Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ст. преп. Рахимова А. Э. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
rahimova_alsu@mail.ru
На современном
этапе развития мир приобретает все более многополярный характер, и общение
между представителями различных культур делает их более взаимозависимыми.
Именно в XXI веке происходят большие изменения в социальной, экономической
и культурной жизни на уровне технологического развития общества. Чтобы
жить в таком стремительно меняющемся обществе, необходимо уметь вести
эффективный диалог с представителями других культур, то есть быть успешным
участником межкультурной коммуникации. Интеграция России в Европейское
и мировое пространство, процессы глобализации и информатизации еще больше
актуализируют необходимость изучения иностранных языков, разработки эффективных
технологий обучения иностранным языкам, суть которых заключается в общественной
необходимости соизучения языков и культур. Таким образом, мы считаем,
что одной из основных целей обучению иностранным языкам и культур является
формирование культурно-языковой личности, которая выступала бы в роли
медиатора культур, и была бы готова к диалогу культур.
В соответствии с общественными потребностями в сфере образования
и воспитания наиболее актуальное значение приобретают воспитательные задачи.
Это связано с тем, что в современном мире не только образование, но и
воспитание молодежи должно готовить к будущей профессиональной деятельности,
и только иностранные языки способны выполнить этот заказ общества. Это
явствует из того, что именно иностранные языки помогают, как мы считаем,
открывать действительность, которая выходит за рамки личного опыта и не
всегда соответствует желаемым педагогическим установкам и оценкам. Установки
и оценки такого рода возникают из естественного этноцентризма, личного,
созданного жизненными обстоятельствами, опыта, незнания, опрометчивого
или нередко исторически сложившегося обобщения, что дает повод к унифицированным
и общим суждениям, которые могут быть особенно опасными для воспитательного
процесса. Непосредственная встреча и разногласия с обычаями, традициями,
представлениями о ценностях, отличными от собственной культуры также могут
сформировать позиции, установки, ценности и поведение, которые простираются
от принятия и отождествления себя с иной культурой до отдаления и отказа.
В соответствие с новыми установками современного гражданского
общества иностранные языки должны способствовать тому, чтобы молодые люди
могли избегать при встрече с представителями иной культуры непонимания,
ошибочного поведения и конфликтов. В этом смысле способность к межкультурной
коммуникации включает в себя определенную воспитательную задачу, которая
заключается в умении соответствовать поставленным общественным и политическим
требованиям, несмотря на различные исторические, общественные и культурные
традиции.
Из этого следует, что воспитательное воздействие должно помочь
молодежи осознать собственные нормы, оценки и стереотипы родной культуры,
которые молодые люди создают в процессе своей социализации. Тем самым
можно осознать собственную связь, а также причины возникновения стереотипов
и их влияние на собственное поведение, установить понимание иной культуры
и иного образа жизни и устранить предрассудки, что способствует пониманию
и осознанию себя и мира в целом. Российские и западные педагоги выделяют
следующие воспитательные аспекты иностранных языков: развитие принципиальных
гуманистических позиций; влияние на образ мышления молодых людей, их мировосприятие,
а тем самым на их личность; возможность проявления толерантности, а также
сравнение и оценка общественных и культурных феноменов.
В наш информационный век особое значение получает применение
компьютерных технологий, которые относятся к активным методам обучения
и являются приоритетными в современном образовании, открывает новые возможности
интенсификации обучения иностранным языкам, а также дает возможность почувствовать
вкус реального общения со своими сверстниками.
Всемирная компьютерная сеть Интернет считается в настоящее
время основным средством развития межкультурной коммуникации, поскольку
только огромные коммуникационные возможности глобальной сети дают возможность
свободного общения с реальными носителями реального языка и культуры.
Общение посредством компьютера и Интернета не знает национальных и культурных
различий между участниками коммуникации. Мы считаем, что именно компьютерные
и телекоммуникационные технологии представляют собой важное средство развития
адекватной межкультурной компьютерно опосредованной коммуникации.
Современные компьютерные технологии обладают следующими педагогическими
свойствами, которые играют большую роль при компьютеризированном педагогическом
процессе для решения различного рода педагогических задач:
- организация всевозможных совместных исследовательских проектов с участием
обучаемых различных стран. Совместная работа над проектами между представителями
различных культур является одновременно самостоятельной творческой и познавательной
исследовательской деятельностью обучаемых под руководством педагога; так
как сотрудничество и кооперация такого рода способствуют знакомству с
другими культурами, образом жизни и менталитетом партнеров по проекту,
а также познанию своей культуры и самих себя сквозь призму иной культуры;
- обеспечение необходимой информационной поддержки обучаемых из научно-методических
центров сети Интернет;
- оперативный обмен информацией, идеями, планами, расширяя тем самым свой
кругозор и повышая культурный уровень;
- формирование у молодых людей коммуникативных навыков, необходимых для
общения, культуры общения, развитие которой важно для ведения диалога
культур. Эти качества развивают в свою очередь умения кратко и четко формулировать
свои мысли, терпимо относиться к точке зрения партнера, способность вести
дискуссии, умение аргументировать отстаивать свое мнение, уважая при этом
мнение партнера.
- формирование навыков самостоятельной познавательной и творческой исследовательской
деятельности;
- умение осуществлять поиск, находить и структурировать информацию из
разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- создание подлинной социокультурной среды, способствующей естественной
потребности в общении с представителями других культур и отсюда - потребности
в изучении иных культур;
- гуманитарное и культурное развитие учащихся путем приобщения их к культурной,
гуманистической и этнической информации. (2, с.205-206)
Для решения вышеназванных педагогических и воспитательных
задач служат современные технологии обучения и воспитания, которые постепенно
прочно входят как в теоретическую, так и практическую педагогику и дидактику.
