Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
ЗАКОНЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА
к.физ.-мат.наук, доцент, директор, член Общественной
палаты Республики Татарстан Садыкова А.Ю.
Татарско-японский культурно-информационный Центр «Сакура» 420107, Казань,
Петербургская 12 tjsakura@mail.ru
Незаметно для себя Россия, как и
весь мир, вступила в информационный век, законы которого публично совсем
не обсуждаются. Важнее даже не само обсуждение, а влияние этих законов
на повседневность.
Один из основных законов, который уже сформулирован – это
удвоение информации каждые две
недели. Следствием этого закона являются перманентные административные
реформы, как на государственном уровне, так и на уровне обычных организаций.
Тот, кто работает с государственными органами России, знает, что стоит
только пройти слуху о смене руководителя или об организационной перестройке,
так деятельность практически всей структуры словно парализуется. Вне организаций,
если это касается топменеджеров очень высокого уровня, «временный паралич»
становится более ощутимым, что тормозит и развитие отраслей и регионов.
Объем информации на бумажных носителях (а государственные
организации и работают именно с бумагами), необходимость реакции на нее
порождает другие следствия – увеличение штатной численности сотрудников
государственных органов, рост административного аппарата и затрат на его
содержание. При этом, естественно, усиливается централизация управления,
а значит и неизбежны постоянные административные реформы. В связи с этим,
мы сталкиваемся с одним из «мифов», внедряемых в общественное сознание
российского общества, что рыночная экономика – это панацея от сильной
централизации. Однако, в реальности, во всем мире идет процесс укрупнения
государственных структур и централизация власти. Так, к примеру, на рубеже
третьего тысячелетия в стране – лидере в сфере информации и рыночных отношений
– Японии прошла масштабная административная реформа, в результате которой
были слиты многие министерства, объединившие, далекие от наших российских
понятий, функции. Исходя из изложенного, надо четко осознать тот факт,
что перманентные административные реформы – это непременный атрибут нынешнего
времени, и структурные организационные перестройки и их централизация
– это неизбежность. Вышеупомянутые японцы нашли прекрасный управленческий
метод справиться с психологическими особенностями этих перестроек и кадровых
перемен. Неписаным законом в любой японской организации является организационная
ротация сначала по горизонтали, а потом и по вертикали для больших организаций
и размытость исполнительских функций в небольших фирмах.
При проведении реформ, следует учитывать, что экономика,
ее отрасли, также как и любые крупные государственные или иные организационные
структуры, с точки зрения математики являются многопараметрическими системами.
Согласно закону больших чисел, для того, чтобы система была стабильной
нельзя допускать флуктуаций даже одного параметра более чем на 3%, иначе
система становится неуправляемой. В качестве примера длительной экономической
стабильности для населения следует вспомнить, что ставка сберкасс по вкладам
в советские времена была именно 3%. Как только Гайдар нарушил закон больших
чисел, экономика вышла из под контроля, и последствия системного кризиса
сейчас ощущает основная масса населения России.
Заметим при этом, что политика, проводимая в Республике Татарстан
Президентом Шаймиевым М.Ш., выстаивалась в эти годы очень грамотно с точки
зрения законов информационного общества, и в соответствии с законом больших
чисел, в результате регион пострадал от реформ гораздо меньше, чем основная
территория России.
Возвращаясь к общей теме, следует отметить, что очень важным
следствием закона удвоения информации в России, (который оказывает на
первый взгляд незаметное, но ключевое влияние на уровень социальной стабильности
общества), является фактическое снятие ответственности с государственных
органов, в том числе и за качественное предоставление обычному человеку
таких прав, как право на здоровье, труд, отдых, образование и пенсионное
обеспечение. Реформы болезненно коснулись именно этих сфер жизни людей,
а идеи национальных проектов это попытка поправить ситуацию, связанную
именно с этими правами простого человека.
Следует понимать, что прежде, чем произнести слово «реформа»
или «перестройка», надо сначала четко сформулировать цель и методы достижения
этой цели, ради которой затевается пересмотр существующих норм и порядков.
