ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ ГРУПП ОСОБОГО РИСКА
зав.отделением, Филатова Ю.П.
Республика Татарстан, 420095, г. Казань, ул. Кулахметова, 25/1, Центр социальной помощи семье и детям Московского района г. Казани
Сегодня большая часть населения оказалась в тяжелом положении в результате экономических и политических реформ и потрясений, породивших бедность, нищету, безработицу, невыплату заработной платы, пособий. И все это – при интенсивном росте цен не только на предметы первой необходимости, но и на те услуги, которые должны предоставляться бесплатно как социальные гарантии государства. Точные сведения об истинных масштабах социальных бедствий, маргинализации, неравенстве разных слоев населения социальные работники получают при непосредственных соприкосновениях с теми, кто стал прямыми жертвами экономических и политических трансформаций и буквально переполнен мощным отрицательным эмоциональным зарядом, совладать с которым не в состоянии. Основными маркерами патологической ситуации, в которой находятся группы семей особого риска, выступают социальная изоляция, ослабление связей с социумом, а главное, угнетенное или агрессивное состояние, которое при отсутствии ресурсов для личностного и социального подъема (материальных, психологических, профессиональных) переходит в стремление преодолеть препятствие через саморазрушающее поведение, создающее угрозу падения семьи и детей на дно. Кризис формирования нового самосознания окрашивается в таких случаях страхом перед неизведанным, обидой от личной несостоятельности и тех препятствий, которые не удается преодолеть [1]. Тенденции к количественному приращению маргинальных групп и росту числа, попадающих на социальное дно, к которым, безусловно, относятся не только взрослые, переживающие фрустрацию и ощущающие свою незащищенность, но и дети, создают отчетливую потребность во все более активных подходах и инновационных технологиях повседневной и регулярной социальной работы с семьей и детьми. Сам по себе институциональный статус социальной работы и возможности ее организации предполагают объединение усилий в этом направлении государства и общества. Заметные позитивные результаты, связанные с улучшением качества жизни семей и детей, нуждающихся в помощи, может дать только взаимодействие государственных учреждений с профессиональными общественными организациями. Этот вывод подсказала сама жизнь и практика социальной работы, как всегда, опережающая теорию. Процесс обострения ряда социальных проблем стимулировал многих специалистов не только на придание гласности переживаемых клиентами тягот и невзгод, но и на поиск инновационных подходов, способных активизировать возможности помощи семье, попавшей в особо трудную ситуацию. Практические работники убедились, что подходить к таким семьям с общими мерками невозможно, а оказывать на них давление и наказывать бесполезно. Очевидно, что именно потребность в новых направлениях и формах работы с неблагополучными семьями актуализировала интерес социальных работников к взаимодействию с общественными организациями. Тенденция привлечения к оказанию социальной помощи и поддержки семье и детям различных общественных сил, в том числе через общественные некоммерческие организации, уже давно оправдала себя в самых разных странах – Великобритании, США, ФРГ, Австрии и других. В России взаимодействие государственных учреждений с общественными организациями имеет свою специфику.
Быстрыми темпами развития различных общественных объединений и движений отмечено начало 90-х годов прошлого века. Примером могут служить те трансформации, которые претерпело женское движение. Так, до 1985 г. в СССР существовала только одна общественная женская организация – Комитет советских женщин. На начало 1994 г. в РФ было зарегистрировано уже около 300 различных женских организаций, среди них 5 имели международный статус, 2 – федеральный, 14 – республиканский. Общественные организации России создавались и создаются на разных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, местном (в районах и городах). К началу ХХI века процесс их образования продолжается столь же стремительно. В настоящее время общее количество негосударственных предприятий в России, по различным источникам, составляет от 300 до 500 тысяч. По данным экспертов, примерно треть из них (100 – 150 тысяч) специализируется в области социального обслуживания. В Казани, например, действуют общественные организации многодетных матерей, родителей-инвалидов, детские общественные организации, объединения по профессиональным, творческим и другим интересам и так далее.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия в РФ довольно интенсивно развивался и государственный сектор социальной работы. Осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки клиентов социальных служб, семей и детей. Создана сеть государственных учреждений – комплексных центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центров, социальных приютов для детей и подростков, центров социальной помощи семье и детям и так далее. Инициатива взаимодействия и сотрудничества государственного учреждения с общественными организациями является исключительно целесообразной. Подобное взаимодействие при организации социальной помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, предполагает наличие гибкости в подходах для объединения усилий, с тем, чтобы создать «единую силовую потенцию» решения общих задач. Основными целями социальной помощи семье и детям групп особого риска являются профилактика, помощь-поддержка, социальная защита. Достижение профилактических целей направляется на укрепление жизненных сил и потенциальных возможностей семьи-клиента, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, возвращение ее в русло нормальной жизни, защита от последствий, которые могут стать источником более серьезных угроз и потрясений. Помощь и поддержка выступают в качестве основы конструктивного взаимодействия с клиентом, в сочетании с определенным кругом услуг, позволяют сохранять и стабилизировать максимально возможный уровень мотивации семьи как клиента, к работе над преодолением трудностей и нормализацией устремления ее членов к самостоятельности, оптимистическому настрою. Функции социальной защиты недееспособных и зависимых клиентов предполагают совокупность применения профилактических, реабилитационных и поддерживающих мер от имени клиента и в его интересах [1].
