Россия, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Свердлова, 12, Татарско-японский культурно-информационный центр «Сакура» luisochka@yandex.ru
Мир во всем своем многообразии представлен парными понятиями: западный – восточный, северный – южный, мужской – женский, взрослый – детский и т.д. Пожалуй, самым парадоксальным является сочетание: «женщина Востока в мире политики», но это реальность, которая является предметом изучения. Принято считать, что мужчины – сильный пол, а женщины – хоть и прекрасный, но слабый. Физически мужчины сильнее женщин, но женщины более стрессоустойчивы, что в современном мире важнее. Женщины менее защищены в социальном плане, например, насилие мужа или дискриминация на работе (меньше зарплата, труднее подняться по карьерной лестнице). На хрупкие плечи женщины ложатся заботы о муже, воспитании детей, а если добавить карьеру, тогда ей приходится еще сложнее. Можно ограничить сферу женского влияния только традиционной ролью хозяйки – хранительницы очага и матери, но мир изменился, и женщина хочет покорять вершины бизнеса, добиваться успеха, иными словами быть общественно признанной, поэтому она выходит за рамки цепи дом – муж – дети. В последнее время женщина старается занимать те ниши, где всегда преобладали мужчины (предпринимательство, политика).
Исторически сложилось, что Западный мир обычно представляется нам современным, демократичным, где главенствующую роль играет право (США, страны Европейского Союза). Восточный же мир (страны Азии, Персидского залива), наоборот, предпочтение отдает традициям, остается патриархальным. Япония, как представитель восточного мира, вызывает несомненный интерес. Японское государство построено на контрастах: сочетание современного и традиционного. Этому способствовала и история развития страны. В течение нескольких столетий Япония считалась закрытым государством (для европейцев она открылась лишь в XIX веке), что сказалось на внутреннем, глубоко патриархальном, укладе страны. После Второй мировой войны на Японию сильное влияние оказала американская оккупация. Страна восходящего солнца, вставшая на путь демократических реформ, во многом благодаря американцам, превратилась в мощную экономическую державу, поддерживающую общемировые тенденции и ценности. Япония является уникальным примером, достойным подражания. В ее государственной политической и социально-экономической политике нашел отражение лозунг «вакон-ёсай», что означает «японский дух – западная техника». Лозунг появился неслучайно. Овладение передовыми достижениями науки и техники естественно не могло пройти без усвоения определенного количества западных духовных ценностей, что и имело место в истории японского развития. Но, добившись высоких экономических показателей и став конкурентоспособной, Япония вместе с тем не утратила своей национальной самобытности, особенно в вопросах взаимоотношений личности и общества.
Политика в Японии всегда имела «мужское лицо». Женщинам не было разрешено не только быть избранными на какие-либо политические посты, но и даже голосовать, другими словами, японские женщины были лишены возможности принимать какое-нибудь участие в политике своей страны. Их удел – заниматься ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, заботой о здоровье и благополучии семьи (в традиционных западных представлениях, японская женщина всегда одета в кимоно, являет собой образец смиренности, покорности и спокойствия, идущая на 3 шага позади своего мужа).
История женского участия в японской политике насчитывает всего немногим более полвека. Несмотря на то, что Япония в 1990 году праздновала 100-летний юбилей со дня образования Национального Парламента, женщины получили право голоса лишь в 1945 году, т.е. в течение более чем 50 лет двери в законодательную систему Японии для женщин были закрытыми. В 1890 году на первых общих выборах электоратом были мужчины (и то, только те, кто мог ежегодно пополнять государственную казну прямым налогом в размере 15 ¥ – а это всего 1% населения). Именно с этого года началась борьба женщин за право участия в политической жизни страны. В 1930 году в Палату Представителей прошел закон об избирательном праве для женщин. Однако его не успели принять к рассмотрению в Палате Пэров; так как в 1931 году произошел так называемый «Манчжурский инцидент», что спутало «карты», но не снизило активности лидеров женского движения. Переломный момент наступил после окончания Второй мировой войны. Во многом благодаря реформам, проводимым режимом американской оккупации, женщинам удалось «отвоевать» себе избирательное право. Кабинет Сидэхара Кидзюро в декабре 1945 года провел закон о легализации права женщин на участие в политических делах страны. Фактически это была первая победа. Но поскольку множество демократических реформ было проведено в Японии под нажимом американцев, население Японии, а особенно женщины, считало избирательное право как нечто, перенятое у американцев, а не выигранное в борьбе. Хотя есть источники, свидетельствующие о том, что закон планировался японским Правительством совершенно независимо от американской оккупации. Здесь стоит отметить, что после Второй мировой войны Япония пересмотрела свои ценностные установки, стала строить взаимоотношения с другими государствами мира на иной демократической основе. В связи с этим, страна принимает курс на либерализацию всех сфер взаимодействия, в том числе и в сфере политики.
