Globalization and national originality. Forum of languages
Доклады секции:
"Общество и политика" 2006
ПОИСКИ ПУТЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ И СОХРАНЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «УЗЕБЕЗ»: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
координатор Движения нового поколения «Узебез»,
к.филол.н., снс, ст.преп. ТГГПУ Сафиуллина Р.Р.
420014, Казань, Кремль, подъезд №5, Институт истории им.Ш.Марджани АН
РТ, rezeda-koza@rambler.ru
Можно провести эксперимент и в любой
аудитории в Республике Татарстан сделать небольшой импровизированный опрос
с перечнем следующих вопросов:
Кто из присутствующих в этом зале свободно владеет русским языком? Чьи
дети свободно владеют русским языком? Чьи внуки и правнуки будут говорить
на русском языке? Кто свободно владеет татарским языком? Чьи дети и внуки
свободно владеют татарским языком? Через 50 лет чьи потомки будут говорить
на татарском языке? Кто будет говорить на татарском языке через 100 лет?
На этом примере возможно представить перспективы как развития
двуязычия в Татарстане, так и предполагаемую судьбу татарского языка,
а значит и судьбу татарской нации. Кому-то она покажется чересчур пессимистичной.
Кого-то заставит задуматься о своем личном вкладе в этот неутешительный
прогноз. А кто-то скажет: «Ну, нашли о чем беспокоиться, в мире на сегодняшний
день достаточно и других более актуальных проблем».
В информационную, постиндустриальную, техногенную эпоху принято
говорить о глобальной экологической катастрофе, угрожающей миру, об исчезновении
редких видов представителей флоры и фауны. Но исчезновение языков, культур,
национальной самобытности, целых народов с лица земли пока еще нашим обыденным
мышлением не воспринимается как катастрофа – экологическая и гуманитарная.
На сегодняшний день на земле существует 6-7 тысяч современных
языков По прогнозам специалистов, 95 процентов из них либо «угаснут»,
либо окажутся под угрозой полного исчезновения к концу этого столетия.
Процесс исчезновения языков идет значительно быстрее, чем исчезновение
отдельных видов животных и растений.
Кеннет Хейл, известный американский лингвист, сравнивает
исчезновение одного языка с исчезновением Лувра. Язык значит намного больше,
чем простое средство общения. Языки вплетены в саму культуру этнических
групп, которые на них говорят.
Угасанию любого языка, даже самого малочисленного народа,
будет непоправимой культурной потерей. Кроме того, потеря лингвистического
разнообразия унифицирует мышление человека, снижает его интеллект и, соответственно,
жизнеспособность.
В современных условиях проблема сохранения национальной самобытности
в нашей стране претерпевает два взаимодополняющих друг друга влияния:
наряду с объективными ассимиляционными, глобализационными процессами общемирового
характера идет целенаправленная политика нивелирования национальной идентичности.
В первую очередь это прослеживается на примере юного поколения. У нас
нет национальной молодежной политики, которая бы обусловливала создание
условий для самореализации молодежи, в первую очередь, этнокультурной.
В такой многоязычной, поликультурной, поликонфессиональной стране как
Россия, как минимум на всех уровнях управления (городском, губернском,
краевом, республиканском) должны быть предусмотрены должности советников
мэров, губернаторов, президентов по национальным вопросам, начальники
отделов по делам национальной молодежи.
Напротив, 3 августа 2006 года приказом министра Образования
и науки РФ была утверждена Концепция национальной образовательной политики
РФ, нацеленной на «духовную консолидацию многонационального народа России
в единую политическую нацию».
На память приходит расхожая поговорка времен застоя: «мы
вас заставим Родину любить!»
Но вспомним простую истину - Родина не бывает абстрактной.
