ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Преподаватель английского языка, Гринько Е. В.
Россия. 656099. г. Барнаул, Ул. Молодежная 50 – 64, Алтайский государственный технический университет
Ситуация в России характеризуется не только политической, экономической, социальной нестабильностью, но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. Мы переживаем, образно говоря, «эпоху бездомности»: человек чувствует себя заброшенным в бессмысленный и равнодушный к нему мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в 20 в. «распад связи времён», встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами, способам решения смысложизненной проблемы. Всё большая часть граждан понимает, что настоящее и будущее России от судьбы её образования — сферы общественной практики, наименее защищённой от влияния бездуховности, социальных и экономических катаклизмов, кризиса культуры.
Высшая школа России в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной системе, от монополии государства, осознаёт отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования. В высшую школу приходят молодые люди, чьё формирование происходит в условиях радикальной смены политической и экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения прежних нравственных ориентиров. Современное общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления, а система образования, призванная удовлетворять все запросы общества, непростительно мало уделяет внимания самому человеку, его внутреннему миру. В сложившейся ситуации, важно, помочь студентам в формировании внутренней культуры, и истинной иерархии ценностей.
Указанные факторы говорят о необходимости гуманитаризации всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.
Один из путей гуманизации системы образования, состоит в преподавании комплекса дисциплин, благодаря чему происходит приобщение к гуманитарной культуре, к ценностям истории человечества, философии искусства и религии.
Гуманитаризация образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека, это - систему мер для приоритетного развития общекультурных компонентов в содержании образования и для формирования личностной зрелости обучаемых [1], процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры. Низким общекультурный уровень студентов образовательных учреждений технического профиля, говорит о необходимости гуманитаризации высшего технического образования.
Система технического вузовского обучения была направлена на формирование «инструментальных» возможностей инженеров, конструкторов, технологов, на выработку у них конкретных умений и навыков, обучение методам и способам решения технических задач. Сам же человек как субъект и участник научно-технической деятельности, как и общеметодологические, философские, психологические аспекты последней, её широкий социальный и культурный контекст нередко оставались при этом как бы на втором плане. Ныне на первый план выдвигаются именно требования, связанные с активизацией и осознанием роли человеческого фактора – а значит, и гуманитарных проблем научно-технического прогресса – во всех сферах жизни нашего общества. Специалист обязан обладать не только техническими знаниями, умениями и навыками, но и высокой духовностью, нравственной воспитанностью, коммуникабельностью, способностью участвовать в диалоге культур. В реалиях, для большинства студентов характерна низкая культура речи, недостаточное владение не только иностранным, но и родным языком, незнание своей собственной культуры, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабое развитие способности к самокритике, потребности в самообразовании и самовоспитании. Всё это отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.
Изучение иностранного языка в значительной степени способствует гуманитаризации и через неё гуманизации профессионального образования. По мнению великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Знание иностранных европейских языков и, в особенности современных, одно может дать человеку возможность полного самостоятельного и не одностороннего развития, а без этого прямой и широкий путь науки будет для него всегда закрыт» [2]. Иностранный язык обладает огромным гуманистическим, то есть личностноразвивающим потенциалом.
Современные требования к профессионалу высокой квалификации (в том числе и технического профиля) предусматривают свободное владение иностранными языками. Поэтому объемы изучения иностранных языков в технических вузах возрастают, но учебный предмет «Иностранный язык» не является приоритетным, а отсюда и соответственное отношение студентов к данному предмету. Несмотря на увеличение количества часов, качество преподавания иностранного языка и учебный материал не учитывают новые тенденции развития общества.
По мнению основоположника развивающего обучения И.Г. Песталоцци, «Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является священной задачей». Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы — с человеческой природой [3]. На занятиях по иностранному языку необходимо создавать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая знания и личностные качества для всей последующей деятельности. Тексты, тематика должны содержать гуманитарную и профессиональную информацию. Необходимы материалы, связанные с понятиями культуры, истории, человеческих ценностей. Большое значение имеет изучение жизни, традиций, обычаев, культуры страны изучаемого языка в тесной взаимосвязи с изучением собственной культуры, что позволит студентам не только получать информацию об окружающем их мире, но и сохранить их собственную национальную самобытность. Изучение иностранного языка повышает эффективность таких профессионально значимых умений, как анализ и обобщение информации, сопоставление конкретного и абстрактного, умения производить интуитивные заключения, предвидеть результаты.
Перспективным является использование на занятиях по иностранному языку игровых ситуаций, ролевых игр (например, международная выставка автомобилей), которые с одной стороны, развивают у студентов такие качества, как умение, вести беседу, умение слушать и понимать собеседника, толерантность и т.д., а, с другой стороны, показывают практическую ценность изучения иностранного языка, дают возможность почувствовать всю прелесть владения иностранным языком. Формирование гуманитарной культуры, в том числе и средствами лингвистической подготовки, имеет особое значение для будущих специалистов. Гуманитарная подготовка выявляет личностный смысл будущей профессиональной деятельности, позволяет преодолеть узость однобокость мышления специалистов, повышает интерес к изучению иностранных языков, тем самым приобщает к миру общей культуры, к гуманистическому стилю общения и взаимодействия.
Литература:
1. Сенько Ю. В. Гуманитаризация – стратегия развития педагогического образования в АГУ // Известия АГУ. – 1998. - № 11.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.
3. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. – М., 1966. – Т. 3.