Прежде чем рассмотреть вопрос о положении женщин в политике, рассмотрим вопрос о женском труде в Японии, поскольку это даст более полное представление по «женскому вопросу».
Япония на настоящий момент является одним из самых развитых государств мира, но как это ни странно, в общественной жизни остается патриархальной и консервативной. И от этого в первую очередь страдают женщины.
В Японии для замужних женщин, тем более для матерей, практически полностью исключена возможность занимать ответственные руководящие посты в бизнесе, не говоря о политике. Конечно, есть исключения, в свое время Премьер-министром этой страны была Тосики Кайфу, а в 2001 году Министром иностранных дел стала Макико Танака, и хотя она продержалась она всего год (постоянно жалуясь, иногда и публично, на интриги подчиненных мужчин). Тем не менее, Министром иностранных дел вновь стала женщина – Ёрико Кавагучи.
Хотя Япония не противится феминизму, но недавно мэр Токио заявил в своем выступлении, что женщины приобретают определенную ценность только в детородном возрасте. Он всего лишь подтвердил мнение, которое превалирует в стране. Лишь 2% менеджеров 200 крупнейших компаний – женщины. В административном аппарате крупнейшего производителя оптико-волоконных кабелей – компании «Сумитомо электрикс», из 2400 сотрудников лишь 20 женщин. Одна женщина есть и в руководстве банка «Токио-Мицубиси» в Токио. Абсолютно нормальным считается, что при всех прочих равных условиях, женщина получает зарплату на 40% меньше, чем мужчины. Дискриминацию в отношении женщин руководство японских компаний объясняет корпоративными интересами: один из членов семьи должен заниматься повседневными проблемами и заботами, другой – делать карьеру. И власти не предпринимают ничего, суды выносят различные решения, стараясь, все же следовать «приветствуемым вековым традициям». Ну а японки стремятся устроиться на работу в представительствах иностранных компаний. [5]
Тем не менее, в Японии многое делается для улучшения условий женского труда. Например, если женщина, имеющая ребенка до года, не берет отпуск, ей должны предоставить возможность работать неполный рабочий день. С 1986 предусмотрены специальные денежные субсидии работодателям, осуществляющим программу помощи женщинам в возвращении на рабочее место. Политика государства направлена в Японии на поощрение частичной занятости и временной работы замужних женщин путем налоговых льгот. Министерство труда Японии активно проводит политику защиты интересов женщин-надомниц. [6]
Таким образом, вышесказанное свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые положительные изменения, японской женщине добиться карьеры весьма непросто. Что касается политики, так эта область остается одним из самых устойчивых бастионов мужского преобладания. Большинство мужчин предполагает, что если женщина и попала в мир политики, то она дееспособна лишь в тех областях, которые касаются непосредственно женского так называемого инстинкта домохозяйки, т.е. в делах образования, здоровья, воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, но не дееспособна в области экономики, безопасности или дипломатии. Собственно говоря, для большинства женщин политика представляется чуждой, не совместимой с их жизненными ценностями областью, то есть в социальную роль женщин никогда не входило участие в политике. Однако, несмотря на относительное безразличие, многим японским женщинам интересно узнавать о политических деятелях (как правило, интерес вызывает внешность человека: нередко физические данные политика приравниваются к его поступкам и действиям на политической арене.) [1]. Кроме того, есть немалая доля женского населения, которая выбирает для себя карьеру политика. На первых послевоенных всеобщих выборах участвовали 79 кандидатов-женщин, 39 из них одержали победу. Такого огромного количества женщин, избранных на политические посты, не было никогда. Правда, стоит отметить, что доля женщин в национальном Парламенте в течение многих лет после первых выборов оставалась на уровне 3%, т.е. действительное участие слабого пола в национальной политике было минимальным.
На рубеже 80-90-х годов прошлого столетия количество женщин-членов Парламента несколько возросло. О росте женского участия в политике государства свидетельствуют нижеприведенные статистические данные (на март 1990 года). В Палату Представителей избрано 12 женщин (2,3% от общего количества членов), в Палату Советников – 33 женщины (13%). Наблюдается также небольшой, но неуклонный рост и количества женщин в местных ассамблеях.
