Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ
учитель истории и обществознания Галихина Л.Р.
Россия, 420039,г.Казань, Ак.Королева 44-43
galihin@mail.ru,
В программе модернизации российского образования
обозначены приоритеты исторической подготовки подрастающего поколения
как будущих граждан обновленной России. На мой взгляд, усвоение учащимися
гражданской культуры сегодня - одна из ключевых задач современного обществоведческого
образования. Ее решение – важное условие формирования в России развитого
гражданского общества.
По словам Президента В.В. Путина «великая духовная потребность
участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за
один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не
стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
Все это побудило определить инновационные подходы к использованию
содержания обществоведческих дисциплин в процессе формирования у учащихся
гражданской культуры. Сущность подходов заключается в приобщении учащихся
к социокультурным ценностям, формировании у них толерантности, уважения
к своему народу, его судьбе, культуре, равно как и к другим народам, окружающим
нас, развитии творческой активности учащихся, обозначаемой в теории и
практике педагогики таким понятием как креативность.
Наша концепция опирается на методологические основы, содержащиеся
в концепции «Развитие творческой активности учащихся гимназии», разработанной
под руководством академика Кирсанова А.А. и профессора Осипова П.Н. и
программу воспитания патриотизма, развития творческой активности и интеллектуального
потенциала юных казанцев «Я – казанец».
Предлагаемая вашему вниманию концепция – это 10-летний опыт
работы, где главными задачами являются:
- выбор общей позиции в условиях открытого общественного диалога,
- формирование собственного взгляда на сложные проблемы социально-политического
развития страны,
- критическое осмысление происходящих в обществе процессов,
- принятие учителем и учеником совместных решений.
Это предопределило авторский подход к обучению и воспитанию
учащихся гимназии истории и обществознанию.
Вектором обновления содержания исторического образования
является стандарт, определяющий содержание и объем знаний, умений, включающий
требования к качествам личности, которые должны быть сформированы при
изучении конкретного учебного предмета. Именно стандарт определяет необходимый
уровень социокультурного опыта наших учащихся. А достигается он на основе
личностно-ориентированного обучения, позволяющего обеспечить самообучение,
самовоспитание, саморазвитие каждого учащегося.
С учетом этого, содержание учебного материала подчиняется
нами иной логике проектирования. Учебный материал в обязательном порядке
включает предшествующий социокультурный опыт обучаемых.
Каждый учащийся приходит в школу со сложившимся субъективным
социокультурным опытом, то есть совокупностью знаний, умений и личностных
качеств. Кроме этого, он уже обладает определенным уровнем жизненного,
образовательного и деятельностного опыта. Эта совокупность учитывается
учителем в использовании конкретного содержания исторического материала
в учебном процессе. Таким образом, в учебном процессе мы производим трансформацию
обогащения и видоизменения деятельностного, образовательного, жизненного,
а в целом совокупного социокультурного опыта учащихся.
В практической деятельности этот подход получил выражение
в проектировании содержания курсов истории и обществознания для учащихся
5-11 классов.
На основе этого была создана многокомпонентная модель социокультурного
содержания исторической подготовки учащихся нашей гимназии.
Сущность этой модели заключается во взаимосвязанном влиянии
всех ее компонентов на креативности. личности и в конечном итоге – на
ее общее развитие.
Первый компонент выражен в требованиях к качествам личности
и функциях, видах, знаниях, умениях, навыках, необходимых для изучения
истории.
Второй – содержание исторического материала, представленного
нами в виде блоков.
Третий компонент модели - социокультурные личностно-ориентированные
педагогические технологии, обеспечивающие как профессиональную деятельность
преподавателя, так и виды деятельности учеников, направленные на развитие
их индивидуальных качеств. В этом проявляется субъектный подход к обучению.
Опыт работы убеждает в том, что от учителя, его увлеченности
предметом зависит, станет ли наш предмет любимым учениками.
«Историк – это пророк, обращенный назад», - писал Шлегель. Говорят, что
– нет пророка в родном Отечестве. Но сегодня нам очень важно услышать
именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок.
История требует личности, гражданина, поэтому творчески работающий учитель
на примере своего предмета раскрывает творческий потенциал ребенка. Я
стремлюсь это делать с пятого класса.
Природа творчества требует, чтобы учащиеся выражали свои
мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический
климат стимулирует познавательную активность учащихся. Многое здесь зависит
от стиля управления ученическим коллективом, который меняется: от элементов
демократического управления в 5-6 классах - к демократическому в 7-9 классах
и даже к либеральному в старших.
Начиная с 5 класса в процессе изучения истории, использую
диалогические методы обучения и групповые формы работы. Они наиболее демократичны
и позволяют проявить учащимся себя, создают безопасную обстановку для
собственных мыслей. Добиваюсь того, чтобы класс это понимал
и умел вести дискуссию, высказывать собственные мысли по типу:
А мне кажется .....
А я думаю ....
А я не согласен .....
Считаю важным, чтобы ученики на вопрос могли давать множество
разных, в том числе неправильных ответов, так как воспитание критического
мышления – это воспитание творческого мышления.
