Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Трибуна молодых учёных" 2006
МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
КАК НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ.
преподаватель истории Мелехова Г.И.
Гимназия № 122 Московского района г.Казани.
gym@mail.ru
В современных условиях каждый творчески
работающий учитель ищет новые подходы при проведении образовательного
процесса. На помощь учителю приходят компьютерные технологии и различные
социальные методы работы.
Одним из таких методов является метод социального проектирования.
Он возник ещё в 20-е годы ХХ века в США. Но в 1931 году в России он был
отвергнут.
Что же представляет из себя данный метод?
Во-первых, существуют определённые требования к применению
данного метода:
- Значимая проблема для исследования, требующая интегрированных знаний,
исследовательского поиска для её решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
- Самостоятельная, индивидуальная, парная и групповая деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта с указанием этапов.
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую
последовательность.
Во-вторых, для успешного результата данной деятельности предстоит
совершить ряд шагов: определение проблемы; гипотеза её решения; обсуждение
методов работы; обсуждение способов оформления; сбор, систематизация,
анализ данных; подведение итогов, выдвижение новых проблем исследования.
В-третьих, по своей типологии проекты делятся на: краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные.
В-четвёртых, проекты различаются по следующим признакам:
1. Доминирующая деятельность: а) исследовательская; б) поисковая; в) творческая;
г) ролевая; д) прикладная; е) ознакомительная.
2. Предметно-содержательная область: а) монопроект – в одной области;
б) межпредметный проект.
3.Характер координации проекта: а) непосредственным; б) скрытым.
4. Характер контактов.
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения.
Итак, не смотря на то, что в начале прошлого века данный
проект не был принят российскими исследователями, сегодня он крайне популярен
во многих сферах деятельности. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое
старое.
Являясь аспиранткой РАО ИПППО, по специальности педагогика, я занимаюсь
исследованием проблемы гражданско-патриотического воспитания средствами
краеведения в сельском социуме.
Актуальность проблемы определяется потребностью общества
в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников
исходя из современных социально-экономических условий.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств,
закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и
любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее,
готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием
личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее
активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет
собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору
его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования
всей системы социальных и государственных институтов.
Актуальность патриотической проблематики присуща не только
современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых,
политических деятелей, писателей, поэтов фактически на протяжении всей
истории человечества. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в
обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен
в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется,
а формируется.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить
внимание к краеведению как одному из методов патриотического воспитания.
Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного
участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная
частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой
любви к Родине.
Одной из важнейших задач современного образования является
формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя
все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются
понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего
развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу
класса, школы, народу.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя
гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами,
так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину
только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении
с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Такое общение при систематической краеведческой деятельности осуществляется
непрерывно.
В краеведческой деятельности не только формируются патриотические
убеждения, она позволяет осуществлять тренировку навыков патриотического
поведения. Знания патриотического характера, полученные в процессе военно-исторической,
поисковой работы, но не закрепленные походными трудностями, конкретными
патриотическими делами, как бы оторваны от жизни.
Краеведческая деятельность - это средство всестороннего развития
личности. Она объединяет и включает в себя многообразие форм и методов,
формирующих растущую личность. Специфические особенности краеведческой
деятельности способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию
старшеклассника в окружающем его мире.
Уважение к культурному наследию своего народа - одна из сфер
проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности
высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные
начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических
идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального
самосознания любого народа.
Тем самым, занимаясь данным исследованием, мы пришли к выводу,
что в гражданско-патриотическое воспитание входит большое количество вопросов:
этнография, краеведение, традиции и т. д.
Работая преподавателем, я имею возможность заниматься исследованием
и при всём при этом, есть возможность включить в это исследование учащихся.
Именно здесь помогает метод проектов.
Одним из таких проектов, который разрабатывался совместно
с учениками, явился проект «Социальная незащищённость в сельском социуме
и её влияние на гражданские чувства» Исследование проводилось на примере
Спасского района РТ.
