Преобразования, происходящие в настоящее
время в стране и регионах, вскрыли огромный пласт общественной жизни и
социальной активности населения. Это, безусловно, связано с реформами,
которые затронули все сферы жизнедеятельности – политическую, экономическую,
социальную, межнациональную, межконфессиональную.
В настоящее время меняется практически вся система и структура
взаимоотношений между различными группами и слоями общества, между людьми
и, что самое главное, между обществом и властью. Общественные объединения
и организации сегодня представляют одну из главных составляющих гражданского
общества.
Одним из новых институтов гражданского общества в Республике
Татарстан стала и Общественная палата Республики Татарстан, которая была
сформирована в соответствии с Законом Республики Татарстан от 14 октября
2005 года №103-ЗРТ «Об Общественной палате Республики Татарстан». Этим
законом определено, что основной целью Общественной палаты Республики
Татарстан является обеспечение открытого, гласного обсуждения важнейших
проблем государственного, экономического и социального развития Республики
Татарстан, совершенствование механизма учета общественного мнения при
принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления,
содействие процессу формирования институтов гражданского общества.
Исходя из этого, сформированы следующие основные задачи Общественной
палаты:
- привлечение организаций и граждан к формированию государственной политики,
обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти и органами
местного самоуправления;
- проведение общественной экспертизы важнейших законопроектов, проектов
программ социально-экономического развития Республики Татарстан, подготовка
предложений по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих интересы
населения Республики Татарстан;
- проведение общественного мониторинга хода реализации республиканских
программ, законов республики, нормативных правовых актов исполнительных
органов государственной власти и местного самоуправления по проблемам
развития социально-экономической сферы и подготовка рекомендаций органам
государственной власти Татарстана по внесению изменений в нормативные
правовые акты Республики Татарстан, механизм реализации программ;
- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию
конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций,
обеспечение гласности в работе организаций по формированию институтов
гражданского общества в Республике Татарстан.
В целом можно отметить, что Общественная палата республики
успешно прошла период становления и сумела проявить себя в жизни Татарстана.
В значительной степени этому способствовало то, что власти республики
изначально заняли позицию поддержки Общественной палаты, деятельного диалога
с ней.
В состав палаты по представлению Президента и Государственного
Совета Республики Татарстан вошли авторитетные и опытные представители
50 общественных организаций республики, тех, которые оказывали и оказывают
наиболее значительное воздействие на процессы в социально-политической
и культурной сферах жизни. Такой подход к формированию Общественной палаты
Республики Татарстан позволил оперативно сформировать рабочие органы палаты
– выбрать совет, председателя, секретаря, а также сформировать семь комиссий:
- Комиссия по информационной политике, свободе слова и деятельности СМИ;
- Комиссия по вопросам этно-конфессиональных отношений, благотворительности
и волонтерства;
- Комиссия по правам человека, взаимодействию с общественными организациями
и органами местного самоуправления;
- Комиссия по участию общественности в реализации национальных проектов
и приоритетных программ социально-экономического развития республики;
- Комиссия по экологии, охране здоровья и безопасности человека;
- Комиссия по культуре, семейной и молодежной политике, развитию интеллектуального
потенциала Республики Татарстан;
- Комиссия по экономике, развитию предпринимательства и других институтов
рынка.
Уже сами названия комиссий показывают, что члены Общественной палаты
изначально поставили себе задачу сосредоточить усилия на содействии решению
наиболее значимых проблем социально-экономической жизни республики. Общественная
палата Республики Татарстан стремилась стать мостом, через который осуществлялись
бы прямые и обратные связи между властью и обществом, чтобы законодательная
и исполнительная ветви власти более полно воспринимали бы запросы и настроения
различных социальных слоев и групп общества и учитывали их при выработке
и реализации тех или иных решений, а общественность, более полно представляла
себе смысл и характер действий властей, что собственно и было обозначено
Президентом Республики, в напутственном слове всем членам Общественной
палаты РТ.
Наряду с этим Общественной палате Республики Татарстан предстояло
четко определить свое место в структуре жизнедеятельности республики,
построить работу так, чтобы не дублировать и тем более не брать на себя
функции парламента республики, профсоюзов и общественно-политических организаций.
Задача, надо признать, непростая и достаточно деликатная. В значительной
мере ее решение облегчали федеральный и соответствующий республиканский
законы об Общественной палате, разработанные на их основе регламенты их
деятельности. Однако практика показала, что вопросы в этой части пока
остаются. Чтобы снять их, необходимо проанализировать опыт, накопленный
за год работы, как Общественной палаты Республики Татарстан, так и наших
коллег из федеральной Общественной палаты и аналогичных институтов в других
регионах России и сформулировать законодательные предложения. Такая работа
членами Палаты Республики Татарстан ведется.