И обозначить ответственность, за каждый предпринятый шаг. К сожалению,
четкой цели у каждого из национальных проектов нет. Представляется ошибочным
сведение национальных проектов только к вопросам повышения оплаты труда
исполнителя, без определения степени ответственности за результаты труда.
«Мифом» рыночной экономики является утверждение, что достойный заработок
обеспечивает хороший результат работы. Качество может обеспечить только
настоящий специалист, который в силу своих профессиональных умений - компетентности
и совести не может выполнить работу плохо. А процесс приобретения данных
качеств никак не связан с постоянным «миграционным процессом» в поисках
работы с большей оплатой труда.
Именно поэтому, в качестве второго закона информационного
общества следует назвать усиление роли гражданского общества в вопросах
внутренней и внешней политики государства. И суть этого усиления сводится
на практике, с одной стороны, с принятием ряда государственных исполнительских
функций обществом, а, с другой стороны, возрастающий спрос со стороны
общества как с государства, так и с организационных структур. Это следствие
первого закона, так как при перманентных реформах необходим механизм,
которые поддерживает жизнедеятельность и стабильность государства, но
не как управленческой машины, а как общности интересов локального сообщества.
И хотя в средствах массовой информации вопрос о формировании гражданского
общества муссируется давно, тем не менее, мало кто может четко определить,
что такое гражданское общество. Складывается впечатление, что этим термином
стали пользоваться также как и словом «демократия», не договорившись о
том, что же оно само по себе означает. На языке управления, гражданское
общество – это, когда в зависимости от ситуации, в обществе делегируются
исполнительные функции государственных органов организационным структурам,
в основном принадлежащих некоммерческому сектору, а за государством остаются
функции менеджера. Здесь следует подчеркнуть значимость и слова демократии.
В нашей стране незаметно уже происходит подмена понимания сути этого понятия
и сведения его к обычной процедуре выборов (депутатов или глав). Демократия
– это действительно выбор каждым человеком в пользу собственной ответственности
за каждый поступок, как за себя, так и за общество и сообщество, к которому
человек принадлежит. Другими словами демократия, это когда в каждом человеке
постоянно присутствует «цензор и контролер» самого себя и сообщества.
В России же общемировой процесс формирования гражданского
общества (стандарты которого в разных странах имеют свои национальные
особенности) принял формы коммерциализации тех сфер, которые касаются
каждого человека. И передача полномочий подчас, сводится к перекладыванию
ответственности с государства на людей, как это наблюдается в сфере образования,
и очень явно происходит сейчас в сфере ЖКХ, когда на жильцов ложится вся
ответственность за последствия развала системы жизнеобеспечения людей.
Аналогичная ситуация со здравоохранением, пенсионным обеспечением. А о
праве на отдых, наверное, каждый забывает, включая, кстати, госслужащих
и олигархов.
Подтверждением вышесказанному является длительный практический
опыт работы в некоммерческом секторе, который заставляет сталкиваться
и с представителями государственных органов, коммерческого сектора разного
уровня и ранга, на городском, республиканском и национальном уровнях как
в России, так и за рубежом. Однако, при этом, хотелось бы остановиться
на самом главном для будущего – на проблемах молодежи.
Общество постепенно осознает, что будущее и настоящее страны
зависит от ценностной ориентации молодежи.
В Республике Татарстан этой сферой руководит очень продуктивный
топменеджер высочайшего класса - Марат Бариев - министр, руководящий спортом
и вопросами, связанными с молодежью и туризмом. За последнее десятилетие
управление этой сферой было подвергнуто реорганизации дважды. Государственная
структура не только расширила свои функциональные полномочия, но и изменила
статус, будучи преобразованной из Государственного Комитета в Министерство.
В процессе деятельности было создано множество организаций, так как руководством
на практике активно реализовалась и политика делегирования исполнительских
полномочий именно гражданской инициативе. При проведении административных
реформ сверху, часть созданных этим министерством организаций, в силу
их действительной дееспособности, разнообразию функций и, самое главное,
востребованности, было передано в ведение других органов власти. Многие
программы были реализованы именно благодаря грамотному делегированию полномочий
и четкому следованию целям и функциям молодежной и спортивной политики.
