Доклады секции:
"Трибуна молодых учёных" 2006
ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАН АФРИКИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
студентка факультета МОП КГУ Лобашёва А. А.
Казанский государственный университет, Центр социологии культуры
lelyal@list.ru
Ранее считалось, что страны смогут обеспечить своё могущество,
контролируя всё большие территории, изолировав национальные хозяйства
и поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими государствами,
особенно если они придерживались иных социальных и политических ценностей.
Однако, такая политика являлась действенной лишь для сильных государств
и на недолгое время, она не могла дать желаемых результатов в развитии
стран, отстающих по основным экономическим, политическим и социальным
показателям. Между тем, на современном этапе бесконечное сопротивление
глобализации невозможно, важно научиться управлять этим процессом.
Некоторые регионы мира извлекли огромную пользу из процесса
глобализации; в качестве примеров можно привести страны Восточной Азии
и Китай на протяжении последних лет. Однако, некоторым регионам глобализация
принесла весьма неблагоприятные последствия, и особенно странам Африки.
Африканский континент веками пребывал под господством Европы.
В 1960-х годах большинство африканских стран получило независимость. На
начальной стадии своей самостоятельности новые африканские государства
не могли преодолеть существующую экономическую слабость по сравнению с
благополучными, давно сформировавшимися государствами. Таким образом,
они долгое время находились в зависимости от Европы и США в финансовом
и техническом отношениях. Как говорил видный деятель национально-освободительного
движения Африки, первый президент Ганы Кваме Нкрума [1], "….во время
господства европейцы грабили обширные богатства континента и причиняли
невообразимые страдания африканским народам. Все, чего мы хотели от них,
это доброй воли, готовности исправить старые ошибки и несправедливости
и предоставить африканским колониям полную независимость". Развитие
африканских государств и после обретения ими политического, институционального
и экономического суверенитета было осложнено такими факторами, как отсутствие
ресурсов и устаревший механизм управления. Оказывая помощь какой-либо
африканской стране, богатая иностранная держава естественно требовала
от нее той или иной компенсации, привилегии для себя. Эти условия развития
экономики новых государств не могли иметь для них положительных результатов:
во многих африканских странах успехи в экономике и социальной сфере были
минимизированы или отсутствовали полностью, что привело к нестабильности
и социальной напряженности. Окончание холодной войны и обострение проблем
глобализации ускорили пересмотр методов развития этого региона и привлекли
более пристальное внимание к нему со стороны мирового сообщества.
После принятия основных международных договоров т.н. нового
мирового экономического порядка, мира "глобализации", страны
Африки возлагали большие надежды на ускорение социально-экономического
развития, связывая это главным образом с внешними факторами. Однако, различные
стратегические программы ООН не привели к ожидаемым результатам. В настоящий
момент одной из главнейших задач международного сообщества является справедливое
регулирование экономических отношений между развивающимися странами и
их развитыми партнерами [2-9].
Какие же факторы указывают на продвижение в сторону глобализации,
и в какой степени их можно соотнести с процессами, происходящими в странах
Африки? К ключевым составляющим глобализации традиционно относят:
• движение товаров и услуг между странами и секторами экономики;
• движение финансового капитала между странами;
• передвижение людей между странами, вызванное потребностями осуществления
экономических функций;
• движение интеллектуальной продукции и идей между исследовательскими
и учебными центрами.
Идея свободной торговли восходит к экономической мысли времен
А. Смита и Д. Рикардо (ХVIII – начало ХIХ вв.). Она основывается на экономическом
преимуществе – каждая страна специализируется в тех сферах экономической
деятельности, которые такое преимущество ей обеспечивают. Это характерно
для стран с развитой экономикой и устоявшимися областями экономического
влияния, к которым невозможно отнести африканские государства. В этих
странах специализация отсутствует, на данном этапе развития они лишь предпринимают
адаптационные шаги по ее достижению.
Еще один шаг на пути к глобализации – свободное движение
капиталов и финансовых инструментов. Потоки капитала в развивающиеся страны
были бы полезны с точки зрения покрытия их долгов, поддержки местной экономики
в состоянии дееспособности, но для этого страны-получатели должны располагать
институциональными структурами, необходимыми для эффективного использования
притока капиталов.
Наряду со свободным движением финансовых услуг, товаров и
капиталов большое значение имеет беспрепятственное перемещение людей.
Многие жители стран Африки едут в западные страны в качестве неквалифицированной
рабочей силы, надеясь остаться в них на постоянное жительство. В основном
это сельскохозяйственные рабочие, шахтеры, члены строительных бригад,
рабочие сферы обслуживания. Принимающие же страны пытаются
удерживать иммиграцию в известных пределах. Некоторые региональные экономические
группировки, например ЕС, разрешают свободное перемещение людей, однако,
государства, желающие присоединиться к этому союзу, встречают сопротивление
со стороны своих граждан.
