаются в самоцель и
чреваты зарождением российского социал-дарвинизма – борьбой, в которой
побеждает сильнейший.
Поэтому сегодня необходимо объединить усилия различных региональных молодежных
организаций, отстаивающих право на сохранение и развития национальной
самобытности.
Очевидно, назрела необходимость создания общего Координационного центра
таких молодежных организаций, который мог бы синхронизировать их действия
и направить их на активное сопротивление глобальным процессам в социокультурной
сфере, сопротивление вестернизации и унификации национальных культур
по западному либеральному образцу. Еще одним вектором такого центра могла
бы стать разработка стратегии создания оптимальных условий для сохранения
и развития национальной самобытности и традиционного уклада жизни.
Идеология и политика такого общего Координационного центра национально
ориентированных молодежных организаций регионов России может взять за
основу следующие принципы:
Во-первых, признание необходимости конструктивного диалога с Западом,
обращение к мировому опыту, обогащения жизни страны лучшими научными и
техническими достижениями других стран.
Во-вторых, отрицание безальтернативности американской модели развития,
неприятие однополярности и «америкацентризма» современного мира. Поддержка
идеи многополярного мира, в который входит множество равноправных цивилизаций,
каждая из которых уникальна и неповторима и вносит свой вклад в духовное
богатство человечества планеты.
В-третьих, содействие национальному возрождению всех народов России,
независимо от их численности и развитие политики патернализма, т.е. покровительства
и поддержки множества малочисленных народов. Реализация данного принципа
предусматривает создание для всех этносов России равных экономических
и культурные условий существования; помощь окраинам из центра, а их народам
- равный доступ ко всем богатствам страны.
Координационный центр молодежных организаций должен иметь своей целью
консолидацию всех народов России перед лицом угрозы разрушения российской
государственности, расчленения страны, превращению её в сырьевой придаток
Запада.
Центральной идей такого всероссийского молодежного Координационного центра
является возрождение России, ее мощной государственности, суверенитета
и самостоятельности, ее уникальной культуры.
Ближайшей задачей такого движения является разработка альтернативного
цивилизационного проекта России будущего, России как независимого, суверенного,
многонационального государства XXI века.
Это будет проект будущей России, альтернативный тому сценарию, который
разработан для нее идеологами и практиками глобализма. Альтернативный
проект России означает преемственность отечественных традиций, опирается
на накопленный исторический опыт и национальную культурную традицию,
на идеалы той высокой духовности, которая представлена в Православии
и в Исламе.
Национально-ориентированный проект России будущего будет характеризоваться
конструктивным творческим диалогом с народами, населяющими Российскую
Федерацию, взаимообогащением лучшими достижениями национальных культур.
Данное движение должно выступать в поддержку русского языка как языка
межнационального общения и в то же время стремится содействовать развитию
языков, национальных, культурных и религиозных традиций всех народов
России.
Сохраняя преемственность отечественных традиций и высоких идеалов нашей
многонациональной страны, необходимо активно противодействовать всем
проявлениям расизма, национализма и шовинизма.
Главная задача-поставить заслон энтропийному процессу, развязанному идеологами
глобализма, и, опираясь на духовные силы национальных культур народов
России воссоздать великую российскую цивилизацию.
Нам предстоит обратиться к резервам глубинной цивилизационной памяти,
чтобы открыть качественно иное будущее, которое диктуется собственной
традицией, национальной ментальностью и культурой.
Мы хотим жить в сильной стране, суверенитет которой уважают во всем мире,
с чьими интересами считаются другие страны. Проект России 21-ого века
предлагает собственное видение будущего страны. Россия должна оставаться
многонациональной страной, где у каждого народа будет право на устойчивое
развитие и уникальность. Только следуя этому принципу, Россия сможет вернуть
себе статус великой державы и вновь стать духовным лидером мира.
Развал России – т.е. сецессия отдельных территорий или превращение этих
территорий в замкнутые национальные анклавы неизбежно приведет их к попаданию
в фарватер американской политики. Это усилит процессы вестернизации и
социокультурной экспансии Запада и воздаст серьезную угрозу потери национальной
идентичности.
Поэтому необходимо объединение, чтобы создать единую линию сопротивления,
мощный заслон на пути экспансии глубоко чуждых нам западных ценностей
и образа жизни. Если мы будет пытаться обороняться самостоятельно и поодиночке,
сидя в своих «национальных квартирах», то очень скоро вопрос о сохранении
своей национальной самобытности просто некому будет ставить. А будущему
«гламурному» поколению, которое будет не жалея сил и здоровья служить
идолам: Деньги, Успех и Карьера и лихо болтать на гарлемском сленге, будет
безразлично на каком языке говорили и какому Богу поклонялись их предки.