Доклады секции:
"Общество, молодежь, политика" 2007
СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОСРЕДСТВОМ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
преподаватель английского языка, Яруллина А.Р.
Республика Татарстан, 422000, п.Арск, ул.Поперечная, 14,
yaralsou@rambler.ru
В наши дни
нет более благородного призвания, чем помощь людям жить в мире и взаимопонимании,
обладая при этом обширными знаниями о других культурах, путях их становления
и развития. Это сложный путь и долгий поиск, который требует от нас осознания
условий существования собственной культуры и глубокой осведомленности
о тех ценностях и нормах, находящихся вне нашего влияния и сознания. Он
требует от нас развития и совершенствования способностей в построении
и сохранении взаимоотношений с людьми из других культур, кардинально отличающихся
от культуры собственной. Поэтому призвание и долг каждого педагога оказывать
содействие в развитии межкультурной коммуникации, глобального сознания
и восприятия многообразия мира, выступающих основой формирования толерантных
отношений.
Функции современной школы не ограничиваются сегодня передачей знаний,
формированием определенных навыков и умений. Все более актуальными становятся
вопросы взаимоотношений участников образовательного процесса. Полномочия
школы расширяются, и как следствие, деятельность педагога приобретает
новые оттенки, на него возлагаются новые обязанности - воспитание патриота,
гражданина мира, личности, свободной от предрассудков расизма и ксенофобии.
Достижение данной цели возможно при соблюдении ряда условий:
1. Развитие межкультурной коммуникации является одним из важнейших условий
формирования толерантного отношения подростков к различным аспектам современной
жизни, таким как межнациональные отношения, межрелигиозные отношения,
уважительное отношение к людям другого поколения и социального статуса.
Межкультурная коммуникация предполагает диалог, взаимодействие и взаимопроникновение
культур, то есть знакомство с национальными традициями и обычаями различных
народов, их реалиями. Для реализации этой цели большим потенциалом обладают
дисциплины социально-гуманитарного цикла: мировая художественная культура,
курсы по истории мира и отечества, обществознание и политология, родной
язык и литература, зарубежная литература, география. Особое место в этом
ряду занимает предмет «Иностранный язык», позволяющий посредством изучения
языка овладеть системой духовных ценностей народа, при этом процесс иноязычного
образования осуществляется в двух плоскостях – мир иноязычной культуры
и мир родной культуры. В качестве форм работы по развитию толерантности
на уроке можно предложить чтение текстов соответствующего содержания с
последующим обсуждением полученной информации; инструктирование; просмотр
видеофильмов; комментирование высказываний известных людей по данной
проблеме и формулировка собственных высказываний; лекции-диспуты, лекции-беседы;
практикумы по культуре общения, по развитию умений разрешать конфликтные
ситуации, по формированию межличностных отношений в подростковой среде,
в отношениях со старшим поколением; встречи с представителями культуры,
общественными и политическими деятелями. В рамках внеклассной деятельности
приемлемы следующие формы работы: посещение национальных музеев и этнографических
выставок, концертов народного творчества; организация и проведение вечеров
дружбы, литературных гостиных, круглых столов, КВНов, лингвострановедческих
викторин; семинаров; встречи-беседы с представителями национально-культурных
общин. В настоящее время широко применяются интерактивные методы обучения.
К ним относятся те обучающие и развивающие личность игровые технологии,
построенные на целенаправленной, специально-организованной групповой и
межгрупповой деятельности, обратной связи между всеми ее участниками
для достижения взаимопонимания. В игре или при анализе ситуации не даются
готовые знания, обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску информации
разнообразными игротехническими средствами.
2. Воспитание подростков в духе толерантности и культуры мира невозможно
без национальной самоидентификации. Знакомство с историей родного края,
осознание влияния прошлых событий на сегодняшнюю жизнь, формирование представлений
о достижениях своего народа, о его вкладе в мировую культуру и науку вызывает
чувство гордости за страну и уважение к ее богатому историческому прошлому,
подросток стремится стать частью этого огромного наследия и внести в него
свой вклад. Формированию культуры межнационального общения как одной
из составляющих воспитания гражданина и толерантной личности способствует
включение национально-регионального компонента в содержание учебного
материала, позволяющего дать представление об актуальных проблемах социально-политической
жизни и развивающего чувство национального самосознания. Истинное понимание,
принятие и толерантное отношение к чужой культуре возможно только при
достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего родного
края. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства
национальной самобытности.
3. Учет возрастных особенностей играет важную роль в процессе развития
толерантности у подростков. В этом возрасте наблюдается направленность
сознания на самого себя. Им присущ повышенный интерес к своей личности,
и процессы самопознания происходят часто очень бурно, что может привести
к конфликтам с окружающими. Поэтому наиболее приемлемыми для них педагогическими
методами являются диспуты, обсуждения, дискуссии. Характерным для данного
периода является социализация мышления. Подростков интересуют сложные
вопросы, связанные с такими формами общественного сознания как мораль,
этика и политика. У них возникает потребность в обсуждении нравственных
и этических проблем, в ходе которых происходит коррекция взглядов и убеждений,
формируются духовные ценности. Живое обсуждение социально-политических
и нравственных проблем, знакомство и встречи с интересными людьми, изучение
информации о современной жизни страны позволяют понять суть происходящих
событий. У подростков формируется чувство сопричастности к жизни страны,
стремление к самореализации.
