О СЕМАНТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЯХ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ (ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ)
д.филол.н., Усманова М.Г.
Россия, Республика Башкортостан,450074, г.Уфа, ул. Фрунзе, 32, Башкирский государственный университет, mingsyly@yandex.ru
В последнее время на целесообразность описания языков при помощи понятийных категорий указывали Б.А.Серебренников, Г.В.Колшанский, Г.А.Климов, Ю.Д.Кацнельсон и др. Как отмечает Б.А.Серебренников, в каждом языке можно выделить несколько десятков универсалий, объединяющих данный язык по какому-либо признаку с другими языками мира, и можно составить так называемую решетку, или перечень возможных классификационных признаков. Понятийные категории представляют результат человеческого опыта, они всегда присутствуют в сознании и могут быть использованы при описании различных языков (Серебренников 1976). Основные понятийные категории образуют ядро универсального компонента языковой структуры. Истоки этой универсальности коренятся в закономерностях отражения объективной действительности в сознании людей, т.е. в единстве мира и его восприятия людьми в процессе их жизни и деятельности (Бондарко 1987). В.Н.Ярцева указывает на необходимость укрупнения самих универсалий и отнесения к ним только очень объемных и общих категорий (Ярцева 1981). Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном языковой системой, хранящейся в нашем сознании (Уорф 1960, 174). Номинативные единицы языка, представляют два разряда слов и их эквиваленты: предметные (существительные) и признаковые (глаголы, прилагательные, наречия). Значения первых в современной семантике часто называют идентифицирующими (или денотативными), а значения вторых предикативными (или сигнификативными). Ядро предикатной лексики составляют глаголы. С их семантическими классами связаны и основные типы признаковых значений, а также важнейшие типы предложений. Самая известная из классификаций глаголов - традиционное разграничение глаголов действия и состояния. С современных лингвистических позиций это противопоставление обосновывается в работах Ф.Данеша (1971) и Т.А.Кильдибековой (1985). Чешский лингвист Ф.Данеш делит все глаголы по своему значению на неакциональные (статические и динамические) и акциональные (процессуальные и событийные). Т.Кильдибекова (1985) также считает, что действие как общекатегориальное значение глагола членится на собственно действие и состояние, составляющие стержень главных лексико-грамматических разрядов глаголов. К акциональным она относит объектные (субъектно-объектные) глаголы, содержащие в семантике компоненты активности, целесообразности и каузативности, а к неактивным (глаголам состояния) – все остальные. Другие языковеды наряду с глаголами действия и состояния выделяют в качестве основных лексико-грамматических разрядов (семантических классов) также глаголы бытия, процесса, отношения и т.д. У.Чейф (1975), например, вычленяет глаголы (предикаты) со значением состояния (быть сухим), процесса (сохнуть), действия (петь), действия и процесса (сушить). Р.М.Гайсина (1981) делит глагольную лексику, с одной стороны, на глаголы бытийности и становления (или статические и динамические), а с другой на глаголы действия, состояния и отношения. Г.А.Золотова (1982г.) выделяет четыре основных класса глаголов: реляционные, экзистенциональные, статуальные и акциональные (с их дальнейшим подразделением на подклассы) В последнее время семантика глагола находится под пристальным взглядом тюркологов. В частности, в тюркологии на тематические (семантические) группы глаголов одним из первых обратил внимание Н.К.Дмитриев (1962).
