Дата проведения: 15.10.04 г.
Место проведения: гимназия №12. Международный Форум. «Глобализация и национальная самобытность. Форум языков.»
Воспитательные цели:
1. Формирование интереса к французскому языку.2. Воспитание потребности в углублении и расширении страноведческих знаний стран изучаемых языков.3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.4.Воспитание толерантности.
Учебные цели:
1.Расширение кругозора и углубление страноведческих знаний.2.Заинтересованность в практическом владении иностранным языком в целях приобщения к мировой культуре. 3.Способствование формированию ответственной позиции относительно своего здоровья.
Основные задачи:
1.Развитие коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка.2.Обучение упражнениям, для снятия психологических перегрузок.
Наглядные пособия: Флаг, герб, географическая карта Франции, карта провинций, тематический коллаж, рисунки детей о Франции, фотографии с достопримечательностями Парижа, сувениры из провинций Франции.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
План урока.
* Начало урока. Упражнение-энергизатор «Приветствие».
* Игра-путешествие по Франции.
* Мозговой штурм на тему: «Что для тебя Париж?»
* Мини-лекция на тему: «Достопримечательности Парижа»
* Упражнение-энергизатор « Придворный этикет»
* Показ фрагментов спектаклей «La Тour Eiffel» и «Le petit Prince», «В гостях у Шарля Перо», Мольер «Мещанин во дворянстве».
* Подведение итогов. Упражнение-энергизатор «Я хотел бы….»
Ход урока:
1.Начало урока.Учитель1: Мы рады приветствовать вас в салоне нашего комфортабельного автобуса, который домчит нас до Франции. Еще несколько дней назад мы были в Казани, на поезде мы добрались до Москвы, а далее до Бреста. На нашем автобусе мы проехали Польшу с ее столицей Варшава, затем посмотрели Германию с ее столицей Берлин, увидели Бельгию и ее столицу Брюссель, вот еще совсем немного и мы пересечем с вами границу Франции. А пока мы вам покажем и расскажем одну историю и нам нужна ваша помощь.
Ребята становятся в круг. Упражнение-энергизатор «Приветствие».
-Salut mon ami! -Здравствуй, друг!
-Comment ca va?Ou es-tu? -Как ты тут? Где ты был?
-Je m’ennuie. -Я скучал.
-Tu es venu -Ты пришел.
-С’est super! -Хорошо.
Учитель2: Чем ближе к Франции, тем чаще слышна французская речь, французские имена.
Всем ребятам присваиваются и прикалываются таблички с французскими именами. Каждое имя проговаривается учениками
-С’est Josephine! -Познакомьтесь, это Жозефина!
-Bonjour, Cecile! -Привет, Сесиль!
-Соmment ca va, Evelyne? -Как дела, Эвелина?
-Merci Marie…. -Спасибо, Мари!
-Au revoir Anette! -До свидания, Аннет!
2. Игра-путешествие по Франции.
а)Упражнение-энергизатор «Наша бабушка живет во Франции»
Учитель1: Наша бабушка живет во Франции!!! А там столько провинций…
(Идёт перекличка) Нормандия-Бретания, Альзас или Шампань, Бургундия-Лотарингия, Франш-Конте или Оверн, Рона-Альпы-Аквитания, Лангедок-Русильон-Юг Пиренеи, Иль-де-Франс-Пекардия-Долина Луары-Лазурный берег. Каждый регион-это особый стиль архитектуры, прекрасная местная кухня, своя неповторимая культура. Это особенно заметно вдали от индустриальных центров, где сотни небольших городков и деревень хранят многовековой уклад и традиции. Франция-страна с богатейшим культурный наследием. Путешествуя по Франции, мы сможем увидеть и посетить готические соборы севера страны, романские церкви запада и центральных районов, замки Луары, памятники римской эпохи на юге. Французы в совершенстве владеют тем, что называется «искусство жить». От покрытых снегом альпийских вершин до пляжей Биарицца, от не тронутых цивилизацией берегов Бретани до тихих деревень Прованса, везде знают толк в хорошей еде и хорошем вине, умеют элегантно одеваться, умеют получать удовольствие от жизни….Итак, наша бабушка живет во Франции….Из провинции Нормандия (на компьютере выводится слайд данной провинции), которая на западе омывается Атлантическим океаном и через пролив Ла-Манш граничит с Великобританией, Наша бабушка привезла нам сыр (fromage Camamber) . Это лучший сыр с восхитительным запахом и ароматным вкусом.
Ребята выполняют зарядку на дыхание.
Учитель1. Из провинции Аквитания…-Замок. Chateau (Летают привидения)
Учитель2. Из провинции Рона-Альпы-горные лыжи. Ski (катаемся на лыжах)
Учитель1. Из провинции Прованс…-духи (поворачиваем голову влево-вправо)
Учитель2.Из провинции Лиль де Франс- велосипед. Bicyclette (катаемся на велосипеде)
Учитель1.Из провинции Франш-Компте.- часы. Montre (вращаем руками и глазами).
По аналогии проводится презентация многочисленных провинций Франции.
Учитель1. Из провинции Бургундия-………горчицу Moutarde (пробуем горчицу и упражнение на мимику.)
