Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПАРК «СЭЛЭТ»
(КСИП «СЭЛЭТ»)
д.т.н., чл.-корр. АН РТ, профессор Д.Ш. Сулейманов
420008, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Кремлевская,18,
Казанский государственный университет
Академия наук РТ
1. Основная идея
Для роста интеллектуального и творческого потенциала одаренной
личности, ее успешной адаптации к социально-психологическим условиям среды
необходима система долгосрочной поддержки, интеллектуальный и духовный
социум, среда общения, помогающая талантливым детям, территориально «раскиданным»
по районам и городам республики, чаще встречаться и жить общими интересами.
Одним из таких механизмов поддержки для тысяч одаренных детей
и молодежи Республики Татарстан и десятка регионов компактного проживания
татар Российской Федерации стала интеллектуально-образовательная среда
«Сэлэт» («одаренность, талант»), формирующаяся в Татарстане с 1994 года.
«Сэлэт» представляет собой социально-педагогический комплекс
с двумя главными задачами: 1) социально-психологическая адаптация одаренной
личности к условиям окружающей его микросреды (микрорайон, семья, школа-класс,
вуз-группа), воспринимающей одаренную личность не всегда корректно и адекватно;
2) предоставление системы услуг дополнительного образования, адекватной
запросам одаренной личности.
В настоящее время сообщество «Сэлэт» развивается при поддержке
Президента РТ, депутатов Госсовета РТ, Кабинета Министров РТ, Министерства
по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Академии наук РТ, Министерства
образования и науки РТ, ТРМОФ «Сэлэт», ГУ МЦ «Сэлэт», энтузиастов-волонтеров
и благотворителей.
В целях дальнейшего развития сообщества «Сэлэт», для проведения
массовых мероприятий и комплексной работы с одаренными детьми и молодежью
в течение года, организации клубной работы, учебно-консультационных, спортивно-массовых,
концертно-театральных мероприятий и в связи с предоставлением помещений
в здании по ул. Нариманова, 112, наиболее оптимальным представляется реорганизация
ГУ МЦ «Сэлэт» в Казанский социально-интеллектуальный парк «Сэлэт».
2. Основные приоритеты КСИП «СЭЛЭТ»
1) Социально-психологическая адаптация личности и ее полноценное включение
в процесс социализации;
2) Создание соответствующих условий для получения детьми и молодежью качественных
знаний, с одной стороны, закрепляющих, дополняющих и обогащающих классическое
образование, получаемое по школьной программе, с другой стороны, развивающих
и подготавливающих детей к новым формам и способам приобретения и усвоения
знаний, в том числе с применением инфокоммуникационных технологий;
3) Духовно-нравственное развитие одаренных детей и молодежи в процессе
включения их в социально-значимые научно-практические и творческие виды
деятельности;
4) Ориентированность проектов на здоровый образ жизни через реализацию
насыщенной спортивно-оздоровительной программы и программы психологической
помощи;
5) Профессиональная поддержка при подготовке одаренных детей и молодежи
к олимпиадам, конкурсам, фестивалям, турнирам, соревнованиям различного
направления и уровня - городским, республиканским, российским и международным;
6) Консультационная и информационная поддержка одаренных старшеклассников
- при подготовке их к поступлению в высшие учебные заведения, и студентов
- при определении дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи КСИП «Сэлэт» реализуются через Центры КСИП, являющиеся
основным механизмом поиска и организации работы с одаренными детьми по
направлениям и интересам.
3.Основные организационные принципы КСИП «СЭЛЭТ»
1) Привлечение детей в КСИП «Сэлэт» по признаку одаренности, подтверждаемой
результатами олимпиад, конкурсов, фестивалей, на основе анализа их портфолио,
рекомендаций школьных коллективов и авторитетных людей, выступающих экспертами;
2) Работа с детьми в творческих мастерских, мастер-классах; целенаправленная
подготовка детей для участия на олимпиадах, конкурсах, грантах, проектах
как в республиканских, российских, так и международных;
3) Участие в самодеятельных творческих видах деятельности в рамках реализации
программ и проектов КСИП «Сэлэт» (выпуск ежемесячной газеты, выпуск специального
журнала для одаренных школьников, участие в подготовке и выпуске специальных
номеров детских и молодежных СМИ («Ялкын», «Идель», «Сабантуй»); создание
и поддержка портала «Сэлэт» в Интернете; подготовка и выпуск одаренными
детьми и молодежью сборников своих научных и творческих работ; подготовка
материалов и участие в республиканских и всероссийских конкурсах проектов
и программ и их реализация на средства полученных грантов.