Сейчас, когда время требует усиления институтов гражданского общества
и особенно внимательного отношения к проблемам становления молодых людей,
возросшие требования по ограничению административного аппарата (сокращению
организаций) в этой сфере приходят в противоречия с требованиями самого
общества. Поэтому, безусловно, необходимо пересмотреть ограничения, которые
имеются на законодательном уровне, которые ставят препоны государственной
поддержке на уровне министерств и муниципалитетов в развитии сети молодежных
и социально ориентированных организаций, в том числе и в целевых программах
государственного обеспечения по их территориальному размещению. Если подходить
к сфере молодежной политики с позиций ограничений, сокращений, запретов,
то буквально через 5-7 лет мы получим проблемы для всего населения в целом.
Неспроста в Государственной Думе РФ вопрос принятия «Закона о молодежи»
находится в центре внимания.
Но параллельно с принятием этого закона на федеральном уровне,
практически всем муниципальным образованиям следует обязательно
сохранять квоту по размещению организаций, принадлежащих к третьему сектору
(мало кто осознает, что это залог их успеха в работе), добиваясь при этом,
чтобы эти организации реализовывали комплексные социальные задачи, востребованные
как молодым поколением, так и самым старшим, так как доля этой части населения
в связи с демографической ситуацией скоро будет превышать 25%.
Сейчас же наблюдается глупейшая ситуация с точки зрения интересов
локальных сообществ. С одной стороны, для развития общества и его стабильности
необходимо динамичное развитие институтов некоммерческого сектора. Но
извращенная тотальная политика коммерциализации была доведена до абсурда,
когда казино располагались на площадях дворцов культуры, игорные заведения
вытесняли даже продуктовые магазины, а государственные органы, занятые
планированием, под эгидой административных реформ, уничтожали основы гражданского
общества – организации некоммерческого сектора, выполнявшие социальный
заказ общества, объединяя их, сливая или просто ликвидируя. При этом планирующие
органы как российского, так и регионального уровня в погоне за коммерциализацией
не предусматривают развитие и поддержку некоммерческого сектора. В Москве
и в Подмосковье процесс коммерциализации уже принял опасный размах, конфликты,
связанные с творческими союзами, все чаще обсуждаются на страницах печати.
Так, творческие союзы, сохраняющие духовность нации, стоят перед угрозой
уничтожения, так как лишаются мест дислокации. В нашей республике не приходилось
встречать сообщения о том, что государственный орган, определяющий политику
планирования, ставил бы вопрос о необходимости поддержки и развития институтов
гражданского общества – некоммерческих организаций. Скорее наблюдается
обратная картина, рекомендации планирующих органов касаются именно сокращения
подведомственных некоммерческих организаций. Исключением являются, наверное,
Торгово-промышленная палата и Общественная палата РТ.
Наблюдается интересная тенденция. Обычно организации некоммерческого
сектора согласно уставам, удовлетворяют, в первую очередь, нужды государственных
органов, организаций, хотя, казалось бы, на первом месте в демократическом
обществе должны быть интересы граждан. Интересы частных лиц – это прерогатива
коммерческого сектора. Именно он у нас находит большую поддержку государства.
Проекты некоммерческого сектора практически всегда во главу интересов
ставят интерес партнера - государственной структуры, организации или человека.
И когда на уровне руководства государственной структуры нет заинтересованности
в собственном деле и в его развитии, нет понимания требований времени,
при взаимодействии с некоммерческим сектором мгновенно начинают «всплывать»
вопросы, сводящиеся к финансированию, хотя в информационный век это важная,
но не определяющая составляющая. Успехи или неудачи некоммерческого сектора,
его представителей – это лакмусовая бумажка государственного управления
в различных областях.
Следующим законом информационного общества является закон
дефицита финансовых ресурсов. Поэтому создаются международные финансовые
организации, типа Международного валютного фонда, Всемирного банка реконструкции
и развития. Кстати объединение Европы под программой единой общеевропейской
валюты – это одно из подтверждений того, что этот закон действует во многих
развитых странах.