К числу работ, посвященных описанию отдельных лексико-семантических групп тюркских глаголов, относятся исследования Э.В.Севортяна (1962), Тенишева Э.Р.(1961), А.А.Юлдашева (1961), Н.З.Гаджиевой и А.А.Кокляновой (1961), В.Ф.Вещиловой (1951), С.Арназарова (1982), Кулиева Г.К. (1992), И.Кучкартаева (1978), М.В.Зайнуллина (1979), Ф.А.Ганиева (1984), Д.Г.Тумашевой (1986; 1987), К.Ш.Хусаинова (1988), М.Оразова (1983), С.А.Рзаева (1970), К.Халикова (1967), М.Ваганова (1964), К.Рахманбердыева (1969), А.А.Цалкаламанидзе (1978) и др. Начало семантической классификации тюркских глаголов было положено Н.К.Дмитриевым (1952,1962), на работы которого опирались все последующие исследователи, который выделил следующие группы глаголов: глаголы речи, глаголы мышления, глаголы движения, глаголы действия (1962). В дальнейшем вопросы семантики отдельных глаголов были затронуты в связи с монографическим исследованием грамматических категорий. К числу трудов по вопросам тематической классификации лексики тюркских языков, следует отнести работу К.М.Мусаева (1975), где имеются разделы: названия животных, названия растений, названия частей тела животных, названия частей растений, термины родства, названия дней недели и др. Семантическая классификация тюркских глаголов предложена В.Ф.Вещиловой (1962), которая глаголы турецкого языка делит на следующие четыре группы: 1) глаголы движения глаголы, обозначающие перемещение субъекта в пространстве, 2) глаголы действия глаголы, обозначающие воздействие субъекта на объект, 3) глаголы жизненных процессов: питания, осязания, зрения, речи, слуха, чувства, мышления и т.п., 4) глаголы явлений природы. Б.Б.Кульмагамбетова (1955), исследовавшая аффиксальное образование глаголов в современном казахском языке, предлагает следующую семантическую классификацию первообразных глаголов: 1) глаголы, выражающие действие, движение человека, 2) глаголы, выражающие мышление и чувствование человека, 3) глаголы, выражающие переживания человека, 4) глаголы, способа приема пищи, 5) глаголы, выражающие моменты поведения и черты облика человека, 6) глаголы звукоподражательного характера. С.А.Рзаев (1970) глаголы азербайджанского литературного языка делит на восемь разрядов: глаголы речи, глаголы мышления, глаголы зрения, глаголы слухового восприятия, глаголы состояния, глаголы деятельности, глаголы движения, глаголы перемещения. Глаголы зрения и глаголы слухового восприятия выражают действия органов чувств, в результате которых воспринимаются предметы или явления окружающей действительности. Поэтому глаголы зрения и слуха могут быть объединены в одну группу. В эту же группу, следует включить глаголы вкуса, глаголы обоняния и глаголы осязания, как это принято в психологии и в тюркологической литературе (Юлдашев 1961; Общая психология 247, 255-290). В числе трудов, рассматривающих вопросы семантической классификации глаголов, следует назвать Грамматику азербайджанского языка. В этой работе З.И.Будаговой глаголы азербайджанского языка подразделяются на следующие группы: глаголы движения, глаголы действия, глаголы речи, глаголы, связанные с процессом мышления, зрения, слуха, глаголы состояния. Предметом специального исследования была семантика глаголов казахского языка (Оразов, 1983) и огузской группы тюркских языков (Кулиев 1992). Одной из первых работ, специально посвященных семантике глагола и выполненных на материале юго-западных групп тюркских языков является ряд статей Г.К.Кулиева (1968, 1975,1982). Данная тема в последующем стала и темой его докторской диссертации (1992), где проводится семантическую классификацию глаголов юго-западных групп тюркских языков и прослеживает семантическое развитие глаголов всех ЛСГ. В частности, Г.К.Кулиев глаголы юго-западных групп тюркских языков по семантическим признакам делит на одиннадцать больших групп, некоторые подразделяются еще на несколько подгрупп. I. Глаголы действия. Глаголы действия как самая большая группа разделена автором на следующие подгруппы: 1. Глаголы созидательного действия; 2. Глаголы разрушительного действия. 3. Глаголы действия со значением частичного изменения. 4. Глаголы со значением динамического воздействия на предмет. 5. Глаголы, обозначающие процесс принятия пищи; II. Глаголы движения; III. Глаголы состояния; IY. Глаголы, обозначающие явления природы; Y. Глаголы психической деятельности (глаголы речи, глаголы восприятия, глаголы мышления, глаголы знания и памяти); YI. Глаголы эмоционального состояния (настроения); YII. Глаголы эмоционального переживания; YIII. Глаголы эмоционального отношения; IХ. Глаголы желания; Х. Глаголы ощущения; ХI. Глаголы звучания (Кулиев 1992). В классификации глаголов по семантике среди казахских лингвистов нет единого мнения. В частности, А.И.Искаков выделяет 11 групп глаголов, И.Е.Маманов 7 ЛСГ, Б.Б.Кульмагаметова 6 ЛСГ, М.Оразов 12 основных ЛСГ глаголов. Так, М.Оразов в результате исследований семантики казахских глаголов выделяет следующие ЛСГ: I. Глаголы действия; II. Глаголы движения; III. Глаголы отношения; IY. Глаголы, выражающие субъективные оценки; Y. Глаголы, употребляющиеся в связи с явлениями природы; YI. Глаголы эмоций; YII. Глаголы чувства; YIII. Глаголы со значением рождения, появления, возникновения; IХ. Глаголы мышления; Х. Глаголы речи; ХI. Глаголы звучания; ХII. Глаголы состояния (Оразов 1983). С семантической точки зрения были рассмотрены и разделены на лексико-семантические группы глаголы башкирского (Зайнуллин 1979) и татарского (Ганиев 1984, 1997) языков. Ф.А.Ганиев глаголы татарского языка также делит на одиннадцать лексико-семантических групп: 1) глаголы движения; 2) глаголы действия; 3) глаголы процесса; 4) глаголы состояния; 5) глаголы отношения; 6) глаголы поведения; 7) глаголы звучания; 8) глаголы речи; 9) глаголы мышления; 10) глаголы чувственного восприятия; 11) глаголы образоподражания (Ганиев 1984; 1997). Имеются труды по сопоставительной лексикологии, в частности, по башкирской и русской (Васильев, Ибрагимова 1968, Гарипова, Хасанова, 1968), по узбекской и русской (Саттарова, 1967), по татарской и русской (Умарова, 1980), по русской и английской (Гумерова 2000) и др.
