Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
ОБУЧЕНИЕ СМИ-ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ
член-корр АПСН, директор Шатохина Л.Ф.
302035,Орел, Советская 25-65
veda@valley.ru
Изменение условий социализации
В наш информационный век не только подростки, но все мы подвержены влиянию
средств массовой информации. Телевидение, кино, Интернет, реклама, газеты,
журналы, радио, информационные листовки, буклеты стали неотъемлемой частью
нашей жизни. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного
Университетом Южной Каролины в США, сегодня мы посвящаем гораздо больше
времени, чем когда-либо, огромному количеству разнообразных СМИ – в среднем
10,5 часов в день. При этом 25% этого времени на нас воздействуют два
вида СМИ одновременно. Другое недавнее исследование говорит о том, что
дети в возрасте до 2 лет проводят в среднем 2 часа в день пред экраном
телевизора или компьютера. Дети постарше, в возрасте до 6 лет проводят
перед телевизором столько же времени, сколько они посвящают играм дома
или на воздухе, и в три раза больше того времени, которое они тратят на
чтение или слушание чтения вслух. Эти цифры не уменьшаются, когда дети
становятся старше. Профессор Нью-Йоркского университета Дуглас Рушков
придумал выражение «экранные дети», чтобы выразить масштабы влияния телевидения
и видео. Исследователи отмечают также, что детям теперь на 10% больше
есть что сказать, чем это было 10 лет назад, когда они использовали только
те средства информации, которые имелись в семье: журналы, газеты, музыку,
видео. Все больше статей в специализированных журналах посвящаются сегодня
проблеме «медиатизации» жизненного опыта и исчезновению «опыта из первых
рук». В школе и вне ее наблюдается высвобождение от привычек размышлять
и практиковать поведение, которое позволяет детям и подросткам определить
основные точки своих интересов и развития. Возможности для самостоятельных
действий, которые характеризуется в основном как позитивные, перекрываются
в растущем диапазоне развитием, которое Юрген Хабермас назвал «внутренней
колониализацией».
В таких условиях личная жизнь все более контролируется средствами
массовой информации, крупными анонимными организациями, государственным
аппаратом, рынком, модой. Квартира, одежда, поездки, работа, еда, свободное
время, отношения полов и поколений формируются по-новому, и это не освобождено
от влияний на образ мыслей, чувства и мечты. Такое развитие событий открывает
подросткам не только новые арены действий, чтобы апробировать себя, оно
производит на свет «муки выбора», и, тем самым, новые и трудно обнаруживаемые
зависимости. Установка на моду и СМИ, и постоянное, все более укрепляющееся
желание самоутверждения вопреки миру взрослых, идут рука об руку.
Изменяющиеся условия социализации и жизни, конечно же, оказывают
воздействие с далеко идущими последствиями на чувство жизни и картину
мира подростков, впрочем, так же, как и на их отношение к школе, к работе
и профессии. Условия социализации и условия жизни сегодняшних учащихся
изменяются быстрыми темпами. Влияние этих изменений на школьников знакомо
каждому учителю. Они видят их проявления на каждом уроке. Через каналы
средств массовой информации и возможности, которые предлагает относительно
улучшившаяся в потребительском отношении жизнь, дети и подростки получают
разносторонние, часто противоречивые впечатления. Им все труднее перерабатывать
эти впечатления в опыт и установки, возможно, на фоне того, что эти впечатления
они получают под напором такого потока соблазнов, которому не в силах
сопротивляться. Они видят, слышат и испытывают уже в юные годы гораздо
больше, чем их родители. Каждый день они получают огромное количество
информации, которой наполнена окружающая среда. Недостающую часть информации
они получают из телевизора. Но эта современная форма «познания» мира осложняет
духовно-целостное общение с людьми и предметами, и все чаще сводит его
к поучениям, эмоциональному убаюкиванию и потребительству. Потоки соблазнов,
которые они видят на экране, почти неизбежно ведут к привыканию и апатии.