4. Отличительная особенность КСИП «СЭЛЭТ»
Три главных принципа отличают КСИП «Сэлэт» от других профильных и специализированных
школ и иных образовательных сообществ.
Совместное участие в программах КСИП победителей практически
всех предметных олимпиад (по гуманитарным и точным наукам), а также различных
республиканских фестивалей и конкурсов, т.е. принцип интеграции интеллектуального
потенциала одаренных детей и молодежи, представителей точных и гуманитарных
наук, а также тех, кто преуспел в области спорта, культуры, искусств,
экологии, традиций, обычаев и ремесел.
Формирование сообщества, в котором естественно и комфортно
воспринимается многоязычная среда общения, легко и непринужденно происходит
переход с языка на язык. Соблюдается следующий языковой принцип:
1) Предметы изучаются на том языке, который наиболее эффективен с точки
зрения восприятия и усвоения материала;
2) Общение во внеучебное время происходит на том языке, на котором хочет
и может общаться человек;
3) Все без исключения участники КСИП «Сэлэт» хотят и стремятся овладеть
татарским языком, хотя бы на уровне общения, не снижая уровня знаний русского
языка;
4) Создаются все условия для овладения татарским языком: в частности,
именно из этих побуждений мероприятия в КСИП «Сэлэт» проходят преимущественно
на татарском языке.
Вопросы нравственности, этика взаимоотношений в КСИП являются одними из
определяющих для тех, кто хочет быть участником КСИП «Сэлэт». Изначально
предполагается высокий уровень воспитанности одаренных детей, приглашаемых
в КСИП «Сэлэт». Один из базовых (конституционных) принципов КСИП «Сэлэт»:
«Сэлэт» - пространство самовоспитания и развития, но не пространство воспитания,
и тем более не пространство перевоспитания.
5. Направления учебно–оздоровительных проектов и программ
КСИП «СЭЛЭТ»
1) Научно-практическая программа; 2) Программа интеллектуальных игр; 3)
Психологические игры и тренинги; 4) Творческие мастерские, мастер-классы;
5) Культурно-массовая программа; 4) Спортивно-оздоровительная программа.
Перечень практикуемых мастер-классов: «Информатика», «Компьютерная лингвистика»,
«Психология», «Татарика», «Иностранные языки: английский, испанский»,
«Математика и логика»; «Археология», «Экология», «Ремесла: гончарное ремесло,
плетение, кузнечное ремесло, стеклодувное ремесло», «История родного края»;
«Музыка», «Хореография», «Изобразительное искусство», «Сценическое искусство»,
«Бизнес-класс», «Шахматно-шашечная школа», «Школа Го», «Спортивно-интеллектуальное
и туристическое ориентирование», «Национальная борьба и восточные единоборства».
Мастер-классы возглавляют высококлассные специалисты, признанные
лидеры в своей области и яркие энтузиасты. По каждому направлению разрабатывается
проект, определяется программа, и все условия реализации. Проект рассматривается
и защищается в экспертном совете, куда входят и представители учредителей
КСИП «Сэлэт».
6. Факторы формирования и развития КСИП «СЭЛЭТ»
Следующие факторы способствуют укреплению КСИП «Сэлэт»:
1) Фундаментальные приоритеты и базовые принципы деятельности сообщества
«Сэлэт»;
2) Структурные составляющие «Сэлэт» и их взаимосвязь (республиканский
молодежный общественный фонд, государственное учреждение «Молодежный центр
«Сэлэт», профильные учебно-оздоровительные лагеря, очно-заочная детская
учебно-научная школа «Интеллектуальное созвездие», школа вожатых, клубы
студентов и школьников, Центр психологической помощи «Гармония», театр-студия
«Яшь Йэрэклэр», фото-, видео-, аудио-, медиастудия «Сэлэт-Медиа», учебно-производственная
школа бизнеса «Атлант СЛТ+», ежемесячная газета «Сэлбитлэр», сайт в Интернете
www.selet.biz).