Для того, чтобы жизнь в районном центре процветала необходим потенциал.
Но на сегодняшний день нельзя сказать, что на периферии он есть.
Спасский район, один из самых отстающих в республике, а одной
из самых главных причин этого, является социальная незащищённость населения.
Проблема социальной незащищённости отдельных групп населения
является сегодня наиболее острой во всей стране в целом.
Спасский района – сельскохозяйственный, промышленного производства
нет, нефтедобычи тоже нет. Следовательно, доходы района небольшие. Со
вступлением в рыночную экономику многие организации были либо реорганизованы,
либо вообще закрыты. В связи с этим многие люди остались без работы.
Сегодня очень остро стоит вопрос о трудоустройстве. Многие люди,
имеющие высшее образование, не могут найти не просто достойной работы,
но и вообще какой-либо работы. А что же говорить о тех, кто не имеет такого
образования?
Другой проблемой является отток из района молодёжи. После
окончания школы выпускники, которые хорошо учились, либо у кого есть средства,
стараются поступить в ВУЗы и техникумы в других городах, так как в городе
Болгар (центр Спасского района) своих учебных заведений данного уровня
нет. После окончания обучения молодёжь стремится закрепиться в городах,
не желая возвращаться в Спасский район. Такому обстоятельству есть ряд
причин: нет работы, город не благоустроен, некуда сходить отдохнуть.
Сегодня многие организации вновь реорганизуются, что влечёт
за собой новое сокращение, а, следовательно, пополнение отряда безработных.
Кроме того, в районе относительно низкий уровень доходов, так как
заработная плата небольшая, а это сказывается на положении отдельных социальных
групп.
Исходя из всего вышесказанного, мы определили, что необходимо разработать
проект, который помог возвратить молодёжь в город, создать рабочие места
и благоустроить город.
В ходе исследования мы столкнулись с немалыми трудностями,
прежде всего в получении информации, оказывается не всё так демократично
в нашей жизни.
По разработанному плану учащимся предстояло посетить ряд
организаций и учреждений районного центра – города Булгар. Среди них были:
Земельный Отдел, Сельхозуправление, РайФо, Статистический Центр, РОО,
Лицей №73, редакция газеты «Новая жизнь», Центр Занятости Населения и
другие.
Прежде всего, мы выяснили, что численность населения Спасского
района составляет 21345 человек, в том числе по городу 8590 человек. Численность
жителей сокращается, в большей части по причине переезда в другую местность.
Площадь района составляет 202214 га, в том числе лесной фонд 20136 га,
водный фонд 55135 га, земли сельхозпредприятий 112799 га. Эти данные показали,
что есть земельные ресурсы, а, значит, есть и возможность строительства
новых объектов, которые могли бы приносить прибыль району. Например, санаторий,
так как природа великолепна, гостиница, так как сюда приезжают туристы.
Появление этих учреждений позволило бы создать новые рабочие места.
Материалы местной газеты «Новая жизнь» показывают, что рассматриваемая
проблема неплохо освещается. На страницах данной газеты можно встретить
и официальные документы. И обращения жителей города и района к местным
властям с предложениями, просьбами о помощи, и отражение в газете решений
по тем или иным вопросам. В силу того, что газета выходит раз в неделю,
частой информации по рассматриваемой проблеме нет.
Поскольку нас волновал вопрос о воспитании патриотизма у
молодёжи, нам предстояло также изучить состояние образования в районе.
Была получена следующая информация: после окончания школы ребята поступают
в вузы, техникумы, но некоторые вынуждены искать работу. Понятно, что
дальнейшая судьба выпускников непредсказуема. Многие стараются поступить
на престижные факультеты, такие как экономический, юридический, однако,
таких специалистов сегодня уже в избытке.
Учебным заведением, которое постоянно функционирует в районе,
является профессиональный лицей № 73, оно готовит специалистов сельскохозяйственного
производства: трактористов-машинистов, бухгалтеров, поваров-кондитеров,
агрономов. Последние несколько лет в лицее обучаются и кадеты, на данное
отделение могут поступить дети из малообеспеченных семей и дети-сироты,
в будущем ребята могут работать в службе МЧС.