Она начинается с малой родины: места, где ты родился и вырос, где приобрел
первые навыки, сформировал модели поведения, так или иначе исходящие из
групповой самоидентификации, основанные на общности языка, культуры с
присущей ей самостоятельной системой ценностей, самосознания. В этом и
заключается национальная самобытность. В случае ее отсутствия, не из чего
останется складывать так называемую «единую политическую нацию».
Сохранится ли в будущем татарская нация? Что она будет из
себя представлять? Если исходить из сегодняшних реалий, то татар ожидает
полное исчезновение уже к 22 веку .
1 Некоторые исследователи дают менее пессимистичные прогнозы.
Так, профессор Исхаков Д.М. в результате предварительного анализа демографической
ситуации среди татар, пришел к выводу, что к концу XXI века численность
татарского этноса будет представлять 3 млн., то есть уменьшится ровно
вдвое.
На основе показателей ассимиляции татар
за 450 лет (с начала потери своей государственности до сегодняшнего дня)
методом интерполяции этих показателей на перспективу можно придти к такому
неутешительному выводу.
Если по результатам первой переписи Петра I в Российской
империи было равное количество русско-славянского и тюрко-татарского населения
– по 8 млн. чел., т.е. 50 на 50. Сегодня в РФ проживает 125 млн. человек
славянского и 13 млн. тюркского населения – 91% и 9 %. А соотношение русских
и татар – 96 % и 4 %.
Сегодня как никогда перед татарской нацией стоят острейшие
проблемы: раздробленность, ассимиляция, духовное ослабление. Во многом
это обусловлено тем, что татарская молодежь не знает и не хочет знать
своего родного языка: разорваны нити, соединявшие поколения. Ежегодно
средние учебные заведения с изучением татарского языка в одной только
Казани заканчивают около 16 тысяч выпускников. Но, несмотря на это, в
Казани количество говорящих и читающих на татарском языке, заметно не
прибавляется. Более того, пора бить тревогу по поводу о выживаемости татарского
языка. Нельзя закрывать глаза на то, что татарский язык находится на грани
исчезновения. Свидетельством тому может служить небольшой импровизированный
социологический опрос, предложенный в начале статьи.
Язык – это только один из показателей угасания нации. Мы
с сожалением констатируем, что некогда присущая нашего народу высокая
городская культура была утрачена, после того как мы лишились своей государственности.
Сегодня эта культура уходит в прошлое, становясь лишь достоянием истории.
Сейчас она представлена только в исторических книгах и сохранилась в народной
памяти.
Деревня стала той цитаделью, где еще присутствует татарский
дух, татарская культура, национальное самосознание. Ее носители выходцы
все из той же деревни, которая еще окончательно не ощутила на себе все
«прелести» ассимиляции и маховика глобализации. Но и это, увы, вопрос
времени. Новые вызовы ставят перед нами задачи качественного иного свойства,
что были ранее. Мы должны обратить свой взор на проблему фактического
выживания фактора татарскости. В противном случае при сохранении статус-кво
уже через 60-70 лет селам грозит вымирание. Если не принять незамедлительных
мер по урбанизации села, мы можем безвозвратно потерять татарскую культуру.
Цель очевидна: найти пути решения проблемы, которая грозит обернуться
настоящей катастрофой для нашего народа.
В связи с этим перед нами стоит первостепенная задача выработки
стратегии развития татарской нации, что наряду с необходимой политической
волей в первую очередь требует аналитического взгляда на состояние татарской
нации и фундаментальных исследований экономический, демографического,
культурологического характера.
Сегодня татарской молодежи нужно найти адекватную нынешним
реалиям объединяющею идею, которая станет отправной точкой возрождения
нашего народа. В целях разработки и реализации этой концепции представители
татарских молодежных организаций, молодой татарской интеллигенцией и ученых
объединились в движение «УЗЕБЕЗ» («МЫ САМИ») или “Яңа буын хәрәкәте” («Движение
нового поколения»). Цель движения – сохранение татарской идентичности
в условиях процесса глобализации и размывания этнических водоразделов.