На заседаниях Общественной палаты и Совета Палаты Республики
Татарстан были обсуждены проекты десяти законов Республики Татарстан,
в том числе, «О бюджете Республики Татарстан на 2007 год», «О размещении
игорных заведений на территории Республики Татарстан», «Об охране окружающей
среды», «Об экологической экспертизе», «О социальном обслуживании населения»,
проекты постановления Государственного Совета Республики Татарстан «О
внесении изменений и дополнений в Регламент Государственного Совета Республики
Татарстан», постановления Кабинета Министров Республики Татарстан – «О
мерах социальной поддержки инвалидов на 2006-2010 годы», проект концепции
государственной политики в отношении граждан старшего поколения, постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 августа 2006 года №419 «Об
оптимизации бюджетных расходов», действие которого, с учетом предложений,
в том числе, и Общественной палаты, было приостановлено.
Совет Общественной палаты Республики Татарстан принимал решения
по подготовке и проведению общественных слушаний, круглых столов, по участию
членов Общественной палаты Республики Татарстан в мероприятиях Общественной
палаты Российской Федерации. На заседаниях Совета постоянно заслушивались
информации о работе постоянных комиссий, обсуждались планы работы Общественной
палаты. Советом Палаты были утверждены Положения о проведении общественных
слушаний, о Совете и комиссии Общественной палаты Республики Татарстан.
Уже на одном из первых своих заседаний, проанализировав первые
шаги комиссий Общественной палаты, Совет Палаты Республики Татарстан пришел
к выводу о необходимости заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве
с рядом министерств и ведомств Татарстана, с тем, чтобы члены Общественной
палаты Республики Татарстан были введены в состав коллегий и наблюдательных
советов, получив, таким образом, доступ к информации о деятельности и
планах их работы, следовательно, и возможность осуществлять совместную
деятельность. Руководителями большинства органов исполнительной власти
предложение было встречено с пониманием.
В результате были заключены соглашения Общественной палаты
Республики Татарстан со Счетной палатой Республики Татарстан, с Территориальным
управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Республике Татарстан, с Уполномоченным по правам
человека в Республике Татарстан, с Министерством внутренних дел Республики
Татарстан, с Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации
«Татмедиа».
Общественная палата Республики Татарстан стремилась установить
деловые отношения с Общественной палатой Российской Федерации и нашла
взаимопонимание со стороны наших коллег. Например, в сентябре 2006 года
под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и при поддержке профильных
комиссий Общественной палаты Республики Татарстан в Казани прошел этап
Всероссийской акции «Волна здоровья. Займись собой».
В Казани были проведены общественные слушания «Свобода
слова и права журналистов региональных СМИ. Хартия журналистов – внутренний
закон жизни медиасообщества», организованные Комиссией Общественной палаты
Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе
слова в СМИ совместно с Общественной палатой Республики Татарстан. Здесь,
кстати, в полной мере проявилось значение соглашения Общественной палаты
Республики Татарстан с агентством «Татмедиа», взявшим на себя организационно-техническое
обеспечение мероприятия. В ходе слушаний, в которых приняли участие более
300 представителей СМИ из Москвы, Центрального, Северо-Западного и Приволжского
федеральных округов, а также Председатель Государственного Совета Республики
Татарстан Ф.Х.Мухаметшин, представители некоторых республиканских министерств
и ведомств, министры печати и информации ряда республик, сотрудники аппаратов
глав регионов, были обсуждены злободневные проблемы свободы слова и ответственности
прессы, вопросы улучшения взаимодействия СМИ и органов власти, перспективы
совместной работы ветвей власти, в том числе и «четвертой» в борьбе с
коррупцией и другими уродливыми явлениями, искажающими и затрудняющими
развитие общества.
Общественная палата Республики Татарстан стала инициатором
проведения акции «Розовая ленточка» по профилактике и выявлению рака молочной
железы у женщин. В проведении акции в Набережных Челнах на ОАО «КамАЗ»
участвовали врачи клинического онкологического диспансера Минздрава республики.
Акция финансировалась ОАО «КамАЗ», ее спонсорами стали республиканское
отделение партии «Единая Россия», Общественный противораковый фонд, ОАО
«Идел-пресс», ОАО «Татарстан почтасы». Обследование прошли 2127 женщин,
выявлено почти 300 случаев различных патологий, в онкологический диспансер
на дополнительное обследование направлено 65 человек.
Как показала практика, эффективность деятельности Общественной
палаты во многом зависит от повседневной продуктивной работы ее постоянных
комиссий.
Исходя из приоритета реализации национальных проектов, первостепенное
значение среди задач, решаемых Общественной палатой Республики Татарстан,
имела деятельность постоянной комиссии по участию общественности в реализации
национальных проектов и приоритетных программ развития республики.
Следует отметить, что в работе комиссии принимали участие
ответственные работники Аппарата Президента, Кабинета министров Республики
Татарстан, министерств и ведомств республики и профсоюзов, вузов, а также
практические работники образования и здравоохранения, что позволило глубже
анализировать проблемы и вырабатывать продуманные рекомендации.
