Доклады секции:
"Форум языков" 2006
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: СООТВЕТСТВОВАТЬ МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ
ст.преп. Волкова Е.В.
Казанский государственный технологический университет
68wolfkova2006@yandex.ru
После подписания Болонской декларации,
Россия вошла в единое образовательное пространство. В связи с этим приходится
решать многие вопросы, связанные с перестройкой высшего образования. Один
из наиболее важных вопросов, является вопрос о повышении качества обучения
и образования, соответствия уровня подготовки российского студента по
отношению к западному выпускнику. Решение этих вопросов тесно связано
с проблемой стандартизации.
Назрела необходимость привести российские стандарты в соответствие
с мировыми требованиями. Единство в мировой практике в решении вопросов
стандартизации образования определяется постиндустриальным характером
развития общественных отношений, происходящей во всех развитых странах
информационной революцией, диктующей свои требования и правила в установлении
и соблюдении стандартов образования. Исходя из этих требований, во всех
странах мира на протяжении ряда лет, а последнее время и в нашей стране,
выделено пять основных объектов стандартизации, на которые направлены
труды ученых и практиков. Этими объектами являются: содержание образования;
диагностика деятельности учителя (преподавателя), деятельности и результатов
деятельности ученика; диагностика, аттестация, аккредитация и лицензирование
образовательных учреждений; организация и внедрение результатов научных
исследований.
При стандартизации содержания образования необходимо предусмотреть
его качественное обновление. Принципиальным отличием нового содержания
образования должны стать разноуровневость и вариантность, открытость и
альтернативность. Эти качества диктуются потребностью дифференциации обучения,
которая должна стать основным направлением перестройки российской школы.
Под дифференциацией образования понимается такая система,
при которой каждый ученик овладевает некоторым минимумом знаний, обеспечивающим
возможность адаптации и гарантированную возможность уделять преимущественное
внимание тем областям знаний, которые в наибольшей степени отвечают его
склонностям. Дифференциация должна затрагивать все компоненты системы
обучения и проявляться на всех ступенях образования.
Выделяют два основных вида дифференциации: так называемая
уровневая - предлагающая возможность усвоения обязательных знаний учащимися
на разном уровне, и профильная, отличающаяся номенклатурой включенных
в содержание образования учебных предметов по различным направлениям (естественно-
математическому, гуманитарному и др.) и определяющая возможность изучения
учащимися предмета по выбору в дополнение к обязательным [1].
Что касается индивидуального подхода, то по Болонскому соглашению
предлагается возможность студентам самостоятельно формировать индивидуальный
план на основе свободного выбора, который является одним из весьма полезных
механизмов педагогического воздействия.
При работе с предметами по выбору, преподаватели вынуждены
акцентировать свое внимание на развитие учебной мотивации. В связи с этим
постоянно идет поиск, применяются и апробируются методические приемы развития
мышления и активизации самостоятельной работы студентов. Кроме того, регулярно
проводятся мониторинги по оценке качества совместной работы. Накопительная
система зачетных единиц (кредитов) дает возможность переводить студента
из слабой группы в более сильную. Такое сотрудничество мобилизует преподавателей
не на словах, а на деле осуществлять индивидуальный подход [2]. Существующая
система разделения стандартов на три уровня входит в противоречие с принципами
Болонского соглашения и не может быть реализована в его рамках. Главной
причиной является наличие жестко фиксированного перечня обязательных дисциплин,
на которые не распространяется право выбора студентами. Это означает разработку
совместно со странами ЕС перечня направлений специальностей, соответствующих
им набора модулей с полным перечнем их содержательного насыщения и кредитного
расчета. При этом вся структура носит подвижной характер и подвержена
выбору - как со стороны вузов, так и со стороны студентов. Главной причиной
становится определение границ, критической нормы, которая позволила бы
обеспечить профессиональную компетентность выпускника по определенному
направлению.
Разработка модулей - это тоже новая специфическая деятельность
кафедры. Каждый модуль требует определенной научной и методической проработки.
При этом изменяется привычная структура кафедры; в деятельности профессорско-преподавательского
состава активизируется командный подход, (а не индивидуальный) с увеличением
ответственности каждого за область своей деятельности. Предлагается плотное
взаимодействие группы преподавателей, которые в рамках единой концепции
обогащают и развивают определенный модуль знаний. Во главе каждого такого
модуля должен находиться ведущий преподаватель, отвечающий за логику подачи
дисциплин и за наиболее полное раскрытие этой области знаний. А это приводит
к пересмотру принципов оплаты труда преподавателей. Но этот вопрос требует
отдельного разговора.
