ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Инокиня Ольга
Россия, Республика Татарстан, г.Казань, 420036, ул. Челюскина, 31а, Казанское епархиальное управление
Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий в докладе, посвящённом 2000-летию Рождества Христова, заметил, что «мы завершаем век, когда с помощью современных систем коммуникаций сообщения по всему миру распространяются за считанные минуты. Однако парадокс заключается в том, что при таком развитии информационных технологий решения Священноначалия становятся известны широким кругам простых верующих в лучшем случае спустя недели после их принятия… Это создаёт благоприятную почву для различного рода домыслов и слухов. Порою сталкиваешься с незнанием решений высшей церковной власти, официально выраженной позиции Церкви по различным вопросам не только мирянами, но и священнослужителями». Пожелания Его Святейшества таковы, «чтобы решения церковного Священноначалия предельно оперативно доводились до каждого пастыря, а вопросы общецерковного значения – до каждого мирянина, ибо вся церковная полнота призвана участвовать в соборном деянии».
Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Каждому даётся особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благости Божией» (1 Пет. 4.10) Различие даров в церкви особым образом проявляется в области её общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.
Так, история православной церкви сохранила множество примеров активной вовлечённости мирян в управление государством, в деятельность политических и иных гражданских объединений. Такая вовлечённость имела место в условиях различных систем государственного устройства: самодержавия, конституционной монархии, разнообразных видов республики. Участие православных мирян в гражданских и политических процессах было затруднено лишь в условиях режима, придерживающегося политики государственного атеизма. Согласно учению церкви ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением церкви, её нравственными нормами и её официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства. Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84.11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.
Итак, Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединить соответствующие усилия с представителями светской власти. Областями сотрудничества церкви и государства в нынешний исторический период являются: а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях; б) забота о сохранении нравственности в обществе; в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое воспитание; г) дела милосердия и благотворительности; д) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значительным для Церкви и общества; е) попечение о воинах, их духовно-нравственное воспитание; ж) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; и) наука, здравоохранение; к) культура и творческая деятельность; л) работа церковных и светских средств массовой информации; м) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества; н) поддержка института семьи, материнства и детства.
Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о себе как о женихе (Лк. 12.35), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5.24). Семья как домашняя Церковь есть организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к близким, а значит и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает своё продолжение в любви к своему ближнему и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься, как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению, развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительно, её не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь. Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, церковь одновременно видит важнейший свой долг в украшении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребёнка.
В дохристианском мире бытовало представлении о женщине как о существовании низшего порядка в сравнении с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. По православному учению, благодатная Мария, благословенная между жёнами (Лк. 1.28), явила Собою ту высшую степень нравственной чистоты, духовного совершенства и святости, до которой смогло подняться человечество и которая превосходит достоинство ангельских чинов. В Её лице освящается материнство и утверждается важность женского начала. Церковь высоко почитает евангельских жён-мироносец, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в её устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности. Высоко оценивая общественную роль женщины и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим её, как Христос любит свою церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь – Христу (Еф. 5.22, Кол. 3.18). В этих словах речь идёт, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; но не следует забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5.21). Поэтому, «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; всё же – от Бога» (1 Кор. 11.11). Представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака – института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой. Нередки призывания к искусственному уравниванию участия женщин и мужчин в человеческой деятельности. Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущим только её естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму. Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа к спасению, которое Христос принёс для всех людей: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3.28).
Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к враждебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Церковная миссия в медицинской среде является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян – работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждёт от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для пациента милосердным самарянином из евангельской притчи – долг каждого православного медицинского работника. Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина всё более становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное восприятие здоровье и болезни, Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности внедрения под прикрытием «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может вызвать у Церкви глубокой пастырской озабоченности. Формулируя своё отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном родстве человеческой личности. С древнейших времён Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех, с канонической точки зрения приравнивается к убийству. В основе такой точки зрения лежит убеждённость в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой жизни преступно. Применение новых биометрических методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия, однако пути к деторождению, не согласные с замыслом творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданным. «Суррогатное материнство» по мнению Церкви противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нём образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий. Вместе с тем, клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике. В отношении трансплантологии Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию становится проявлением любви и сострадания. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. Церковь не может признать нравственно приемлемыми распространённые ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления больного (в том числе по их желанию). Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против творца» и признать действительной искусственно изменённую половую принадлежность.
Православная церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Весьма важно ознакомление преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с основами православного вероучения и православно ориентированной биомедицинской этики. Христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовало возникновению научного мировоззрения. Со временем науки – как естественные, так и гуманитарные – стали одной из наиболее важной составляющих культуры. Слово «культура» латинского происхождения, означающее «возделывание», «воспитание», «развитие». Оно образовано от «cultus», что означает «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить своё творение (Быт 2.15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нём является богозаповеданным деянием человека. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актёр и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с творцом, она делает её открытой для соработничества Богу. Церковь напоминает людям культуры, что их призвание – возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искажённый грехом образ Божий. Христианская традиция неизменно уважает светское образование. С точки зрения православия – желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материального взгляда на мир. К сожалению, доныне во многих учебных курсах истории недооценивается роль религии в формировании духовного самосознания народа. Нельзя игнорировать и опасность деструктивных сект, под воздействием которых, ребёнок может быть потерян и для себя, и для семьи, и для общества. Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков религиоведения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях. Что же касается религиозного образования и воспитания, то в этих целях Церковь создаёт православные общеобразовательные учебные заведения, ожидая их поддержки со стороны государства. Школа есть посредник, который передаёт новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Церковь призвана и стремится содействовать школе в её воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода.
Средства массовой информации играют в современном мире всё возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твёрдой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светским СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского деяния, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Взаимодействие Церкви и СМИ предполагает взаимную ответственность. Так мнения представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать её учению и позиции по общественным вопросам.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви призваны служить руководством для канонических церковных убеждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации.