МОЛОДЕЖНЫЙ ФАКТОР
ВО ВНЕШНИХ СВЯЗЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
начальник Управления государственного протокола Президента
РТ
к.социол.н. Савельев И.Л.
заведующий информационно-аналитическим отделом Департамента внешних
связей Президента РТ,к.физ.-мат.н. Насыров И.Р.
Россия, 420014, Казань, Кремль, Аппарат Президента РТ
dfa@krmlin.kazan.ru
Международное молодежное сотрудничество
является важной составляющей сферы внешних связей Республики Татарстан.
Реализация международных проектов, ориентированных на молодежь, участие
творческой молодежи, учащихся и молодых специалистов в культурных, научно-образовательных,
экономических, спортивных международных мероприятиях не только содействуют
решению задач молодежной политики, но и вносят значительный вклад в развитие
основных направлений международного сотрудничества Татарстана, способствуют
укреплению трансграничных кооперационных связей.
Изучение и адаптация международного опыта с учетом исторических, социально-политических
и экономических реалий России, объединение усилий для решения общих проблем
является неотъемлемой частью формирования поколения, живущего в современном
мире с открытыми границами, глобальными ценностями и глобальными вызовами,
ответ на которые необходимо искать с опорой на международное партнерство.
Важнейшее значение для многонациональной Российской Федерации имеет укрепление
межкультурных связей, проявление толерантности и уважения к культурному
разнообразию народов. Причем толерантность следует понимать как готовность
сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где пересекаются
их различающиеся интересы. Активная позиция молодежи в вопросах построения
межкультурного диалога необходима для поддержки усилий государства по
достижению социально-политической стабильности на долгосрочную перспективу.
«Страна, вышедшая из кризиса, нуждается в интеллектуальных кадрах, – отметил
Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев 25 октября 2007 года
на встрече со студенчеством республики в рамках заседания V Конгресса
студентов РТ в Казани. – Студенты сегодня не могут оставаться аполитичными,
пассивными в общественной жизни», – подчеркнул глава республики.
Международное молодежное сотрудничество в Татарстане разнообразно по
формам, направлениям работы и географии контактов. Органы власти республики,
исходя из своих функций и полномочий, осуществляют поддержку международных
молодежных проектов в курируемых областях. Общая координация международного
сотрудничества возложена на Департамент внешних связей Президента Республики
Татарстан. Среди республиканских органов исполнительной власти, непосредственно
реализующих и поддерживающих конкретные направления международного молодежного
сотрудничества, необходимо выделить 3 министерства Республики Татарстан:
по делам молодежи, спорту и туризму; культуры; образования и науки. Кроме
того, значительный объем работы по взаимодействию с соотечественниками
и татарской молодежью в зарубежных государствах ведет Исполком Всемирного
конгресса татар.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
осуществляет организацию международных проектов в области молодежных обменов,
а также в области физической культуры и спорта, туризма. Министерством
проводятся языковые семинары, международные смены в летних детских лагерях,
организуются стажировки специалистов, поездки по изучению опыта работы
с детьми и подростками зарубежных общественных организаций, включая такие
актуальные вопросы, как профилактика наркотизации в молодежной среде,
работа с «трудными» детьми или развитие волонтерского движения. В рамках
проведения комплексных мероприятий, например, дней Франкофонии в Татарстане,
проводятся творческие и научные молодежные конкурсы, встречи с зарубежными
сверстниками.
В июне 2007 года в Казани были проведены международная конференция «Молодежный
диалог: ОИК - Россия» и летний лагерь для лидеров молодежных организаций
стран-членов ОИК и Российской Федерации. На наш взгляд, это – многообещающий
проект. Мероприятия включали «круглые столы», семинары и дискуссии по
проблемам ислама в России, отношению молодежи мусульманского мира к глобализации,
вопросам исламофобии, встречи с руководителями министерств и ведомств
республики, руководством Духовного управления мусульман Татарстана и Российского
исламского университета, лидерами молодежных организаций Татарстана.
Учрежденный в 2004 году Молодежный форум ОИК «За диалог и сотрудничество»,
включает 40 ведущих национальных и международных молодежных организаций,
представляющих 35 стран ОИК, а также мусульманских меньшинств Европы.
На прошедший в Казани в сентябре 2007 г. международный молодежный форум
«Все различны – Все равны» приехали более 500 представителей молодежных
организаций и государственных структур из регионов России, стран СНГ и
Европы, ответственных за молодежную политику. На пленарных и секционных
заседаниях форума обсуждались такие темы, как межкультурный и межрелигиозный
диалог, права молодежи, ее участие в общественной жизни. Эти темы являются
ключевыми для проводимой Советом Европы в 2006-2007 годах Европейской
молодежной кампании «Все различны – все равны», которая объединила два
важных направления работы Совета Европы, которым Российская Федерация
придавала и будет придавать особое значение, - содействие укреплению толерантности
и продвижению межкультурного диалога, а также решение проблем молодежи
и развитие молодежного сотрудничества.