Задача осуществления принципа свободы выбора на первый план
выводит понятие «конкурентоспособность». Вуз является организацией по
оказанию образовательных услуг и производству продуктов в виде научных
исследований и подготовке специалистов с высшим образованием. При таком
подходе остается единственный выход: вуз должен подчиниться таким законам
рынка, как ориентирование на клиента, качество и способность к конкуренции.
Образование в ведущих зарубежных странах давно стало статьей
государственного дохода. Согласно данным, приводимым С.Смирновым, в 2000г.
в США доход от иностранных студентов достиг более 10 млрд.долл., в Италии-1170
млн.долл., в Греции-80 млн.долл. в России же сумма дохода в 35 раз ниже,
чем доход США от той же статьи [3].
Необходима разработка принципиально новой концепции финансирования
института образования, где «вольность» университетов соотносится с их
рентабельностью, а не с минимальными затратами на обучение специалиста.
Привлечение иностранных студентов и обучение их в вузе, подготовка
конкурентоспособного специалиста, способного реализоваться в любой стране
мира и создавать инновационные продукты производства ставит на новый уровень
подготовку студентов по иностранным языкам. Хотя в России пока не наблюдается
систематической связи работодателей с вузами, тем не менее, уже сегодня
работодатели выдвигают свои требования к претендентам. И это, первую очередь
наличие диплома о высшем образовании, уверенный пользователь ПК и владение
иностранными языками, причем не одним. Такие требования выдвигаются работодателями
не только в России, но и за рубежом. Поэтому за последнее время наблюдается
возрастание интереса к изучению иностранных языков не только среди молодежи,
но и людей среднего возраста. Во всем мире сейчас больший спрос на рынке
труда специалистов не с высшим образованием, не «белых воротничков», а
технарей - техников «синих воротничков». Именно люди в возрасте 30-45
лет стремятся целенаправленно изучать языки с целью уехать за рубеж на
заработки. Сейчас создается много фирм, которые занимаются отправкой рабочей
силы за границу. И здесь возникает вопрос владения языком.
При рассмотрении проблемы множественности языков, на которых
ведется преподавание в высшей школе в Европе, по- видимому следует различать
язык как средство коммуникации. В первом качестве каждый существующий
язык представляет собой абсолютную ценность и должен сохраняться и развиваться
как часть культурного разнообразия контингента. Во втором качестве, как
и в экономике, - чем меньше посредников, тем лучше, эффективнее идет процесс
взаимодействия. В современной Европе английский язык, согласно сложившейся
практике, является основным языком межнационального общения - это факт
общепризнанный. Повышение эффективности изучения иностранных языков предоставляется
одним из главных направлений развития международного сотрудничества высших
учебных заведений.
Обеспокоенность в овладении иностранными языками гражданами
происходит на правительственном уровне не только в России, но и за ее
пределами. К примеру, правительство США ввело новые стандарты по иностранным
языкам для будущих абитуриентов. Новый план программы средней школы (9-12
классы) по изучению иностранного языка предполагает развитие общей культуры
и интеллектуального уровня школьников. Хотя обязательный курс двухгодичный,
полная программа рассчитана на пять лет. Каждый год изучение иностранного
языка направлено на решение конкретной задачи:
-элементарное овладение словарем, навыками произношения, несложного чтения
и перевода, а также первоначальными навыками общения;
-овладение более сложными конструкциями предложений и словообразования
с опорой на грамматику; чтение и перевод с разбором идиоматических выражений,
отработка навыков слушания, понимания и говорения; устная речь с опорой
на грамматику и употребление идиом; чтение оригинальной периодической
литературы, выполнение диктантов, переводов и кратких сочинений; введение
в иностранную литературу, анализ произведений в оригинале, дискуссии,
дальнейшее изучение грамматики; овладение устной и письменной речью в
совершенстве.
Для сравнения приведем пример стандартов по овладению иностранными
языками специалиста-выпускника по специальности юриспруденция в России.
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по специальности 021100-юриспруденция в области филологии:
-свободно владеть государственным языком, знать национальный
язык региона;
-владеть лексическим минимум одного из иностранных языков
(1500-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих
наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом,
включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и
письменным формам общения;
-уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера,
пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности
без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем,
составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке [4].
