Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан
В последние годы формирование политической
культуры молодежи становится наиболее приоритетным направлением государственной
политики, деятельности партий и общественных объединений в России. Актуальность
этого вопроса детерминирована тем, что состояние массового сознания будущих
избирателей и молодежи является определяющим для развития социальных процессов.
С одной стороны, необходим процесс адаптации молодого поколения к существующим
нормам и ценностям в обществе, а, с другой стороны, каждое новое поколение
(сегодняшняя подростковая и молодежная среда) формирует свои собственные
нормы и ценности, которые с течением времени станут уже имманентно присуще
всему обществу. Очевидно, что для того, чтобы процесс смены поколений
был наименее болезненным, характеризовался преемственностью, отсутствием
социальных катаклизмов, вызванных значительным идеологическим, ценностным
межпоколейным лагом, необходимо своевременно прививать молодежи те знания,
те ценности и тот опыт, который уже накоплен нашим, относительно молодым
демократическим российским обществом.
Нельзя забывать о том, что уровень развития политической культуры участия
молодежи, как носителя инновационного потенциала, во многом определяет
специфику, динамику и результативность процесса демократизации современного
российского общества.
Справедливости ради надо отметить, что в Республике Татарстан ведется
достаточно активная работа с молодым поколением жителей республики. Существует
целый ряд государственных, муниципальных и общественных агентов, которые
ответственны за социализацию молодежи. При этом, очевидно, что политическая
социализация молодого поколения, формирование культуры гражданственности
осуществляются недостаточно.
Данный феномен, на наш взгляд, объясняется, во-первых, тем, что на фоне
высоких притязаний на участие в экономической сфере, в политическом сознании
значительной части молодых россиян (и татарстанцев, в частности) преобладают
нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, предполагающие
низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм
регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества.
Во-вторых, на сегодняшний день, к сожалению, зачастую наблюдается отсутствие
конструктивного диалога между общественными организациями, политическими
партиями и органами власти различных уровней, что препятствует формированию
культуры политического участия молодежи.
Несмотря на все это, будет несправедливым утверждать, что в данном направлении
не происходит никаких подвижек. Так, очевидно, что молодежь в последние
годы более рационально и прагматично оценивает свои возможности в политике.
К примеру, итоги выборов в органы местного самоуправления республики показали,
что около 30% кандидатов в депутаты были избраны из молодежной среды
в возрастной категории от 18 до 30 лет.
Мобилизации молодежи к более активному участию в политической сфере способствует
и постепенное развитие различных молодежных движений и организаций. В
данном аспекте важно учитывать тот факт, что стратегия государственной
молодежной политики должна предполагать усиление взаимодействия региональных
органов власти с молодежными общественными организациями. И здесь одной
из актуальных форм сотрудничества является, на наш взгляд, организация
и проведение совместных мероприятий и обучающих проектов.
К примеру, в последнее время ЦИК РТ достаточно тесно взаимодействует
с Казанским советом молодежных организаций и Комитетом по делам детей
и молодежи Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.
Так, совместными усилиями в 2007г. была проведена акция «Молодежь и выборы»,
которая стартовала 2 ноября в Академии управления «ТИСБИ» и продлилась
до 28 ноября 2007г., охватившая 20 крупных ВУЗов г.Казани.
Необходимо отметить, что молодежные парламенты, ролевые игры, тренинги
не только стимулируют политическую активность молодых людей, но и восполняют
пробелы знаний о политике, что, безусловно, влияет на формирование политической
культуры участия.
Именно поэтому, по инициативе ЦИК РТ либо при содействии ЦИК РТ проводятся
разнообразные конкурсы, олимпиады, встречи со студенческой молодежью.
Это и, ставшая уже традиционной, республиканская олимпиада по избирательному
праву среди школьников, и конкурс "Лидеры нового поколения",
где в роли участников выступают молодые люди, чей возраст не превышает
30 лет, объединенные в группы («партии») по 5 человек, со своим оригинальным
названием, собственной атрибутикой, партийной структурой, программными
документами. Участники конкурса на своем примере демонстрируют наличие
у молодежи активной гражданской позиции, высокую информированность о
политическом процессе, как в России, так и за рубежом.
В целом, деятельность избирательных комиссий любого уровня предполагают
широкую информационно-разъяснительную работу, направленную на просвещение
как организаторов выборов, так и избирателей, в т.ч. и будущих.
Особенно актуальным это направление становится в выборный период. Если
говорить о современном периоде, то это две крупные федеральные кампании
2007г. и 2008г.: выборы депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва
и Президента РФ соответственно. Осознавая это, Центральная избирательная
комиссия Республики Татарстан активизировала свою издательскую деятельность,
информационно-разъяснительную работу, а также взаимодействие с современной
молодежью с целью привлечения интереса к политико-правовому процессу,
как в России, так и в республике.
Так, в течение двух последних лет ЦИК РТ проводил научно-практические
конференции. Если в декабре 2005г. ее масштабы ограничивались только
пределами ВУЗов г.Казани, то в 2006г. ЦИК РТ совместно с кафедрой политологией
Казанского государственного университета Академией наук РТ и Центром
стратегических исследований и политических технологий организовала и провела
всероссийскую научно-практическую конференцию, целевой аудиторией и участниками
которой стала студенческая молодежь республики. По итогам проведенных
конференций были изданы сборники материалов, с тем, чтобы с публикациями
могли ознакомиться школьники и студенты Республики Татарстан, которые
по тем или иным причинам не смогли стать непосредственными участниками
мероприятия. В 2006г. это "Избирательная система, избирательная
кампания и выборы в контексте современного политического процесса в России".
