Для исследования особенностей поведения
женщин в бизнесе и менеджменте одним из методов сбора эмпирического материала
был выбран контент-анализ. Представляя предпринимателя, мы представляем
мужчину, не задаваясь вопросом, почему собственно мужчина, а не женщина?
Ответ следует искать в том, что наше сознание так устроено, что мир мы
воспринимаем через определённые схемы, устоявшиеся и привитые с детства.
Всё, что касается риска, напора, самообладания, силы, выносливости, предельных
возможностей, рациональности, мы связываем с мужественностью, а слабость,
неуверенность, чувствительность, эмоциональность, жертвенность с женственностью.
Мы воспроизводим и создаём гендерные отношения – социальные отношения,
основанные на физиологических особенностях женского и мужского организма.
Гендер предоставляет определённый набор моделей поведения, который содержит
совокупность поощряемых и уместных практик для успешного взаимодействия
с другими членами общества и поддержания социального порядка, поэтому
у каждого существуют конкретные ожидания по отношению к другому. В нашей
стране долгое время женщины подчинялись гендерному контракту (правила
игры гендерных взаимодействий) «работающей матери», совмещая работу по
найму и работу дома. Сейчас мы имеем разнообразие в гендерных контрактах
женщин. И многие изменили своё поведение в сторону большей удалённости
от домашнего хозяйства, то есть занялись бизнесом, карьерой. Их идентификация
изменилась, они стали видеть себя другими и по иному взглянули на место
женщины в обществе. Но общественное мнение не всегда успевает меняться
в соответствии с переменами в обществе. По инерции всё ещё существуют
традиционные взгляды на место и способности женщины. Место женщины не
видится в сфере частного бизнеса, политики, а если всё-таки происходит
столкновение с женщиной-предпринимателем, то это истолковывается превратно,
осмысливается стереотипно. Женское лидерство также неоднозначно оценивается
обществом, кто-то считает неважным признак пола руководителя, менеджера,
а другие считают пол значимой характеристикой, которая указывает на возможные
недостатки и достоинства индивида. Мы придерживаемся социально-ролевой
теории гендерных различий Э. Игли при рассмотрении лидерства, которая
говорит о том, что женщины-лидеры должны соответствовать своей гендерной
роли, поэтому они могут испытывать трудности в осуществлении лидерской
роли: неуверенность, потерю веры в собственные силы, внутриличностный
конфликт. Также можно прибавить то, что с достижением определённого статуса
и успеха в профессии, бизнесе женщина начинает вести себя как высокостатусный
индивид, не мучаясь своей лидерской позицией. Стиль управления женщины
можно охарактеризовать или как ориентированный на задачу, или как ориентированный
на отношения с работниками. Таким образом, проблема исследования формулируется
так, какой образ деловой женщины (в нашем случае предпринимателя, менеджера)
представляется на страницах периодической печати, отличается ли он от
сложившегося в общественном мнении образа, и как видят себя сами женщины
в данной роли. Для проведения контент-анализа были выбраны периодические
печатные издания «Бизнес для всех» – всероссийское издание ассоциации
предпринимателей, «Женщина» – газета, издаваемая в г.Казани, журналы «Деловые
люди» и «Cosmopolitan». Эти издания выбраны постольку, поскольку рассчитаны
на разные группы читателей, а значит, могут содержать разные точки зрения
по интересующим нас вопросам. Анализ проводился для каждого издания отдельно,
чтобы сравнить полученные результаты. Выборка осуществлялась с учётом
того, что издания имеют разные периоды выхода в свет. Поэтому по журналам
проводилось сплошное исследование, а по газетам брался один номер из всех
выпусков за месяц. Временные рамки выхода анализируемых изданий – 2001-2003гг.