Воспитание чувства гордости у молодого поколения татар за нашу культуру
и историю. Мы не вторгаемся в политическую сферу и не ставим перед собой
не достижимых целей.
Как один из способов привлечения молодежи к всестороннему
изучению татарского языка, национальной культуры и истории мы видим в
создании новой, альтернативной национальной культуры. Мы ее называем –
новая татарская молодежная культура. Она не в коем случае не подразумевает
отрицание существующей традиционной культуры, а напротив, выступает ее
логическим продолжением и связующим звеном между двумя этими полюсами.
Она позволит донести до широких слоев общества всю глубину и красоту татарской
национальной культуры, поднять ее величие на новую высоту. Синтез нового
и традиционного неизменно рождает новое.
Мы понимаем, что должны соотносить наши действия по поиску
новой культурной идентичности с потребностями молодежи. Младое племя всегда
тянется к новому, неизведанному, хочет находиться в авангарде процессов,
быть отличными от других. Но чем бы они не интересовались, приоритет в
этом деле должен быть отдан всему новому и национальному. Говорят «насильно
мил не будешь». Так же и в нашем случае, нельзя молодому поколению силком
привить интерес к такой литературе, поэзии, телевидению, искусству, которое
их не интересует.
Поэтому одним из направлений этого движения является исследование
татарской городской молодежной субкультуры, способствующее расширению
ее сферы влияния, что включает в себя ряд проблем и задач, требующих незамедлительного
решения. Это и вопросы молодежи и национальных СМИ, проблемы языка, образования
и многое другое.
Основное внимание в нашем движении нового поколения “Узебез”
направлено на поиски способов привлечения молодежи к общению на татарском
языке, создания благоприятного имиджа татарского языка, расширения сферы
его употребления, формирование устойчивого мнения у нового поколения татар
о том, что все татарское - это «современно», «актуально», «модно»; создание
концепции преподавания татарского языка с применением эффективных проектов
и методик. В настоящий момент мы представляем собой своеобразный татарский
молодежный клуб, креативный центр.
Одной из форм работы движения была систематическая встреча журналистов
и экспертов, государственных и общественных деятелей. Решение о создании
подобного клуба было принято по итогам круглого стола на тему «Новое поколение
и пресса», на котором выступали татарские журналисты, специалисты по СМИ,
социологи, общественные и государственные деятели. Были проведены заседания
татарского пресс-клуба на темы: «Альтернативная молодежная субкультура»,
«Татарский бренд», «Судьба татарской песни», «Сценический имидж», «Татарский
интернет», «Экология и нация», «Национальный облик Казани», «Национальное
образование - сегодня и завтра», «Татарская литература в XXI веке», «Уроки
религиозной культуры в государственной школе», «Татары и глобализация».
Поднятые на заседаниях пресс-клуба проблемы, вызвали интерес
у многих. Мы планируем продолжить эту традицию, но в несколько измененном
виде – в виде диспут-клуба и надеемся, что поднимаемые там проблемы помогут
нам в дальнейшем совместными усилиями найти механизмы их решения.
Мы ищем и другие эффективные механизмы реализации поставленных
перед нами задач:
непрерывное образование, неустанный творческий поиск, постоянное
пополнение багажа знаний;
проведение встреч с инициативной группой;
обмен информацией и опытом между представителями молодежи других регионов
страны;
изучение и использование положительного опыта других народов;
проведение «круглых столов» и дискуссий, способствующих обмену
мнениями с привлечением экспертов из ученых и государственных деятелей,
по межнациональным отношениям, вопросам, касающимся конфессиональной жизни,
функционирования татарской общины. На этих встречах предполагается участие
политологов и политиков по проблемам текущей и долгосрочной политики,
отдельных комментариев специалистов по экономическим темам, по проблемам
общественных отношений, социальным проблемам.
