Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
НА ПУТИ К ТОЛЕРАНТНОСТИ
преподаватель Яруллина А.Р.
Республика Татарстан, 422000,п.Арск, ул.Поперечная, 14
jarullina-alsu@rambler.ru
Толерантность должна быть воспринята и
осознана каждым как часть культуры современного человека, без которой
невозможно дальнейшее развитие общества, как частица, объединяющая нации
и религии, способствующая раскрытию в себе тех внутренних мотивов, которые
неосознанно подталкивают нас к реализации всего положительного, что заложено
в каждом индивидууме. Это то, что не позволит нам истребить друг друга
в слепой борьбе, что спасет культуры и цивилизации.
Толерантность сегодня – это проблема понимания, способности
жить в полном противоречий мире непохожих людей и идей, постоянный поиск
компромиссов в пространстве конфликтов, в неосознанном противостоянии
классов и наций, ведущем к саморазрушению и самоуничтожению.
Анализируя проблему толерантности важно вернуться к истокам
этого понятия. Появилось оно еще в 16 веке, со времен Нантского Эдикта
1598 г., когда вышло множество законов о терпимости и когда французские
протестанты получили права и уступки на свободное развитие религиозной
жизни. В эпоху Просвещения оно звучит в качестве самостоятельного понятия
в «Письме о терпимости» Дж.Локка в 1689 году. Локк выступал защитником
религиозных свобод и откровенным сторонником веротерпимости. Локк и Вольтер
говорили о толерантности как о принципе, выражающем истину человеческих
отношений. Поскольку высота истины не оспаривалась, то не допускалась
и возможность нескольких равноправных ответов по поводу толерантности.
Только истинные религии могут быть истинными, по мнению Вольтера.
Рассуждая о таком понятии как «толерантный человек», нельзя
не признать, что таковым считается не тот, кто с безразличием и равнодушием
воспринимает происходящее сегодня, оставаясь сторонним наблюдателем, не
желающим вступать в конфликт, следствием которого может быть нарушение
привычного образа жизни и течения событий. Эту точку зрения подтверждают
слова древнегреческого философа и естествоиспытателя Теофраста (372-287
до н.э.) «Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам».
Во многих восточных языках понятие «толерантность» означает «прощение,
мягкость, благосклонность, снисхождение». Любопытным представляется анализ
слова «снисхождение». Оксфордский толковый словарь рассматривает данное
качество как способность или желание игнорировать чью-то слабость, готовность
не замечать чьи-то недостатки. Следовательно, толерантность как снисхождение
означает покровительственное отношение сильного к слабому, сильный лишь
вынужден терпеть существующие различия исходя из своего превосходства,
что нарушает суть данного понятия.
Т.Новикова утверждает, что описать ксенофобию, этнофобию,
нацизм - проще, чем понятие толерантности. Толерантность каждый понимает
по-своему.
«Мы говорим об искусстве компромисса, и толерантность – это
великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня
самое главное в толерантности - ее символ – лодка, на которой, как в Ноевом
ковчеге, уживаются и спасаются люди, животные, совершенно непохожие, разные.
Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий».
Так считает Александр Асмолов, доктор психологических наук, автор и руководитель
Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма в российском обществе». «Толерантность состоит
в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому
ты привык. Уважение к личности, к человеку, независимо от его национальности,
вероисповедания, уважения к его ценностям и традициям. Самое главное –
это умение понимать друг друга», - считает Владимир Зорин, министр РФ,
курирующий вопросы национальной политики. «Толерантность – это не есть
логика, суть человеческого характера, это некая форма поведения, - высказывается
кинорежиссер-документалист Владимир Двинский. - Одни люди по рождению
не обладают никакой фобией, другие обладают, но общество должно заставить
человека уметь контролировать эти свои не самые приятные качества».
Верховный муфтий, председатель центрального духовного управления
мусульман России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин по поводу толерантности
высказался так: “Я это понимаю, как терпение. У нас это называется “сабр”.
По-арабски “сабр” еще и дерево с горькими плодами. Это горчинка. Должен
сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то
тебе сказал что-то. Потому что, если ты ответишь, он тебе еще хлеще ответит,
там уже начинается трение. А когда уже пошли физические трения, тогда
выяснение отношений, тогда никакой толерантности не будет”. «Толерантность
для меня», - говорит доктор исторических наук, директор института антропологии
и этнологии Российской Ака-демии наук Валерий Тишков, - «это интерес,
уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы
вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом
смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней
находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность –
это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю
мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание инаковости
как части собственного».
Толерантность – это осознанное понимание различий, которые
не отталкивают нас, разделяя по принципу «Мое - хорошее, твое – плохое».
Важно понять, что оно не плохое, оно лишь другое. Слушая интервью с пожилой
француженкой, живущей с 1974 года в Великобритании, и ее рассуждения о
стране, хочется отметить, что, отвечая на вопрос журналиста, что ей не
нравится в этой стране и ее жителях, она тактично замечает, что англичане
- очень своеобразная нация, имеющая свои недостатки и достоинства [5].