Исследование семантики слов языка одна из актуальных проблем языкознания, она поднималась и башкирскими языковедами. Но лексико-семантические исследования проводилась в основном в области ономастики, в частности, башкирской антропонимии и топонимии (Кусимова, Камалов, Шакуров, Хисамитдинова, Усманова, Габдрахманова, Бухарова). Вопросы же лексико-семантической классификации частей речи, в том числе и глаголов, довольно долго оставались вне поля зрения. Первым семантикой глаголов башкирского языка заинтересовался М.В.Зайнуллин. Проведенная им общая классификация глаголов современного башкирского литературного языка дается в учебнике для филологических факультетов вузов (Зайнуллин 1979), в котором автор глаголы башкирского языка разделяет на восемь лексико-семантических групп: 1. Глаголы движения; 2. Глаголы действия; 3. Глаголы состояния; 4. Глаголы мышления; 5. Глаголы, передающие психологическое и физиологическое состояние; 6. Глаголы эмоции и чувства; 7. Глаголы речи; 8. Звукоподражательные и междометные глаголы (Зайнуллин 1979). В последующем глаголы движения, стала объектом диссертационного исследования (Ю.В.Псянчиным 1990).Задолго до описания М.В.Зайнуллиным лексико-семантической классификации башкирских глаголов, глаголы движения профессором Дж.Г.Киекбаевым были включены в учебники для педучилищ, в учебные пособия для филологических факультетов вузов, а также в школьные учебники по башкирскому языку. В данных учебниках под рубрикой Глаголы движения дан только перечень глаголов движения башкирского языка (Киекбаев 1966; Башкорт теле 1968, 258-259). К проблеме лексико-семантической классификации башкирских глаголов обратились также В.Ш.Псянчин и Ю.В.Псянчин. Так, в учебнике для старшеклассников Эсэ теле (башкирский язык) приведены глаголы следующих групп: 1. Глаголы движения; 2. Глаголы деятельности; 3. Глаголы, обозначающие процесс или процесс деятельности; 4. Глаголы мышления; 5. Глаголы состояния; 6. Глаголы речи; 7. Глаголы воспитанности; 8. Глаголы звучания; 9. Глаголы, изображающие образ (Псянчин 2001). Но во всех вышеприведенных лексико-семантических классификациях глаголов содержится некоторая неточность. В частности, глаголы, содержащие в своей семантике действие и деятельность, не представляют собой единую, цельную группу, т.е. они рассыпаны и размещены в нескольких группах, таких как, например, глаголы действия, глаголы движения, глаголы речи, глаголы мышления и т.п. Семантический анализ глаголов данных групп дает основание утверждать, что все они содержат общую семантику понятие действия и деятельности, представляют собой действие и деятельность (работу) каких-то определенных органов человека (конечности, тело, сердце, язык, глаза, голова и т.п.), в том числе и человека в целом. В данную группу входят глаголы, свойственные животному миру и природным явлениям. Поэтому их можно объединить в одну группу и помещать под одним общим названием глаголы действия и деятельности. Данную мысль подтверждают труды Ю.Д.Апресяна, Ю.В.Манько, исследования психологов, физиков, философов, медиков и т.п. В частности, изучая семантику слова деятельность в разговорном и литературном языках как в русском, так и в других языках Ю.В.Манько (1976) пришел к выводу, что слово деятельность подчеркивает процесс выполнения какой-то работы, действий человека, животных или силами природы; это процесс функционирования каких-то органов, в ходе которого затрачивается энергия, проявляется известная активность. Ю.Д. Апресян в своих исследованиях называет основные системы, из которых складывается человек, органы, в которых локализуются, в которых разыгрываются определенные состояния и которые выполняют определенные действия. Ю.Д.Апресян (1995) называет их семантические примитивы (т.е. базовые глаголы М.У.), соответствующие этим системам, органам, состояниям или действиям. Психологи, в свою очередь, констатируют различные познавательные процессы человека как действие, деятельность. В частности, А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко орудуют такими фактами и терминами, как восприятие своеобразное действие, восприятие активный процесс, которым можно управлять, познавательная деятельность, мыслительная деятельность, речь, которая своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов (Общая психология 100-102,133,272,274,324) и др. В частности, к органам, выполняющим определенную работу, действия, деятельность относятся глаза, уши, нос, язык, кожа, лицо, горло, сердце, голова, душа, грудь, тело и разные части тела и конечности тела. Из этих и других органов состоит человек. Работа, функционирование этих органов лежит в основе действий, деятельности, благодаря им живет человек: ноги ходят, сердце стучит (работает), рука двигается и т.