Россия, Республика Татарстан, 420066, г.Казань, ул.Красносельская, 51, Казанский государственный энергетический университет
Мусульманские женщины активно проявили себя в самом начале зарождения ислама и становления нового государства. Не будет преувеличением сказать, что у самых истоков пророческой миссии Мухаммада стояли самые близкие ему женщины – его жена, дочери, многочисленные супруги, родственницы, домашняя служанка. Мусульманки поддерживали Пророка, бесстрашно шли за ним, часто вопреки общественному мнению и воле родных, боролись и воевали рука об руку с Мухаммадом, учили основам новой религии и оказывали помощь раненым на поле битвы воинам. Однако по мере расширения границ Халифата, формирования феодальных государств, усложнения социальной структуры общества, усиления патриархализма, роль женщин в политике и общественной жизни постепенно нивелировалась. Наконец, в эпоху позднего средневековья ее существование прочно ограничилось стенами дома, семьи, гарема. И только в конце Х1Х-начале ХХ века мусульманская женщина появляется на авансцене социальной жизни, выступая одним из символов модернизации Востока и социального реформаторства консервативного общества. Политологи и социологи, экономисты и востоковеды были уверенны, что индустриализация, урбанизация, модернизация и, как следствие, секуляризация мусульманского мира необратимы. По мнению идеологов модернизации, мусульманский мир должен был повторить эволюцию западной цивилизации, которая стала на путь лаицизма (светского государства), устойчивой секуляризации всех сфер общественной жизни. Казалось бы, история ХХ века подтверждала их концепции. Начало ХХ века и первая его половина ознаменовались эмансипацией и либерализацией традиционных исламских стран, часть из которых избрала для себя западно-демократический, а другая некапиталистический путь развития. Однако во второй половине ХХ века неожиданно для многих стремительно разворачивается процесс реисламизации. Сама неожиданность, непредсказуемость этого феномена породила массу неадекватных дефиниций – на страницах газет и журналов замелькали словосочетания «исламский бум», «мусульманское возрождение», «политизация ислама» «исламский ревивайлизм» и др. Чрезмерная эмоциональность в оценках, неготовность Запада принять усиление «исламского фактора» в политике, экономике явились свидетельством своеобразного кризиса западной школы востоковедения и исламоведения. Кризис этот проявился в том, что западноевропейский ориентализм недооценил силу влияния ислама, не понял сущности исламской цивилизации, которая неразрывно связана со столпами мусульманского монотеизма. Есть основание говорить о том, что подобное же недопонимание характерно для западной оценки роли женщины в исламском вероучении и социуме. Мусульманские ученые и критически мыслящие западные ориенталисты очень часто говорят о том, что западное исламоведение в силу своей идеологической ангажированности не в состоянии дать полную, объективную оценку событиям и движениям, происходящим в мусульманском мире. Слишком сильны политические и экономические интересы Запада в ближневосточном регионе, в Центральной Азии. На круглом столе «Исламское возрождение», который состоялся в университете Флориды в 1993 году и был знаменателен тем, что в его работе приняли участие самые крупные ученые из стран мусульманского мира и востоковеды США, подробно обсуждался вопрос о политической конъюнктурности западного ориентализма. Было высказано мнение о том, что мусульмане сами должны представлять ислам, свои собственные интересы в науке и дискуссиях о путях развития мусульманского мира. Данные критические высказывания могут быть в полной мере отнесены к такой сложной и достаточно «закрытой» проблеме как статус и роль мусульманской женщины. В своем критическом труде «Ориентализм», который в свое время наделал много шуму на Западе благодаря резким оценкам, американский профессор Эдвард Саид заявил, что западный мир знает об исламе только то, что он запрещает употребление алкоголя и свинины. Сегодня к этим двум эпифеноменам мусульманской цивилизации добавилось представление об исламском экстремизме и фанатизме.