Анализ показал, что чаще всего пишут о женщинах-предпринимателях в газете
«Бизнес для всех» («БдВ»), количество и объем публикаций год от года держится
почти на одном уровне. Журнал «Деловые люди» («ДЛ») и газета «Женщина»
(«Ж») за год обращаются к теме женского бизнеса в среднем 3-4 раза, но
объем материала достаточно большой. Реже женский бизнес представлен на
страницах журнала «Cosmopolitan», замечена тенденция снижения интереса
к данной теме, хотя объем материала почти неизменен. Жанр интервью чаще
используются в изданиях «ДЛ» и «Ж». Истории становления бизнеса присущи
журналу «Cosmopolitan». Аналитический материал публикуется в газете «БдВ».
Материал информационного характера публикуют «БдВ», «ДЛ», «Cosmopolitan».
Жанр публикаций зависит от направленности и особенностей аудитории читателей
издания, что и прослеживается в нашем исследовании. Если публикация представляет
собой интервью, то в подавляющем большинстве оно проводилось с деловой
женщиной, редко с экспертами и простыми людьми. Публикации всех обследованных
периодических изданий преимущественно посвящены рассмотрению развития,
проблем, аспектов женского бизнеса, характеристикам личности деловой женщины.
Средствами привлечения внимания к содержанию материалов о женщинах-предпринимателях
являются фотографии героинь, совсем редко можно увидеть в заголовках этих
публикаций слова «женщина-предприниматель», «деловая женщина», «бизнес-леди»,
«женский бизнес» и т.п. Не используются такие средства привлечения внимания,
как анонс материала, статистические данные. Женские фотографии в изданиях
для женщин не всегда могут привлечь внимания читателя, и, наоборот, в
бизнес-изданиях такое средство привлечения внимания достаточно эффективно
работает. Если материал печатается, то у него должна быть цель, которую
в процессе исследования мы пытались определить. Цель информирования (о
событиях, новостях, каких-то новых возможностях, связанных с женским бизнесом)
встречается во всех обследованных изданиях, но чаще в «БдВ» и «ДЛ». Цель
представления какой-нибудь женщины-предпринимателя, ее бизнеса также часто
прослеживается во всех изданиях. Цель оценивания развития, проблем женского
бизнеса преследуют больше издания «БдВ» и «ДЛ», потому что они более ориентированы
на аналитическое представление материала. Цель объяснения каких-либо аспектов
женского бизнеса также имеет место, но реже, чем предыдущие. Попытки решить
какие-то проблемы или предложить их разрешение имеют место, но их процент
мал. Призыв к определенным действиям также встречается очень редко. Цель
обращения к каким-либо конкретным лицам, государственным органам власти,
обществу отсутствует совсем. Проблемы в деятельности женщин-предпринимателей
чаще рассматриваются на страницах газеты «Ж» и в журнале «Cosmopolitan»,
но и «БдВ» и «ДЛ» уделяют данному объекту достаточно внимания. Истории
развития бизнеса или карьеры освещаются также всеми изданиями, но чаще
это делают «БдВ» и «Ж». Характеристики деловых женщин рассматриваются
в «БдВ», «ДЛ», «Cosmopolitan». События являются объектом публикаций в
«БдВ». Образы женщины-предпринимателя или менеджера на страницах обследованных
периодических журналов имеют много общего, но есть и свои некоторые отличия,
которые зависят от особенностей аудитории читателей, общей концепции направленности
материалов издания. Интересны различия в социальных характеристиках деловой
женщины. Возраст деловой женщины в среднем больше 30 лет, в «ДЛ» он даже
в 40% случаев составляет от 40 лет и старше. Но случается, что женщины-предприниматели
на страницах «Ж» и «Cosmopolitan» бывают и 20-30 лет Данная характеристика
иногда вообще не упоминается, поэтому о ней невозможно говорить определенно.