В старших классах пробуждаю мотивацию к учению, стимулирую
проявление гражданственности. Для этого использую:
ролевые игры: «Я – президент», «Я – мэр города».
Мозговой штурм, когда все учащиеся разрабатывают идею, например
на уроке: «Что такое демократия», «Что такое выборы».
Самостоятельные творческие работы, которые могут иметь групповой
характер.
Например, на уроке обществознания в 11 классе «Войны и право.
Международное гуманитарное право» все учащиеся разбиваются на 3 группы.
Я организую групповую деятельность поэтапно.
I этап. Задание группам: не обращаясь к источникам, сформулируйте
правовые положения, защищающие жертв войны (1-я группа – положения, защищающие
раненых, больных, потерпевших кораблекрушение; 2-я группа – военнопленных;
3-я группа – гражданское население); после обсуждения в группе записать
тезисно эти положения на рабочем листе группы.
II этап. Учитель раздает группам соответствующие источники
и организует работу с ними. Прежде, чем группа приступит к анализу источников,
я напоминаю учащимся об особенностях юридического языка (наличие специальных
терминов, сухость, строгость, точность, лаконичность формулировок) и советую
почувствовать его достоинство. Привожу высказывание известного языковеда
Л.В. Щербы: «Язык закона требует прежде всего точности и невозможности
каких кривотолков; быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно
важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет
всякую статью закона и два, и три раза». Результаты практической деятельности
группы вновь записываются на рабочем листе.
III этап. Учащиеся сопоставляют положения о защите жертв
вооруженных конфликтов, самостоятельно выработанные ими в начале групповой
работы, с положениями, выписанными из источников. При сопоставлении учащиеся
обнаруживают, что они самостоятельно в общих чертах воспроизвели положение
источников.
IV этап. Представление классу результатов работы.
Необходимым и обязательным компонентом целостного обеспечения управления
процессом творческой активности и формирования гражданской культуры является
мониторинг. Он включает: наблюдение за поведением, активностью учащихся
в общественной жизни гимназии. Например, при оказании помощи детскому
дому, приюту, чествовании ветеранов, участии учеников в ежегодной акции
«Снежный десант», когда они вместе с преподавателями истории выезжают
в Долину смерти под Новгород. Это и активное участие учащихся в проведении
благотворительной акции «Моя столица – Казань», объявленной администрацией
города. Это и отслеживание успехов учащихся при поступлении в вузы, на
олимпиадах, в том числе и внутришкольных, на конференции имени Лобачевского,
в конкурсах.
Частью мониторинга является диагностика креативности учащихся,
фактических знаний ими содержания исторического и обществоведческого материала.
Для этого я, как и мои коллеги, использую тесты, опросники, позволяющие
выявить уровень развития тех или иных качеств личности, в том числе и
гражданскую культуру учащихся.
Воспитание гражданской культуры учащихся – это часть целостной
воспитательной системы гимназии, которая на протяжении ряда лет работает
над проблемой формирования творческой и духовно-нравственной личности.
И мы, на наш взгляд, нашли наиболее оптимальный путь перевода в практическую
плоскость воспитание гражданина Казани, гражданина Отечества – это программа
«Я – казанец», разработанная педагогическим коллективом гимназии, где
направление «Гражданин Казани – гражданин мира» - одно из ведущих.
И в заключении хотелось бы привести фрагмент внеклассного
мероприятия «Акция «Оставь свой след!», посвященного созданию администрацией
города благотворительного фонда «Моя столица – Казань». «История города,
как мозаика складывается из таких разных, таких непростых судеб отдельных
семей оставивших свой след в истории нашей древней столицы. Дмитрий Сергеевич
Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду,
который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он
их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит,
у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам
своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране».
А какой след оставите вы? Вот перед вами карта Казани на
этих улицах вы родились, на этих улицах вы живете, по этим улицам вы любите
гулять, а на этих будете учиться дальше. Это ваш город, в котором вы должны
состояться как граждане своей страны. Я уверена, что вам далеко не безразлично
судьба города, где соединились Европа и Азия, Восток и Запад, история
и современность.
У наших далеких предков была традиция украшать предметы быта
орнаментом. Орнамент – это своеобразный почерк народа. И чаще других мы
с вами встречаем вот этот прекрасный цветок – трилистник. Этот цветок
стал одним из символов нашего города.
- Как вы думаете, что означает этот цветок, почему он и сейчас олицетворяет
город?
- А для наших предков был символом прославления богатства, гармонии и
красоты.
Может быть, попробует и мы с вами действительно оставить
свой след в истории и создать символ богатства, гармонии и красоты новой
современной Казани. Итак, начинается работа нашей творческой мастерской,
где создается «Символ современной Казани глазами 7Г класса».
Основная идея моей концепции заключается в том, что воспитать
гражданина с большой буквы можно лишь тогда, когда он будет творческой
личностью, критически мыслящим и социально ответственным человеком.
Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные
институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания
социально активного, нравственно полноценного и физически здорового подрастающего
поколения. Один из путей к этой цели – воспитание гражданской культуры
учащихся.