Доклады секции:
"Трибуна молодых учёных" 2006
СПОРЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ РОССИИ
студентка исторического факультета Малышева Е.А.
Казанский государственный университет, Центр социологии культуры
В настоящее время в России ведутся споры
о национальной идее. Что есть национальная идея, идентична ли она понятию
«идеология», есть ли она сейчас в нашей стране, какие ее формы больше
подходят для нас и обязательно ли, чтобы в государстве была национальная
идея? Это далеко не все вопросы, вокруг которых идут споры в среде ученых,
политиков и журналистов. Систематизация разных точек зрения позволяет
сделать некоторые выводы:
Во-первых, сам термин «национальная идея» состоит из двух
слов. Что значит «национальная»? В России часто под «нацией» понимается
«национальность» (русские, татары, чуваши). Сейчас для обозначения того
или иного народа рекомендуется использовать слово «этнос» - исторически
сложившаяся на определенной территории совокупность людей, имеющих общую
культуру, язык, самоназвание и сознающих свое единство и отличия от других.
Термин «нация» дискредитировал себя и в науке, его стараются не употреблять,
зато в политике это слово в последнее время стало звучать все чаще. Причем,
в разных значениях. Пример – высказывание одного из членов исполкома Всемирного
конгресса татар Талгата Бариева: «Татары – колонизированная нация!». Политкорректнее
было бы сказать не «нация», а «народ» и уточнить, какие конкретно татары:
крымские, сибирские или казанские. Насчет колонизации вопрос спорный,
т.к. за всю историю человечества кто кого только не покорял: не разобрать,
где пострадавшие, а где победители.
Для западных исследователей «нация» - граждане одного государства.
Объединение происходит на основе гражданства, а не этнической принадлежности.
Пример – американская нация, швейцарская нация (обе известны своим «пестрым»
этническим содержимым).
В термине «национальная идея», скорее всего, имеется в виду
второй вариант, западный. На практике же, во время споров и при написании
научных работ, это значение некоторые путают с этническим. Отсюда и появляются
идеи типа «Россия для русских», а дальше примешивается религиозный контекст:
раз «для русских», значит для православных. И вот уже из недр отечественной
истории достается готовый образец «спасительной» уваровской триады «Самодержавие,
православие, народность». Но мы живем не в XIX веке! Пора брать за основу
законность и равенство прав всех национальностей, не делая разделения
на коренные народы и некоренные. Верно, что отменили графу «национальность»
в паспорте: человек вправе сам определять свою принадлежность к этносу,
причем это дело не публичное, а очень личное, почти интимное. Также не
стоит «кричать» о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии.
Основа любой религии – вера. Веришь ты или нет, и в кого - это твое личное
дело. Уважай тех, кто верит во что-то другое, пусть хоть в пришельцев-марсиан.
Слишком уж срослась в России религия с политикой, став веским аргументом
в спорах о национальной идее. Собственно религиозные ценности ушли куда-то
на второй план: люди внешне соблюдают обряды и правила, не понимая их
смысла, делают критические замечания тем, кто как-то не так соблюдает.
Плохо сочетается с продекларированной светскостью (см. ст. 28,29 Конституции
РФ[1]) введение в школах ряда регионов РФ обязательного предмета «Основы
православной культуры».
Выработка общей для всей страны идеи, на мой взгляд, невозможна
ни на этническом, ни на религиозном принципе. По переписи 2002 г. в России
проживают представители 182 национальностей. Если будет национальная идея
«Россия для русских» (115889, 1 тыс. чел. : 80% от всех), то, как быть
20% представителей других 181 национальностей? Что делать с детьми от
смешанных браков? Следовательно, термин «национальная» должен означать
«общегосударственная», без различия этносов и религий, и распространяться
на граждан всей страны одинаково, не ущемляя чьих-либо прав. На сегодняшний
день в России такой идеи нет.
Во-вторых, определимся теперь с термином «идея». Оно также
неоднозначно. В переводе с греческого, слово означает «понятие, представление».