Такое толерантное восприятие другого народа, к сожалению, присуще сегодня
не всем. Особенно не достает этого качества современной молодежи. Толерантности
необходимо учится, так как она не заложена в человеческой натуре. Едва
научившись говорить, ребенок определяет для себя «мое» и «другое», проводя
разделительную черту между этими понятиями. Поэтому воспитание толерантности
должно стать важной составляющей всей системы образования подрастающего
поколения, включая разнообразные программы психологического игрового тренинга
толерантности. Важным фактором является разработка тренинговых образовательных
программ на местах, учитывая социо-культурные особенности региона. Последнее
десятилетие предлагает обширный научно-теоретический материал по вопросам
формирования толерантного межэтнического, межконфессионального, социального,
классового отношения. Каким образом воплотить теорию в реальность, как
перейти от рассуждений и изложения различных точек зрения по этому вопросу
в плоскость человеческого общения? Ответом на этот вопрос, по мнению исследователей,
являются интерактивные методы обучения.
К интерактивным относятся те обучающие и развивающие личность
игровые технологии, которые построены на целенаправленной, специально
организованной групповой и межгрупповой деятельности, обратной связи между
всеми ее участниками для достижения взаимопонимания. Интерактивное обучение
основано на собственном опыте участников занятий. В игре или при анализе
ситуации не даются готовые знания, обучаемые побуждаются к самостоятельному
поиску информации разнообразными игро-техническими средствами, а предлагаются
три основные составляющие научного обоснования тренинговой программы.
Большую практическую значимость имеет второй компонент – подбор методов
и техник, наиболее соответствующих целям тренинга. Выделяют следующие
ведущие тренинговые техники: 1) информационную 2) имитационную; 3) упражнения
по практическому выполнению работы; 4) групподинамические упражнения.
Для передачи информации и нужных сведений используется информационная
техника, включающая в себя такие приемы как лекция-беседа, инструктирование,
работа с текстом, просмотр видеофильмов, посещение этнографических выставок,
музеев народной культуры, концертов народного творчества, конференции,
«круглые столы», семинары, встречи-беседы с представителями национально-культурных
общин республики, духовенством, национальной и политической элитой республики.
Мы уделяем большое внимание воспитанию гражданственности. Важную роль
в этом процессе играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов
такие как «Обществознание», «История Отечества», «История родного края»,
«Родной язык», «Мировая художественная культура». Знакомство с историей
родного края, осознание влияния прошлых событий на сегодняшнюю жизнь,
формирование представлений о достижениях своего народа, о его вкладе в
мировую культуру и науку вызывает чувство гордости за страну и уважение
к ее богатому историческому прошлому, стремление стать частью этого огромного
наследия и внести свой вклад ради нашего настоящего и будущего наших детей.
Гражданственность – важнейшее качество современного специалиста. Вопросы
гражданского воспитания являются центральными в содержании учебно-воспитательного
плана нашего колледжа. Поэтому воспитательная работа осуществляется по
трем интегрированным направлениям:
1) профессионально-правовое
2) культурно-нравственное
3) гражданско-правовое и гражданско-патриотическое
Гражданско-правовое и гражданско-патриотическое направление
выполняет следующие социальные роли: патриотическая, национально-интернациональная,
политическая, правовая, экономическая. Сфера его воздействия – мир и общество.
Одной из многообразных форм реализации патриотического воспитания во внеклассной
работе является разработка и проведение тематических классных часов, посвященных
обсуждению таких вопросов как государственная символика Российского государства
и Республики Татарстан, политическая система общества, государственная
власть в современной России, местное самоуправление, политические процессы
в России, законодательная и исполнительная власть, российская экономика,
Россия и мировая политика, День мира и согласия, общество 21-го века,
гуманизм и власть, права и обязанности гражданина, политические права
личности, государство и личность, политическая культура личности, роль
личности в истории, политический портрет, молодежь Татарстана – тенденции
и перспективы, политическая этика учителя.
Формированию культуры межнационального общения как одной
из составляющих воспитания гражданина и толерантной личности способствует
изучение иностранных языков. Гражданское воспитание на уроках иностранного
языка осуществляется в процессе включения национально-регионального компонента
в содержание учебного материала, позволяющего сформировать представление
об актуальных проблемах социально-политической жизни, способствующего
развитию чувства национальной самобытности и воспитанию подростков в духе
толерантности и культуры мира.
Таким образом, суть воспитания гражданина заключается в развитии
патриотических и интернациональных чувств, проявляющихся в человеческих
поступках, в понимании и осознании того факта, что мы жители одной планеты,
дальнейшая судьба которой в наших руках. Взаимопонимание и толерантное
отношение друг к другу – это наше будущее.
Литература
1.Балязин В. Мудрость тысячелетий / В.Балязин // Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС;
ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005. – С. 97.
2.Зинуров А.М. От идеологии толерантности – к диалогу культур / А.М.Зинуров
// Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность (материалы международного
конгресса (Казань, 23-25 мая, 2005)).- Казань, Издательство КГУ, 2005.-
С. 89-97.
3.Карцева И.Р. Цивилизация и культура XXI века: проблемы и перспективы
/ И.Р.Карцева // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность.
– Казань, Издательство КГУ, 2005. – С. 183-188.
4.Новикова Т. Проблемы толерантности в современном обществе и журналистика
/ Т.Новикова // www.relga.ru. Культурологический
сетевой журнал «Relga».
5.Paul Harvey “Britain Explored”, Pearson Education Limited, 2002, (приложение-аудиокассета).