Доклады секции:
"Форум языков" 2006
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
ст.преп.Гарифуллина Н.К.
420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса 68Казанский государственный технологический университет
cafedra.odo@mail.ru
Введение в учебные планы Казанского
государственного технологического университета дисциплин «Русский язык
и культура речи», «Деловой русский язык», «Татарский язык и культура речи»,
«Деловой татарский язык» и создание кафедры обучения на двуязычной основе
обусловлено современными требованиями подготовки студентов, предъявляемыми
к специалисту технического профиля высшей квалификации. Эти дисциплины
готовят к более глубокому восприятию и усвоению всех изучаемых в вузе
предметов гуманитарного цикла и способствуют профессиональной подготовке.
Они нацелены на формирование у студентов навыков работы с устным и письменным
текстом, которые должен иметь инженер-профессионал для успешной работы
по своей специальности, коммуникации в самых различных сферах – бытовой,
правовой, научной, социально-государственной.
Программа, разработанная на кафедре ОДО, уделяет особое внимание
таким разделам как «Нормы современного русского литературного языка»,
«Риторика», «Функциональные стили речи».
На изучение данной дисциплины отводится 36 часов практических
занятий. При таком количестве занятий использование традиционного способа
обучения не дает желаемого результата.
Уровень усвоения студентами учебного материала низкий, что
вызвано следующими причинами:
- большую часть материала, которую студенты должны усвоить в рамках данного
курса, приходится отдавать на СРС;
- на практических занятиях значительную часть времени преподаватель вынужден
посвящать теоретическому материалу.
- теоретический материал не вызывает у студентов «живого» интереса, так
как он не подкреплен наглядностью;
Будучи членом информационного общества, современный студент
отдает предпочтение современным информационным технологиям. Это диктует
необходимость разрабатывать новые формы и методы обучения. И именно поэтому
деятельность кафедры ОДО, создавая благоприятные условия для интенсификации
и повышения результативности учебного процесса, нацелена на применение
информационных технологий в образовании – использование технических (КСО)
и программных средств (презентации). Нами разработан курс обучения в виде
презентаций, который позволяе наглядно изложить студентам основные сведения
из теории по изучаемым разделам дисциплины. Причем теория сопровождается
большим количеством примеров, предлагаемых для решения во время занятия.
Любое занятие и семинар, и лекция – это процесс общения с
аудиторией. И цель презентации – «разжечь» любопытство, стимулировать
желание получить больше информации.
Для обеспечения высокого качества обучения и наглядности в учебной аудитории
кафедры установлена демонстрационная техника (мультимедийный проектор
и интерактивная доска), которая управляется преподавателем.
Продуманное использование визуального материала помогает
восполнить недостаток отведенного на изучение дисциплины времени, делая
его более емким, поскольку соединение слова со зрительным образом уплотняет
процесс восприятия, осмысления, запоминания, активизирует его, позволяет
показывать и исправлять типичные ошибки, проводить обсуждение.
В результате каждый студент включается в работу по изучению
материала; создается благоприятная атмосфера общения, которая развивает
творческую активность, усиливает любознательность, предоставляет возможность
задавать вопросы и получать на них ответы. Известно, что только одна четвертая
часть услышанной информации остается в памяти, при воздействии комбинированном
через зрение и слух - доля усвоенного материала достигает половины, а
при помощи интерактивных обучающих программ доля усвоенного может повыситься
до 75% - это подтверждают исследования специалистов. Особенного это значимо
в вузе технического профиля, где на усвоение гуманитарных наук предусматривается
небольшое количество часов.
В то же время, следует помнить, что усвоение информации зависит
от многих факторов, среди которых: уровень уже имеющихся знаний; мотивация;
уровень внимания; эмоциональное состояние в момент приема информации.
Методически правильное применение аудиовизуальных материалов
значительно повышает эффективность усвоения новой информации не только
за счет одновременного и совместного задействования зрительного и слухового
каналов восприятия, но и благодаря своей способности заинтересовывать,
привлекать повышенное внимание, придавать эмоциональную насыщенность.
Применение аудиовизуального материала расширяет представление
о предмете и укрепляет его.
Можно выделить общие методические возможности видеоматериалов
преподавания гуманитарных дисциплин: 1) включение в словесно-логическую
аргументацию визуального канала восприятия; 2) усиление логической аргументации;
3) создание прочной основы для запоминания и последующего воспроизведения
словесно-логического материала; 4) активизация внимания слушателя, включение
студентов в процесс получения знаний; 5) придание эмоциональной окраски
занятию.
Использование программных средств обучения безусловно плодотворно
и эффективно, но практическая реализация этого метода таит в себе ряд
трудностей и предъявляет особые требования к организации аудиторных занятий.
Кафедра ОДО располагает современными интерактивными средствами,
преподаватели кафедры посещают курсы, позволяющие приобрести теоретические
познания и практические навыки в сфере применения технических средств
в учебном процессе на ФПК.
Стоит отметить, что решение подобных задач требует определенной
инициативности со стороны преподавателя, который может сам, на основании
общей научно-методологической базы, разработать индивидуальные программы
использования аудиовизуальных средств применительно к своей педагогической
практике. В данном случае первостепенное значение приобретает работа над
самостоятельным созданием, презентации, в соответствии с учебным планом.