Действие закона дефицита финансовых ресурсов мы ощущаем и
по ситуации с ЖКХ, когда без объявлений изменяются тарифы на услуги, причем
по отдельным показателям на недопустимый уровень, порой на 25% или более,
аналогичная ситуация была с тарифами по связи. Для широты России вопрос
о тарифах по отоплению – вопрос непраздный. При этом рост тарифов очень
часто сопровождается потерей качества услуги. А изменение тарифов без
изменения качества услуг, не что иное, как показатель очень плохого уровня
управления отраслью. Любой здраво и критически мыслящий человек, заметит,
что «старушка» Европа, взявшая за основу – идею, так быстро забытого нами
Советского Союза, с общим финансовым пространством, единой конституцией
и общими для всех правилами, при изменении цен всего на несколько процентов
бунтует, а руководители уходят в отставку, как не способные к планированию
и руководству.
Заметим, при этом, что очень многие из правил, зарекомендовавших
себя в нашем, подчеркну социалистическом (а не коммунистическом) прошлом
были взяты на вооружение такими странами как Швеция, Швейцария, Япония
и вывели эти страны на нынешние передовые в социальном отношении позиции.
И одним из правил, которыми пользуются эти страны, является правило стабилизации
цен.
Поэтому необходимо как можно скорее избавиться еще от мифа,
внедряемого в отечественное общественное сознание – мифа о том, что у
нас было «мрачное» коммунистическое прошлое. Во - первых, у нас был социалистический
строй, а во вторых, на том этапе развития нашей, а не чужой страны, тот
строй обеспечивал поступательное развитие и мировой вес страны, и, по
крайней мере в послевоенный период, право обычного человека на труд, отдых,
образование, здравоохранение и старость было обеспечено, а входы в дома
и в квартиры не напоминали грохотом металла входы в тюремные камеры.
Об опасности повсеместного шельмования прошлого скажем ниже.
Одним из рычагов, работающих на благо общества в условиях
действия дефицита финансов, (дефицита не для государства, а для самого
общества), является волонтерская деятельность, которая у нас называлась
общественной деятельностью, и которая сейчас воспринимается основной массой
чиновников как анахронизм и вызывает снисходительное пренебрежение с комментариями
подобным - «людям нечем заняться». Однако, именно эта деятельность является
залогом стабильности в обществе и гарантом жизнедеятельности государства.
Следует также несколько слов сказать и о брендах и
контексте политических российских брендов. Представляется, что названия
партий и движений достаточно часто говорят об определенном уровне некомпетентности
тех, кто предлагает бренды и внедряет их. К примеру, в нашем недавнем
прошлом было движение «Наш дом- Россия». Название нелепое, потому что
всем понятно, что «наш дом – не Оклахома». Аналогичная ситуация и с движением
«Наши». Движение объединяет определенную часть молодежи, но другая часть
молодежи, которая интересуется, к примеру, авиа-моделированием, или экологией
– это, что «не наши»? Временность таких объединений очевидна, но надо
же думать и о том, что активисты этих движений - это представители активной
части молодого поколения и ориентировать их на противостояние, пусть даже
в названии - это наносить ущерб как каждому из них, так и обществу в целом.
Кстати в этой связи, весьма интересно то, как постепенно
завоевываются политические позиции Жириновским, дошедшим с перестроечных
времен до вице-спикера Госдумы РФ. По частоте его явлений в СМИ можно
однозначно сказать, что он уступает только Президенту России. Весьма любопытно
как он меняет цветовую гамму костюмов, являясь публике. Как меняется стиль
его поведения. В соответствии с лексикой «бомонда» - «гламурные» перемены.
Эти изменения словно ориентируются уже на другую, не маргинальную часть
населения, а на тех, кто имеет отношении к шоу бизнесу и может опосредованно
повлиять уже на большую часть населения. Все это происходит на фоне очень
грамотного, с точки зрения традиционной политической лексики, названия
партии. Такой удивительно гладкий постепенный путь от лидера маргинальной
толпы до влиятельной политической фигуры, в особенности, в сравнении с
другими не менее эпатажными личностями как Немцов, Явлинский, Зюганов,
которые уже казалось «подержались» за рычаги управления. Правые или левые-
эти с краю, Коммунистическая партия – это из прошлого. А кто в будущем?