Происходит редукция возможностей для осмысленной, ответственной собственной
деятельности. Такие изменения оказывают влияние и на учителя, которому
все труднее обучать. Провести интересный урок стоит много сил и энергии,
потому что приходится конкурировать с изощренными внешкольными возможностями
в виде средств массовой информации и бизнеса развлечений. Школа скучна
для большинства учащихся, но для них нет социально приемлемой альтернативы,
хотя принцип жизни общества, в которое мы сейчас так трудно входим, в
том и состоит, чтобы при скуке и перенасыщении уметь переориентировать
производство товаров потребления на новые альтернативы. Молодежь использует
СМИ в основном для развлечения и удовольствия, а не для информации или
обучения. СМИ вездесущи – заголовки, фрагменты текстов, рекламные листки,
буклеты, их огромное количество, и, хотим мы этого или нет, в них таится
огромный потенциал: они информируют и учат. Именно этот потенциал предоставляет
нашим школам огромные возможности в обучении новым и в значительной степени
полезным навыкам. Эти возможности выходят далеко за рамки просто помощи
детям в понимании сообщений, которые несут в себе СМИ, и эти возможности
может и должно использовать образование.
Мы живем в постоянно усложняющемся времени. Если мы не будем
учить детей читать, смотреть, интерпретировать и анализировать ежедневные
события, то рискуем вырастить поколение безграмотных граждан, политических
невежд, слепо принимающих все на веру потребителей, уязвимых не только
сумасшедшими идеями и ошибочными умозаключениями, но и жульническими товарами,
и вводящими в заблуждение рекламными трюками.
Изменение парадигмы образования
Концепция современного общего образования возникла в контексте просвещения
и призывов к гражданской активности, и поэтому представляет собой эмансипаторную
концепцию. Общее образование должно было точно так же, как и «образование»
вообще, освобождать от зависимости и рабства, которые делают невозможной
самоорганизацию индивида. Основная педагогическая идея самоопределения
реконструировалась в идею освобождения от ограничивающих условий жизни
или, если использовать системную терминологию, в «способность к самоорганизации»
или «самоуправлению».
Концепция самоуправления кажется современной по отношению
к тому времени, когда индивидуум чувствовал себя все еще привязанным к
влияющим на него в течение всей жизни традициям и авторитетам. Но сегодня
воспитание самоопределяющейся личности радикализируется еще раз: вместо
определяющих нормы традиций и авторитетов на первое место выступает способность
индивида к принятию на себя ответственности в виде способности самостоятельно
устанавливать нормы, а также способность к самоорганизации. Именно такой
подход позволяет изменить парадигму образования.
Школа все еще отстает от требований времени. Для того, чтобы
убедиться в этом, надо задать очень простой вопрос: «Как изменился мир
ребенка за 100 лет?». Трудно представить себе, что не изменилось. Однако
взгляд на сегодняшнюю школу и сравнение ее с той, прежней, позволяет заметить,
что и сегодня в них больше схожего, чем различий.
Что же нужно сделать школе, чтобы подготовить молодых людей
к тому, чтобы быть успешными в 21 веке? Ведь одной из ключевых компетенций,
которые работодатели во всем мире ценят в своих сотрудниках, является
способность творчески и логично мыслить, решать проблемы. Сотрудники,
обладающие такими качествами, чаще всего будут иметь спрос в условиях
глобальной экономики, которая требует гибкости, способности логично мыслить,
говорить, писать, решать проблемы и синтезировать информацию.
Трансформация нашей культуры из индустриального века в век
информационный требует похожей трансформации в образовании. Большинство
из того, что мы называли формальным образованием, предназначалось для
того, чтобы запечатлеть в человеческом сознании всю информацию, которая
может потребоваться в течение жизни. Технологический и информационный
взрывы, которые произошли почти одновременно, говорят нам о том, что впервые
в истории человечества невозможно да и нет необходимости всю имеющуюся
в обществе информацию складировать в человеческом мозге. Это означает,
что образование должно приспособиться к ситуации соответствующим образом:
оно должно развиваться в направлении обучения оперирования данными, а
не их накопления.
Сегодня дети сталкиваются лицом к лицу с любым мыслимым содержанием.
Необходимо дать им инструменты и навыки, чтобы они смогли принимать правильные
решения, получая сообщения из средств массовой информации. Обучение может
начаться с простых вещей, например, с попытки оценить какое-либо коммерческое
предложение, чтобы сделать покупку осмысленно. Далее оно может расширяться
и включать действия и инструкции, которые смогут, в конечном счете, привести
к использованию моральных критериев во взгляде на жестокость или порнографию,
умению определить, что необходимо для здоровья, что морально, практично
и полезно.
