ЭТНИЧЕСКИЕ АВТОСТЕРЕОТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ САМОДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Директор, Зинуров А.М.
Россия, Республика Татарстан, 420095, г. Казань, ул. Кулахметова, 21, ГОУ «Республиканский учебный научно-исследовательский центр» Albertzi@mail.ru
Экономический и технологический прогресс наряду с небывалым расширением возможностей человека привели к социальному расслоению населения по целому ряду признаков, в том числе к неравенству между социальными позициями мужчин и женщин. Прогресс в области выравнивания условий труда и занятости женщин и мужчин не является поступательным, непрерывным. В периоды кризисов, перестройки экономики или переходной экономики, как правило, урезаются социальные расходы. Что создает дополнительные трудности для женщин, перед которыми стоит проблема гармоничного сочетания общественного труда и семейных обязанностей. Общепризнанно, что эффективное экономическое и социальное развитие предполагает равноценный вклад со стороны всех членов общества - мужчин и женщин, старых и молодых, трудоспособных и нетрудоспособных. Все они должны осознать свои возможности, тот потенциал, который может позволить им, с одной стороны, вносить свой вклад в общее развитие, а с другой - полнее реализовать свои личностные преимущества. Такие задачи невозможно решить без полноценного участия женщин всех профессий в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства.
Для экономики постсоветской России характерны определенные изменения положения женщин на рынке труда. Однако, в целом перемены оказались однобокими и ограниченными. Лишь малая часть занятых женщин обрела возможность доступа к более престижным должностям. В основном они заняты на низкооплачиваемых и не требующих высокой квалификации рабочих должностях. Их склонность к рабочим местам с неполной либо временной занятостью ставит их в крайне невыгодную ситуацию - они в гораздо большей степени рискуют оказаться в числе бедных или маргиналов, чем представители сильного пола. Уровень, на котором принимаются ответственные решения, наименее достижим для женщин. Именно на нем оказывается наибольшее сопротивление реализации программ гендерного равенства. Чем выше позиции в структуре крупных корпораций, тем шире пропасть между мужчинами и женщинами. Женщины занимают менее пяти процентов должностей высшего уровня в таких корпорациях (как государственных, так и частных). К числу самых уязвимых категорий работниц на рынке труда относятся: сельские женщины, работницы неформального сектора, эмигрантки, молодые, старые и нетрудоспособные. Основная масса причин гендерной дискриминации, находится за пределами проблем рынка труда. Признак пола определяет предвзятое отношение к женщинам как к наемным работникам. Стереотипы массового сознания, общепринятые социальные нормы воздействуют на экономическую деятельность женщин и ее результаты практически в любой сфере жизни. Это приводит к глубокому несоответствию между фактическими способностями работающих женщин, их вкладом в экономику, их потребностями и представлениями об их социальной роли и назначении. На рынке труда гендерные стереотипы часто определяют оценку способностей работника и могут вести к дискриминации при найме на работу и оплате труда.
Традиционные стереотипы общественного сознания, так же как выстроенные в соответствии с ними социальные нормы проникают почти во все сферы жизнедеятельности. Повсюду они определяют характер разделения труда в рамках семьи и за ее пределами. Мужчины часто рассматриваются в качестве ведущих кормильцев семьи, а женщины - в качестве их помощников. Стереотипы провоцируют споры о том, должна ли женщина вообще работать за пределами семьи. Очевидно, что социальные нормы могут серьезно влиять на экономический выбор женщин, ограничивая круг их возможностей и стимулируя к отказу от некоторых видов деятельности. Нанимаясь на работу, женщины всегда помнят об обязанностях по уходу за ребенком, о семье. Эти факторы ограничивают их мобильность, определяют самовыбор профессий и должностей и т.п. Наблюдаемый нами огромный информационный и концептуальный багаж мировой научной мысли в критическом осмыслении опыта гендерного экономического анализа предоставляет российским исследователям фундаментальную методологическую и методическую базу изучения специфики российской ситуации. История развития гендерной проблематики в экономической мысли наглядно иллюстрирует логику формирования нового междисциплинарного научного направления, возникающего на стыке дискурса «гендерной экономики» (неоклассицизм, неоинституционализм, марксизм) и «феминистской теории» (либерального феминизма, социалистического, радикального феминизма и феминистского сепаратизма). В названных направлениях мы находим достаточное тематическое сходство – совокупность вопросов обсуждаемой проблемы: дискриминация и профессиональной сегрегации в занятости по признаку пола, гендерного неравенства в оплате труда, гендерного разделения труда в рамках домохозяйства и пр. Учитывая, что тематическое поле названных направлений практически совпадает, различия между ними следует искать в особенностях методологических и/или концептуальных подходов к анализу одних и тех же проблем.
