Доклады секции:
"Форум языков" 2006
КОНЦЕПЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ
доцент Матушевская Г.В.
Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина
Профессиональная университетская
подготовка приобретает в настоящее время особую значимость в связи с Болонской
декларацией. Меры, предпринимаемые для гармонизации европейского образовательного
пространства, ставят целью создание общего рынка дипломов, облегчающего
мобильность студентов, а создание общего рынка труда, в свою очередь,
обусловливает мобильность дипломов. В связи с этим возникает проблема
соответствия университетской подготовки рынку труда, а, следовательно,
и проблема профессионализации университетской подготовки.
Каковы же отличительные черты университетской профессиональной
подготовки по мнению французских учёных?
Среди различных концепций профессиональной подготовки для нас представляют
особый интерес и значимость следующие (как оказавшие наибольшее влияние
на развитие концепций университетской подготовки во Франции): либеральная
концепция, концепция научного университета и концепция университета на
службе общества.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что университетская
профессиональная подготовка отличается всё возрастающей степенью самостоятельности
в выборе конечных целей, форм организации и функционирования, траектории
прохождения, а также выбором педагогических методов. Эта самостоятельность
обусловлена многими факторами, среди которых можно выделить такие, как
возросшее финансирование научных исследований, открытость европейского
образовательного пространства, создание международных рынков профессиональной
университетской подготовки вследствие развития новых информационных и
коммуникативных технологий.
При изучении проблемы университетской профессиональной подготовки
необходимо уточнить содержание понятия «профессиональная подготовка».
Французские учёные определяют профессиональную подготовку как подготовку,
которая эксплицитно готовит к длительному выполнению организованной и
признанной работы. Профессиональная подготовка обладает несколькими параметрами:
- развитие компетенций, необходимых для совершения профессиональных действий;
- приобретение знаний, служащих основой профессиональных действий;
- социализация, то есть приобретение ценностей и отношений, присущих определённой
социальной группе, «умение быть» [1].
В рамках университетской профессиональной подготовки имеется
различие между профессиональной подготовкой, ориентированной на овладение
профессией и академической подготовкой, ориентированной на проведение
научных исследований.
В контексте заявленной темы представляется важным рассмотреть
концепции, используемые во Франции. Что касается либерального университета,
то по определению Д.Ньюмана [Newman D.], либеральный университет – это,
прежде всего, сообщество обучающих и обучающихся, которые обсуждают, анализируют
и исследуют сложные идеи общего характера [2]. Но университет это не только
место научных исследований, обменов мнениями и дискуссий. Преподаватели
университета должны заботиться не только об интеллектуальной подготовке
студентов, но также и об их нравственной подготовке, что обусловливает,
например, такое явление, как наставничество, известное нам под термином
«тьюторство».
В рамках либерального университета обучение строится таким
образом, чтобы студент всегда имел общее видение изучаемой темы и связи
каждой дисциплины с другими отраслями знаний. С этой точки зрения профессиональная
подготовка носит полидисциплинарный характер.
По мнению Д.Ньюмана [2], университет, рассматриваемый как
учебная просветительская среда, является местом приобретения разносторонних
универсальных знаний, то есть знаний, приемлемых и действительных в любом
месте и в любое время. Эти знания существуют в научных трудах, теориях,
научных достижениях. В этом случае университетская подготовка имеет целью
научить студента предвидеть основные направления развития знаний, знать
их базовые принципы, иметь общее видение науки со всеми её проблемами.