СМИ-грамотность
Обучение СМИ-грамотности по сути является обучением критическому
мышлению [1], и оно должно начинаться очень рано, еще до школы, через
простые действия и игры в детском саду, и продолжаться в течение всех
школьных лет.
Конечно, мы не может настаивать на том, чтобы в школе появился
новый предмет под названием «СМИ-грамотность», достаточно было бы интегрировать
эти знания в программы некоторых уже существующих в школьной программе
предметов. Для этого необходимо обратить внимание на обучение СМИ-грамотности,
прежде всего, молодых учителей.
Суть образовательного подхода, который используется в обучении,
можно выразить при помощи пяти ключевых вопросов, которые учащиеся должны
научиться задавать при встрече с любым сообщением СМИ:
«Кто создал это сообщение?»
«Какие приемы используются, чтобы привлечь мое внимание?»
«Какой стиль жизни, какие ценности и взгляды содержатся или скрыты в сообщении?»
«Почему создано это сообщение?»
«Как может восприятие этого сообщения другими людьми отличаться от моего
восприятия?»[2]
Если бы мы смогли научить детей обращаться к этим вопросам
всякий раз, когда они читают или видят какое-либо сообщение, они гораздо
лучше могли бы понимать, что оно несет, какое имеет значение лично для
них, потому что они могли бы лучше понимать свою жизнь и мир, в котором
они живут. Все это выглядит довольно очевидным, однако те, кто пытается
распространить этот подход, сталкиваются с проблемами. Одной из них является
то, что образование в нашей стране очень структурировано, оно сопротивляется
изменениям, и СМИ-грамотность, так же как и обучение здоровью в целом,
не признано в формальных канонах и не является частью образовательного
стандарта.
В то же время у нас уже есть школы, которые ставят перед
собой задачу обучения СМИ-грамотности, включая эту тему в программу школьного
обучения в виде самостоятельного курса, интегрируя в предметы, или же
как часть программы «Обучение здоровью». Некоторые школы включают темы
СМИ-грамотности, например, в обучение чтению и литературе. При этом на
занятии используется продукция разных средств массовой информации. Учащиеся
сравнивают сообщения, полученные из телевизионных программ, с теми, что
получены из других источников, например, по радио или из газет; обсуждают
достоверность информации, полученной из Интернет-источников; объясняют,
как в фильме могут быть представлены достоверные или вымышленные версии
одного и того же события, рассматривают роль рекламы в средствах массовой
информации. Интеграция в предметы школьной программы является лишь одной
из многих естественных возможностей для обучения СМИ-грамотности.
Но, чтобы осуществлять такое обучение на практике, кто-то
должен научить учителей, а это тоже требует времени и денег. Мы часто
слышим: «Придите и научите нас!». Но это невозможно сделать за один день,
проведя короткий семинар. Школ, которые обращаются к теме обучения СМИ-грамотности
немного. Большинство из них обратили внимание на эту тему в результате
участия в международных проектах. Учителя этих школ были обучены на семинарах-тренингах,
которые финансировались из бюджетов проектов. Учитывая сегодняшнюю ситуацию
со скудными бюджетами школ, трудно познакомить учителей с программами
и разработками на эту тему путем организации специальных семинаров. Гораздо
разумнее было бы включить СМИ-грамотность в программы подготовки учителей
в педагогических вузах и колледжах.
Образовательная модель СМИ-грамотности: обучение процессуальным
и содержательным навыкам.
Традиционно наши школы придают особое значение учительским
навыкам передачи содержания, в то время как навыки обучения обработке
информации и навыки управления проектами до сих пор являются необязательными
и не прописаны в достаточной мере. Однако, учитывая, что содержание, благодаря
СМИ, сегодня стало таким доступным, процессуальные навыки становятся даже
более важными, и это означает, что им необходимо учить.
Представляемая здесь образовательная модель СМИ-грамотности
была апробирована в 34 школах участниками проекта «Обучение здоровью»,
который осуществлялся на территории РФ с 2003 по 2006г.г. Раздел «СМИ-грамотность»
в нашем случае был частью программы «Обучение здоровью»[3]. В дальнейшем
эта модель использовалась и используется до сих пор Региональными Центрами
обучения в пяти регионах на семинарах-тренингах, цель которых - подготовить
педагогические коллективы школ для внедрения программы «Обучение здоровью»
и помочь учителям освоить новые подходы и методы.