В 2007г. – «Политический процесс в условиях подготовки к избирательным
кампаниям 2007-2008гг. в Российской Федерации».
Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан в период с 2005
по 2007гг. выпустила серию книг по избирательной проблематике: предназначенных
для широкого круга читателей "Избирательная система Республики Татарстан",
"Президент Российской Федерации:: конституционный статус и порядок
выборов", «Организация выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по пропорциональной системе».
Общеизвестно, что в районах, сельских поселениях вопрос с политико-правовой
осведомленностью и гражданской активностью подрастающего поколения стоит
еще острее, чем в регионах и по стране в целом. При этом, зачастую, данная
проблема обуславливается не столько нежеланием молодежи участвовать в
формировании выборных демократических институтов или неверием в их эффективность,
сколько отсутствием полной и доступной информации о современной избирательной
системе, избирательном законодательстве, последних нововведениях в институциональном
дизайне как российской, так и республиканской политических системах.
Существенным направлением здесь в работе с молодежью является взаимодействие
государственных структур с таким социальным институтом как библиотека,
которая выступает одним из агентов социализации подросткового поколения,
особенно в сельских и районных поселениях. В этой связи, особую ценность
приобретает организация в районах и селах Клуба молодых избирателей на
базе местных библиотек. Успех работы такого клуба во многом будет зависеть
от многообразия предложенных форм работы со школьной и студенческой аудиторией.
На сегодняшний день во многих регионах России уже накоплен достаточно
богатый опыт работы подобных Клубов молодого избирателя. Сегодня мы можем
сказать, что в Республике Татарстан тоже уже существует подобная форма
работы с молодежью.
В 2007г. Центральная избирательная комиссия РТ, Министерство культуры
РТ и Республиканская юношеская библиотека организовали проведение республиканского
конкурса на лучший Клуб молодого избирателя. Всего на конкурс поступило
43 проекта. Из них на сегодняшний день успешно и стабильно функционируют
33 Клуба молодых избирателей, в которых создаются и ведутся тематические
картотеки и папки, оформляются книжные выставки «Выборы – дело всех и
каждого», «Синен хокукларын» («Твои права»), «Избирательный лабиринт»,
«Путеводитель в мир права», проводятся деловые игры, диспуты, брейн-ринги,
презентации книг. Проекты многих Клубов молодого избирателя включают
мероприятия по популяризации государственной символики, что также способствует
воспитанию патриотизма у молодежи, содействует политико-правовой социализации
подростка, формированию у него гражданской позиции.
В целях приобщения студенческой молодежи к избирательному процессу на
базе Центральной избирательной комиссии РТ организован постоянно действующий
лекторий, проводятся обучающие семинары со студентами по электоральному
воспитанию современной молодежи.
Систематически, раз в квартал, в Центральной избирательной комиссии РТ
проходит День открытых дверей, где молодежь имеет возможность не только
ознакомиться с работой Центральной избирательной комиссии Республики
Татарстан, но и почерпнуть знания из области современного избирательного
законодательства.
Как уже отмечалось, общественные организации, могут взять на себя роль
посредника в процессе интеграции молодых людей в общественно-политическую
сферу, объяснить основные принципы ее функционирования, обеспечить эффективную
коммуникацию, развить навыки общения.
Однако многие детские и молодежные объединения стремятся не затрагивать
политическую проблематику, и поэтому не взаимодействуют с органами власти.
Часто их работа сводится к организации мероприятий, согласно собственному
направлению деятельности и соперничеству с другими некоммерческими организациями
за право получения грантов. Как правило, эти организации не ориентированы
на интенсивное развитие, что в большинстве случаев приводит к прекращению
функционирования.
В то же время, в последние годы наметилась тенденция государственной
поддержки молодежных организаций, способствующих социализации и гражданскому
становлению молодых людей. Наиболее популярной формой взаимодействия
органов власти и некоммерческих организаций стало повсеместное проведение
мероприятий, направленных на развитие у молодежи гражданских, патриотических
качеств и творческих способностей.
В целях оптимизации работы с молодежью представляется необходимым систематически
осуществлять мониторинг мотивации участия современного молодого поколения
в политической жизни Республики Татарстан и России в целом. Необходимо
определять те факторы, которые обуславливают существование низкого уровня
участия молодых людей, принадлежащих отдельным слоям населения в политике,
выявлять государственные органы власти и управления, общественные и образовательные
организации в Республике Татарстан и городе Казани, которые должны заниматься
развитием политико-правовой культуры молодежи, определять направления
работы государственных органов власти и управления, общественных и образовательных
организаций для повышения интереса молодежи к политико-правовой сфере.
Очевидно, что это трудоемкий процесс, что, в свою очередь, предопределяет
необходимость интеграции усилий общественных организаций, молодежных
движений и органов государственной власти, способных привлечь административные,
информационные и финансовые ресурсы в целях оказания всесторонней поддержки
молодежным проектам, выходу их на принципиально новый уровень, что в конечном
итоге будет служить общему делу повышения эффективности процессов гражданской
и политической социализации молодежи.