Доклады секции:
"Форум языков" 2006
НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ РТ КАК ФАКТОР
НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ
директор Института языка КГУ,
д.п.н., профессор Ратнер Ф.Л.
Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина
faina.ratner@ksu.ru
Одним из актуальных и приоритетных направлений
изменения содержания и реформирования образования является введение национально-регионального
компонента в учебный процесс высшей школы РТ. Регионализацию образования
рассматривают как средство возрождения и развития образования, она является
в настоящий момент ведущей и долговременной стратегией, которая определяет
пути становления целостного регионального пространства на основе взаимодействия
национального, регионального, федерального и мирового опыта развития образования.
Национально-региональный компонент помогает формировать личность
и создавать условия для ее самоопределения и самореализации; при этом
весь учебный процесс должен направляться:
на развитие гражданственности личности;
на создание у студентов адекватной картины мира;
на повышение уровня общей и профессиональной культуры студента;
на создание условий для интеграции личности в систему мировой культуры.
Особым элементом целенаправленного развития системы образования является
формирование и введение в учебный процесс национально-регионального компонента
с позиций преемственности образования на разных ступенях, который обеспечивается
обязательным соответствием общепринятому государственному образовательному
стандарту.
Цель введения национально-регионального компонента государственного
образовательного стандарта понимается сегодня как право студента на собственную
образовательную траекторию, на развитие всего его интеллектуального и
творческого потенциала.
Национально-региональный компонент должен присутствовать
во всех учебных дисциплинах высшей школы РТ. Например, предметом национально-регионального
компонента по общественным дисциплинам является прошлое и настоящее республики
во всем его многообразии и уникальной неповторимости. Мы считаем целесообразным
введение национально-регионального компонента на основе целостной системы,
фундаментом для которой служит культура, понимаемая в самом широком смысле
слова.
Среди способов реализации национально-регионального компонента
выделяют:
региональные учебные курсы;
автономные учебные курсы;
факультативные курсы;
элективные курсы.
В курс «История Татарстана» полезно ввести, например, тему
«Вклад немецких ученых в становление Казанского университета». Предметом
национально-регионального компонента в преподавании математики и информатики
могут быть темы, связанные с деятельностью Н.И. Лобачевского, материалы
по истории математики (они должны присутствовать при преподавании любой
учебной дисциплины) и др.
Особенностью использования регионального компонента на занятиях
по культурологии является развитие общей эрудиции студентов, их познавательной
самостоятельности, развитие чувства гражданственности. Как считают исследователи,
включение регионального компонента в основной материал требует соблюдения
определенных условий:
реализации интеграционных связей;
аксиологической направленности;
системно-деятельностного подхода.
Материал позволяет раскрывать темы с высокой степенью опоры на региональные
компоненты:
«Диалог культур»;
«Материальная и духовная культура»;
«Охрана национального культурного наследия» и др.
Наиболее эффективными условиями для использования регионального
компонента являются интеграционные связи иностранного языка с историей,
литературой, музыкой, театром, искусством и мн. др. Иностранный язык предоставляет
особенно широкие возможности для введения и обсуждения тем национально-региональной
направленности. В своей работе мы активно используем все выше перечисленные
темы и, кроме того, читаем циклы лекций национально-региональной тематики.
В Казанском государственном университете применяются на занятиях по иностранному
языку активные методы преподавания. К ним относятся лекции – диалоги,
лекции – презентации, семинары – дискуссии, занятия – экскурсии, проектные
работы и мн. др.
Особенно широко используются страноведческие темы сопоставительного характера:
- «Русские и немцы: какие они»;
- «Праздники, традиции, обычаи народов, населяющих Германию, Россию и
Республику Татарстан»;
- «Конфессиональные особенности народов»;
- «Проблемы молодежи разных стран»;
- «Актуальные проблемы высшей школы разных стран»;
- «Искусство народов Германии, России и Республики Татарстан»;
- «Международные отношения между Германией и Россией: приоритетные направления»;
- «Харизматические политические деятели разных стран» и мн. др.
Анализ способов постижения иной культуры и проникновения
в мир иных культур способствуют формированию у студентов вдумчивого отношения
к постижению и пониманию своей культуры и истории, осознанию ее места
в системе мировой культуры.
В изданном Институтом языка КГУ пособии «Татарстановедение»
студентам предлагается обширный материал, освещающий различные стороны
истории и развития Казани, Республики Татарстан и населяющих его народов,
а также предлагается материал по истории развития, к примеру, юридических
и экономических наук в Казанском университете. Студенты получают возможность
познакомиться с дополнительными материалами:
по истории и культуре Волжской Болгарии;
по истории просвещения и просветительской мысли;
по педагогики татарского просветительства.
Они знакомятся:
со становлением судебной системы в Татарстане;
с историей предпринимательства в России и Татарстане;
с историей и менталитетом российских предпринимателей и казанского татарского
купечества;
с опытом развития банковского дела.
Эти материалы дополняются рефератами и докладами студентов
в рамках учебной и научно-исследовательской работы, которая требует глубокого
знакомства и анализа литературы, имеющейся в различных библиотеках Казани
и Татарстана.
Презентация результатов проектной деятельности студентов
проходит в торжественной обстановке, напоминающей защиту курсовых и дипломных
работ, а также защиту диссертаций, где мы используем ролевые и имитационные
игры, ход которых преподаватель обсуждает на индивидуальных и групповых
консультациях. Преподаватель при подобной постановке процесса преподавания
перестает быть только единственным источником знаний, а превращается в
помощника, консультанта и научного руководителя студентов.
В результате применения национально-регионального компонента
повышается мотивация студентов к изучению истории и культуры Республики
Татарстан, а материалы, использованные преподавателем и студентом, помогают
развитию национальной самобытности и чувству гражданственности студентов.
Литература
1.Башарин В. Ф. и др. Национально-региональный компонент образовательных
стандартов естественно-математических дисциплин (на примере ССУЗ РТ).-
К.: Изд-во ИСПО РАО, 1998.-60с.
2.Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России. //Педагогика.-1995.-№1.-С.89-94.
3.Буглаев В. и др. Разработка региональных компонентов Государственных
образовательных стандартов // Высшее образование в России.-1996.-№3.-С.70-75.
4.Гайфуллин В.Г. Национально-региональный компонент стандарта образования:
татарстанский вариант.- К.: Изд-во Татарского государственного гуманитарного
институт, 1999.-118с.
5.Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования / /Педагогика.-1996.-№.-1.-С.18-20.
6.Методические рекомендации по внедрению национально-регионального компонента
в учебный процесс / Колетвинова Н.Д., Ратнер Ф.Л., Черноусов Г.П..-К.:
АтиСО, 2001.-21с.
7.Новичов В.Б. Региональные образовательные программы: Новгородский вариант
// Педагогика.- 1997.- №1.-С.24-28.
8.Ратнер Ф.Л. Вклад немецких ученых в становление Казанского университета
// Deutschrussische Sprach- und Literaturbeziehungen im 18. und 19.Jahrhundert(Hrsg.Prof.
H. Jelitte).-Fr.am Main:Lang,1994.-S.163-170.
9.Cорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- Москва, 1992.