Можно продолжить эту мысль, сказав, что о мусульманке чаще всего известно лишь то, что она носит чадру, не имеет собственности и полностью порабощена своим супругом. Ее внутренний мир, идеалы которыми она вдохновляется, ценности, которыми живет, остаются за пределами внимания, также как и изменения ее статуса и роли в обществе. Точно такие же поверхностные оценки господствуют в отношении мусульманских семейно-брачных отношений. Выкуп за невесту и многоженство – таким, в представлении большинства жителей Запада и России, предстает семейный исламский кодекс. Но следование подобным стереотипам не позволит нам понять феномен реисламизации женских движений, экстремальные формы активности мусульманок, развернувшихся во второй половине ХХ века, которые сегодня беспокоят весь мир. После того, как в начале ХХ века женщина, публично сбросившая паранджу, символизировала собой начало эмансипации и модернизации традиционного мусульманского мира, прошло более полвека. В конце 70-х гг. того же века западный мир вновь увидел мусульманку в сплошном черном покрывале, которая маршировала с оружием в руках, скандируя воинственные лозунги. Это было в начале ирано-иракской войны. Боевые отряды женщин-воинов стали активно вовлекаться в военные конфликты. В ноябре 90-х гг. телевидение всех западных стран подробно демонстрировало кадры женской демонстрации в Саудовской Аравии. Одетые в глухие черные покрывала, женщины требовали разрешения на вождение автомобиля. Широкая общественность Запада была шокирована. Мусульманки возникли из домашнего заточения, словно из небытия и сразу заявили о своих правах. Свои требования они мотивировали тем, что подобного запрета нет и не могло быть в исламских первоисточниках. Правда, разрешение им так и не было дано. Мусульманские богословы объяснили свой отказ тем, что согласно шариату женщине запрещено выходить из дома без сопровождения мужчины. С тех пор зрелище мусульманок воюющих за ислам, защищающих ислам в борьбе против глобалистов, требующих от политиков тех прав, которые ислам им предоставляет, перестало быть редкостью. Информация о росте радикальных движений среди женщин из масс медиа перекочевала на страницы солидных научных изданий. Итак, с 90-х гг. ХХ века женщина вновь стала символом изменений, происходящих в мусульманском мире, но на сей раз, ее образ стал прочно ассоциироваться с фундаментализмом, радикализмом. В начале ХХ1 века женский исламский радикализм стал реальностью для России. Спустя два десятилетия после крушения системы «государственного атеизма», мы столкнулись с крайними формами исламского радикализма с «женским лицом». Террористические акты в Москве, на Кавказе, исполнителями которых являются женщины-мусульманки, вызвали взрыв антиисламизма по всей России. Апологеты антиисламских идеологических кампаний вновь пытаются обвинить ислам в изначально присущем ему фанатизме, непримиримой вражде к представителям всех других конфессий, идеологий, учений. В запале антиисламской кампании, произвольно трактуются положения исламского вероучения, выдергиваются из контекста и ложно интерпретируются цитаты из Корана, неверно атрибутируются высказывания Пророка Мухаммада. Нередко это связано с элементарным незнанием основ исламского вероучения, неточными переводами фраз из священных текстов, ложными стереотипами восприятия исламских догматов. Особое место в антиисламских кампаниях занимает концепция джихада. Традиционно джихад переводится как война за веру, священная война или борьба с неверными. Но это не самое главное и не самое полное понимание того, что такое