Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Мир конца ХХ века с особой силой обозначил тенденции расширения взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости различных регионов, стран, народов и их культур. Многоаспектные культурные связи между народами привели в последнее десятилетие к тому, что глобализация культуры приобрела первостепенное значение и актуальность. «Триумфальное» шествие западной цивилизации, навязывающей свои взгляды, идеи, ценности, наблюдается и в нашем обществе, и как следствие, в молодежной среде сформировались такие негативные тенденции как безразличие к социальным процессам при выраженной потребительской направленности и критика всего существующего при отсутствии элементов конструктивного созидания. Эти тенденции проявляются во всех видах молодежной культуры, а наиболее ярко выражены, на наш взгляд, в культуре материального потребления. Национальной культуре отказывают в своеобразии, яркости, самобытности. В сложившейся ситуации система образования призвана обеспечить сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к истории и культурному наследию своего народа, осознание его достижений, которыми можно и нужно дорожить и гордиться.
Технологический университет с 90-х годов прошлого столетия представляет собой интегрированную педагогическую систему нового открытого типа, реализующую в единой организационно-методической структуре многопрофильное, многоуровневое и непрерывное высшее техническое образование. В составе университета функционирует институт технологии легкой промышленности, моды и дизайна (ИТЛПМД), состав студентов которого состоит, примерно, на 80% из представителей женской половины человечества. Именно эта половина и составляет основные трудовые ресурсы легкой промышленности, как в нашей республике, так и в целом в России. От выпускников института в значительной степени будет зависеть возрождение и развитие народного творчества и культурно-исторического наследия РТ. В связи с этим, одним из ключевых аспектов и направлений воспитания в контексте проблем гуманизации и гуманитаризации образования, проблемы повышения квалитативной культуры человека является общекультурная подготовка специалистов. При этом должна произойти смена парадигмы рационального знания на парадигму культуросообразности и культуротворчества, а также смена приоритетов, когда в центре внимания находится личность, его культура, профессионализм, а его знания и умения превращаются из самоцели в средство его личностного профессионального развития и самореализации.
Рассмотрение региона как социума, способного создать высокий уровень обеспечения научно-образовательными услугами в системе единого общегосударственного пространства, позволило на примере Республики Татарстан и Среднего Поволжья разработать региональную модель системы непрерывного профессионального образования специалистов легкой промышленности, в основе которой лежат такие ключевые направления как: переход от отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования с совместным федерально-региональным управлением всеми учреждениями профессионального образования; культурологическая методология подготовки специалиста нового типа в гармонической связи с национально-культурными региональными особенностями как дополнение к государственным стандартам; формирование новых образовательных структур с наиболее перспективными для региона направлениями подготовки специалистов; регионализация систем общего и профессионального образования на основе их интеграции с сохранением и дальнейшим развитием научного и преподавательского потенциала региона.
Региональная компонента содержания профессионального образования, а именно, национальная культура и нравственные ценности народа предусмотрена в специально разработанных курсах (например, по изучению фольклорных традиций в народном костюме и истории его развития, предусматривающих отражение специфики образа жизни региона и формирование у учащихся творческого подхода к разработке и освоению новых видов продукции).
Функционирование региональной модели системы непрерывного профессионального образования в ИТЛПМД рассматривается на акмеологическом и интегративном уровне. При этом интеграция понимается как выход в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных компонентов регионального характера и, вследствие этого, как выход на принципиально новое качество в условиях коренного обновления социокультурного статуса общества. Таким образом, структура и организация учебно-воспитательного процесса, состоящая из воспитательной среды, деятельности, непрерывности и осмысления субъектом своей жизни в контексте национальной культуры, создает условия для успешного решения задач, как профессиональной подготовки, так и воспитание личности как субъекта культурно-исторического процесса. Одним из эффективных направлений воспитания национальной самобытности в регионе является опыт возрождении и развития народного творчества, праздников и обычаев народов РТ. В качестве примера можно привести новую волну возрождения праздника «Сабантуй», гвоздем программы которого является татарская национальная борьба «куреш» - борьба на поясах. Сегодня этот вид спортивного состязания находится в центре всеобщего внимания и включается в программы различных праздников и фестивалей, делаются попытки расширения географии «куреша» на международную спортивную арену. В этой связи возникает проблема разработки спортивного костюма в национальном стиле, функционально удобного и соответствующего самооценки и субъективному отношению личности.
