Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ
Эксперт по французскому языку и культуре при посольстве
Франции в России, Сириль Гори
Прежде всего, следует отметить актуальность
данной темы для России в преддверие выборов в законодательные органы в
декабре 2007 года и президентских выборов в марте 2008, которые пройдут
вслед за президентскими выборами во Франции, завершившиеся победой Николя
Саркози.
В связи с этим необходимо выделить особенности французской избирательной
системы в сравнении с российскими институтами власти[1], ведь Франция
и Россия обе являются полупрезидентскими и полупарламентскими странами.
Итог истории: Выборы во Франции и демократическая культура, которая появляется
вместе с ними, стали итогом Французской революции 1789 года. Они послужили
универсальной моделью для многих стран по мере того, как они шли к демократии.
Для сравнения, Россия была признана европейцами и американцами демократической
страной в 1993 году после краха СССР и создания Российской Федерации
в соответствие с Конституцией от 12 декабря 1993 года, о чем говорит
статья 1: «Российская Федерация является правовым, демократическим, федеративным
государством с республиканской формой правления». Сейчас Россия готовиться
избрать всего лишь только своего третьего президента после Бориса Ельцина
и Владимира Путина.
Граждане Российской Федерации должны иметь электоральный опыт для того,
чтобы избрать своего президента, и должны развивать подлинную демократическую
культуру для того, чтобы преподать ее молодежи. По этому поводу Борис
Ельцин сказал: «Молодая Россия только начинает создавать юридическую основу
демократии: Наша демократия слаба. Демократические традиции только формируются».
(Политическая основа: Б.Ельцин, Российские вести, 17 апреля 1997).
История учит, что со временем неизбежным становится изменение институтов
власти и менталитета: Террор последовал за 1-ой Республикой, за которым
наступила Директория и пришло время Консулата, который завершился установлением
1-й Империи, продлившейся до восстановления монархии. Только по прошествии
100 лет после Французской Революции Республика окончательно определилась
в системе институтов власти Франции, а именно в 1871 году.
Фактическое право избирателей: Как во многих странах, в России в соответствие
со статьями 19 и 32 Конституции 1993 избирателями являются совершеннолетние
граждане в возрасте 18 лет, пользующиеся гражданскими правами и без полового
различия (с 1944 года). Однако данное условие, как таковое, является
недостаточным, поскольку только граждане, внесенные в избирательные списки,
могут считаться избирателями.
Если говорить более конкретно, то, например, для участия в выборах во
Франции граждане обязаны явиться в обязательном порядке в мэрию по месту
жительства для регистрации в муниципальном списке избирателей до 31 декабря
предшествующего выборам года.
Участие в демократической жизни во Франции предполагает фактическое исполнение
гражданского долга. Гражданин проявляет свою волю в осуществлении избирательного
права (даже если голосование не носит обязательного характера) и демонстрирует
свою демократическую культуру.
Это условие носит неустранимый характер и является особенно важным для
молодых людей, достигших совершеннолетия. К французской молодежи проявляют
большой интерес административные власти, образовательные ассоциации,
а также сами политические партии.
Сообщения о беспорядках в пригородах Франции 2005 года, обошедшие весь
мир, предоставили прекрасный случай для разъяснения молодежи того, что
в условиях демократии недовольство можно выражать и с помощью права голоса,
а для этого необходимо зарегистрироваться в списках избирателей. «Поджог
машин», в свою очередь, квалифицируется как действие, за которое судят
и несут наказание.
Выборы: Всеобщее прямое право: Всеобщее прямое право является порядком
голосования на выборах Президента Республики Франция, который гарантирует
строгое соблюдение воли народа. Первым Президентом, избранным по всеобщему
прямому праву (мужского населения), стал Луи Наполеон Бонапарт в 1848
при II-ой Республике.
Порядок избрания Президента Российской Федерации соответствует порядку
президентских выборов во Франции. В соответствие со статьей 81.1 Конституции
«Президент Российской Федерации избирается на срок 4 года на основе всеобщего
равного и прямого права, при тайном голосовании».
Другие страны при проведении президентских выборов пользуются всеобщим
непрямым голосованием, например, Соединенные Штаты Америки, где Президент
избирается коллегией влиятельных выборщиков. Подобное изменение можно
объяснить природой федерального правления.
До начала выборов каждый избиратель получает пакет с материалами и документами.
В пакет вкладывается программа каждого кандидата, участвующего в президентских
выборах, а также бюллетени для голосования.
Избиратели могут узнать на любом из избирательных участков о дне выборов,
найти бюллетени голосования по каждому кандидату. При голосовании избиратель
должен вложить только один бюллетень в пакет, который затем он опускает
в урну. В противном случае, его голос аннулируется.
Президентский мандат и кандидаты: Президент Французской республики избирался
сначала на долгий 7-летний срок. В 2000 году президентский срок сократился
до 5 лет в соответствие с волеизлиянием народа об изменении срока переизбрания
главы государства.
Особенность мандата Президента Французской республики состоит в том, что
он может быть продлен столько раз, сколько пожелают избиратели, в отличие
от России и Соединенных Штатов Америки, где президентский мандат продлевается
один раз, т.к. на основании статьи 81.3 Конституции «одно и то же лицо
не может исполнять функцию Президента Российской Федерации по мандату
не более, чем на два срока подряд».
Как утверждает нынешний Президент России, он не будет выдвигать свою кандидатуру
на предстоящих президентских выборах из принципа соблюдения Конституции
России. На съезде партии «Единая Россия» 1-го октября он заявил, что «менять
конституцию ради одного человека было бы не корректно»[2]. Но вместе с
этим президент дает понять, по мнению газеты «Ле монд», о своем желании
присматривать за властью в должности премьер-министра для того, чтобы
гарантировать стабильность российского государства из опасения, что она
не сможет быть гарантирована на данном этапе развития.
В заключении мне хотелось бы поблагодарить всех организаторов форума
и поздравить их за проявленную инициативу. Я думаю, что настоящий форум
поможет моим зарубежным коллегам в деле продвижения изучения иностранных
языков, а мнение, высказанное с нашей стороны, даст татарским и русским
друзьям повод к размышлению о функционировании их собственных институтов
власти.
Литература:
1.«Les institutions de la Russie», Michel Lesage, Documentation française
n 1.02/ Ed.1998.
2.«Vladimir Poutine tente de conserver le pouvoir, alors que son mandat
s’achève», Мarie Jégo, Le Monde, Ed.Internationale, 6 оctobre 2007.