Доклады секции:
"Трибуна молодых учёных" 2006
ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПУБЛИЦИСТОВ КОНЦА XX ВЕКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОЧЕРКОВ ИВАНА ВАСИЛЬЕВА)
аспирант факультета журналистики и социологии Ахметзянова Л.
Казанский государственный университет
В обучении будущих журналистов на протяжении
более чем 40 лет работы данной кафедры в Казанском государственном университете
всегда делался упор на историю литературного процесса. И сегодня, в достаточно
полном объеме, студенты получают представление об истории литературы и
журналистики, начиная с периода ее возникновения в России. Особенной
серьезностью отличается подход к отображению процессов, происходивших
в XVII-XIX веках, в то время, как новейшая история в воплощении публицистов
(конец 80-х – 90-е годы XX века) выходит из поля зрения, рассматривается
бегло в общем контексте происходивших в стране перемен. Между тем подходы,
сформированные в эти годы такими авторами как А.Радов, А.Левиков, А.Рубинов,
Ю.Черниченко, И.Васильев, служат ключом к пониманию истоков современных
социальных проблем, причин "пробуксовывания" реформ. Заслуга
этих публицистов в том, что их очерки работали на подготовку общественного
сознания к необходимости социально-экономических перемен. Исследуя явления,
препятствующие поступательному развитию, они умели соединить экономические
проблемы с нравственными устоями человеческих взаимоотношений. В качестве
примера стоит взять хотя бы творчество Ивана Васильева, автора, предложившего
особый взгляд на общественный кризис, назревший в обществе позднего социализма,
когда естественная тяга индивида к получению благ приобретает причудливые
формы, замаскированные внешне способы приспособиться к условиям времени,
получая те или иные возможности для приобретения выгоды. Свою задачу публицист
определил так: исследование процесса переориентации общественного сознания".
"Перед публицистикой встал самый сложный "объект" – психология.
Живой, конкретный человек. Группа людей. Коллектив. Процесс переориентировки,
происходящий в человеке, в группе, в обществе.»
В его эмоциональных очерках читатель находит и новые типы
руководителей, и типы "сопротивляющихся энтузиазму", портрет
"новой борзовщины" и людей новых профессий на селе, глубокое
исследование таких социально-психологических явлений, как ловкачество,
благодушие, групповой эгоизм. На конкретных примерах и судьбах, Иван Васильев
показывает, какова "цена инициативы" и почему социально опасна
"поденщина". Налицо, как пишет о своем времени публицист Иван
Васильев, расхождение слова и дела. Равнодушие к положению дел вокруг
стало основной чертой многих людей, которые не мучимы "приступами
совести". Тот факт, что человеку деятельному вдобавок к основной
работе постоянно нужно преодолевать "систему" вызывает у Васильева
чувство справедливого негодования. Он снова и снова приводит в своих примерах
подтверждение того, что человек, ратующий за дело и живущий по совести,
поневоле становится противником, а в итоге и жертвой тех, кто, выступая
ярым поборником идеи, завесой слов и лозунгов скрывает свое настоящее
равнодушие и бездействие: "Таковы правила игры: хитри, но не попадайся!
Попадешься, да не дай бог принцип покажешь – из игры вылетишь. Сергушин
своим выбором делал заявку на безобманную работу и честную жизнь. Это
означало вызов, и он был принят." Открытая позиция публициста, его
чуткость, откровенность определяют душевный контакт с читателем. Сама
лексика очерков Васильева заслуживает отдельного исследования. Мы имели
возможность сформировать словарь ключевых слов, используемых автором для
негативной и позитивной оценки состояния общественного сознания. Слова,
словосочетания, имеющие определенное значение в обычном языке, в текстах
Васильева могут приобретать прямо противоположный смысл, например, в его
интерпретации "душевный комфорт" – это отсутствие угрызений
совести по поводу собственного бездействия; синонимом данному словосочетанию
в текстах автора выступает "самоуспокоенность", антонимом –
"неустанность". "Душевный комфорт" противопоставляется
"удовлетворению" от сделанной работы, состоянию человека после
активного трудового дня. Список таких ключевых для очерков публициста
слов можно продолжить.
Утрата преемственности в профессии, любви к делу,
труду, тяга нового поколения к легкому получению материальных благ, потеря
корней, прерывание связи с «малой землей» - двадцать лет прошло с начала
перестройки, двадцать лет назад Иван Васильев поднимал эти проблемы. Они
не ушли с повестки дня и сегодня, когда деревня, можно сказать, брошена
на самоокупаемость, как ребенок, которого хотят научить плавать. Весь
вопрос в том, есть ли зачатки этой способности удержаться на плаву? Не
изжиты ли они многолетней советской тенденцией наказывать всякую инициативу?
Многочисленные примеры этому мы находим в публицистике Ивана Васильева.
Его творчество наталкивает на мысль, что общественное сознание в те годы
во многом смирилось с существующим положением дел; остались лишь немногочисленные
борцы с системой, большую часть своей жизненной энергии, тратящие на то,
чтобы преодолеть искусственные трудности, которые та создает. Не потому
ли сегодня, казалось бы, когда есть все условия, не может подняться и
заявить о себе в полный голос фермерство? И дело здесь не только в большем
или меньшем количестве «смельчаков», которые решили работать только на
себя и свое дело, но в комплексе причин: от вопроса собственности на землю,
до взяточничества, сложившегося из привычки изымать выгоду из своего положения,
пользоваться всеми благами должности.
Вопрос значения, которое должен иметь духовный мир человека
в журналистских произведениях, актуализирует сегодня публицистика 80-х.
И это еще один довод в пользу того, что она не только не может быть исключена,
но и должна занимать особое место в общеобразовательном процессе будущих
филологов, журналистов, публицистов как яркий пример концентрации гражданской
мысли на экономических, политических и социальных вопросах, стоящих перед
страной.
Литература
Васильев И.А.Ориентиры. – М.:Политиздат, 1988. – С.145.