3) Традиционные мероприятия «Сэлэт» (республиканский фестиваль
творчества одаренных детей в Билярске, Бикмуллинский фестиваль, школа-конкурс
вожатых, регулярные выставки на городских и республиканских мероприятиях,
вечера чествования первокурсников «Сэлэт», вечера-презентации компакт-дисков,
книг, аудио- и видеокассет, демонстрирующих результаты творчества одаренных
детей и молодежи, участие на городских и республиканских форумах молодежи
и научно-практических конференциях, на республиканском конкурсе лидера
и т.д.);
4) Долгосрочные научно-практические проекты и программы (проект
Молодежного академического городка «Фэнсар», проект Пражской учебно-научной
школы, Региональный центр экологии и безопасности человека «Сэлэт-Звездный»,
Молодежный парк социальных инноваций «Фэнсар-Бэрэкэт»);
5) Когнитивная атрибутика, наличие своего герба, флага, гимна,
марша, единая форма (футболки) в учебно-оздоровительных лагерях, общие
песни, в том числе сочиненные членами сообщества «Сэлэт», система награждения
и награды «Сэлэт»;
6) Формы, методы и механизмы деятельности «Сэлэт»;
7) Среда общения (реальная и виртуальная между одаренными детьми,
между детьми и педагогами, между педагогами);
8) Кадровый потенциал пространства «Сэлэт», перманентно пополняющийся
за счет новых участников учебно-оздоровительных детских и студенческих
лагерей, очно-заочной школы, школы-конкурса вожатых;
9) Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного
процесса в пространстве «Сэлэт»;
10) Государственные и общественные учреждения, фирмы, фонды и отдельные
личности (Министерство по делам молодежи, спорту и туризму и его учреждения,
Министерство культуры, Министерство образования и науки и его учреждения,
администрация г. Казани, УО г.Казани, ГИДЦ УО г.Казани и др.);
11) Взаимодействие и сотрудничество с другими организациями, занимающимися
содействием одаренным детям и молодежи в республике, в РФ и за рубежом:
«Квант», «Орбиталь», «Байтик», «Идель», «Созвездие», Межрегиональная ассоциация
дополнительного образования г. С.-Петербурга по работе с одаренными школьниками.
6. Заключение
Разработчики программ и проектов КСИП «Сэлэт» исходят из
того, что любые усилия, направленные на развитие одаренных детей, на их
социально-психологическую адаптацию, при механической смене педагогических
методов и технологий не приведут к успеху, если не будет реформирована
организация жизни ребенка.
Новизна нашего подхода заключается в том, что механизмы реализации
программ КСИП «Сэлэт» будут строиться не только на основе прямого воздействия
психологов и воспитателей, но и, прежде всего, посредством моделирования
и конструирования специальной, социально улучшенной и обогащенной среды
типа «социальный оазис», виртуального коллектива одаренных детей, молодежи
и коллективного разума, способного в режиме «мозгового штурма» эффективно
решать глобальные задачи.
Таким образом, идея КСИП «Сэлэт» проста: это продолжение
деятельности ГУ МЦ и ТРМОФ «Сэлэт» по накоплению интеллектуального потенциала
республики, духовному оздоровлению общества, наполнению реальным содержанием
активно «проповедуемых» учеными понятий экология души, экология культуры,
экология языка, формированию «всем миром» интеллектуальной и духовной
элиты общества, сильных, нравственных личностей, способных стать конкурентоспособными
лидерами в самых различных сферах жизнедеятельности республики, созданию
социально-педагогической среды, естественной и комфортной для одаренных
детей и молодежи, на более высоком, качественном уровне, главным образом,
за счет укрепления материально-технической базы работы с одаренными детьми
и молодежью.