Стоит отметить, что в Америке и Европе правительствами предъявляются
более высокие требования к уровню владения иностранными языками. Так мы
видим, что уже к будущим абитуриентам предъявлены требования в овладении
иностранными языками в совершенстве. А это значит, что будущий конкурентоспособный
специалист умел бы мыслить на иностранном языке. К сожалению, наши образовательные
стандарты таких требований пока не выдвигают. А это значит, что существует
риск, в том, что, не превратится ли наша страна в придаток Запада по обеспечению
дешевой рабочей силы. Будущие стандарты образования в России, которые
планируется принять в 2007 году, дадут ответ на эти вопросы. Стоит отметить,
что уже сейчас ведущие вузы страны разрабатывают и внедряют в практику
новые подходы в обучении иностранным языкам. Так, например, в Поморском
университете специальные договоры о преподавании некоторых иностранных
языков (норвежского, польского, шведского нидерландского) включают мобильность
в учебный план. Студентов норвежского отделения интенсивно в течение года
обучает норвежский преподаватель, экзамен принимается совместно с цензором,
специально приглашаемым из Норвегии. Студенты получают оценку по российской
и европейской системам и сертификат о 20 ЕСТS кредитах, дающий право на
обучение наравне с норвежцами. Затем вся группа в количестве 10-15 человек
продолжает обучение в Норвежском университете, сдает экзамены, которые
засчитываются в учебном плане и приложении к диплому [5].
Стоит внедрять эту практику и в Республике Татарстан.
Сегодня существует риск в происходящем перераспределении в мире
высокообразованных, высококвалифицированных кадров. Вот о чем говорилось
в открытом докладе комиссии по улучшению качества образования США: «Знания,
обучение, информация и интеллектуальные навыки - это новый товар для международной
коммерции, и сегодня этот товар распространяется в мире настолько же быстро,
как наркотики, синтетические удобрения и голубые джинсы».
В век информации, в которой мы входим, обучение-это не обесцениваемые
инвестиции, гарантирующие успех.
Народ должен знать, что лица, которые не достигнут необходимого
уровня грамотности и образования в соответствие с требованиями новой эры,
не смогут реализовать свои гражданские права не только в уровне материального
благополучия, который сопутствует компетентности, но также в степени участия
в жизни государства. Высокий уровень образования - основа свободного демократического
общества, средство воспитания общей культуры.
Наряду с глубоким демократическим образованием человек должен
иметь способности к анализу ситуации, к пониманию проблемы, к решению
задач, к выводам и умозаключениям. Высказывание о важности образования
для народа четвертого президента США Джеймса Медисона, известного деятеля
в области просвещения стало афоризмом: «Знание всегда управляет невежеством.
И народ, который намерен быть сам себе управителем, должен вооружить сам
себя силой, которую дают знания».
В заключение хочется подчеркнуть, что процесс интеграции
мирового сообщества неизбежен и опасения, «что Россия станет поставщиком
дешевой рабочей силы, людских ресурсов на Запад и США»[6], скорее реализуются
в том случае, если Россия будет придерживаться принципа обособленности
своей образовательной системы. Однако хотелось бы подчеркнуть, что вхождение
России в Болонское соглашение, в интеграционные процессы мирового сообщества
не должно ограничиваться только сферой образования.
Также следует обратить внимание на необходимость вполне достаточного
овладения языком, на котором ведется преподавание в вузе-резиденте. В
противном случае ставится под сомнение качество усвоения выпускником соответствующей
образовательной программы. Необходимы специальные процедуры аттестации
вуза- резидента, осуществляющего профильное обучение на иностранных языках.
Возможно, что в программе вуза (на отдельных потоках или в целом) может
осуществляться преподавание не только на национальном, но и на другом
языке, например английском. Однако для этого вуз должен подтвердить в
соответствующей аттестации качество преподавания на том или ином языке.
Литература
1. В.Ф.Сауткин, Э.Б.Кайнова (Госинспекция при Министерстве образования
России) Некоторые вопросы стандартизации в области образования. Стандарты
и качество.№1,1993 стр.29,70-71.
2. В.Нечаев, С.Шаронова. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии. Высшее
образование в России №7,2004, стр.89-94.
3. С.Смирнов. Болонский процесс: перспективы развития в России. Высшее
образование в России №1,2004, стр.45.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. Высшее образование в России №1, 1996, стр.51.
5. А.Крылов. Международное сотрудничество и Болонский процесс. Высшее
образование в России №6, 2004,стр.123-125.
6. В.Г.Разумовский. Государственный стандарт супердержавы мира к 2000
году. Педагогика №3,1993.