Доклады секции:
"Форум языков" 2006
РОЛЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
к. пед. наук, доцент Галимзянова И.И.
Казанский государственный технологический университет
illagalim@rambler.ru
XXI век продолжает демонстрировать
рост потребности в овладении иностранными языками, что в во многом связано
с интеграцией России в международное сообщество, с формами и способами
практической деятельности, которые определяются в настоящее время развитием
компьютеризации, информатизации и интернационализации в профессиональной
сфере, образовании, науке, быту.
В настоящее время происходят процессы обновления в сфере
обучения иностранным языкам, а именно возрастает интерес к методу проектов[1-2],
который сможет привести к повышению мотивации студентов, будет стимулировать
студентов к самообразованию и развитию коммуникативных навыков на иностранном
языке.
При использовании метода проектов меняется роль преподавателя.
Он становится организатором самостоятельной работы студентов, используя
разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть
субъективный опыт студента, стимулирует студента к высказываниям на иностранном
языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни
ошибиться, дать неправильный ответ, помогает студентам выбирать наиболее
значимые и интересные для них виды и формы работы, поощряет стремление
каждого находить свой способ решения проблемы, в ходе занятий анализировать
работу одногруппников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути,
позволяя каждому студенту проявить инициативу, самостоятельность, создавая
обстановку для естественного самовыражения студентов на иностранном языке,
давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении,
общении.
Причина интереса к методу проектов обусловлена развитием
технологической базы и междисциплинарными связями. Таким образом, можно
изобретать, применять и оценивать инновационные педагогические подходы
в образовательной программе без ущерба для тех подходов, которые формируют
навыки и развивают умения традиционными способами.
Традиционный подход к обучению, основанный на лекциях и практических
занятиях, считается ведущим только к определенным стилям обучения; проектные
работы в свою очередь являются средством обеспечения студентов более широким
спектром информации в дополнении к лекциям и практическим занятиям.
К тому же, студентов стимулируют к ответственности в обучении
и активному стилю обучения, что, в свою очередь, улучшает запоминание
информации, в том числе и иноязычной, наряду со способностью аккумулировать
знания, полученные на разных курсах. Применяя метод проектов на практике,
преподаватель иностранного языка может создать связанную структуру курса
с плавным переходом от темы к теме, позволяя затронуть проблемы современного
общества, за счет чего студенты могут увидеть не только междисциплинарную
природу данного курса, но и то, что каждая проблема имеет несколько решений.
Студенты, имеющие свободу выбора разных стратегий и подходов,
будут более заинтересованы в учебном процессе, и будут более творчески
подходить к поиску решений. При данном виде обучения студенты приобретают
ценный опыт в установлении собственных целей, а также учатся работать
совместно со сверстниками и преподавателем в среде, ориентированной на
студентов, где поощряется работа над любой интересующей их темой. Кроме
того, они приобретают навыки иноязычного общения, планирования и, что
чрезвычайно важно, навыки самооценки. После завершения проекта студентов
просят оценить свой вклад в проект и общий результат, что заставляет их
сконцентрироваться на процессе и дает возможность увидеть прогресс в собственной
работе и знаниях.
Студенты, которые видят связь между проектными заданиями
на иностранном языке и реальным миром, будут более мотивированы понимать
и решать предложенные задачи. Студентам нравится учиться, когда обучение
имеет смысл и когда они имеют голос в том, как и что они изучают, делают,
и будут уметь. Студент должен быть способен объяснить результаты своих
изучений своим коллегам по проектной группе, а также преподавателю. Это
требование является ключом к профессиональному и языковому познанию. Знания
действительно заложены только тогда, когда это можно объяснить другим,
а это затрудняется тем, что язык изложения является неродным. Таким образом,
при выполнении и защите проектных заданий происходит презентация не только
профессионально-технической, но и языковой компетенции.
Преподавателю в проектной модели обучения приходится сталкиваться
с различными требованиями и трудностями. Существенными являются педагогические
умения руководить проектной работой. Другая сложность состоит в том, что
преподаватель должен обладать широким профессиональным пониманием. Но
если преподаватель не знаком с профилирующим предметом, то возникает серьезная
проблема. Таким образом, для того, чтобы качественно курировать и направлять
проектную работу студентов, преподаватель не должен ограничиваться лишь
спецификой своего предмета (иностранного языка), а должен владеть спецификой
и терминологией профилирующей дисциплины.
Цель проектной работы – активное обучение. Проектная работа
может быть организована с использованием подхода «know–how» для развития
профессиональных качеств или с использованием подхода «know–why» для развития
методологических навыков анализа проблемной ситуации и ее применения.
Процесс проектной работы проходит через следующие стадии.
- Анализ задачи: здесь задача представляется, характеризуется и оценивается
в широком контексте. Оценивается уместность задачи, и вырабатываются стратегии
стандартных решений. Задача окончательно формируется. Проектная работа
на этом этапе основывается на обсуждениях, изучении относящейся к делу
литературы и может быть оценена на предварительных консультациях со специалистами,
в целях подтверждения уместности и реальности поставленной задачи.
Решение задачи: здесь утверждаются критерии оценки и оцениваются
относящиеся к делу гипотезы и возможные пути решения задачи. Задача может
разделяться на подтемы для детальной проработки отдельных частей с использованием
научных методов, относящихся к задаче.
Отчет: здесь группа проверяет, делает выводы и завершает
документацию проекта.
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап
работы над проектом.
При поэтапной разработке преподавателем работы над проектом
в целях создания личностно-ориентированной ситуации воспитания для каждого
студента, он также должен помнить о создании условий для развития мотивации
учения, дифференцированном подходе к студентам, о развитии рефлексии и
автономии студентов.
Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы
/ проблем проекта.
На данном этапе преподаватель должен решить первую задачу:
создать условия для становления субъектности личности. Как показывает
практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких технологий, воспитывать,
является наиболее сложным для преподавателя. Согласно Е.В. Бондаревской
[3], современное воспитание, в противовес идее коллективизма, уравниловки,
ориентации на среднего студента, одинаковому подходу к каждому, стремлению
«дотянуть» каждого до одного уровня без учета его возможностей и желания,
базируется на следующих основополагающих идеях воспитательного процесса:
Индивидуализация, становление индивидуального личностного образа, формирование
«Я - концепции», развитие творческого потенциала, самобытности личности;
Социализация, вхождение студента в социум, в жизнь общества,
освоение им различных способов жизнедеятельности, формирование «концепции
жизни», осуществление жизненного самоопределения;
Духовно – нравственное саморазвитие личности, овладение общечеловеческими
нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов
поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга), способности
делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями
свои поступки и поведение – все это необходимо учитывать при формулировке
темы проекта. Следующей задачей является необходимость включения всех
студентов в работу над самим проектом.
Первый этап призван заинтересовать каждого студента в выполнении
проекта. Он так же важен и для самого преподавателя, так как именно на
этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах студентов,
способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать
осложнений, решать возникающие проблемы.
Разрабатывая тему проекта, преподаватель продумывает конкретные
ситуации учебной деятельности для каждого студента, в зависимости от его
личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Создавая комфортную
атмосферу для каждого, вовлекая его эмоционально в учебный процесс, стимулируя
его когнитивные и творческие способности, преподаватель проектирует условия
для дифференциации индивидуализации учебно–воспитательного процесса в
целом. Преподавателю для соответствующего анализа своего участия в разработке
проекта, так же как и студентам, целесообразно вести свой собственный
дневник, планируя участие каждого студента, его движение в работе, взаимоотношения
с членами группы и т.д.
Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы
могут быть предложены в рамках учебника, выбранного преподавателем в качестве
основного, ее может сформулировать сам преподаватель с учетом учебных
и воспитательных задач, а также сами студенты.
Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического
вопроса, с целью углубить знания студентов по нему, дифференцировать процесс
обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему
интересно и которое он может выполнить самостоятельно, а также наметить
решение определенных воспитательных задач в каждом конкретном случае применительно
к каждому конкретному студенту. Чаще же темы проектов относятся к какому-то
практическому вопросу, актуальному для жизни студента в социуме, его будущей
профессиональной деятельности, требующему привлечения его собственного
жизненного опыта и включения в различные среды.
Тема проекта может быть предложена и самими студентами.
Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления
студентов, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности
студентов в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы.
Введение темы проекта, ее обсуждение, комментирование также
способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов:
они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов
для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых
средств и т. д. При этом основными видами речевой деятельности на этом
этапе выступает аудирование и говорение, иногда ознакомительное чтение.
Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта.
Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы Обсуждение
первых результатов в группе.
Используя метод проектов при обучении и воспитании студентов
на занятиях по иностранному языку, преподаватель создает условия для самостоятельной
работы студентов, активизирует их творческую активность. Работа над проектом
– это самостоятельно планируемая деятельность студентов.
На втором этапе разработки проекта происходит формирование
групп для разработки различных его проблем. Работа над проектом должна
стимулировать студентов практически использовать иностранный язык, с одной
стороны, желание работать самостоятельно, а с другой, не менее важны проблемы
взаимодействия, взаимоотношений, толерантности по отношению друг к другу,
то есть, важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом
и в дальнейшем, во время его презентации, эмоциональные ощущения каждого.
При поиске необходимой информации, при работе с необходимым
материалом, создании анкет для опросов, карт, диаграмм, при совместной
работе в группах, обсуждении собранной информации студенты используют
все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение,
чтение и письмо.
Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация
проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному
занятию проводится студентами самостоятельно, но преподаватель не вмешиваясь,
отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и
анкетами каждой группы в целом.
На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение, больше
включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а
когда студенты подбирают материал и делают записи – чтение и письмо. Во
время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для
представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае,
в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать студенты,
будут выступать устная речь и письмо.
Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо
темы, так как в ходе этого обсуждения студенты будут использовать уже
знакомый грамматический и лексический материал.
Конечно, самый главный и интересный этап – это презентация
проекта. Конечный продукт может быть представлен не только в виде доклада:
студенты могут сделать постеры с подписями на английском языке, стенную
газету, раздаточный материал, комментируя сделанное тоже на иностранном
языке, показать и прокомментировать видеоматериал, подготовить компьютерную
презентацию, разыграть ролевую игру и т.д.
Итак, метод проектов находит все большее применение на занятиях
по иностранному языку, в том числе профессиональному иностранному языку,
главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания
студентов из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность
применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Метод проектов обладает, несомненно, хорошим обучающим эффектом и может
рассматриваться как адекватная форма контроля на продвинутом этапе обучения.
Литература
1.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка.
М.; Дрофа, 2003.
2.Логинова А.В., Морозова Н.В.Использование метода проектной работы при
обучении английскому языку в техническом вузе// Сб. науч. тр. IV Международной
научно-практической конференции, посвященной 110-летию образования Томского
политехнического университета. Томск 2006г. С. 267–271.
3.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры
и Нравственности (Исходные посылки поиска подхода к воспитанию). Ростов-на-Дону,
1993. С.29.