Понятие «либеральный» в данном случае обозначает, что преподаваемые
и обсуждаемые знания имеют свою собственную цель. «Гимнастика ума», которую
даёт либеральное образование, повышает способность познания и уже благодаря
только одному этому факту может представлять собой значительную ценность,
которая находит своё отражение во всех областях знаний. Либеральный университет
помогает «открыть ум, совершенствовать его, исправлять, оттачивать, приводить
в состояние приобретения знаний, ассимилировать, использовать; обеспечивать
его первенство на факультетах, сделать его сильным, гибким, требовательным
и критичным, проницательным, ресурсосодержащим; свободным, умеющим себя
выразить»[2]. Говоря о либеральном образовании, Ньюман подчёркивает, что
оно не только развивает способность мышления, но также и такие нравственные
качества, как справедливость, спокойствие, умеренность и мудрость.
В современном контексте либеральное образование рассматривается
также как образование, способствующее интеллектуальному и духовному развитию
личности, но приоритет отдаётся развитию личной интеллектуальной нравственности,
рациональной и критичной.
Каковы особенности профессиональной педагогической подготовки
в рамках концепции либерального университета? В контексте этой концепции
вся университетская подготовка должна быть направлена на формирование
и развитие общей культуры. Подготовка же к профессиональной деятельности
должна быть не в ведении университета, а в ведении школьных учебных заведений,
более приспособленных и более эффективных для выполнения двойной задачи:
профессиональной интеграции (понимаемой на данном этапе как тренинг) и
социализации (в значении интериоризации норм и ценностей профессиональной
педагогической группы). И эта задача не должна находиться в ведении университетов.
Именно в соответствии с этой точкой зрения во Франции отрицалась необходимость
преподавания педагогики, социологии и психологии при создании университетских
институтов по подготовке учителей, а главное внимание уделялось общей
культуре студентов и знаниям по преподаваемым дисциплинам.
Концепция исследовательского университета в своей основе принадлежит В.Гумбольдту
(ХIХ век) и К.Ясперсу (ХХ век). Они наиболее чётко сформулировали идеи
исследовательского университета. Кратко эту концепцию можно выразить следующим
образом:
- университет, как сообщество научных исследователей и студентов, своей
главной миссией имеет поиск истины. Для выполнения этой миссии лучшим
средством являются научные исследования;
- университет основывается на двух принципах: этическом и гносеологическом.
Для студентов – это свобода выбора образования, а для учёных-исследователей
– свобода определения объекта их научного поиска и, следовательно, материала
для образования студентов;
- в исследовательском университете существует тесная связь между преподаванием
и научными исследованиями. С одной стороны, научные исследования являются
существенным фактором университетского образования, так как целью университетского
образования является приобщение к научным исследованиям. В этом контексте
обучить означает приобщить к участию в процессе построения знаний, а не
просто передать уже существующие знания. С другой стороны, преподавание
очень важно для научных исследований и прогресса науки, так как критический
подход, объективность и ясность, присущие научным исследованиям, предполагают
дискуссии и передачу результатов научных исследований с их обсуждением
совместно со студентами;
- из этого единства связи между преподаванием и научными исследованиями
вытекает, что преподавать могут только преподаватели - исследователи,
а все остальные лишь обучают готовым знаниям. По этой модели лучшим преподавателем
является научный исследователь. Закономерно, что в процессе преподавания,
при этом, приоритет отдаётся такой организационной форме проведения занятий
как семинар, где обсуждаются новые идеи, появляющиеся в науке [3,4].
В этой модели подготовка студентов к научным исследованиям
и подготовка студентов к своей будущей профессии следуют одним и тем же
принципам, среди которых можно выделить такие, как точность, объективность,
анализ, критический подход. В профессиональной деятельности эти факторы
необходимы для построения и совершенствования знаний, эффективных в профессиональной
практике. Из этого следует необходимость развития научных исследований
в профессиональной деятельности. В этой университетской модели лучшей
профессиональной подготовкой является подготовка к научным исследованиям
и с помощью научных исследований.