Позитивной тенденцией является распространение информационно-коммуникационных
технологий в развивающихся странах Африки. Доступ к таким технологиям
расширился с середины 90-х годов и продолжает выступать в качестве катализатора
развития. В 2003 году в развивающихся странах на 100 человек приходилось
25 стационарных или мобильных телефонов — по сравнению с двумя телефонами
в 1991 году. В развивающихся странах доступ к Интернету имеет всего лишь
5 процентов населения. Для преодоления «цифровой пропасти» между богатыми
и бедными предстоит сделать еще многое. Необходимо предпринимать меры
к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий.
Все эти факторы являются идеальными для дальнейшего устройства
мира, но методы осуществления не действенны, зачастую в них отсутствует
методичность и продуманность. Для того чтобы глобализация работала эффективно,
а новые технологии осваивались должным образом, следует соблюдать определенные
нормы международного поведения: нужны открытость и прозрачность информации,
ее регулярное и полное предоставление; необходимо ликвидировать незаконную
торговлю и устранить коррупцию; создать необходимые институты для обеспечения
контроля за постоянно растущими потоками информации.
Но наряду с положительными факторами глобализации, которые
постоянно обсуждаются в многочисленных литературных источниках и на саммитах,
ей присущи острые проблемы и угрозы. Для бедных и удалённых частей земного
шара, какими являются страны Африки, расположенные к югу от Сахары – экономический
кризис усиливается. Риск потери индивидуальной национальной культуры,
международная преступность, коррупция, терроризм, преступления в информационных
сетях и т.п. — все это обратная сторона мировых процессов глобализации.
По мере развития технологического и общественного прогресса отрицательные
явления глобализации распространяются все быстрее, а борьба с ними требует
все больших усилий.
Американский аналитик Мойзес Наим называет «пять войн» (угроз)
глобализации, которые становятся самыми острыми проблемами современного
общества. Это распространение наркотиков, увеличение коррупции, незаконное
использование интеллектуальной собственности, распространение нелегальной
миграции людей и отмывание денег. Этот перечень можно значительно расширить.
В частности, следует отметить явление, называемое критиками формированием
«глобального поселка», что означает интеграцию национальных культур в
общую мировую культуру.
Наиболее значительной проблемой является неравномерность
распространения финансовых потоков в мире. Естественно, страны с благоприятным
инвестиционным климатом получают львиную долю прямых иностранных и портфельных
инвестиций. Между тем самые бедные страны мира остаются почти без экономического
внимания инвесторов. К таким странам относится большинство африканских
стран, кроме Южно-Африканской Республики (ЮАР), Нигерии и Ботсваны. По
данным ООН [10], совокупная часть прямых иностранных инвестиций в этих
странах в 2005 году составляла 1,7%, из которых 0,7% — доля ЮАР.
Способствует увеличению неравенства в мире и процесс транснационализации
большого капитала, когда мощные корпорации распространяют свои сети по
всему миру, пользуясь в большинстве своем дешевой рабочей силой и природными
ресурсами бедных или развивающихся стран в основном африканского континента.
При чём конечную прибыль получают собственники корпораций, а не страны,
нуждающиеся в помощи этих экономических гигантов. На начало 2006 г. зафиксировано
65000 транснациональных корпораций, контролирующих свыше 70% совокупного
мирового капитала. Таким образом, в процессе распространения глобализации,
свое влияние наращивают развитые страны, отдаляя от возможностей мирового
прогресса беднейшие страны, к которым относится большинство африканских.
Влияние западного мира в странах Африки находит своё проявление
не только в экономических аспектах, но и политических, таких как неоколониализм
и неолиберализм: ни одна страна, находящаяся в неоколониальной зависимости,
не может принимать односторонних решений в пользу развития своих интересов,
любые нововведения в этих странах навязываются «старшими братьями». Из-за
последовательного претворения в жизнь такой политической линии Запада
африканские страны были вынуждены заключать неравноправные договоры, которые
не принесли ничего, кроме углубления нищеты и увеличения долгов. Главные
ресурсы Африки полностью контролируются европейцами: количество добычи,
цена, выбор партнеров для экспорта внутри и за пределами континента. К
примеру, Россия, закупает кофе и какао в Европе. Почему не напрямую у
производителей этих культур, то есть африканских стран? Именно из-за этих
неравноправных договоров с бывшими колонизаторами. Только при полной экономической,
социальной и культурной свободе страна может считать себя политически
независимой, и только тогда появляются реальные возможности для развития.