джихад. В мусульманской теологии и философии, которые в сущности не разделимы, все основные, базовые понятия многоплановы и многофункциональны. Существует внешняя, видимая часть явления – форма, но под ней, точнее под ее многими покровами, скрываются все более и более глубокие сущности. Чем более проницательно сознание, чем точнее мышление, тем больше возможности добраться до глубинной, первичной субстанции любого явления. Джихад – одно из самых сложных, многоаспектных явлений. Он означает и самовоспитание, и утверждение веры, и участие в военных действиях, и защиту ислама. Но даже при таком понимании джихада как участия в военных операциях, он всегда ограничен рамками, которые установлены в Коране. В священной книге по этому поводу сказано: «если кто убил другого человека не в качестве наказания за убийство и не за распространение разрушения, то это равносильно убийству всего человечества» (Коран, 5:32). Наш перевод, к сожалению, грешит громоздкостью и далек от предельной простоты и ясности Корана, в котором сказано: «если кто убил душу не за душу и не за Зло на земле, то он как будто убил все души вместе». В любом случае, смысл ясен – убийство допускается лишь как наказание за убийство, или за разрушение веры, но в любом случае оно совершается по приговору суда и должно иметь обоснование в шариате. Во всех других случаях покушение на жизнь человека равносильно преступлению. Именно так большинство мусульман трактует действия экстремистов, независимо от того, какими идеями они вдохновлялись. Особо хочется подчеркнуть, что во времена Пророка женщины всегда выводились за пределы военных кампаний, от них не требовалось участия в войне, нельзя было причинять вреда женскому населению вражеских племен. После серии террористических актов, прокатившихся по всей России, была издана книга московской журналистки под громким названием «Невесты аллаха». В ней рассказывается о «шахидках», чеченках, ставших исполнительницами кровавых жертвоприношений. Вполне понятно журналистское стремление привлечь внимание к острой, будоражащей общественное мнение проблеме. Однако, когда речь идет о религии, следует быть крайне осторожным и с определениями и с громкими названиями. Использование словосочетания «невесты аллаха» по аналогии с «христовыми невестами» недопустимо. Начать с того, что Аллах – не антропоморфен, он не обладает реальными, земными, человеческими чертами. В исламе не существует представления о женском монашестве, жертвоприношении как пути единения с Всевышним. Шахиды, к числу которых относятся также люди, погибшие в войне за веру, согласно исламскому вероучению, попадают в рай независимо от своей принадлежности. Для женского самоубийства, истязания своей плоти, тем более для массового убийства, в исламе нет никаких оправданий и обоснований. Тем более, что в чеченском женском экстремизме, ислам не играет решающей роли. Общественное мнение России под давлением антиисламской пропаганды формируется в русле отождествления ислама и политического радикализма, всех мусульман и экстремистов. Данная ситуация весьма типична для всего немусульманского мира, где ислам на сегодняшний день последовательно превращается во «врага №1». Идеологи антиисламизма утверждают, что действия мусульманок-камикадзе логично вытекают из сущности исламской концепции роли женщины. Сам факт принесения женщин в жертву политическим целям, по их мнению, является еще одним доказательством дискриминации женщины в исламе, «вторичности» женщины по отношению к мужчине, подтверждением права мужчины распоряжаться ее жизнью и судьбой.