В отличие от либеральной концепции, по которой университетская
и профессиональная подготовка несовместимы, концепция исследовательского
университета определяет существенное сходство между этими двумя типами
подготовки, а именно, их научную направленность. Это сходство тем более
существенно, так как в модели исследовательского университета профессиональная
подготовка рассматривается как место обучения научным исследованиям и
знакомства с достижениями науки. Наука рассматривается, в данном случае
как фактор, проникающий в профессиональную подготовку и трансформирующий
её, способствующий повышению точности и объективности, развитию аналитического
и критического подходов. При этом создаются возможности пересмотра установленных
профессиональных норм и предпосылки для профессиональной эволюции и инноваций.
Если рассматривать эту модель с точки зрения профессиональной подготовки
учителей во Франции, то прослеживаются две особенности, а именно: повышение
уровня начальной подготовки перед профессиональной педагогической подготовкой
– переход от уровня средней школы к уровню лицензиата (три года учёбы
в университете) и усиление научной базы при профессиональной подготовке
и профессиональной практике.
Педагогика на университетском уровне трансформируется во
Франции в науку о воспитании (sciences de l’éducation), включающую в себя
психологию, социологию, историю, философию и др. Таким образом, осуществляется
переход от нормативной педагогики к научной педагогике [5].
Более близкой к современной концепции университета является
философская концепция университета на службе общества, обоснованная А.Н.Уайтхедом
[A.N. Whithead]. По этой концепции культура и наука должны сотрудничать
и участвовать в прогрессе общества. Профессиональная подготовка в рамках
этой концепции является одной из форм образования, так как любое образование
– это «приобретение искусства использовать знания»[6]. Целью университетской
профессиональной подготовки в этом случае является выявление основных
принципов профессиональной деятельности и изучение их применения в конкретных
случаях. Согласно этой концепции, профессиональная подготовка требует
интеллектуальной подготовки на уровне общих принципов и способов их применения.
Это выработка мышления профессионала. В случае профессиональной педагогической
подготовки - это означает научиться мыслить и действовать как преподаватель.
Но, чтобы успешно преподавать, должна существовать более широкая система
знаний, чем просто обычные знания и приёмы. Эта концепция устанавливает
связь между профессиональным миром и университетским миром. По этой концепции
университеты полезны обществу в той мере, в какой они способствуют прогрессу
профессиональных групп. Университеты должны включаться в динамику изменений
и инноваций, а не просто воспроизводить и узаконивать уже существующую
практику. От этого зависит прогресс общества.
В первых двух моделях (либерального университета и исследовательского
университета) приоритет отдаётся фундаментальным аспектам науки, общей
культуре, философии и весьма имплицитно выражена идея влияния внешнего,
по отношению к университету, профессионального мира на профессиональную
подготовку в университете. Профессиональный мир по отношению к университетской
подготовке выглядит в этих двух моделях более узким, обособленным, ориентированным
на конкретные детали. В этих моделях профессиональной университетской
подготовки университет определяется как источник культурного обогащения,
научная база и источник этических норм.
Концепция профессиональной университетской подготовки, выраженная
в первых двух моделях, состоит, прежде всего, в том, чтобы воспитать общую
культуру, научный подход к проблемам, а также привить этические нормы.
Профессиональная университетская подготовка в этом контексте не должна
«механически» отвечать только требованиям профессиональной практики. Она
дистанцируется от прямого анализа будущей профессиональной деятельности
обучающегося и занимается этим анализом только в том случае, если видит
в этой деятельности прямое отражение общих университетских принципов,
дающих основание для аргументированного научного обобщения и воспитания
общей культуры.
Эти модели профессиональной университетской подготовки далеки
от современных требований к профессиональной университетской подготовке,
существующей во Франции. При этом современные требования, основанные на
компетентостном подходе, предопределяют то, что будущий учитель должен
эффективно действовать в ситуациях, где предполагается мобилизация знаний
и умений и их транспозиция, а также должен уметь осуществлять поиск и
разработку адекватных стратегий в конкретной ситуации [1].