В настоящее время российские и западные педагоги широко используют метод
проектов, который предполагает развитие таких качеств личности, как готовность
к толерантному отношению к иному образу мышления; толерантность по отношению
к партнеру, его формам сосуществования и его культурным ценностям; уважение
иной культуры; не теряя при этом своей национальной самобытности и не
утрачивая собственной культурной идентичности.
Одним из ярких примеров эффективного применения компьютерных
технологий являются межкультурные Интернет-проекты, которые ориентированы
на изучение молодыми людьми иноязычной культуры, а также познание своей
родной культуры. В таких проектах участвуют представители различных культур,
которые, общаясь друг с другом посредством форума, познают особенности
культуры стран изучаемого языка, анализируют ее и обсуждают в форумах
с иностранными партнерами по проекту.
Студенты, работая над межкультурными проектами страноведческого
характера, могут одновременно улучшать знания немецкого языка и сотрудничать
со сверстниками из Германии посредством сети Интернет, являясь, по сути,
участниками диалога культур. Такое общение предполагает открытость к восприятию
новой информации, желание и готовность восприятия «другого», «чужого»
как равноправного, адаптация к явлениям иноязычной культуры, эмпатическое
отношение к ее носителям.
Одним из позитивных примеров такого рода межкультурных Интернет-проектов
является международный Интернет- проект, в котором по инициативе профессора
Айштеттского университета Ж.-П. Мартана (Германия) и преподавателя ТГГПУ
Рахимовой А. Э. приняли участие студенты ТГГПУ и студенты Айхшеттского
университета. Ежедневно общаясь в форуме в сети Интернет, студенты выбрали
тему для своего будущего проекта «Взгляд молодежи на религию», поскольку
именно Казань является городом, где веками мирно сосуществуют представители
различных национальностей и религиозных конфессий, а значит и представители
различных культур. В ходе этой исследовательской деятельности казанские
студенты узнали много интересного не только о культуре Германии, но и,
что особенно важно, открыли для себя немало интересного и своей родной
культуре, культуре своей республики.
Важным моментом работы над проектом было создание Интернет-страницы
и активное сотрудничество в Википедии-международной Интернет-энциклопедии,
где наши студенты помещали статьи о себе, своей жизни, своем родном городе.
В ходе проекта были проведены социологические опросы, анкетирование
и интервьюирование среди молодежи Казани, а также среди служителей культа.
В частности были проведены интервью с настоятелями православного и католического
храмов и мусульманской мечети, студентками–мусульманками, прихожанами
Петропавловского собора. На заключительном этапе работы над проектом Казань
посетили студенты-участники проекта из Германии для совместной работы
над проектом.
Мы убеждены, что проекты такого рода способствуют формированию
навыков межкультурного общения, что особенно важно для современного гражданского
общества, ибо они включают в себя навык двойного видения одной и той же
ситуации, посреднические умения медиатора культур между собственной культурой
и культурой собеседника, умение осуществлять межкультурный диалог в соответствии
с культурными нормами носителей, донесения до инокультурных собеседников
сведений об особенностях и ценностях родной культуры.
Мы считаем, что Интернет-проекты, основанные на принципах
равной ценности, а, следовательно, равноправия двух и более культур способствуют
взаимодействию и взаимопроникновению культур. При этом происходит сравнение
определенного культурного слоя страны изучаемых языков с культурным слоем
родной страны. [1, с. 281-284]
Таким образом, проекты такого рода способствуют не только
приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализации одних
из самых важных стратегий воспитания, а именно, процесса своей собственной
культурной идентификации, так как знакомство и изучение иной культуры
является средством более глубокого проникновения в свою культуру и тем
самым познание себя; обретения чувства принадлежности к культуре своей
страны и усвоения ее ценностей, так как познание себя и своей культуры
происходит сквозь призму иной культуры.[2]
Мы уверены, что международные Интернет-проекты развивают
умение работать в команде, инициативу, способствуют исследовательской
деятельности и готовности к межкультурной коммуникации, что особенно важно
для современного глобализированного мира.
Таким образом, очевидно, что практический и познавательный
итог работы студентов в значительной мере превышает предполагаемый результат.
В результате работы над международными проектами такого рода студенты
приобретают следующие навыки и качества:
-творческое открытие и исследование: проектировать или открывать что-либо
новое, исследовать неизвестную местность или сферу;
-решение проблемы, преодоление трудностей;
-приобретение опыта, результат которого очевиден, и который может быть
определен студентами;
-превышение уровня уже достигнутого и известного;
-использование индивидуальных способностей и личного мастерства;
-ясные поступки и однозначные ответы на поступки;
-чувство контроля над поступками и окружающей средой.
Таким образом, обобщая вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть,
что межкультурные Интернет-проекты способствуют развитию диалога культур,
что приобретает особое значение в век глобализации и информатизации. В
ходе работы над межкультурными Интернет-проектами формируется культурно-языковая
личность, способная к толерантному восприятию иных культур, обладающая
при этом национальной самобытностью. Поэтому мы вправе говорить о становлении
социально активной личности гражданского общества.
Литература:
1. Трофимова, О. Г. Теоретические основы процесса обучения
умениям межкультурной коммуникации / О. Г. Трофимова // Иностранные языки
в современном мире: региональная научно-практическая конференция: Сборник
материалов/ Под ред. Ф. Л. Ратнер. – Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина,
2005. – 288 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студ. пед вузов и системы повыш. квалиф.
пед. кадров / Е.С Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под
ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.