Высшее образование имеет большинство деловых женщин, в «БдВ», «Ж», «Cosmopolitan»
они в среднем на 27% даже имеют научную степень . Неясность с наличием
высшего образования также случается. Здесь следует отметить, что уровень
образования в нашей стране высок, можно получить дополнительное бизнес-образование,
поэтому предположение о высокой образованности деловых женщин не будет
ложным. Характеристика семейного положения также не всегда упоминается,
неопределенность в этом вопросе составляет около 43%. Но все же остается
большой процент уточнений семейного положения героинь публикаций. У женщин-предпринимателей
со страниц «БдВ» процент семейных с детьми доходит до 60%, а только с
детьми – до 40%. В остальных изданиях или совсем не указывается семейное
положение, или женщины являются замужними и с детьми. Чаще всего предыдущий
род занятий указывается в газете «БдВ», в остальных, как правило, не упоминается.
Из имеющейся информации больше всего женщин пришло в бизнес из социальной
сферы – медицинские, образовательные, банковские услуги и т.п. (около
40%), из сферы торговли пришли героини «БдВ» и «Cosmopolitan» (около 10%),
с производства пришли героини «БдВ» и «ДЛ» (19%). Руководящие позиции
занимали героини всех изданий, процент их колеблется и составляет в среднем
35%. Неопределенность в вопросе о предыдущих сферах работы женщин-предпринимателей
большая в «ДЛ», «Ж», «Cosmopolitan». Интересное распределение представлено
в вопросе о сфере бизнеса женщин. Больше всего материалов о женщинах,
занятых производством, встречалось в газете «БдВ», реже в журнале «ДЛ».
Занятых в сфере услуг и обслуживания больше среди героинь «Cosmopolitan»,
потом среди героинь «ДЛ» и чуть меньше среди героинь публикаций в газете
«БдВ». А вот деловые женщины на страницах газеты «Ж» чаще работают в сфере
торговли, реже в этой же сфере ведут свою деятельность героини остальных
изданий. Сфера строительства и транспорта привлекает мало женщин на страницах
«БдВ», среди героинь других изданий их нет совсем, возможно, причиной
тому, невозможность пробиться в этой сфере деятельности. Мотивы вступления
в сферу бизнеса имеют свои особенности. В том, что героини публикаций
«БдВ» среди них называют первым необходимость обеспечивать семью, а вторым
– желание самореализоваться, а затем - желание иметь интересную работу
и приносить пользу обществу. Для героинь публикаций газеты «Ж» главным
мотивом является желание самореализоваться, потом только материальная
составляющая. В «Cosmopolitan» в качестве мотивов бизнес-деятельности
деловых женщин чаще всего называются желание иметь интересную работу и
самореализоваться, материальные причины для них не являются главными.
В журнале «ДЛ» редко можно найти мотивы бизнес-деятельности женщин, но
если о них идет речь, то говорится о желании профессионального роста и
редко о самореализации. Такая ситуация может быть связана с тем, что в
«ДЛ» публикации рассказывают о женщинах-менеджерах, вторых лицах компаний,
поэтому профессионализм для них является важным составляющим успешной
карьеры. Нас интересовал вопрос о том, как женщины приняли решение заняться
бизнесом или работать в сфере менеджмента. Определенности в данном вопросе
не много, но общая тенденция имеется. Большинство героинь публикаций обследованных
изданий самостоятельно приняли такое решение, 20% женщин на страницах
«БдВ» приняли такое решение из-за потери работы. Имеют ли женщины, которые
заняты собственным делом, какие-то особенные характеристики, помогающие
им в работе? На этот вопрос мы попытались найти ответ. Характеристики,
приписываемые деловым женщинам во всех обследованных изданиях, одинаковы.
На первом месте оказались организационные способности, способность и готовность
много работать. Для того чтобы бизнес, во-первых, создать, во-вторых,
обеспечивать его стабильное существование, в-третьих, сплотить команду,
необходимо обладать качествами организатора (функции планирования, управления,
контроля), уделять много времени своему делу. А это непросто сделать,
случаются перегрузки, может не хватать времени на дом, семью и др. Трудолюбие
и желание везде успеть, присущи женщинам-предпринимателям, они стараются
выполнять свои социальные роли (предпринимателя, матери, жены и др.) на
высоком уровне. Женщины-предприниматели и менеджеры знают, чего хотят,
они видят свою конечную цель, к которой идут и достигают определенных
успехов. Целеустремленность оказалась на втором месте среди присущих деловым
женщинам качеств. Упорство женщин помогает им в достижении целей, они
не отступают от своих принципов и планов. Женщинам присущи высокие коммуникативные
способности, которые показывают гибкость и приспособляемость к условиям
работы, к людям (партнерам, персоналу, поставщикам, клиентам, конкурентам).