4. Социальная адаптация подростков в современных условиях выходит на первый
план. Общество предъявляет очень высокие требования к личности, стремление
соответствовать которым подчас бывает просто нереально-выполнимым. Это
связано с повышенной тревожностью данного возраста, неуверенностью в своих
силах, высокой чувствительностью подростков. Задача современной школы
– помочь в адаптации. Для решения данной задачи необходимо развить такие
способности и сформировать такие качества, которые дадут им возможность
реализоваться в различных областях, выходящих за рамки их специализации,
то есть профессиональной деятельности, в том случае, если по каким-то
причинам они окажутся невостребованными в своей сфере. Эта тенденция характерна
для большинства британских школах, ставящих во главу угла воспитание
так называемых “life-long skills”, позволяющих своим выпускникам легко
приспосабливаться к складывающимся условиям, другими словами, быть гибкими
и конкурентоспособными.
Учитывая высокую сензитивность подросткового возраста и недостаточную
развитость навыков коммуникации, применение разнообразных тренингов, особенно
психологических тренингов по межличностному общению считается одним из
путей формирования толерантности. Каждый педагог имеет возможность подобрать
именно тот вариант тренинга, который, по его мнению, наиболее приемлем
в сложившейся ситуации, и позволит решить проблемы, возникшие в подростковой
среде. В основе тренинга лежит жизненный опыт участников, соблюдение
общих требований, следование определенным правилам, совместное переживание
эмоций и анализ проделанного.
Отсутствие элементарных навыков общения является для многих людей причиной
попадания в различные конфликтные ситуации. Поэтому особую актуальность
приобретают специально разработанные программы по развитию навыков общения.
Ричард Бэрон предлагает различные способы обучения социальным умениям
общения, которые основываются на следующих процедурах:
- Моделирование. Лицам, не имеющим базовых социальных умений, демонстрируются
примеры адекватного поведения в различных конфликтных и неконфликтных
ситуациях, приводящих к достижению цели.
- Ролевые игры. Данный метод предлагается лицам, проходящим тренинг социальных
умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых
умений. Это позволяет им проверить на практике модели поведения, которым
они научились в ходе моделирования.
- Установление обратной связи. На этом этапе тренинга с индивидами устанавливается
обратная связь в виде реакций на их поведение, то есть они поощряются
или вознаграждаются за адекватное ситуации социальное поведение.
- Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.
Участников тренингов учат общим принципам, которые уместны всегда и везде,
в любой социальной ситуации. Занятия тренингов содержат как можно больше
элементов, характерных для реальной жизненной ситуации. Учебные ситуации
разнообразны для повышения вероятности общения.
Перечисленные методы практикуются в группах из 6-12 человек, группы обычно
занимаются 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Обучение продолжается до тех
пор, пока все обучаемые не достигнут успехов в овладении социальными
умениями, которые требуются для большинства ситуаций – от межличностного
общения до разрешения конфликтных ситуаций.
В течение 70-ых годов двадцатого века основные дебаты по вопросам межнациональных
отношений при разработке тренинговых программ шли о том, должны ли эти
тренинги быть монокультурными, то есть отражать реалии одной страны, или
же их предназначение – содействовать людям разных национальностей в формировании
базовых социальных умений, которые будут им необходимы в любой сложившейся
интеркультурной проблемной ситуации. Считалось, что эти подходы несочетаемые.
Вопрос был разрешен в пользу признания и включения в основу тренинговых
программ основных положений обоих подходов. Общепризнано, что содержательной
базой любого тренинга является материал общекультурного плана, второй
шаг – переход к упражнениям, раскрывающим культурные особенности определенных
стран, и финальный этап – включение специфической информации лингвострановедческого
характера. Упражнения тренингов могут использоваться для расширения представлений
о другой стране, что является интегральной частью процесса межкультурной
коммуникации и отношений, построенных на основе толерантности, мира и
согласия. Это необходимо особенно в тех случаях, когда цель тренинга заключается
в усовершенствовании взаимоотношений представителей разных наций и культур,
или когда возникает необходимость разрушения культурных стереотипов и
предрассудков. Цели тренингов можно обозначить как следующие:
1) формирование позитивного отношения к представителям других стран и
культур;
2) осознание существования проблем, возникающих в процессе межкультурного
общения и совместного обучения, требующих немедленного разрешения с целью
предотвращения перерастания в межнациональный конфликт;
3) привлечение внимания к непродуктивным и разрушительным культурным
стереотипам и предрассудкам как результат неприятия определенных наций;
4) оказание помощи и подготовка к адаптации к иным культурным условиям.