1976 год – 1% 1980 год – 1,2% 1985 год – 1,6%
1986 год – 1,7% 1987 год – 2,2%
1991 год – впервые пост мэра города (г.Ашия, префектура Хёго), пост вице-губернатора Токио отданы женщинам
В январе 2001 года император Японии Акихито заслушал слова присяги, произнесенные членами Кабинета, вновь избранного Премьер-министра страны Дзюнъитиро Коидзуми. Реформаторские преобразования в Японии начались уже с назначений в новое Правительство. 5 из 17 министров кабинета Дзюнъитиро Коидзуми – женщины. Пресса сразу же проявила к новым назначенцам повышенный интерес, пытаясь спрогнозировать новый правительственный курс. Первым, на что обратили внимание журналисты, оказалось рекордное для Японии число женщин-министров. Предыдущий рекорд был установлен в 1993 году, когда в кабинет были назначены три представительницы слабого пола.
Сенсацией стало назначение Макико Танака, дочери бывшего Премьер-министра страны, на пост Министра иностранных дел. Интересно, что 57-летняя женщина (до недавнего времени домохозяйка) практически не имеет дипломатического опыта, однако является одним из самых популярных политиков в Японии. В недалеком прошлом она называла своего теперешнего шефа солдафоном и человеком со странностями, а японских парламентариев – безнадежными идиотами. При этом в ходе предвыборной кампании она даже опережала по популярности Дзюнъитиро Коидзуми и его основного соперника Рютаро Хасимото. Министр иностранных дел Японии Макико Танака, по мнению многих японцев, женщина энергичная, колоритная и взбалмошная, не такая, как многие надоевшие политики. За это ее и любят рядовые граждане. На публике она нередко появляется в майке с короткими рукавами, а на службу предпочитает ходить не в костюме, а в платье. Да и дела ведет весьма нетрадиционно. Макико Танака — одна из пяти женщин, членов нынешнего японского Кабинета Министров. Для страны, которую всегда называли несокрушимым бастионом мужского шовинизма, это настоящий прорыв к матриархату [3]. Другие четыре женщины заняли в Правительстве Коидзуми посты Министров юстиции, транспорта, здравоохранения и образования. Новый министр юстиции Майуми Морияма известна тем, что в 1990 году стала первой женщиной, когда-либо избранной в Правительство страны. Ее имя в Японии «на слуху», в частности, и потому, что она активно боролась за отмену запрета на присутствие женщин на состязаниях борцов сумо. Атсуко Тояма, Шикаге Оги и Йорико Кавагучи заняли, соответственно, посты Министров образования, транспорта и здравоохранения и охраны окружающей среды.
Итоги парламентских выборов, состоявшихся в Японии в ноябре 2003 года, также говорят о повышении роли женщин в политике страны. По опубликованным сводным данным, из 480 мест в Нижней палате Парламента 34 досталось депутатам слабого пола. Хотя это чуть меньше, чем на выборах 2000 года, когда в Палату Представителей вошли 35 женщин, на этот раз и кандидатов в депутаты среди них было меньше на пятьдесят. То есть, как отметили наблюдатели, успех женщин в японской политике налицо. Слабый пол составил 7,1% от всего депутатского корпуса влиятельной Нижней палаты, которая избирает Премьер-министра, принимает законы и распределяет госбюджет. По партийной принадлежности, больше всего женщин среди законодателей у крупнейшей оппозиционной Демократической партии Японии (15 человек), затем следует правящая Либерально-демократическая партия (девять человек), партия Комэйто (четыре человека), социал-демократы (три человека) [2].
В июле 2004 года прошли выборы в Верхнюю палату японского Парламента. Впервые в истории Японии ее возглавила женщина. 71-летняя Тикагэ Оги, которая в молодости была звездой японской оперетты. Затем она занялась политикой, была лидером Консервативной партии Японии и, в свое время, занимала пост Министра государственных земель и транспорта [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действия женщин по продвижению вверх по политической лестнице растут год от года. Прекрасная половина японского населения, несмотря на достаточно жесткие условия, в которых она вынуждена работать, накапливает знания и опыт, постепенно становясь жизнеспособной силой в политике.
Литература:
1. Iwao S. The Japanese woman: traditional image and changing reality. – The Free Press, New York. – 1993
2. «Подробности» от 10 ноября 2003 года
3. Министр иностранных дел Японии Макико Танака // Эхо планеты. – 2001. – №29
4. Панорама // Япония сегодня, №9 2004
5. http://www.iravunk.com/zaruhi/rus/2003/print/psy601.html Киракосян А. Блеск и нищета японок
6. http://www.bmatch.ru/showart.php3?nomerst=1036&lang=russian Яновская Ю. Социальная энциклопедия.