Вопрос, который нас интересует на данный момент больше всего, заключается в том, существует ли какая-либо связь между исламским терроризмом и исламом, между мусульманами и исламистами, насколько действия мусульманок-камикадзе, шахидок, могут быть оправданы или обоснованы догматами исламского вероучения, есть ли какое-либо основание для их поступков в Коране, хадисах, наследии Пророка или биографиях великих женщин раннего ислама из его окружения. Насколько вообще может быть легитимизирован политический радикализм и «женский» экстремизм в исламе. У многих россиян, видевших женщин-террористок, захвативших заложников во время представления мюзикла «Норд-Ост», возник вопрос о том, почему женщинам было необходимо переодеться в традиционную для ислама, но не для российских мусульманок, чеченок, одежду. Известно, что шахидов и муджахиддинов – мучеников, погибших в джихаде - войне за веру – хоронят прямо в той одежде, в которой они были убиты. Ведь шахиды прямым путем попадают в рай, согласно исламской доктрине. Рассчитывают ли эти женщины попасть в рай, может ли их настолько вдохновить идея райского блаженства, что они готовы умереть так страшно и рано? И может ли быть дорога в рай устлана трупами невиновных молодых людей и подростков? Ислам часто называют воинственной религией, фанатичной доктриной. И те, кто привык так считать, получают лишнее подтверждение своему мнению, глядя на видеоряд событий в Москве, на Кавказе, в бывшей Югославии и Палестине. В пользу своего утверждения они ссылаются на концепцию джихада, которая позволяет убийство во имя религиозных целей. Мусульманские идеологи, напротив, утверждают, что сам термин «ислам» происходит от корня «слм», «салам», что означает «мир». Наше многократное, доскональное прочтение Корана позволяет говорить о том, что в этой священной книге, ниспосланной всему человечеству, нет призыва к уничтожению неверных. В тех сурах и аятах Корана, где речь идет о войне, говорится: «Убивайте во имя Аллаха тех, кто убивает вас, но не преступайте (не переходите границы), воистину Аллах не любит преступающих». Самые крупные исламские богословы и философы всех времен и народов трактуют эти слова таким образом, что в них речь идет лишь о допустимой самообороне. Брать в руки оружие и защищаться, убивать и погибать можно лишь, если существует угроза жизни, дому, Отечеству, исламу. Во многих аятах Корана неоднократно говорится о ценности жизни человека, о том, что она является даром, который Аллах вручает людям, и они не вправе свободно распоряжаться ею. Особенно это касается жизни женщины, которая сама есть потенциальная «дарительница» жизни будущих поколений. В Коране подчеркивается, что Всевышний вручает женщин «на сохранение» мужчинам. Таким образом, те, кто посылает женщин на гибель, убийство невинных и самоубийство, нарушают догматы мусульманской религии. Самоубийство, ритуальное человеческое жертвоприношение жестоко осуждается исламом как и любой другой монотеистической религией. Те, кто обучает женщин-камикадзе, вдохновляет их на массовые убийства, обязаны знать о том, что никто, кроме Аллаха не вправе распоряжаться чужой жизнью, убивать мирных жителей, жертвовать женской судьбой. Публикации в российских и зарубежных средствах массовой информации излагают весьма противоречивые ответы на все эти сложнейшие, болезненные вопросы. Те из них, которые появились в российских средствах массовой информации непосредственно после трагических событий, косвенно свидетельствуют о том, что подготовка женщин к террористическим актам основывалась отнюдь не на религиозном вдохновении, а на «зомбировании» или использовании психотропных средств. В других случаях исполнительницы террористических актов руководствовались обычаем кровной мести, мстили за гибель отцов, братьев, мужей. Все эти проблемы становятся мучительно неразрешимой задачей для того, кто сам по рождению и традиции принадлежит к мусульманской религии, кто привык считать ислам венцом монотеистической традиции, кто гордится великой исламской культурой, хорошо знает историю мусульманского мира и догматы вероучения. После сентябрьских налетов на США мир окончательно и, вероятно, надолго раскололся на два лагеря. Эти слова из уже забытого нами лексикона идеологического противостояния времен «холодной войны» и борьбы двух систем, вновь на повестке дня. Но только теперь разлом происходит не по идеологическому, а по культурно-религиозному признаку. И на переднем крае борьбы возникла фигура женщины в исламской одежде, марширующая по улицам Бейрута и Палестины, воюющая в Югославии, погибающая и убивающая в Москве. В исламе, религии, возникшей столетиями позже основных мировых конфессий и при качественно иных социальных и культурных условиях, огромное значение и внимание уделяется положению женщины, ее правам, священным обязанностям, сакральному назначению. Тем, кто привык заблуждаться относительно статуса женщины в мусульманском обществе, кто судит об исламе лишь по гаремам, парандже, экзотической процедуре развода и специфическим исламским запретам, вероятно, будет интересно узнать о том, что ислам впервые в истории человечества полностью и абсолютно приравнял женщину к мужчине, наделил ее правосубъектностью, имущественными полномочиями, дал ей возможность свободно, по своей воле вступать в брак и выступать инициатором развода. И если человечество не сумело воспользоваться истинами, ниспосланными людям, то стоит ли винить в этом само учение. Лучше попытаться понять, почему ислам не сумел реализовать свою миссию – стать учением единого человечества без классовых и национальных границ, стать религией мира и спокойствия. Следует спокойно и здраво проанализировать, в чем причина того, что мусульманская женщина, которая стояла у истоков рождения новой религии, бережно хранила и передавала вероучение, активно участвовала в политике и культурной жизни столиц мусульманского мира, оказалась на долгие столетия в арьергарде истории, замкнутая четырьмя стенами женской половины домов и гаремов. И главное, надо понять особенности и характер женской исламской активности сегодня, проанализировать процесс реисламизации статуса и роли женщины, которая обусловлена как исламским вероучением, так и современным политическим и социальным контекстом.