Видеоматериалы в учебном процессе могут быть применимы на
лекциях, семинарских занятиях и во внеучебное время. Аудиовизуальная информация
не заменяет преподавателя, а помогает ему. Роль преподавателя в учебном
процессе остается ведущей. Успех применения видеоряда зависит прежде всего
от умелой подготовки к занятиям. Подготовку к применению видеоматериалов
в учебном процессе можно разделить на пять этапов: 1) ознакомление с существующим
материалом для определения его места в системе курса; 2) подробное ознакомление
с содержанием подходящих видеозаписей для определения их места в конкретной
лекции или семинаре; 3) подготовка студентов к восприятию; 4) демонстрация
материала; 5) переработка материала.
Готовясь к использованию программных средств, необходимо
точно рассчитать затрачиваемое на их демонстрацию время, учесть, какую
смысловую нагрузку несет тот или иной фрагмент, органически соединить
его с теоретическим материалом, а по возможности и с другими наглядными
пособиями. Демонстрация материала обязательно должна сопровождаться комментариями
преподавателя.
Практика выработала три типа занятий с применением аудиовизуальных
материалов. К первому типу относятся занятия, где видеоматериалы используются
как постановка проблемы. Преимущество такого типа занятия в том, что сразу
появляется интерес к поставленным вопросам и в дальнейшем при раскрытии
темы преподаватель имеет возможность ссылаться на просмотренный материал.
Ко второму типу относится лекция, в которой фрагменты органически входят
в содержание лекционного материала в качестве подтверждения или иллюстрации.
Третий тип лекции – видеозапись демонстрируется по ее окончании, что позволяет
закрепить прослушанный студентами теоретический материал наглядными зрительными
образами, содействуя лучшему запоминанию и усвоению.
Главное, чтобы лектор использовал аудиовизуальные средства
не в отрыве от методологических принципов. Следует помнить, что перегрузка
аудиовизуальным материалом имеет свои отрицательные последствия, так как
может сместить центр внимания и запоминания в сторону наглядности, отодвинет
на задний план теоретический материал.
В рамках семинарских занятий целесообразно использовать видеофрагменты
иллюстративного и проблемного характера как средства наглядного предъявления
исходных данных для обсуждения.
При подготовке письменной презентации, прежде всего следует
обратить внимание на основные характеристики любого письма:
- содержание,
- язык,
- стиль,
- последовательность изложения.
Отличия сценария презентации от письменного документа состоят
в том, что он требует словаря, и синтаксиса разговорной речи и воспринимается
слушателями сходу; аудитория не может посмотреть, что уже сделано и еще
предстоит, пропустить какой-то раздел или послушать что-то еще раз.
В то же время необходимо признать, что принципы литературного
языка совпадают с правилами публичного выступления: сжатость, живость,
сила, отсутствие двусмысленностей – таковы характеристики хорошего сценария
презентации.
Культура речи в широком смысле понимается как способность
человека говорить свободно и понятно, владеть голосом и интонацией, не
делать речевых ошибок, соблюдать вежливость и этикет.
Неучастие аудитории в презентации и составляет ее коренное
отличие от урока. Ведущий презентации ближе к ведущему развлекательной
программы нежели к преподавателю. Но это не значит, что мы не должны использовать
каждый шанс, позволяющей аудитории поучаствовать в презентации.
Хорошим способом вовлечь аудиторию в совместное обсуждение
темы презентации может служить заполнение анкеты или небольшого теста,
связанного с обсуждаемой проблемой. Тест заставит слушателей взглянуть
на себя со стороны и сосредоточиться.
Можно использовать и следующие приемы:
- Воображаемая диалогизация (синтаксический строй словесного действия
имитирует обстановку диалога, например, с помощью таких выражений: «вы,
наверное, заметили, что…», «вы можете возразить» и т.п.)
- Прием вопросно-ответного хода, когда преподаватель сам себе задает вопрос
и на него дает ответ.
- Прием риторического вопроса.
- Прием эмоциональных воcклицаний позволяет усилить внимание к теме: «обратите
внимание», «это очень важно для нас», такие восклицания стимулируют процесс
обратной связи.
Следует разделить все визуальные средства на три категории:
поясняющие, подтверждающие, оказывающие воздействие и четко придерживаться
правила: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью сравнения
и примеров, образов и включаемых в речь коротких рассказов.
Одно простое слово может иногда выразить все существо дела;
один удачный эпитет стоит целой характеристики. Образ – хорошая форма
сравнения. Яркий образ остается в памяти слушателей, а абстрактные рассуждения
чаще всего забываются.
Не следует забывать и об «энергетике» речи. Управление голосом,
дикцией, интонацией не простая задача: торопливое изложение мыслей не
позволяет слушателям разобраться в сути дела, медленная – утомляет.
Итак, проводя презентацию, мы должны помнить определенные правила:
- Ориентация на слушателя, в нашем случае студента нефилологического вуза.
- Стимулирование интереса аудитории к теме с учетом профессиональной ориентации.
- Логическое и последовательное изложение материала.
- Поддержка внимания и активности аудитории в восприятии речи.
- Использование стиля общения (речи) приемлемого для ситуации общения
и для восприятия.
- Выбор соответствующей дистанции, мимики и жестикуляции.
Литература:
Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. –
М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. – 240 с.