В идеалистической философии духовная «идея» является первоосновой мира
(вспомним Платона с его «миром идей», в котором хранятся абсолютные сущности
всех явлений и вещей, отражающихся затем в материальном мире). Материалисты
считают идеи продуктом мышления каждого конкретного человека. Мы рассматриваем
идею в масштабах государства (в данном случае, России). Если взять идеи
отдельных граждан в совокупности, получится общественная идея. Правда,
практически это трудно реализовать, т.к. все мы мыслим по-разному, и в
нашей черепной коробке «варятся» разные идеи. Так нужна ли общая для всех
идея, если ее невозможно обобщить, чтобы все были довольны и счастливы?
Возможно ли государство без идеи? По этому вопросу ведутся споры, и особенно
жесткие в последние три века, включая текущий. Государственные деятели
подчеркивают важность государственных идеи и теории («теория» – гр. «наблюдение,
исследование» - это либо обобщение практики, либо обобщение идей). И.В.
Сталин говорил так: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть
старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживших
сил общества. Их значение состоит в том, что они тормозят развитие общества,
его продвижение вперед. Бывают новые, передовые, идеи и теории, служащие
интересам передовых сил общества. Их значение состоит в том, что они облегчают
развитие общества, его продвижение вперед, причем они приобретают тем
большее значение, чем точнее они отражают потребности развития материальной
жизни общества» [2].
Приведу еще одну интересную интерпретацию слова «идея» -
это «большая информационная программа, дающая cмысл и базовый алгоритм
бытию»[3].
С терминами «идея» и «теория» органически связан термин «идеология»,
означающий некую систему идей, охватывающую разные сферы человеческой
жизни: политику, науку, искусство, религию и т.д. марксисты выделяли прогрессивную
и реакционную идеологию. В классовом обществе, как они считали, господствующая
идеология выражает интересы господствующего класса. Например, марксизм-ленинизм
– это идеология революционного пролетариата. Сейчас слово «идеология»
потеряло революционно-классовый оттенок, и именно в таком новом понимании
оно фигурирует в словосочетании «национальная идея». Итак, что же такое
«идеология» в современной трактовке? «Идеология – это специфическая форма
рационализации мира и жизни, которая позволяет человеку найти «устойчивые»
точки ориентации своей деятельности» [4]. Идеология устанавливает связь
между мировоззрением и нормами поведения людей, придает смысл изменениям,
совершающимся в обществе, объясняет и оправдывает возникающие общественные
реалии, вырабатывает совокупность целей и ценностей. Наконец, самое важное
– «с помощью идеологии данная территориально-культурная и политическая
общность возвышается до уяснения своего места и роли в истории региона,
человечества, начинает соотносить свою деятельность с деятельностью других
народов» [4]. При этом надо знать, что идеология (в современном значении)
не является всеобъемлющей картиной действительности, не является истинной
для каждого индивида, не разрешает общественно-исторические проблемы и
не обязана отражать конкретные потребности жизни общества. Можно
сказать, что идеология в государстве призвана выполнять роль платоновского
«мира идей», она должна быть основана на нормативах и ценностях: гуманность,
справедливость, смысл жизни. Звучит замечательно, но возникают как минимум
два вопроса. Во-первых, кто должен придумать такую идеологию? «Сверху»
она должна исходить, или от «низов» (как принято в демократическом обществе,
к которому Россия себя причисляет)? Во-вторых, как увязать существование
государственной идеологии (или «национальной идеи», что одно и то же в
современном понимании) со ст. 13 Конституции РФ, гарантирующей, что «никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»?
Выходит, спорят о том, нарушать Основной закон, или нет? Даже в «супердемократичных»
США выработана собственная национальная идея. И она, действительно, сплачивает
полиэтническую американскую нацию. В России этнический состав населения
не менее разнообразен. Остается только гадать, какой смысл вкладывали
разработчики Конституции, принятой в 1993 г., в слово «идеология». Скорее
всего, не вышеобозначенный современный.