Женщины в черных покрывалах и белых платках, цветных чалмах и блестящих шалях, арабки, африканки, индианки, россиянки, американки и жительницы европейских государств - все это представительницы самой многочисленной в современном мире религии, ислама. На сегодня численность мусульман в мире составляет свыше одного миллиарда человек. Эта самая быстро растущая, динамичная часть населения земного шара. Мусульмане и мусульманки говорят на разных языках, имеют различное образование, обитают в пустыне или в современных мегаполисах, но в чем-то они гораздо больше похожи друг на друга, чем на тех своих современников, с которыми они проживают или работают рядом, но принадлежат к разным конфессиям. Эта общность неуловима, неосязаема, она духовна, но реально проявляется в ценностях, которыми исламские женщины руководствуются в жизни, в их отношениях к своим единоверцам, родителям, учителям, лицам противоположного пола. Женский бизнес в странах мусульманского мира – еще один феномен, свидетельствующий об активизации женщин, традиционный и новый одновременно. Как говорят сами представительницы женского бизнеса, примером для них является первая жена Пророка – Хадиджа, которая вела крупную и успешную торговлю на Аравийском полуострове. Тем не менее, в течение долгих веков женщины были практически вытеснены из сферы предпринимательства. В конце ХХ века ситуацию меняется коренным образом. Не секрет, что женский бизнес вызывает неоднозначную реакцию во всем мире, в частности, в России. Экономические реформы привели к тому, что громадное число женщин было вовлечено в сферу малого и среднего предпринимательства без соответствующей правовой базы, социальной поддержки, психологической готовности. Об этом подробно говорилось на семинаре «Малый бизнес как фактор устойчивого развития: гендерный аспект», который состоялся в Казанском государственном энергетическом университете в 2002 г. Примечательно, что в Татарстане – республике традиционного распространения ислама, развитие женского предпринимательства также имеет свою специфику, на которую влияют национальные и конфессиональные особенности. Развитие женского предпринимательства в мусульманских странах и общинах помимо чисто количественного роста имеет и качественные показатели – появление женских объединений с целью поддержки женского бизнеса. Одним из них является Арабская ассоциация в поддержку женского бизнеса, которая объединяет женщин, работающих как в арабских странах, так в Европе и в США. В 2001 году состоялся международный форум в Лондоне, где обсуждались гендерные аспекты предпринимательства. Выступивший на форуме представитель британского правительства заявил, что первоначально поддержка женского бизнеса в арабском мире рассматривалось в качестве «секретного оружия» в борьбе против исламизма и фундаментализма. Женское предпринимательство должно было служить целям эмансипации мусульманок, их вестернизации. Но ситуация сложилась иначе. Многие успешные женщины-предпринимательницы параллельно с бизнесом ведут активную работу в сфере пропаганды исламских экономических принципов, мусульманских нравственных ценностей, идеологически и финансово поддерживают женские исламские движения и организации.