Эта образовательная модель делит навыки, которые должны иметь
учащиеся по окончании школы, на две дуальные части, которые в каждом случае
работают рука об руку, сочетая знание конкретного материала с абстрактными
процессуальными навыками [4]:
Образовательная модель СМИ-грамотности (см.Таблицу):
Содержание – Процесс: навыки индивидуальной работы | |||
Как учиться | Содержательные навыки | Процессуальные (технологические) навыки. | Анализ и самовыражение |
Содержание: Предметы школьной про-граммы (математика, лите-ратура, иностранный язык, география и т.д.) Источники: мульти-медиа (учебники, ТВ, Интернет, радио, газе-ты, журналы, реклама и др.) |
Процесс: СМИ-грамотность. Навыки обработки информа-ции. Деконструктивные навыки – конструктивные навыки (тол-кование текстов/критическое мышление – создание медиа-сообщений) |
||
Проект- Процесс: Навыки индивидуальной и групповой работы |
|||
Как работать | Разработка и внедрение проекта (создание структуры, ос-мысление и определение желаемых результатов, ус-тановление критериев эф-фективности и т.д. |
Процесс: проект-менеджмент
Навыки управления проектом |
Организация и коммуникация |
Каждая «пара» включает конкретный, осязаемый материал, объединенный
с неконкретными процессуальными навыками:
Coдержание объединено с процессом обучения СМИ-грамотности на основе использования
двойного принципа анализа и самовыражения.
Проекты объединены с процессом проектного менеджмента на
основе использования двойного принципа организации и коммуникации.
Первая пара делает особый акцент на то, как учиться: создание
индивидуального замысла и его выражение, чтобы он был понятен другим;
вторая – на то, как работать и производить продукт/результат, действуя
индивидуально и коллективно.
1. Содержание - Процесс: навыки индивидуальной работы:
Содержательные навыки/экспертиза. Чтобы достичь желаемого уровня СМИ-грамотности,
учащиеся должны достичь определенного мастерства в традиционных областях
знаний, очерченных школьной программой. При этом знание содержания может
быть получено разными путями: от мультимедийных источников до окружающей
среды.
Процессуальные (технологические) навыки. Навыки обработки информации работают
во всех содержаниях или областях знаний и вращаются вокруг двух основ:
толквание текстов (деконструктивные навыки: критическое мышление) и конструктивные
навыки (создание медиа-сообщений), с использованием технологических навыков.
Эти процессы называют СМИ-грамотность: способность пользоваться,
анализировать, оценивать, а также создавать СМИ – сообщения в различной
форме (визуальные, аудио, литературные)[5]. Процессуальные навыки необходимо
развивать и отрабатывать постоянно, т.к. они являются сутью, квинтэссенцией
общих учебных навыков, которые будут использоваться человеком на протяжении
всей жизни.
Конечно, одних содержательных и процессуальных навыков недостаточно.
Учащиеся должны уметь эффективно выполнять задания, производить качественный
продукт или другой запланированный результат. Это требование ведет к другой
паре:
2. Проект-Процесс: Навыки индивидуальной и групповой работы
Разработка и внедрение проекта
Проект должен быть осуществлен и завершен каким-то ощутимым результатом,
материальным или нематериальным. С чего начинается проект? Что делает
его четким, понятным? Каким должен быть желаемый результат?
Какие следует установить критерии эффективности?
Учащихся необходимо учить созданию структуры проекта, осмыслению
и определению необходимых и желаемых результатов, разработке критериев
эффективности, оценке результативности и т.д.
Навыки управления проектом.
Навыки управления проектом включают процессы, необходимые
для организации внедрения проекта: межличностные навыки, навыки общения,
организационные навыки, учебные навыки, навыки просчета бюджета и его
расходования, навыки делегирования функций и т.д.
Разработка проекта и внедрение, вместе с процессуальными навыками проект-менеджмента,
включают все перечисленные содержательные и процессуальные навыки, но
требуют практической реализации и применения полученных знаний содержания
и навыков процесса.
Эта образовательная модель дает четкое разграничение между
материальным и нематериальным, между продуктом и процессом. Она устанавливает
рамки и границы между содержанием и процессом, продуктом или результатом
проекта и процессом, индивидуальной и групповой работой.