создание альтернативной музыки и прогрессивной литературы
в целях развития татарской городской культуры, ознакомить татарскую общественность
с уже имеющимися образцами;
формирование устойчивого мнения у нового поколения татар о том, что татарская
культура это «современно», «актуально», «модно»;
проведение тематических презентаций, распространение идеи
«Новой татарской культуры», ее раскручивание и рекламирование, привлечение
к этому различные татарские молодежные организации, СМИ а так же отдельных
заинтересованность лиц;
осознавая фактор центрального места ислама в жизни татарской
нации, и то, что он сыграл определяющую роль в сохранении татар, как исторической
субъектности, работать в тесном взаимодействии с религиозными деятелями;
продвижение, реклама татарской культуры на русском языке;
привлечение к этому представителей других национальностей; в целях привлечения
и приобщения русскоязычной татарской молодежи к татарской национальной
культуре работать с теми средствами массовой информации, которые они предпочитают;
учитывая ключевую роль СМИ в этом процессе, необходимо воспитывать татароязычных
журналистов в духе времени и в соответствии с новыми стандартами.
В татароязычных радио- и телепередачах, на страницах татарских
газет и журналов в какой-то мере обсуждаются темы сохранения национальной
идентичности, исторической памяти, языковые проблемы и т.п. Но русскоязычный
эфир и пресса (за исключением некоторых изданий), как правило, подходят
к этим вопросам под другим углом зрения и зачастую не только не разделяют,
а наоборот, относятся с некоторой долей иронии и даже сарказма к темам,
приобретающим для национальной интеллигенции болезненное, трагическое
звучание. В СМИ зачастую довольно поверхностно озвучиваются разные, и
порой диаметрально противоположные мнения, но, как правило, эти точки
зрения не пересекаются, а существуют в своих плоскостях и обслуживают
свой контингент зрителей и читателей. В результате, на протяжении долгого
времени мы наблюдаем как бы два или несколько монологов, а не культурный
диалог, который предполагает вслушивание, понимание и способность принятия
мнения другого. Только при таком условии возможно достижение истины и
качественного роста.
По телевидению постоянно должны прокручиваться ролики с социальной
рекламой, призывающие говорить по-татарски, о создании комфортных условий
для татароязычных в бытовых и общественных местах. Один из примеров такого
рекламного ролика был создан и будет продемонстрирован присутствующим
на конференции.
Дело в том, что нашим движением ежегодно 26 апреля, в день
рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая задумано проведение
массовой акции “Мин татарча сийлэшэм!” (“Я говорю по татарски!”). Этот
день уже давно превратился во всенародный праздник татарской поэзии и
татарского языка. И мы стремимся привлечь в этот день как можно больше
людей и особенно молодежь к общению на татарском языке, сделать его “модным”.
В прошлом году был осуществлен первый опыт проведения данной
акции. На улице Баумана были организованы выступлений представителей нового
поколения альтернативной татарской музыки, молодых поэтов и деятелей культуры,
распространение значков с надписью «Мин татарча сийлэшэм!» и буклета-словаря
“Твои первые 150 слов на татарском”. Мы преследовали простую цель - заполнить
в этот весенний праздничный день наш город улыбающимися людьми, говорящими
или по крайней мере старающимися говорить на татарском языке с весёлым
значком на груди с задорной надписью «Мин татарча сийлэшэм!»
За несколько дней до проведения акции в эфире ТРК ТНВ несколько
раз был прокручен специально подготоленный активистами нашего движения
рекламный ролик.
Все очевидней становится тот факт, что национальная независимость,
прежде всего, характеризуется не государственными границами, а духовной
свободой человека. Только имея экзистенциональный выбор можно воспитать
в человеке внутреннюю свободу, а значит, мы должны сделать все, чтобы
создать такие условия для его возникновения. Достижение поставленных целей
возможно лишь при создании механизмов решений и условий для развития татарского
языка, культуры, сохранения богатого наследия прошлого.