Для адекватного большинства населения, которое, кстати, все больше и больше
задумывается над образованием, как неотъемлемой частью существования в
информационный век, видит и связывает свое будущее с Россией, гораздо
важнее разобраться в том, какова программа партии, как она видит развитие
России. Таких слоганов, как «единая» или «справедливая» недостаточно,
необходимы долгосрочные цели и программы их реализации.
Следующим законом информационного общества является то, что
наука превращается из прерогативы интеллектуальной
элиты, в инструмент повседневности. Причина пренебрежительного
отношения государственных чиновников к общественной инициативе так же
напрямую связана с этим законом. Если посмотреть материалы отчетов или
коллегий любого из министерств, департаментов или отделов – это полноценный
научный труд с хорошим аналитическим материалом, над которым трудятся
квалифицированные специалисты. Существование специализированных информационных
инструментов, которые сейчас стали доступны благодаря математическому
обеспечению компьютеров, допускают статистическую обработку данных на
уровне многофакторного анализа. Кроме того, любой материал бывает подкреплен
и обеспечен госбюджетным финансированием, исчисляемым суммами, многократно
перекрывающие потребности частной инициативы, и которые потому и кажутся,
на первый взгляд, малозначимыми и мелкими, в виду отсутствия масштабности
и научности изложения.
Но именно эти волонтерские инициативы делают общество
гибким и, самое главное, моральным, а не циничным.
Несколько лет назад советник по политическим вопросам Премьер-министра
Японии профессор Хакамада, выступая в Казани сначала в Государственном
Совете, а потом на одной из конференций по федеральному устройству России,
назвал общество России – обществом «песка», (цитируя, очевидно, генерала
и публициста 19 века Ростислава Фадеева) в сравнении с гибким японским
обществом, образно, названным им «обществом глины», которое органично
подстраивается под законы современности, благодаря бесчисленным сетям
организаций некоммерческого сектора.
Как это и не странно, но с законом о дефиците финансовых
ресурсов информационного общества напрямую связан закон
ускорения процесса принятия решения на уровне индивидуума, что
приводит к механизму включения личной ответственности и потребности в
морали, столь необходимой для формирования гражданского общества.
Именно закон дефицита финансовых ресурсов приводит к таким
неожиданным проявлениям в массовой культуре как появление сериалов, причем
заметим, что при этом популярностью пользуются те герои, у которых, несмотря
на материальный достаток, высшей ценностью становится любовь, многодетная
семья и мораль. Это и есть «сказка» современности, уводящая от реалий
повседневной достаточно нестабильной жизни, Незаметно и ежедневно, именно
используя в качестве инструмента «успокоения» сериалы, зарубежная идеология,
совместно с пропагандой религиозных ценностей формирует общественную мораль
и принципы самоограничения личности. Заметим, что родиной сериалов стали
США. Вспомните бесконечную «Санту Барбару», которая появилась у нас в
начале 90 –х. Активно развивающиеся страны двух американских континентов
быстро подхватили этот механизм, и устами героев своих сериалов обозначают
проблемы обществ этих стран и их общественную оценку.
Сравним ситуацию в нашей стране, сериалы также стали атрибутами
повседневности, но давайте посмотрим на уровень агрессии. Порой поражаешься
тому, какие изощренные формы принимает поведение героев и антигероев.
Кстати это же характерно и для гипертрофированного искусственно «обожествления»
проблем сексуальности. Какова цель тех, кто стоит за созданием таких сериалов?
Поразить минутным эффектом сюрреализма? Но это виртуальный мир, что же
в реальности?
В повседневной же жизни развитых рыночных стран совсем иная
тенденция. Возврат к национальным атрибутам, стремление оформить квартиру,
офис, ресторан в необычном стиле с элементами национальных мотивов – это
неосознанная реакция, характеризующая стремление к стабильности.
В Германии, к примеру, становится признаком хорошего тона жениху и невесте
иметь национальный костюм на свадьбе, более того, в театр становится модным
ходить одетыми в национальные костюмы.