Казалось бы, что выпускники этого лицея могут рассчитывать
на трудоустройство. Часть, конечно, продолжит своё образование, а часть
останется в районе. Но вот тут-то и парадокс.
Изучая материалы, полученные из сельхозуправления, мы пришли к выводу,
что выпускникам лицея «не грозит» трудоустройство. Дело в том, что все
хозяйства перешли в частные руки, а, следовательно, молодым специалистам
доверия, как обычно, нет. Ещё одна проблема: в частных хозяйствах не нужен
большой штат, вакансий нет, так как необходимо платить заработную плату,
а средств для этого практически нет.
Тем самым, многие выпускники заранее попадают в разряд безработных.
Продолжая анализировать материалы сельхозуправления, мы заметили,
что наблюдается сокращение поголовья скота. Но вот что удивительно: растёт
производство молока и его реализация. Наблюдается рост цен на продажу
зерна, мяса, молока. Но это небольшой рост, по сравнению с ростом цен
на топливо, электроэнергию и так далее. Соответственно и труд работников
сельского хозяйства оплачен недостаточно. Получается, как и в начале ХХ
века: сельскохозяйственный вопрос стоит очень остро. Политика правительства
больше обращена к другим проблемам, а кормить государство, видимо, не
столь важная проблема.
Ребята изучили материалы Центра занятости, но выводы делать
сложно. Так как были представлены данные по безработным, которые стоят
на учёте, а подавляющая масса безработных нигде не зафиксирована, и это,
прежде всего, молодёжь.
Анализируя востребованность профессий, можно сделать следующие выводы:
- во многих вакансиях необходима компьютерная грамотность;
- многие вакансии представляют из себя низко оплачиваемые специальности;
- некоторые вакансии влекут материальную ответственность.
Поэтому сохраняется такие вакансии как милиционер, сантехник, слесарь
и другие.
Материалы социологического опроса показали, что более половины
опрошенных имеют постоянную работу, многие имеют профессиональное образование.
Из числа безработных большая часть не встаёт на учёт, так как база Центра
занятости переполнена. Анкета, предлагаемая выпускникам 11 классов средних
школ и профессионального лицея, показала, что более половины выпускников
не планируют возвратиться в район, так как город и район им кажется нереспектабельным.
После сбора и анализа всей собранной информации мы пришли
к выводу, что необходимо развивать туристический бизнес. Город Булгар
– исторический центр республики, его памятники относятся к XIII-XIV векам.
Однако, в городе есть достопримечательности касающиеся героики ХХ века.
В районе находятся памятники истории разных веков.
В летний период в Булгар приезжает много туристов, но экскурсия
занимает небольшой отрезок времени и охватывает только музей заповедник.
Ребята разработали проект экскурсии по району, которая охватывает
3 дня. Для реализации данного проекта, во-первых, необходим транспорт,
хороший автобус, для выезда за пределы города, а, во-вторых, гостиничный
комплекс. На момент проведения исследования в городе действовала гостиница,
которую трудно назвать таковой. Но в настоящий момент практически закончены
работы по строительству новой гостиницы. Это уже небольшой прорыв, так
как открытие гостиницы даст новые места людям, которые желают работать.
Работая над проектом, ребята узнали много нового о жизни
на периферии, получили возможность пообщаться с представителями власти,
руководящих структур. Помимо этого, ребята нашли главные проблемные точки
в жизни города и попытались изменить ситуацию, пусть хотя бы на бумаге.
Тем не менее, данный проект был передан в РОО Спасского района и был отмечен.
В заключении хочется сделать вывод, что метод проектов –
один из наиболее актуальных сегодня. Он помогает социализации личности,
учит общению, постановке задач и поиску их решений, учащиеся приобретают
навыки исследовательской деятельности, которые, несомненно, пригодятся
им в дальнейшей жизни.