Так как состав студентов (651 человек) нашего учебного заведения многонационален
и включает представителей таких народов как татары (603 студента), русские
(17 студентов), чуваши (2 студента), марийцы (2 студента), узбеки (1 студент),
то тренинги по формированию навыков межкультурного общения имеют важное
значение, способствуя укреплению как межличностных так и межнациональных
отношений, воспитанию уважения друг к другу и мирному сосуществованию
в рамках единого образовательного пространства. Всегда существует возможность
в пересмотре упражнений тренингов и создании своей собственной версии,
подходящей и учитывающей специфические нужды учебного заведения и условий
обучения. Широкими возможностями для реализации этих целей обладают такие
дисциплины как «Практика речи иностранного языка» и «Лингвострановедение»,
позволяя включать в содержание занятий элементы тренингов по межнациональному
общению, создавая и воспроизводя на уроках реальные жизненные ситуации.
В своей практике мы часто обращаемся к упражнениям тренингов в виде ролевых
игр и проблемных ситуаций. Как известно, первые уроки по любой дисциплине
очень важны для установления дружеских отношений в студенческой группе
и создания атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, комфортного
восприятия незнакомой обстановки и участников учебного процесса. Этому
во многом способствуют упражнения на установление физических тактильных
контактов, которые сближают партнеров через соприкосновение рук. Эта
процедура называется «Раскалываем лед в отношениях».
1) Данное упражнение выполняется под музыку. Гуляя по аудитории и слушая
музыку, участникам предлагается выполнять задания руководителя:
А) Необходимо образовать пары и встать лицом к лицу, подняв вверх руки,
согнутые в локтях, раскрыв ладони и вытянув пальцы. Затем участники соприкасаются
ладонями и отталкивают друг друга, балансируя при этом и пытаясь удержать
равновесие. Можно разнообразить это упражнение, согнув колени или сделав
наклоны вправо или влево.
Б) После слов руководителя «Ломайте и тяните» оба партнера должны остановить
сопротивление, взяться за руки, скрестив их, и тянуть друг друга в разные
стороны, но, стараясь сохранить равновесие, и не позволив партнеру упасть.
В) По заданию руководителя участники образуют группы из трех или четырех
человек, совершая те же самые действия. Но сейчас им приходится приложить
больше усилий, так как количество участников увеличилось, и сохранять
равновесие стало сложнее.
2) Руководитель начинает дискуссию вопросом: «Какие другие формы невербального
взаимодействия вы можете назвать?». Участники делятся своими ощущениями
после выполнения задания и приходят к выводу, что подобный физический
контакт сблизил их и раскрепостил. Данную процедуру можно продолжить,
предложив участника взять стул и сесть там, где они хотят, то есть занять
любое место в аудитории. Затем, не меняя своего местоположения, руководитель
просит участников прокомментировать следующие вопросы: «Какое место выбрал
каждый участник? Остались ли свободные места в аудитории? Как можно охарактеризовать
участников, которые оказались рядом, образовав группы?».
Другое задание, имеющее цель – создание комфортной обстановки и установление
межличностных контактов – выполняется в парах. Участники выбирают себе
партнера, желательно другой национальности, другой культуры или другого
пола, важно, чтобы между партнерами были сильные различия. Каждой паре
дается один карандаш и лист бумаги. Их задача – нарисовать дом, держа
один карандаш, общаясь друг с другом. Через две минуты попросите их остановиться,
перевернуть лист и нарисовать дом из архитектуры другой культуры, например,
индейский вигвам или эскимосский чум. После завершения рисунков, участники
представляют свои дома и отвечают на вопросы руководителя: «Как вы нарисовали
дом? Что вам мешало при выполнении задания? Помогало вам общение или мешало?
Как вы ощущали свою связь с партнером?». Завершается задание обсуждением
того, каким образом наши представления заставляют нас воспринять создавшуюся
ситуацию и выполнять задания в соответствии со своими культурными предпочтениями.
Даже наличие противоречий при выполнении задания как результат принадлежности
к разным культурам позволят нам найти выход из конфликтной ситуации, если
мы будем критически относиться к своим действиям, искать компромисс,
стремиться к взаимопониманию и учиться общению.
Таким образом, педагоги должны объединить свои усилия для создания толерантного
образовательного пространства, являющегося одним из важнейших условий
воспитания и формирования современной личности, признающей право каждого
человека на свободу слова и вероисповедания, следующего определенным ценностным
ориентациям, способного к критическому диалогу с представителями иной
культуры и уважению чужой позиции.
Литература:
Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб: Питер, 1997. –116 с.
Соловцова Е.Е. Толерантность и социальная адаптация в процессе обучения
взрослых//Образовательная политика, 2006, № 10, с. 20-22.
L.Robert Kohls and John M.Knight. Developing intercultural awareness.
A cross-cultural training handbook. Intercultural Press, Inc. USA, 1994.