А современную Японию невозможно представить без традиционного
кимоно, сакэ, палочек. К сожалению, неосознанная тяга к национальному,
как к форме защиты в эпоху перманентных перемен, в нашей стране принимает
формы «фобий», отражая уровень агрессивности, активно пропагандируемый
СМИ.
Характеристикой нашего времени является не только резкое
увеличение информации, скоростей, но и количества людей с неадекватным
поведением, которое, кстати, обостряется, согласно научным данным, дважды
в год – весной и осенью. Учитывая это, совсем удивительным является и
факт проведения выборов именно в эти периоды.
Заметим при этом, что в исторически поруганном прошлом нашей
страны, когда пропагандировалась умеренность в жизненных потребностях
и в поведении, выборы проводили зимой и летом.
Одним из следующих законов информационного общества является
его повсеместная технологичность.
В связи с этим, мне кажется, что истинной причиной развала
Советского Союза было то, что у власти была партия, в уставе которой были
декларированы интересы «серпа и молота» –то есть века ручного труда, а
на смену, согласно законам времени, стремительно шел век технологий, и
не только в области производства, но и в социальной сфере. Кстати, то,
что в России сейчас ощущается кризис социальных технологий связано напрямую
именно с непониманием сути происходящего и с глубоко ошибочным полным
шельмованием семидесятилетнего периода истории СССР, равно как и методов
управления большим сообществом.
Известно, что, когда в Великобритании появились хиппи, отрицавшие
ценности поколения родителей, психологи «забили общественную тревогу»
и предупредили свое общество о том, что это может привести, во-первых,
к распространению насилия, а, во вторых, представляет угрозу для поколения
самих родителей, и для поколения, следующего за поколением хиппи, так
как вызовет всплеск насилия и нарушит устойчивые принципы добропорядочной
Англии. Мгновенно централизовано, или как бы мы назвали это авторитарными
методами, были приняты меры по пропаганде незыблемых моральных ценностей
с привлечением СМИ. Феномен популярности трагически погибшей принцессы
Дианы и ее благотворительной и общественной деятельности лежит именно
в этой политике. Да, и вышеупомянутые сериалы зарубежных стран, тоже за
основу берут общечеловеческие ценности, поэтому так любимы основной массой
добропорядочных граждан.
Можем ли мы удивляться в связи с этим, тому, что сейчас у
нас такой низкий уровень общественной безопасности, если изо дня в день
все средства массовой информации на протяжении многих лет подвергали сомнению
ценности не одного, а нескольких поколений нашей страны?
Ежегодно в Республике Татарстан проводится замечательный
фотоконкурс «Портрет эпохи». В 2006 году жюри не смогло определить победителей
в номинации «крупным планом или фото передовицы». Не мудрено, так как
главный герой ныне крупным планом – вор, бандит, словом - нарушитель.
Горько сознавать, что этим столь любимым нашими СМИ «героям» передовиц
конкуренцию могут составить лишь политики самых верхних эшелонов власти.
Никто из нас не хочет иметь сына - бандита или дочь – проститутку,
мать – бомжиху, или отца – уголовника, брата – вора, сестру - угонщицу,
родственников - трансвеститов, а друзей – наркоманов. Зачем нам об этом
читать? Для любого нормального человека, хорошего работника и специалиста
гораздо важнее информация профессионального и общечеловеческого характера.
Сравните тиражи авторитарного прошлого и «демократического» настоящего,
они не идут в сравнение. А по количеству грамматических и пунктуационных
ошибок, убогости слога нынешние издания, также как и рекламные лозунги,
напоминают сочинения натянутых троечников. А то, как баба Варя получила
утюг по квитанции подписки, наводит вообще на мысль о том, что редакторы
сильно завышают цену подписки. Вот таким образом рушиться с точки зрения
потребности общества миф о повышении тиража за счет скандальных публикаций.
Откровения электронных СМИ федерального уровня, рассказывающих
о «законах обманного PR-а и о способах манипуляции общественным мнением»
просто поражают своим неприкрытым цинизмом.
Так технологии, с одной стороны ведут к прогрессу, а с другой
стороны, к регрессу.