Одним из важнейших вопросов, который обсуждался на заседаниях
комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по экологии, охране
здоровья и безопасности человека – это проведение общественного мониторинга
хода реализации Программы социально-экономического развития Республики
Татарстан на 2005-2010 годы в области здравоохранения, физической культуры
и спорта, трудовых отношений и занятости, социальной защиты, потребительского
рынка, экологии.
Рекомендации, выработанные в процессе практической работы
и круглых столов, направленные в Правительство Российской Федерации и
Государственную Думу Российской Федерации, были рассмотрены и по ним последовала
определенная реакция.
Комиссия по экономике, предпринимательству и другим институтам
рынка отслеживает важнейшие проблемы, волнующие бизнес-сообщество.
Рабочая группа, созданная по вопросам реформирования в сфере
ЖКХ проводит постоянную работу с общественностью, чьи острые вопросы заставляют
расширять правовое поле в этом секторе экономики.
Наиболее деликатные и новые для российского общества направления
деятельности входят в сферу ответственности комиссии Общественной палаты
РТ по вопросам этно-конфессиональных отношений, благотворительности и
волонтерства. К примеру, мнение общественности по вопросу введения в общеобразовательных
учебных заведениях Российской Федерации курса «Основы православной культуры»
было направлено в Общественную Палату Российской Федерации. Это заявление
было учтено при принятии решения по данному вопросу Общественной палатой
Российской Федерации.
Другая грань проблемы укрепления толерантности в обществе
и противодействия его радикализации – это содействие работе национально-культурных
обществ и общин в Татарстане. Эти вопросы также рассматривались на одном
из заседаний комиссии, был разработан и внесен на рассмотрение проект
«Развитие центра поддержки общественных национально-культурных организаций
Республики Татарстан», который был утвержден и направлен на Всероссийский
конкурс, где стал победителем.
Надо отметить, что еще 8 общественных организаций, представившие
свои программы на Всероссийский конкурс и поддержанные Общественной палатой
Республики Татарстан, стали победителями конкурса. Признан победителем
и проект Общественной палаты республики по созданию информационно-ресурсного
центра. Всего победителями в республике стали 11 некоммерческих общественных
организаций. В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации
В.В.Путина им из федерального бюджета выделены денежные средства на общую
сумму 6,3 млн. рублей.
На заседаниях этой комиссии рассматривались вопросы деятельности
тоталитарных религиозных сект. Эта проблема редко выходит на поверхность
и почти не освещается в СМИ, из чего не следует, что она не существует.
Комиссией ОП РТ по правам человека, взаимодействию с общественными
организациями и органами местного самоуправления разработан проект соглашения
Общественной палаты Республики Татарстан с Уполномоченным по правам человека
в Республике Татарстан.
Комиссия по культуре, семейной и молодежной политике, развитию
интеллектуального потенциала Республики совместно с Министром по делам
молодежи, спорту и туризму РТ М.М.Бариевым выработала рекомендации по
преодолению ряда проблем в работе с молодежными общественными организациями.
Совместными усилиями общественности удалось приостановить
действие Постановления Кабинета Министров РТ от 14.08.06 г. №419, что
позволило избежать ликвидации ряда молодежных организаций, а также сохранить
финансирование Молодежного общественного фонда «Сэлэт» и творческих союзов
республики.
Благодаря активной работе комиссии по информационной политике,
свободе слова и деятельности СМИ, были заключены двусторонние Соглашения
Общественной палаты Республики Татарстан с Агентством Республики Татарстан
по массовой коммуникации «Татмедиа» и Счетной палатой Республики Татарстан.
Комиссия содействовала широкому освещению деятельности Общественной палаты
в республиканских средствах массовой информации и в сети Интернет.
Общественная палата вела всю свою работу открыто и гласно.
На заседания палаты, Совета Общественной палаты Республики Татарстан комиссией
постоянно приглашались журналисты газет, радио и телевидения. Все мероприятия
освещались в республиканских, городских, районных, иногда и в региональных
и федеральных средствах массовой информации. С февраля 2006 года в сети
Интернет заработал сайт.
Пожалуй, наибольший резонанс из мероприятий, проведенных
комиссией, получили уже упоминавшиеся выше общественные слушания по вопросам
свободы слова в СМИ и ответственности журналистов.
Оценивая деятельность Общественной палаты можно констатировать,
что, несмотря на естественные издержки периода становления, ей удалось
больше, чем не удалось, и это вселяет оптимизм – в целом она на правильном
пути. Общественная палата набирается опыта, крепнет и ей по плечу решение
больших задач. Она своей деятельностью и в дальнейшем должна содействовать
развитию гражданского общества, совершенствовать механизмы учета общественного
мнения при принятии и реализации важных законодательных и нормативных
правовых актов, гласного обсуждения важнейших проблем экономического,
социального и общественного развития республики.