ИНТЕГРАЦИЯ И ШВЕДСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ. ШВЕДСКИЙ ЦЕНТР В КАЗАНИ
Доцент Тимофеев О.Н., старший преподаватель Метелева С.Н.
420015, Казань, ул. К.Маркса, 68, каб. 354, Казанский государственный технологический университет swc@kstu.ru
Процессы интеграции в Европе, инициировавшие «Болонский процесс», призванный объединить сферы образования и науки, языковые и культурные области Европейских стран и России, находят свое отражение в деятельности разных международных центров в Республике Татарстан, в том числе и Шведского центра при Казанском государственном технологическом университете. Интеграция Европы и России в разных областях деятельности тесно связана с формированием гражданского общества.
Известно, что гражданское общество отличается от прочих тем, что отношения между гражданами и государством строятся в нем на договорной основе – граждане платят налоги, а государство защищает их интересы. Это в идеале. Проблема, однако, состоит в том, что даже в самом гражданском обществе с самыми сознательными и совестливыми налогоплательщиками госаппарат легко может превратиться из слуги народа в господина, преследующего собственные интересы. Дабы этого не произошло, обществу крайне важно иметь рычаги воздействия на чиновников, а также на тех, кого в мире политики и бизнеса принято называть «сильными мира сего». В шведском королевстве эти рычаги ковались столетиями.
Поэтому у шведов в отличие от россиян, всегда были веские основания доверять своим государственным институтам и начальству. Однако побочным проявлением этого доверия стала, по мнению Софьи Ковалевской, некоторая негибкость шведов. Они с трудом расстаются со своими убеждениями и внушенными им предрассудками. Русские в этом отношении менее «зашорены»: недоверие и подозрительность к власти у них в крови, поэтому они больше рассчитывают на собственный опыт и легко меняют убеждения. Увы, часто с трагическими для себя и страны последствиями.
Разобравшись с грузом исторических обид и недоразумений, не сложно научиться преодолевать и другие менее серьезные барьеры на пути взаимного сближения.
В Швеции не увидишь внешних признаков особого внимания к прекрасной половине человечества, что обижает наших соотечественниц, а представителей сильного пола, научившихся пропускать даму вперед, помогать ей носить тяжести и уступать место в транспорте, заставляет чувствовать себя европейцами в варварской стране. Например, русские и шведки отдают предпочтение разным стилям, которые довольно плохо уживаются друг с другом. Активное использование косметики и украшений русскими барышнями, не говоря уже об их пристрастии к меховым шубам, считается в Швеции признаком дурного тона. В России же скандинавский стиль – спортивная куртка, короткие ногти, широкий шаг и «ненарисованное» лицо – воспринимается как верный признак того, что женщина махнула на себя рукой или испытывает отвращение к противоположному полу. Безусловно, галантности шведам не хватает, однако уважение к женщине выражается здесь другими, гораздо более весомыми способами. Многие ли среди российских «джентльменов» согласятся работать под началом женщины или, например, спокойно останутся дома менять пеленки младенцу и готовить еду, пока жена делает карьеру? А в Швеции это в порядке вещей. Для шведок уважение к личности намного важнее, чем поданная в гардеробе куртка, хотя, и такой знак внимания они примут с благодарностью. Но место в транспорте лучше уступать старикам, а не молодым скандинавским красавицам, иначе дама может решить, что вы нашли у нее какой-нибудь физический недостаток, мешающий ей выдержать путешествие в транспорте стоя.
Исторически высокое самоощущение шведов находит в наши дни отражение в т.н. интегритете, праве любого человека на неприкосновенность его внешнего и внутреннего мира. Если же кто-то перепутает грань дозволенного, то нарушителю без лишних слов и эмоций бросается «перчатка»: вызов в полицию, сообщение о разводе или приглашение на собрание домового комитета. На страже гражданских прав и свобод в Швеции стоят не только независимые суды, пресса и адвокаты, а также омбудсманы – специальные уполномоченные от государства, которые призваны контролировать соблюдение законов о правах граждан. (Появившись в Швеции в начале ХIX века, институт омбудсманов получил позднее распространение во многих странах мира).
Всего в Швеции работают сегодня одиннадцать таких уполномоченных. Омбудсман по защите равных прав женщин – SE-10368 Stockholm, tel: 46 8 440 10 60; fax: 46 8 21 00 47. Обычно омбудсман пытается убедить нарушителя исправить ошибку или передает дело в суд. Объектом их внимания может стать любое должностное лицо, за исключением членов кабинета министров, членов рикстага, а также напрямую избранных членов муниципальных собраний. Они заботятся о сохранении в шведском обществе уважительного отношения к закону и человеку.
Следует подчеркнуть, что процессы интеграции нашли своё отражение в идее создания Шведско-Русского инновационного центра «SWERIC», рожденной в Швеции г Йончепинг, при поддержке Шведского Посольства в России, которая придаёт новый импульс процессам интеграции Татарстана с регионом Йончопинг (Швеция) в области инноваций и делового сотрудничества.