А для этого необходимо заменить договора, оставшиеся от колониализма новыми,
взаимовыгодными договорами. Практически любой проект, так называемой,
помощи Запада лишь увеличивает долги развивающихся стран. И при этом большая
часть денег "помощи" возвращается на Запад.
Безработица всегда была очень острой проблемой в странах
Африки, особенно это касается молодёжи, так как происходит пустая трата
самых важных ресурсов страны. Кроме того, безработица является тормозом
для национальной экономики, а безработные молодые люди - потенциальным
источником преступности, насилия и социальных беспорядков.
Поэтому встаёт вопрос о путях преодоления негативных последствий
глобализации для стран Африки, которые приносили бы действенную помощь,
а также о возможностях расширения содействия Африке со стороны международного
сообщества. Однако, активные действия для скорейшего преодоления кризиса
в регионе требуются не только от развитых зарубежных стран, но и от самих
получателей этой помощи, а точнее создание условий, необходимых для улучшения
перспектив преодоления системного кризиса.
Значительная помощь в странах Африки требуется для решения
проблем, связанных с болезнями, неграмотностью и отсутствием инфраструктуры.
Устранение этих недостатков позволит им привлекать инвестиции и конкурировать
на мировых рынках. После снижения в 90-е годы официальная помощь вновь
возросла, достигнув в 2004 году 79 млрд. долл. США. Доноры пообещали увеличить
помощь к 2006 году еще на 20 млрд. долл. США, а к 2010 году объем помощи
может превысить 100 млрд. долл. США. Однако оказываемую финансовую помощь
необходимо сочетать с содействием в разработке странами-получателями собственных
стратегий в области развития.
Создание открытой, регулируемой торговой и финансовой системы
– одно из основных условий, при которых развивающиеся страны могли бы
реализовать свой торговый потенциал в целях ускорения экономического роста.
Такая система невозможна без устранения барьеров: пошлин, вводимых развитыми
странами на импорт из развивающихся стран, и субсидий, которые развитые
страны обеспечивают для внутренних сельскохозяйственных производителей.
Последнее время развитые страны всё больше разрешают беспошлинный импорт
товаров из развивающихся стран. Также необходимым условием является стабилизация
валютных курсов в мировой экономике.
Значительной помощью со стороны мирового сообщества стало
бы списание долгов бедных стран Африки, которые сильно тормозят как развитие
внутренней экономики этих государств, так и скорейшее интегрирование их
в экономику мировую. В 2004 году США и Великобритания инициировали соглашение
по облегчению долгового бремени 27 бедных стран, однако соглашение не
затронуло таких крупных должников как Нигерия, Конго, Судан. Представитель
организации «ActionAid» Ромилли Гринхил говорил: "Шансы на достижение
соглашения по облегчению долгового бремени - процентов 60%, оно совершенно
не гарантировано, а что касается помощи, то здесь мы вообще ничего не
ждем, и это очень грустно".
Целью данного сообщения было изучение места Африки
в глобализующемся мире, меняющимся геоэкономическом и политическом аспекте.
Особое внимание было привлечено к проблемам глобализации в странах африканского
континента, ее сущности, которая была и остается неизменной. Политика
глобализации адаптируется, принимает новые формы, представляет порой скрытые
угрозы. Но мир еще очень далек от того, чтобы реализовать все возможности,
заключающиеся в ней, так как глобализация сейчас находится под большим
давлением развитых стран.
Литература
1.Нкрума К.Я. Говорю о свободе. М.: Издательство иностранной литературы,
1962. - С. 9.
2. Лоуренс Клейн. Глобализация: вызов национальным экономикам// Критика
российских реформ отечественными и зарубежными экономистами. http://rusref.nm.ru
3. Джефри Сакс. Глобализация и саммит в Генуе// Project syndicate. http://www.project-syndicate.org
4. Джеффри Сакс. Болезни глобализации// Project syndicate. http://www.project-syndicate.org
5. Згуровский А. Войны глобализации// Зеркало недели.-2006.-№ 37 (616).
30 сентября - 6 октября
6. Джигиба Куйяте. Проблема неоколониализма в современном мире (Опыт стран
Африки и России)// Вестник ТИСБИ.-2000.-№ 4
7. Резюме доклада Генерального секретаря ООН « Мы, народы: роль Организации
Объединенных Наций в XXI веке» 27 марта 2000 года . www.un.org
8. ООН. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных
в Декларации тысячелетия, за 2005 год. Фонд международного партнерства
ООН. www.un.org
9. Иванов И., Корочанцев В. На Х конференции африканистов// Африканские
и азиатские рынки.-2005.-№ 2
10. www.foreignpolicy.com, ООН. Доклад
о мировом развитии, 2005