Традиционной и неотъемлемой составной частью молодежной политики является
работа по развитию массового и профессионального спорта, организация соревнований.
Значительно обновленная к 1000-летию Казани инфраструктура спортивных
объектов Татарстана постоянно развивается и предоставляет возможности
для проведения соревнований самого высокого международного уровня.
В свою очередь молодые спортсмены Татарстана также выезжают на крупные
международные соревнования, являясь тем самым молодыми послами спорта
республики.
Огромная работа была проделана для поддержки г. Казани в качестве города-кандидата
на право проведения XXVI Всемирной Летней Универсиады 2011 года. В итоговом
туре голосования Казань уступила всего 2 голоса китайскому городу Шэньчжэнь.
В ноябре 2007 года начинается работа по продвижению к повторной подачи
заявки на право проведения Универсиады 2013 года г. Казани. Важно, что
участие в достижении общей цели объединяет студентов из различных вузов,
дает активу молодежи опыт проведения мероприятий международного уровня
совместно с органами власти и общественными организациями.
Министерство культуры Республики Татарстан уделяет большое внимание привлечению
молодежи в мероприятия и проекты в области культуры, в том числе и международного
масштаба. Основными направлениями международного сотрудничества в области
культуры с привлечением и участием молодежи являются сохранение и развитие
татарской национальной культуры, пропаганда культуры татарского народа
за пределами республики и интеграция национальной культуры в мировую
культуру, а также проведение в Татарстане и участие представителей республики
в международных фестивалях, конкурсах, конференциях и семинарах.
Среди мероприятий, проведенных министерством культуры в последнее время:
семинар по обучению режиссеров и организаторов праздника Сабантуй в котором
приняли участие более 100 человек из 30 регионов Российской Федерации
и 5 стран СНГ, VIII Международный конкурс Высокой моды национального костюма
«Этно-Эрато» в Москве, где национальные татарские костюмы были представлены
молодыми дизайнерами Республики. Молодежные творческие коллективы, молодые
исполнители принимали участие в проведении таких значимых мероприятий,
как национальный праздник «Сабантуй», который в 2007 году прошел в 49
регионах Российской Федерации, в 9 странах СНГ и Балтии, в 8 странах
дальнего зарубежья, Дни культуры Республики Татарстан в Турецкой Республике,
Международный фестиваль татарской песни им.Р.Вагапова, этапы которого
проходят в регионах РФ и за рубежом. Только за 10 месяцев 2007 года молодые
исполнители из Татарстана с успехом приняли участие в около двух десятках
международных молодежных музыкальных, песенных, и театральных фестивалях
и конкурсах, проводимых в регионах России и за рубежом.
В центре внимания Министерства образования и науки Республики Татарстан
в последние два года – реализация Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан «Об учреждении грантов Правительства Республики Татарстан на
подготовку и переподготовку кадров Республики Татарстан в российских и
зарубежных образовательных и научных центрах» от 26 января 2006г. Ежегодный
объем средств, выделяемых по данному направлению, составляет 100 млн.
рублей. Конкурсная процедура по грантам проводится на открытой основе,
только в 2007 году в ней приняли участие 400 студентов, аспирантов и молодых
ученых. По итогам конкурсных процедур 170 человек направлены на обучение
в ведущие российские учебные центры и 74 человека – за рубеж. Для организационного
обеспечения обучения по выделяемым грантам заключены соглашения о долгосрочном
сотрудничестве с 19 зарубежными научными центрами и университетами.
В целях повышения уровня владения иностранными языками до требований
международных стандартов создан Республиканский Центр лингвистической
подготовки одаренной молодежи на базе ТГГПУ, открыты Центр приема международных
экзаменов по английскому языку TOEFL при КГЭУ, представительство Германской
службы академических обменов ДААД, образовательных центров «Инвент», проекта
МТР (Программа обучения менеджеров) TAСIS.
«Молодежь Татарстана необходимо нацелить на обязательное освоение трех
языков: наряду с государственными - татарским и русским - молодые татарстанцы
должны прекрасно владеть и языком международного общения – английским»,-
подчеркнул Президент Республики Татарстан в своей публичной лекции «Татарстан
в годы реформ» 22 октября 2007 г.