На наш взгляд, заслуживает внимания интересный и неординарный опыт взаимодействия Центра социальной помощи семье и детям Московского района г.Казани с Фондом помощи многодетным семьям «Гестия» при организации социальной помощи и поддержки семьям и детям групп особого риска. Фонд помощи многодетным семьям «Гестия» создан в 1993 году и действует на территории Московского района г. Казани, а это и микрорайон Жилплощадка, и поселок Левченко, которые, к сожалению, лидируют по числу семей, детей и подростков, относящихся к группе особого риска. Фонд помощи многодетным семьям «Гестия» помогает детям, подросткам из социально незащищенных семей, уделяя особое внимание семьям, находящимся в социально опасном положении. С 1998 года фонд «Гестия» тесно взаимодействует с центром социальной помощи семье и детям Московского района г. Казани, на базе которого была развернута планомерная деятельность по оказанию социальной помощи несовершеннолетним и их семьям. В первую очередь следует отметить совместную работу Центра и Фонда «Гестия» в рамках реализации районной программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Детская безнадзорность требует комплексную профилактику, а значит, участие в ней специалистов разных уровней, призванных создать работающую систему. Осуществлению программы предшествовала работа, включающая формирование базы данных о детях и семьях групп риска в Московском районе. Предусматривалось выявление актуальных проблем и трудностей каждого ребенка, изучение личностных особенностей детей и подростков, характера внутрисемейных отношений, условий семейного и школьного воспитания. Особое значение придавалось формированию мотивации детей и подростков к работе над собой. Сотрудники Центра и волонтеры Фонда «Гестия» заняли единственно правильную позицию: не ждать, когда предполагаемые клиенты придут к ним сами. Напротив, они работали по выявлению безнадзорных несовершеннолетних, изучали их образ жизни и особенности социального окружения. На основе анализа полученных данных составлялись прогнозы их возможного развития и поведения. Затем при Центре открыли отделение дневного пребывания несовершеннолетних, где формировали коррекционные группы для оказания разносторонней помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию: психологическая адаптация и социализация личности, помощь в трудоустройстве, социально-психологическая работа с социумом (семья, школа, друзья). По мере необходимости участвовали в защите прав и законных интересов несовершеннолетних в суде. Постепенно дети стали приводить и своих одноклассников, друзей. Психологи и педагоги, воспользовавшись этой ситуацией, смогли больше узнать о личных проблемах своих подопечных, взаимоотношениях, сложившихся в их семьях. Действительно, сотрудниками Центра и волонтерами Фонда были созданы благоприятные условия для тесных контактов с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, благодаря чему открылись новые возможности для оказания ему своевременной помощи.
Получали развитие и новые направления деятельности во взаимодействии учреждения и общественной организации. Одним из них стало укрепление детско-родительских и семейных отношений. Сложившиеся с детьми отношения позволили выйти на семьи. Поначалу это были короткие встречи, во время которых волонтеры и сотрудники старались заинтересовать родителей собственными детьми, обращая внимание на то лучшее, что есть в них, и тем самым, помогая матери, отцу, другим членам семьи стать по отношению к ним более внимательными. А бывали случаи, когда приходилось срочно посещать семью, особенно если появилась угроза определения ребенка в детский дом, приют, если поступила информация, что ребенок не ночевал дома, прогуливает школу, был близок к суициду, агрессивен, либо излишне инертен. В не столь тревожной ситуации контакты с семьей проходят в форме телефонных консультаций, приглашаются в Центр на чай. Центр постоянно, хотя и в разное время, посещают более 50 детей. Не каждый из них нуждается во всех видах услуг, которые могут оказать сотрудники и волонтеры «Гестии». Иногда достаточно просто поговорить, чтобы помочь ребенку. Большое значение для профилактики детской безнадзорности и организации досуга в каникулярное время имели летние и зимние городские лагеря, созданные при Центре при финансовой поддержки администрации района. Воспитателями и социальными педагогами в этих лагерях работали специалисты и волонтеры, которые уже знали детей. Постепенно Фонд «Гестия», поначалу представлявший собой содружество энтузиастов, активно откликающихся на нужды конкретных групп населения – детей и подростков, их семей, стал полноценной частью системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних на территории Московского района. Необходимо заметить, что деятельность Фонда и Центра развивается и в рамках разработки социальных проектов и программ, поддерживаемых Администрацией района, отделом социальной защиты населения. Например, в 2003 году началась реализация программы «Твоя удача», предупреждавшей правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними в Московском районе г. Казани, благодаря организации их свободного времени (трудоустройство и организация досуга). Волонтеры Фонда информируют семьи о содержании деятельности и функциях учреждений социального обслуживания, действующих на территории района, о проводимых мероприятиях, акциях, в которых могут принять участие клиенты.
Новым и интересным для семей, посещающих Центр, является такое направление и форма деятельности, как клубная работа. Клуб многодетных семей «Гестия» был открыт в октябре 2003 года. Основная цель работы клуба – дать возможность родителям на время отвлечься от домашних проблем, пообщаться, поделиться опытом воспитания детей. Членами этого клуба являются не только многодетные семьи группы риска, но и семьи самих волонтеров фонда «Гестия», что позволяет волонтерам наладить более тесный и доверительный контакт с семьями, нуждающимися в помощи и поддержке. Объединение усилий учреждений и общественных организаций позволяет максимально использовать их возможности, поднять эффективность социальной работы с группами риска и нуждающимися в помощи семьями, но и повысить их профессионализм участиников программ.
Литература
1. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2003. – 392с.