Следовательно, прежде чем приступать к практической выработке
национальной идеи и спорам по поводу ее формы и воплощению в реальность,
надо четко представлять, что означает данный термин и включить в ее содержание
определенные задачи. Без этого условия все споры о национальной идее теряют
смысл, а попытка ее практического воплощения обречена на бурю критики
и провал.
Как мы уже определились, национальная идея должна быть направлена
на развитие общества, на его модернизацию. Следовательно,
разработать идею – значит определить пути развития. Владимир Тихонов,
председатель движения «За общественное самоуправление», депутат Госдумы
РФ, выдвинул «идею взаимосвязанности общегосударственных интересов и жизненных
интересов большинства народа» как идеал национальной идеи России [5].
Воссоздание конкуренции, передача госсобственности в хозяйственное ведение
трудовым коллективам, создаст в России слой работников – собственников
средств производства и результатов труда. Это будет означать ориентацию
на «народные жизненные интересы», а в результате конкуренции будут появляться
новые машины и технологии, что соответствует «государственным интересам».
Главное – правильно выбрать экономическую стратегию. Только
вряд ли интересы государства станут полностью идентичны интересам народа!
Очень часто разработчики национальной идеи России опираются
на традиционную и коренную, как они считают, для российского народа формулу
«Православие (дух)+Самодержавие (царь)+Народность (отечество)», предлагая
ее же для возрождения России. Из истории известно, что триада «Православие+Самодержавие+Народность»
(теория официальной народности) выросла вовсе не из языческого фундамента:
ее разработал министр народного просвещения С.С.Уваров в 1834 как ответ
на выступление декабристов. Считаю также недопустимым употребление указанными
учеными термина «государствообразующая нация» применительно к России:
у нас полиэтничное государство. Соглашусь лишь с тем, что
Россия должна быть империей – это сложилось исторически и географически.
Александр Владимиров, вице-президент Коллегии военных экспертов РФ, выдвигает
следующую формулу национальной идеи России: «Основной функцией государства
РФ является обеспечение выживания, устойчивого развития, и достойной жизни
народов России на основе примата прав личности россиянина, его честного
труда и благополучия российской семьи как основы нашего общества»[3].
Национальная идея должна исходить «снизу», и ее лозунг: «Достойная жизнь
- всем! (а это значит гражданское общество, внутренняя стабильность).
Сейчас, как считает Владимиров, самое время для формирования новых национальных
ценностей с применением лучшего, что было у нас и лучших традиций западной
цивилизации.
Термин «национальная идея» - достаточно обширное, многозначное
и абстрактное теоретическое понятие. Отсюда выделяются два уровня споров:
о сущности самого понятия и о его конкретном содержимом применительно
к сегодняшней России. Точно пока известно одно – в России сейчас нет единой
национальной идеи. Споры о ней ведутся нецентрализованно и не имеют целью
выработку практически применимой теории. Государственные чиновники не
видят в этом крайней необходимости. Страна, не имеющая четкого, обоснованного
внутри и внешнеполитического курса, не может рассчитывать на стабильность
и обречена на постоянные встряски от несистематизированных реформ. К чему
это приведет в конечном итоге – остается только гадать. Поражает инертность
граждан. Не желая и не умея решать проблемы глобального характера, они,
тем не менее, легко консолидируются и поднимутся на очередную революцию,
когда обстоятельства станут совсем невыносимыми. Революция – это разруха,
а надо научиться и строить.
Литература
1. Конституция РФ. – М., 1996:
Ст.28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Ст. 29, п. 2: Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.
2. Краткий словарь иностранных слов / под ред И.В.Лехина и проф. Ф.Н.Петрова.
– М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей,
1950.
3. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России / А.И.Владимиров
// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2000. - №2.
– с.14-28.
4. Алексеева Т.А. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) / Алексеева
Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. // Полис. – 1997. - №3. – с. 16-52.
5. Тихонов В.А Социально-экономические параметры национально-государственной
идеи./ В.А. Тихонов // Полис. – 1997. - №1. – с. 40-41.