Учитель2. Из провинции Альзас…………-зонт Parapluie (открывается зонт с символикой Евросоюза - 12 звездочек- стран.)
Учитель1. Мы зонт открыли не случайно, погода во Франции очень переменчива. Только что светило солнце, а сейчас начинается дождь.
б) Упражнение-энергизатор «Дождь» (ориентирован на тренировку памяти и внимания). Учитель1 показывает, Учитель2 комментирует, все повторяют.
1.потираем ладошки (шуршат листья-le bruit des feuilles)
2.шелчки пальцев (первые капли дождя-la pluie commence)
3.постукиваем коленками (идет сильнее-plus fort)
4.топаем ногами (очень сильный дождь-tres fort)
Упражнение повторяется с 4 по 1.
Учитель1. Дождь также внезапно закончился, как и начался.
с) Работа в кооперативных группах.
Ребятам раздаются листочки (синий, белый, красный, сине-бело-красный) с названиями рек. (Сена, Луара, Рона, Гарона) Все встают в группы по цветам, несколько раз проговариваем названия рек и приходим к выводу, что цвета соответствуют цветам французского флага.
Учитель2. Время пролетело быстро, мы не заметили как подъехали к Парижу.
3. Мозговой штурм «Что для тебя Париж?», принимаются и записываются на доске все предложенные варианты ответов. Определяем уровень кругозора учащихся.
Составляем ассоциативную цепочку: Эйфелева башня- инженер Эйфель-универсальная выставка…
Notre-Dame de Paris – Cобор - роман Виктора Гюго – знаменитая рок-опера (песня Belle в исполнении учителей). Косметика – мыло «Камэй»-реклама на телевидении. Парфюмерия-духи «Ив Роше», «Кристиан Диор», «Нина Ричи», «Фрагонар» - одни из самых дорогих и знаменитых в мире. Зидан-футбол-самый популярный вид спорта во Франции. Мода-Выскоая мода (Haute Couture) - Пьер Карден – очень элегантная. Триумфальная арка – Елисейские поля – Широкий проспект – магазины-люкс. Tour De France-велосипед- ежегодные популярные соревнования. Патрисия Каас - французский шансон- песни о любви-Любовь - город любви-Париж. Много сортов сыра.
4.Мини-лекция «Достопримечательности Парижа» (включается на видео фильм о Париже, тихо звучат песни в исполни Ив Монтана о Париже)
Париж - один из самых красивых городов мира, праздничный, удивительный, воспетый в стихах и прозе, ежегодно привлекающий огромное количество туристов со всего мира. В Париже царит праздничное настроение, которое передается любому, кто приезжает сюда. Символ города -Эйфелева башня, но это только одна из множества парижских достопримечательностей, на которое стоит посмотреть…
Латинский квартал, Вандомская площадь, Пантеон, Елисейские поля, площадь Согласия, Собор Парижский Богоматери, Триумфальная арка, Мон мартер, Собор Сакре-Кер…. Это то, без чего невозможно представить Париж. И, конечно, нельзя забывать о знаменитых музеях города. Лувр самый известный из них, два его сердца «Джоконда» и Венера Милосская…
5.Упражнение-энергизатор «Придворный этикет». Ведущий называет действие этикета, и учащиеся предлагают свои варианты. (реверанс, кавалер пропускает даму вперед, помахивание веером, поклон…)
КАФЕ. Это тоже достопримечательность Парижа. Здесь царит особая непринужденная атмосфера. Творчество многих известных поэтов, писателей-художников связано со знаменитыми кафе. И действительно, сидя за столиком в течение нескольких минут, наблюдая за шумной парижской жизнью вокруг начинаешь чувствовать себя настоящим парижанином.
6. Просмотр видеофрагментов из спектаклей учеников 113 школы о Париже. 7. Подведение итогов урока. Заключительное упражнение-энергизатор «Французский комплимент» (ориентирован на проверку усвоения учебного материала) Передаем друг другу мягкую игрушку с комплиментами и пожеланиями, что бы я хотел сказать,, увидеть, попробовать, почитать, послушать…
Заключение: «Ребенок-это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить», сказал французский просветитель Франсуа Рабле. Педагоги французского языка школы №113 надеются, что данный урок повысит интерес учащихся к французскому языку, и будет способствовать углублению и расширению страноведческих знаний по культуре, архитектуре, традициям и обычаям французского народа. Сейчас, как никогда необходимо, чтобы люди владели иностранным языком. И каждый учащийся в отдельности, и все наше государство в целом заинтересованы сегодня в практическом владении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщения к мировой культуре.
В 2003 году школа вступила в проект Европейского Союза «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ». В течение 2003-2004 года педагоги прошли обучение по методике преподавания, рекомендуемой независимыми экспертами Евросоюза. Мы активно используем полученные навыки при проведении уроков, активно используя весь методический инструментарий, полученный на тренингах: мозговой штурм, работа в кооперативных группах, групповые дискуссии, упражнения-энергизаторы, ролевое моделирование. Мы считаем, что именно такие методы позволяют получить удовлетворение от работы, реализовать индивидуальный подход к учащимся. Наши уроки, проводимые интерактивными методами, превращаются для детей в настоящий праздник общения и познания.