п. В частности, об умном, деятельном человеке говорят буквально: у него голова работает, у него голова круглая. Из-за различных причин (бытовых, социальных, трагических и т.п.) или из-за каких-то обстоятельств функция определенных органов может нарушаться или полностью отказать, когда он действует частично или полностью не действует. Например, если мы, как в первом случае возьмем к примеру один из органов человека голову, то в данном случае о человеке, у которого голова не работает, не может додуматься и т.п., говорят: Унын башы эшлэмэй – буквально: у него голова не работает, не соображает, не варит; у него с головой не все в порядке и т.п.; о глупом человеке говорят: серек баш (мэйэ) безмозглый, мякинная голова; тауык баш куриная память, беспамятный; сепрэк баш безмозглый человек; субэк баш безмозглый. Таким образом, на основе подробного анализа глагольной лексики башкирского языка, исходя из их характера обозначаемого ими действия с функционально-когнитивной, семантической и функционально-ономасиологической точек зрения мы пришли к следующему выводу и предлагаем свою точку зрения на лексико-семантическую классификацию башкирских глаголов. На наш взгляд, все глаголы башкирского языка следует разделить на два больших функционально-семантических разряда: 1. Глаголы действия и деятельности и 2. Глаголы состояния. Эти лексико-семантические группы, в свою очередь, подразделяются на функционально-семантические подгруппы. Исследователи семантики глаголов, например, Л.Теньер (1988), Т.А.Кильдибекова (1985) также различали два основных класса глаголов: глаголы состояния и глаголы действия. Л.Теньер приводит такие слова ...насколько было бы интересным в целях классификации фактов словаря навести хоть немного порядка среди различных вариантов одного и того же основного понятия путем анализа как основного смысла, так и всех дополнительных оттенков. О необходимости такой классификации говорил с полным основанием Ш.Балли (1961).
Подразделение по семантике всей глагольной лексики конкретного языка на лексико-семантические группы (далее ЛСГ) и лексико-семантические подгруппы (далее ЛСП) имеет важное значение не только в теоретическом, но и практическом отношениях. Одним из них является неоценимая услуга такого деления в методике преподавания, особенно в такой аудитории, где обучение ведется на базе двух языков: родного и русского (или иностранного). Данный тезис можно подтвердить тем, что система тюркских глаголов, в том числе и башкирского языка, не во всем совпадает с русскими глаголами. Это и понятно, т.к. русский и башкирский языки относятся к разным языковым системам. Обучение другому языку, основываясь на ЛСГ и ЛСП глаголов каждого языка, намного облегчит усвоение предмета, т.к. управление глаголов теснейшим образом связано с их смысловым содержанием, т.е. семантикой. Каждая ЛСГ и ЛСП имеет свои особенности и в плане управления и в плане сочетаемости слов и пр.
Литература:
1. Ганеев Ф.А. Семантические разряды глаголов татарского языка // Исследования по татарскому языкознанию. Казань, 1984. С.75-84.
2. Кильдибекова Т.А. Глаголы действия в современном русском языке: Опыт функционально-семантического анализа. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985. 159 с.
3. Кулиев Г.К. Семантика глаголов в тюркских языках. Дис. ... д-ра филол. наук. Баку, 1992. 307 с.
4. Мусаев К.М. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении. М.: Изд-во Наука , 1975. 357 с.
5. Оразов М. Семантика казахского глагола (опыт семантической классификации). Дис... д-ра филол. наук. Алма-Ата, 1983. 415 с.
6. Серебренников Б.А. Сводимость языков мира, учет специфики конкретного языка, предназначенность описания // Принципы описания языков мира. М.: Наука, 1976. - С.7-52.
7. Усманова М.Г. Функционально-семантическая классификация глаголов башкирского языка. Монография. Уфа: РИО РУНМЦ. 2002. 212 с.
8. Юлдашев А.А. Глаголы чувственного восприятия в тюркских языках // Историческое развитие лексики в тюркских языках . М.: АН СССР, 1961. - С.294-322.