С законом «технологичности» связана и повышенная потребность общества
в качественной информации.
Заметим, что внедрение ИНТЕРНЕТ с одной стороны это большое
благо для тех, кто работает с информацией. Однако, такова реальность,
что основную массу информации в интернет размещают даже не дилетанты,
а просто малообразованные юнцы. Настоящему специалисту некогда готовить
информацию для размещения в Интернете, поэтому сейчас важно понимание
того, что надо крайне критически относиться к тому, что предлагается широким
массам. Аналогичная ситуация наблюдается с периодикой. «Гламурный вид»
журналов с претензией на элитарность, а внутренне содержание не тянет
даже на категорию ерунды.
Закон внедрения новых технологий приводит к другому
закону информационного общества, действующему в области промышленных и
социальных технологий к закону решения крупных задач малыми
временными коллективами.
Современный термин «реструктуризация» появился в качестве
подтверждения действия данного закона.
В области промышленности использование робототехники и автоматизации
производств принципиально меняет структуру кадрового обеспечения технологических
процессов производства. Аналогичные процессы касаются и сфер социальной
жизни.
В свою очередь, закон внедрения новых технологий приводит
к закону унификаций в коммуникативной сфере и распространение
унифицированных стандартов в различных отраслях экономики, промышленности
и сферы услуг.
В качестве примеров действия этого закона можно привести
внедрение стандартов ISO 9000 (9002) в промышленности, системы HASSP в
области пищевой промышленности, введение ЕГЭ в сфере школьного образования,
булонский процесс в сфере высшего образования и даже абсолютно похожих
между собой схем представления новостей, развлекательных и иных программ,
и даже метео выпусков в СМИ разных стран.
Другим законом информационного общества является закон
стирания границ, (и не столько территориальных) между странами.
Объединение Европы тому явная иллюстрация. Но с этим законом связан и
закон увеличения скорости миграционных потоков,
в широком смысле этого слова, включая временное место проживания, обусловленное
туризмом и бизнесом.
Отрицательные примеры этого процесса, приводящие к конфликтным
ситуациям – это незаконная миграция в поисках работы, с которой сталкиваются
Испания, США, Россия и т.д.
В качестве следствия появляется и закон утраты
национальных стереотипов, и, одновременно, закон
обострения внутренней борьбы за сохранение национальной индивидуальности
и религиозной принадлежности.
Этот закон диктует особые требования к деятелям культуры
и искусства, равно как и к управлению этой отраслью.
Практика показывает, что, в своем большинстве, творческие
люди обладают завышенной самооценкой. Надо очень четко понимать, что после
19 века, когда в мире устойчиво сложилось уважение к искусству, произведения
художников, скульпторов, композиторов, деятельность певцов, танцоров,
словом одаренных людей стала пользоваться вниманием. Однако, мир знает
очень мало общепризнанных имен. Попадая в любую страну, видишь художественные
полотна, выполненные в стиле, а ля импрессионизма, а ля романтизма, а
ля реализма. В своем большинстве, выставленные в художественных галереях,
музеях, они представляют художественную ценность для своей страны или
региона. Но для того, чтобы стать по настоящему знаменитым, надо быть
совершенно уникальным, это относится и к исполнителям. Учитывая современные
тенденции, надо четко осознавать, что хотя пропаганда искусства – это
функция государства, но продвижение представителей искусства – это задача
самих творческих работников. Это суровая реальность, осознание которой
должно просто развивать именно качества предприимчивости. Благодаря развитию
электронных СМИ мы уже сейчас можем сказать, что в искусстве также прочно
заняли свои позиции унифицированные стандарты, и продвижению информации
о странах, народах способствуют в основном то, что носит сугубо национальный
характер. Творческим людям, имеющим здоровые амбиции, необходимо учитывать
это в своем высоком ремесле. Весь мир знаком с особым колоритом цыганского
искусства, и при этом распространение информации идет не благодаря государству,
ибо его у цыган просто нет, а благодаря тому, что этот народ мигрирует
по миру, пропагандируя себя и свои обычаи без поддержки министерств и
ведомств, без всяких высокооплачиваемых продюсеров и СМИ. И именно эти,
экстремальные условия позволяют народу сохранить и обычаи, и язык и самобытное
творчество.