И только в третьей модели – университет на службе общества
– университет определяется как пространство профессиональной подготовки,
имеющее свои специфические особенности. Эта специфичность выражается,
прежде всего, в объединении действия и рефлексии. Иначе говоря, в этой
модели профессиональной университетской подготовки придаётся большое значение
сотрудничеству между университетом, как местом развития высокой науки
и профессиональными группами, как структурами, ответственными за социально
значимую деятельность, так как в этой деятельности используются научные
знания. Если профессиональная подготовка осуществляется не в университетах,
то наблюдается комплементарность и противопоставление этих двух понятий-
действия и рефлексии.
Акцентируя внимание на либеральной модели, необходимо подчеркнуть
такие её положительные аспекты, как развитие самостоятельности мышления,
критический подход, приобретение необходимой культуры мышления, понимание
смысла ценностей и критический подход к их проблематике, развитие способности
выразить результаты мышления. Эти аспекты применимы как в общей, так и
в профессиональной университетской подготовке. Не отрицая необходимости
научных исследований в университетской профессиональной подготовке учителей,
доминирующим во Франции становится подход, ориентированный на учащихся
и конкретные знания с одной стороны [7], а, с другой стороны, – на разрешение
проблем (проблемный подход) и на рефлексию.
Подобный подход обусловливается тем, что в профессиональной
университетской подготовке превосходство отдаётся не только научной подготовке,
а источником этих научных знаний в настоящее время может являться не только
университет. Это могут быть исследовательские лаборатории, координационные
группы, инновационные центры и др. И это не разделение производства научных
знаний между различными учреждениями. Речь идёт о новом способе производства
знаний в современном обществе, всё более и более основанном на практическом
их применении. В этом случае постановка проблем и их решение основаны
на потребностях общества.
Для этого необходимо создание гетерогенных групп, занимающихся
профессиональной подготовкой, так как для удовлетворения потребностей
социума необходимо обладать разнообразными компетенциями. С этой целью
необходимо привлекать научных исследователей, имеющих различную профессиональную
подготовку по различным дисциплинам и обладающих различными интересами.
Необходимым условием при этом является наличие организационной гибкости,
позволяющей корректировать компетенции, которые необходимо активизировать
в зависимости от проблем, подлежащих разрешению. Это решение будет происходить
на междисциплинарном уровне.
Таким образом, научные исследования в контексте современной
университетской подготовки должны учитывать социальные требования, гетерогенность
групп научных исследователей, институционную гибкость и партнёрство как
на внутридисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях.
В настоящее время изменилось отношение университета к обществу. Университет
больше не является учреждением, предназначенным для подготовки элитарных
групп. Он становится центральной организацией, связанной со всей системой
образования, которая осуществляет модернизацию, рационализацию и способствует
массовой демократизации. Он не может ограничиваться лишь общей и специальной
научной подготовкой студентов. Профессиональная университетская подготовка
студентов должна учитывать и современное положение на рынке труда.
Из этого следует, что профессиональная университетская подготовка,
рассматриваемая ранее во Франции как слияние трёх вышеназванных моделей,
всё более уступает место модели, основанной на требованиях общества.
Литература
1.Lessard C., Bourdoncle R.Qu’estce qu’une formation professionnelle universitaire?//Revue
française de Pédagogie.-2002.-№139.-C.131-153
2.Newman J.H. L’idée d’Université, définie et expliquée, les discourse
de 1852.-Ottawa:Le Cercle du livre de France, 1968
3.Гумбольдт В. Язык и философия культуры.-М:Прогресс, 1985.-450с.
4.Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М:Политиздат,1991.-527с.
5.Mialaret G. Les sciences de l’éducation.-Paris:PUF, 1993-127p.
6.Whitehead A.N. The aims of Education.-New York:Macmillan Co, 1929
7.Bancel D. Créer une nouvelle dynamique de la formation des maîtres:rapport
á Lionel Jospin. http://www.ladocumentationfrançaise.fr/rapports-publics/