Поскольку художественно-конструкторское решение одежды в современном мире должны базироваться на знании национальной культуры, самобытности народа и искусства, то работа над коллекцией предполагала теоретические исследования специфики национальных образцов костюма татарского народа на протяжении длительного времени. Как показали исследования, несмотря на все многообразие и частые смены «мод», татарский костюм обнаруживает единство стилевых признаков, отличающих его от костюмов других народов. Основа основ традиционного орнамента национального костюма – составляют цветочно-растительные мотивы и криволинейные геометрические фигуры. Деление орнаментальных мотивов на растительные и геометрические в мозаичной технике, как ни в дном другом виде татарского декоративно-прикладного искусства, носит условный характер. В большинстве случаев узор мозаичной выкладки, с равным на то основанием, можно описать и как сложную геометрию округлых форм и как сильно стилизованный растительный орнамент, а в ряде случаев и как обобщенный зооморфный рисунок. В основе мозаичного орнамента лежит три- и двулистники, пальметки, розетки, мотивы сердечка, волны, скобы, зигзага, спирали. С их помощью создаются и сравнительно простые по композиции, и весьма, сложные по рисунку узоры. В круг излюбленных входят тюльпанообразные, пальметообразные, лотосовидные, роговидные, облакообразные, серцеобразные, волнообразные изображения. Покрой одежды, ее орнамент, символика всегда имели смысловую нагрузку и представляли определенные воззрения людей на окружающий мир и место человека в нем. Так роговидные композиции олицетворяли силу, мужество, более того они служили оберегом от злых духов и превратностей судьбы. Мотив розетки (полуразетки) символизировал начало начал – жизнь и бессмертие, мотив «сердечка» - любовь, преданность к Родине, родной земле, знак жизни. Эти элементы взяты за основу орнамента спортивных костюмов.
Для декорирования костюма предлагаются унифицированные способы нанесения орнамента - в виде аппликации или декорирование шнуром по основной ткани. Выбор цветовой гаммы также играет большую роль в формировании образа. Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, взгляду – выразительность, но может, наоборот, сделать лицо бледным, тусклым, а весь облик бесформенным. Многоцветье всегда являлось отличительной чертой женского и детского костюмов. Для мужских костюмов, как правило, подбиралась темная основа. Однако умеренное использование «женского» многоцветия в мужской коллекции, на наш взгляд, может внести особую экстравагантность, а гармоничное использование сочетания пастельных тонов произведёт впечатление легкости и летней свежести, использование декоративных элементов из ярких элементов мозаики придаст коллекции ненавязчивость, раскрепощенность и чувство игры.
Республика Татарстан – многогранная республика, с развивающейся промышленностью и сельским хозяйством. С помощью разной цветовой гаммы можно не только обозначить нашу республику, но и направления развития каждого района. Например, юго-западный район Татарстана – нефтегазодобывающий район. Цветовую палитру костюма можно раскрасить по следующим цветам: черный, темно-зеленый, темно-коричневый, темно-вишневый. Бордюрное завершение для придания выразительности выполнить красным, зеленым, белым цветами. Центральный район – центр экономики, культуры, политический центр Татарстана. Предлагаемая его мозаика - от светло-охристого, до темно-синего цветов. Юг и юго-восток республики – сельское хозяйство и деревообрабатывающая промышленность. Костюм можно составить из следующих цветовых раскладок: от синего до желтого, а узор выполнить синими, красными и светло-синими цветами, а также, традиционно, зеленым цветом.
Новая эпоха диктует новый стиль. Костюм и их крой изменяется также, как меняются наши нравы и взгляды на жизнь. Человек становится придирчивым и предъявляет к одежде новые требования – элегантность и непринужденность воедино с комфортом. Эти осознанные требования достигаются посредством подбора тканей, имеющих высокую ступень удобства и конструктивных решений.
На основе исследовательских разработок предлагается коллекция спортивных костюмов, состоящая из спортивной куртки или спортивной жилетки, легкой рубахи прямого покроя, спортивных штанов различной длины и кушаков или декорированных шнуров, представленных на рисунках. Таким образом, предлагаемые модели спортивных костюмов, разработанные в ИТЛПМД, несут не только функциональную и эстетическую нагрузку, но и служат исходным пунктов освоения культуры региона – от формы к содержанию, и ее дальнейшее обогащение и развитие.