Другим примером является умение представителей, разбросанного
по всему миру еврейского народа, найти свое место в творчестве, путем
пропаганды искусства того народа, на территории государства которого они
проживают. Наличие у локальных сообществ своего «национального бренда»
- большая удача в информационный век и надо этим грамотно пользоваться.
Именно, исходя из рыночных условий, нам жителям Республики Татарстан,
независимо от национальности и вероисповедания, надо горой стоять за нашу
эту республиканскую национальную уникальность, так как она дает нам информационные
преимущества.
Другим законом информационного общества является омоложение
верхней возрастной границы делового мира и, с другой стороны, старение
нижней возрастной границы в развитых странах.
С проявлением этого закона, связанного напрямую с законом
дефицита финансовых ресурсов, мы уже столкнулись. Молодежь, которая учится
на дневных отделениях вузов, в своем большинстве уже подрабатывает, а
работающий пенсионер, это современное благо для работодателей. Здесь и
финансовые претензии ниже, качество работы выше и меньше текучесть кадров.
Другим законом информационного общества является закон
усиления роли локальных сообществ. С одной стороны, этот закон
связан с урбанизацией, с другой стороны, с изменением содержания социальных
технологий и изменением социальных потребностей общества. Причем этот
закон, как это не парадоксально, связан и с законом фактического стирания
границ. Клубная деятельность тому иллюстрация, только под клубной деятельностью
подразумеваются объединения по интересам, целям и политическим и финансовым
устремлениям.
Так же как непременным атрибутом информационного общества являются перманентные
административные реформы, так данный тип общественной формации требует
перманентности процесса образования. Реальность такова, что уже недостаточно
одного высшего образования, и многие живут в состоянии еще одного мифа,
что, получив образование, они приобретут необходимые для процветания навыки.
Однако, информационный век преподносит нам в действительности сюрприз
– мы теперь будем учиться до глубокой старости, и это надо делать как
можно качественней, так как прочные знания и квалификацию человек получает
в подарок от судьбы за свои труд, а не за деньги.
И еще одним законом может «похвастаться» информационное общество,
это законом феминизации исконно мужских сфер влияния.
Причем это характерно не только для нашей страны, а даже для таких сугубо
мужских стран, как Япония, и, что еще более удивительно, для стран Арабского
Востока. Но феминизация отраслей деятельности приводит к другой проблеме
– понижению уровня оплаты труда в этих сферах, а иначе говоря, к дискриминации
по половому признаку.
Именно законы (не в общепринятом смысле этого слова как синонима
положений, регламентирующих взаимоотношения в обществе) информационного
общества, находят отражение в структурных преобразованиях законодательной
системы и органов исполнительной власти в различных странах мира.
Та основная масса нашего населения, чьим мнением легко манипулировать,
немедленно начнет ссылаться на то, что это напоминает «утопию» прошлого
строя. Однако они ошибаются, так как изучение материалов, характеризующих
развитие различных организаций в самых дисциплинированных, а значит и
развитых рыночных странах, показывает, что общественными ценностями, выбранными
в качестве основополагающих, являются общественные ценности нашего уже
далекого социалистического прошлого, и именно эти ценности декларируются,
но не как «коммунистические», а как социальные. И стремление сообществ
к этим вечным социальным ценностям превращает общество нестабильное в
условиях рыночной экономики, в общество социального комфорта, когда с
детства формируются такие качества как патриотизм и преданность, ответственность
и уважение. Словом там, где человеку социально комфортно - это то будущее,
за которое мы должны побороться, но не со штыком, кинжалом, гранатой,
минометом, танком, а квалификацией, знаниями, трудом, разумом и взаимным
уважением.
Представляется, что мы как общество должны сформулировать
нашу цель - как цель движения к консолидированному обществу и определить
перечень первостепенных задач, которые могли бы объединить усилия при
движении к общей цели, где каждому будут гарантированы пять самых главных
демократических и конституционных прав: право на здоровье, труд, образование,
отдых и старость.