Следует также отметить, что ведущие вузы Республики Татарстан имеют свои
прямые договоры с зарубежными странами, в рамках которых осуществляются
обмены студентами, научные стажировки, содействие в получении грантов,
обмены преподавателями. При этом следует отметить, что география сотрудничества
расширяется: в дополнение к традиционным научным и образовательным связям
с учебными центрами Европы и США, совершенствованию лингвистической подготовки
и изучению культурного наследия в странах Ближнего Востока и Турции, такие
вузы как ТГГПУ, КГУ и КГТУ(КХТИ) активно развивают сотрудничество с коллегами
из Китая.
Участие вузов республики в процессах гармонизации систем образования стран
Европы в рамках Болонского процесса ставит целью не только развитие мобильности
граждан, но и содействует повышению международной конкурентоспособности
вузов Татарстана в создающейся единой европейской зоне высшего образования.
При этом оказываются весьма актуальными вопросы сохранения образовательных
и научных традиций российской высшей школы, складывавшихся веками. Здесь
важно совместными усилиями найти сочетание требований обеспечения прикладного
профессионального обучения, учитывая укрепление международной интеграции,
с необходимостью подготовки высокообразованных кадров для развития отечественной
фундаментальной науки.
Говоря о татарских молодежных общественных организациях, стоит сказать,
что в большинстве стран, где активно действует татарская община, молодежь,
как правило, не структурируется в отдельную организационную единицу.
Во многом по этой причине реально действующих национальных юниорских
движений за пределами России немного, а взаимодействие с ними, как и
с другими объединениями татар за пределами республики осуществляет Исполком
Всемирного конгресса татар.
В настоящее время в Азербайджане успешно действует молодежная организация
«Яшьлек», деятельность которой носит культурно-просветительский характер.
Действует несколько творческих коллективов. Направления работы татарской
молодежи Казахстана перекликается с азербайджанскими коллегами. Основное
– проведение досуга, приобщение к национальной культуре и традициям. Украинский
Молодежный культурный центр «НУР» концентрирует свою деятельность на
преподавании родного языка. В Кыргызстане активно проявляет себя татарская
молодежная организация “Бердэмлек”, которая проводит большую работу по
объединению молодежи, поднятию национального самосознания. В числе приоритеных
направлений работы – организация культурно-массовых и спортивных мероприятий,
изучение и культивирование истории татар. Татарская молодежь Узбекистана
особую активность проявляет в творческой сфере. Она известна своими вокальными
группами и танцевальными коллективами.
Татары Китая сконцентрированы в Уйгурском автономном округе и имеют здесь
глубокие исторические корни. Общине татар удалось в наиболее аутентичном
виде сохранить собственный язык, традиции и культуру. Как известно, большое
количество выходцев из Китая – татар, обучается в Казани, ведут активную
общественную жизнь, участвуют в культурной жизни татар, главная проблема
для них – трудности адаптации. В странах дальнего зарубежья можно также
выделить небольшую, но активную молодежную группу в США, регулярно проводящую
Сабантуй и другие культурные мероприятия.
Среди проблем на местах у молодежи Казахстана и Узбекистана – сложности
с трудоустройством, в Азербайджане сильны ассимиляционные процессы. Из
общих для всех стран СНГ проблем можно обозначить следующие:
нехватка татарской исторической и просветительской литературы;
недостаток кадров для обучения родному языку;
отсутствие полноценных татароязычных СМИ.
Существует потребность в проведения лекций, семинаров, тренингов на местах
с участием специалистов из Татарстана. Многие ребята из стран СНГ хотели
бы получить высшее образование на своей исторической родине.
«Наблюдается определенный кризис системы татарского национального образования
не только в зарубежье, но даже в регионах России»,- отмечает в своем интервью
к 5-летию Международного совета российских соотечественников председатель
Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Зиннурович Закиров. Самым серьезным
образом стоит вопрос открытия воскресных школ в странах СНГ, а в некоторых
странах дальнего зарубежья проблемы этнокультурного воспитания уже успешно
решаются многие десятилетия, это Финляндия (Хельсинки), США (Нью-Йорк
и Сан-Франциско) и Австралия (Аделаида), где татарские диаспоры имеет
свои культурные центры, ставшие центрами национальной жизни.
5 лет назад Исполком Всемирного конгресса татар начал участвовать в реализации
программы привлечения детей соотечественников для обучения в лучших вузах
Татарстана, которая осуществляется при поддержке МИД и Минобрнауки России.