Такая структура действительно позволяет учиться для жизни
и всю жизнь применять ее, потому что осуществление процесса обучения требует
времени, деятельности в рамках различных проектов и вместе с разными членами
команд. Хотя эта модель и не является традиционной, она ясна и эффективна,
и отражает различные виды процессов и их организации. Она дает хороший
пример определения ролей участников образовательного процесса, очерчивания
их позиций, лимитов и границ, где одни отвечают за конечный результат
или продукт, а другие – за сопровождение и процессы. Учебный план СМИ-грамотности
должен быть как можно более простым, чтобы он был усвоен и реализован
эффективно. Он также должен отражать ценности общества и потребности реального
мира, чтобы учащиеся могли чувствовать себя вовлеченными, подготовленными
и продуктивными. Такой план подразумевает использование разнообразных
методов, исследования результатов и согласованность действий.
Реализация очередной Президентской программы по обеспечению
доступа школ к Интернет позволяет надеяться, что продвинутые технологии
вскоре освободят учителей от необходимости передавать знания за счет времени,
которое следовало бы уделить процессам. Хотя ясно, что на обучение учителей
пользованию Интернет и организации процессов на уроке тоже понадобится
время. Тем не менее, пора обратить внимание на то, чтобы обеспечить учащихся
не только содержанием, но и навыками, как частью их формального образования.
Внимание к процессуальным навыкам-характеристика образования, соответствующего
требованиям нового века.
СМИ-грамотность должна играть особую роль: она представляет
собой применимый ко всем областям знаний процесс обучения содержанию и
практическому применению, а также способность мыслить критически и принимать
решения.
Обучение СМИ-грамотности - никогда не прекращающийся поиск знаний и навыков,
основанный на исследовании. Он отвечает задаче свободы выражения в свободном,
демократичном обществе, выходит за пределы национальных границ, позволяет
экспериментировать и работать в глобальной управляемой СМИ культуре. Это
образовательная структура, которая допускает разнообразие конечных продуктов
при череде разнообразных действий, самостоятельных или коллективных.
Хотя представленная здесь образовательная модель СМИ-грамотности,
апробированная в некоторых школах, колледжах, вузах РФ, и сейчас продолжает
применяться в учебных заведениях, работающих по программе «Обучение здоровью»,
у нас пока нет результатов формального исследования, которые необходимы,
чтобы подтвердить эффективность этого подхода. Мы понимаем,
что разработка структуры для образования требует экстраординарной степени
синтеза. Для этого нужны определенные усилия и время. Однако опыт, приобретенный
в течение нескольких лет, показывает, что мы на верном пути. В то же время
мы понимаем, что, благодаря разнообразным подходам и методологиям, образование
можно получать сегодня разными путями. При этом однобокого подхода, выбора
одного лишь пути будет далеко недостаточно.
После окончания проекта в 2006 году в Российской Федерации
продолжают успешно действовать Центры обучения здоровью в Казани, Ростове-на-Дону,
Пскове, Орле, Чебоксарах. Хочется надеяться, что их работа по обучению
школьных учителей необходимым сегодня методам и подходам не останется
незамеченной, найдет поддержку у государственных структур и получит распространение.
Хотелось бы закончить свое выступление словами известного
фильм-продюсера Д. Паттнема: «Грядет новая глобальная экономика, движимая
двумя основополагающими вещами – информацией и образами. И чем больший
объем информации содержится и доносится до нас посредством образов, тем
неизбежнее встает простой, но фундаментально важный вопрос: кто будет
создавать, распределять и владеть этим содержанием? Экономическое, политическое
и культурное значение этой проблемы колоссально.»[6]
Литература:
1. Шариков, A. СМИ-грамотность: мировой и российский опыт. Москва,1990
(стр. 50-51).
2. Huenninnen, E. Media Literacy: Handbook for Trainers. HESP, 2004 (p.18).
3. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 кл. HESP, Москва,2005
4. Pungente, J. Media Literacy Resource Guide, Ontario Ministry of Education,
Toronto, ON. Canada, 1989 (p.98).
5. Федоров E. Медиа-образование: история, теория и методы. Ростов, 2001
(стр.708).
6. Puttnam, D. “Filling up the pipelines”, in A.Leer (Ed) Masters of the
Wired World, London: Financial Times & Pitman Publishing. 1998 (p.135)