Коммуникация включает в данном случае весь спектр форм и видов взаимодействия.
Бизнес невозможен без ситуаций неопределенности, поэтому готовность идти
на риск присутствует в структуре личности деловой женщины, часто в связи
с риском женщины говорят об интуиции, которая позволяет идти на риск,
отметим также, что женщины-предприниматели обладают долей авантюризма,
без чего нельзя идти на риск. Последним в списке качеств является сила
характера, которая помогает справляться со многими трудностями в работе,
отстаивать свою точку зрения, не отчаиваться и идти вперед. В процессе
исследования мы пытались вычленить из текста такие высказывания, которые
говорили бы о стиле управления женщин в бизнесе, но не во всех публикациях
затрагивался этот аспект. По полученным результатам женщины-предприниматели
и менеджеры в работе ориентируются как на задачу, так и на взаимоотношения
в коллективе. Приоритет может отдаваться и тому, и другому, что зависит
от ситуации. О демократичности женщин-предпринимателей говорит предоставление
ими свободы подчиненным в процессе принятия решения, подчиненные для них
являются командой, которая помогает достигать целей. Если же в публикации
затрагивается вопрос о стиле управления женщины, то одни говорят о том,
что не следует разделять стиль управления по полу, он зависит от конкретного
человека, другие склоняются к точке зрения о мягкости и большей демократичности
женского стиля управления, чем мужского. Женщины-предприниматели и менеджеры
удовлетворены своей работой и ее результатами, многие из них нацелены
на дальнейшее расширение своего дела, планируют освоить новые сферы деятельности.
Даже не имея возможности для развития, женщины все равно не унывают и
смотрят в будущее оптимистически. В целом в обследованных изданиях о женщинах
предпринимателях говорится положительно, приветствуется их самостоятельность
и желание самореализоваться, и не упоминается о том, что они теряют свою
женственность и привлекательность. Образ женщины-предпринимателя является
неотъемлемой частью социально-экономической жизни. Таким образом, наше
представление о женщинах-предпринимателях не во всем соответствует действительности.
Материалы периодических изданий помогают изменить устоявшиеся представления
и стереотипы о лидерстве женщин, их социальных ролях, позволяют выяснить
гендерные особенности поведения женщин в бизнесе, формируют положительное
отношение к деловым женщинам. Как выяснилось, женщины-предприниматели
имеют высокий уровень притязаний, как в бизнесе, так и в личной жизни.
Лидерская роль не тяготит их, приносит удовлетворение, но отнимает много
времени, от чего женщины могут чувствовать себя виноватыми перед близкими.
Стиль управления женщины зависит от ее личности, но можно отметить, что
гендер накладывает свой отпечаток в том, что женщины пытаются достигнуть
целей с помощью демократичных отношений с подчиненными, внимания к психологическому
климату в коллективе, построения бизнеса на основе общечеловеческих ценностях
и принципах закона. С достижением определенных успехов в бизнесе или менеджменте
женщины становятся более уверенными в своих силах, отмечается, что пол
уже не является для них препятствием, а наоборот, помогает преодолевать
трудности. Стиль лидерства женщин в таком случае не становится похожим
на мужской, все равно остаются свои особенности. Женский бизнес стал уже
неотъемлемой частью экономической жизни в нашей стране, важно, чтобы он
развивался и не встречал на своем пути непонимания и стереотипных представлений
о роли и месте женщины, а также необходимо поддерживать инициативы женщин
в сфере предпринимательства.