С 2003 по 2007 годы по этой программе в вузы республики поступило 560
студентов из регионов России и стран зарубежья, в том 176 соотечественников
из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана,
Беларуси, Латвии, Украины, Китая. Сейчас квота Министерства образования
и науки Российской Федерации для поступления зарубежных соотечественников
в вузы Татарстана составляет 70 человек. Исполком ВКТ предпринимает усилия
по увеличению ее как минимум до 200 человек. Среди важных проблем при
поступлении абитуриентов из-за рубежа – существенно более низкий уровень
подготовки по татарскому языку по сравнению с выпускниками татарстанских
школ, где татарский язык является государственным. Одним из решений проблемы
является создание грантовой системы обучения этнокультурным специальностям
в республике.
Кроме того, введение закона о ЕГЭ существенно сужает возможности для поступления
абитуриентов-татар из зарубежья. Для решения этого вопроса на базе КГУ
разрабатывается совместная инициатива Департамента внешних связей Президента
РТ, Министерства образования и науки РТ, Исполкома ВКТ о введении в республике
с 2008 года довузовского Интернет-образования.
Всего же в настоящее время в Казани учится около 630 студентов из стран
дальнего зарубежья.
Среди мероприятий, проводимых с непосредственным участием Исполкома ВКТ
на территории Татарстана – два Форума татарской молодежи в 2004 и 2006
годах, Дни татарской молодежи (2005г.), история которых насчитывает уже
15 лет.
Работу с молодым поколением соотечественников за рубежом необходимо рассматривать
в общем комплексе деятельности республиканских органов власти и организаций
в данном направлении, в частности, принимая во внимание формирование
региональной программы содействия добровольному переселению соотечественников,
проживающих за рубежом и создание единого культурно-информационного пространства.
Успешный опыт международного сотрудничества в сфере образования представляют
образовательные проекты, реализуемые Татарстаном при посредничестве Турецкой
Республики. Министерство образования Республики Татарстан ежегодно с 1993г.
направляет на учебу в университеты Турции абитуриентов из Татарстана.
В настоящее время в Турции обучается около 200 татарстанских студентов.
В республике функционируют 10 татарско-турецких лицеев, в которых обучаются
2000 учащихся. Лицеи являются инновационными экспериментальными учебными
заведениями, сочетающими современные тенденции системы образования Турции,
Татарстана как субъекта Российской Федерации и европейских стран. К окончанию
лицеев ученики свободно говорят на татарском, английском и турецком языках.
Татарстанские выпускники турецких вузов и татарско-турецких лицеев активно
включаются в развитие двусторонних торговых, экономических и культурных
связей, туризма.
Следует подчеркнуть, что международное сотрудничество Татарстана в области
образования многовекторно. Только в образовательных программах США приняли
участие более 600 молодых татарстанцев. Международные молодежные обмены
вошли в практику многих учебных заведений.
Существенный вклад в развитие международных образовательных программ,
изучения иностранных языков и культуры стран дальнего зарубежья вносят
международные организации, объединения и ассоциации, действующие в Татарстане:
Американский и Немецкий читальные залы Национальной библиотеки, Поволжский
региональный центр иранистики, Татаро-японский культурно-информационный
центр «Сакура», кафедра ЮНЕСКО в Академии управления ТИСБИ – всего около
20 организаций. Особое значение имеет поддержка подобных проектов со стороны
дипло-матических представительств иностранных государств в Российской
Федерации. Так, при активной поддержке Посольства Франции в России в
октябре 2006г. было открыто отделение «Альянс Франсез» в Казани, призванное
объединить и поддержать многочисленных поклонников французского языка
и культуры.
Развитие международного сотрудничества создает спрос на высококвалифицированных
специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности и международных
связей, экономистов, работающих по международным стандартам, переводчиков,
а также инженерно-технических и иных узких специалистов со свободным знанием
иностранного языка. Свидетельством востребованности молодых специалистов
с глубокими знаниями иностранного языка является постоянное обновление
кадров органов государственной власти.
Существует множество других форм вовлечения молодежи в международное
сотрудничество, например, Общественная молодежная палата при Государственном
Совете Республики Татарстан активно изучает зарубежный опыт законотворческой
деятельности.
Подводя итог краткому обзору молодежного направления международных связей
Татарстана следует отметить, что в деятельности практически каждого органа
власти республики имеется и международная, и молодежная компоненты, что
подчеркивает актуальность совмещения этих двух важных социально-политических
векторов. Для государства приоритетность международного молодежного сотрудничества
также обусловлена тем, что оно является составной частью системы подготовки
высокопрофессиональных кадров, готовых успешно и эффективно работать
в условиях современного взаимозависимого мира. Учитывая все возрастающее
значение международной кооперации для субъектов федерации, которые все
сильнее интегрируются в систему международных экономических, научно-образовательных
и культурных связей, на уровне региональных органов власти необходимо
также оказывать всемерное содействие международному молодежному сотрудничеству,
направляя его на решение задач стоящих перед обществом и государством.