Не умаляя заслуг теоретиков, концептуально акцентирующих подчиненный статус женщин в семье, экономике, обществе и недооценку их роли в экономическом развитии, сегодня мы определяем предмет гендерной экономики как исследование источников, масштабов и механизмов проявления экономических различий между мужчинами и женщинами, выделяя в числе первостепенных профессиональную сегрегацию по признаку пола. Признавая важность неоклассической экономической теории (теории человеческого капитала) и институциональных теорий (теорий сегментации) для объяснения гендерного неравенства на рынке труда, следует подчеркнуть, что они не в полной мере объясняют причины и механизмы гендерной профессиональной сегрегации. Есть еще один серьезный аспект, определяющий актуальность заданной проблемы. Нередко нарушения человеческих прав женщин совершаются не государством или его представителями, а частными лицами. Налицо дихотомия «общественная жизнь - частная жизнь» и самоустранение государства от ответственности за нарушение прав женщин. В правозащитной системе традиционно делается акцент на ответственности государства на гражданских и политических правах. Это верно, в первую очередь, в отношении дискриминации женщин в сфере трудоустройства. Однако дискриминация трудовых прав женщин наблюдается и в сфере частной жизни, что может быть вызвано семейными этнокультурными и конфессиональными традициями, идущими вразрез с общечеловеческими правами личности. Таким образом, можно утверждать, что гендерное неравенство среди работников принимает как материальную, так и идеологическую формы: первая форма связана с публичной сферой, а вторая определяется социальными нормами и стереотипами. Основная масса причин гендерной дискриминации, уязвимого положения женщин в сфере труда и занятости находится за пределами классической теории занятости. Значительным фактором экономического поведения индивида могут являться его этнокультурные установки. Этнический стереотип, являясь ярким и запоминающимся образом, обладает значительным потенциалом в формировании социально-культурных установок личности. В свою очередь, степень устойчивости стереотипов, их содержание и оценочные характеристики во многом определяют стратегию личностного поведения. Дальнейшее расширение «гендерного пространства» в экономической сфере может быть связано с развитием новых концепций, включающих наряду с изучением рыночных механизмов взаимодействия экономических субъектов (женщин и мужчин) на рынке труда с существующими организационно-правовыми и социально-культурными условиями этого взаимодействия.
Гендерный экономический анализ предполагает включение в исследовательскую базу смежных областей знания, в первую очередь, экономической социологии, экономической психологии и этнологии. Это раздвигает рамки анализа за пределы пространства «чистой» экономики, которая ввиду жесткости своих базовых постулатов не слишком хорошо «приспособлена» для использования аналитической категории гендера. Синтез теорий занятости населения, с одной стороны, и этнокультурной самоидентификации «экономического человека», с другой, находится в стадии своего концептуального формирования. В то же время нарастающие тенденции последних лет дают определенные основания на возможность выделения в рамках этой пограничной проблематики междисциплинарной отрасли знания, определяемой нами как концепция «этнической занятости». Предметным полем данной концепции может стать взаимозависимость между этногендерными установками и практикой реализации интересов, потребностей и прав личности в сфере труда и занятости. Широкую эмпирическую базу для наблюдения данной зависимости обеспечивают представители традиционных этнических групп России, традиционно исповедующих ислам и православие. Таким образом, наряду с предложенной Г.Беккером «теорией склонности к дискриминации», согласно которой работодатели имеют определенные предубеждения в отношении определенных групп работников или дискриминируемых групп, в частности, женщин, мы имеет достаточно оснований выдвижения «теории склонности к самодискриминации».
Результаты проведенных нами исследований («Этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность» 1999 г., «Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания» 2001 - 2002 г., «Социальное самочувствие молодежи, работающей на промышленных предприятиях Республики Татарстан» 2002 г.) указывают на то, что этнокультурные установки являются значимым фактором экономического поведения индивида. Так, при исследовании мусульманских семей Татарстана, Удмуртии и Нижегородской области выявлены традиционные «подчиненные роли» женщины в обществе, равно как и в православных семьях, базирующихся на социально-экономических установках «Домостроя». В любой сфере экономической активности, как показывают результаты гендерных исследований, всегда существует два типа отношений и реакций в экономическом поведении – мужская и женская. Мужчины и женщины по-разному воспринимают и усваивают информацию, по-разному решают проблемы трудоустройства, по-разному служат обществу. Так, этнокультурные стереотипы, определяющие заданное поведение женщин на рынке труда, прослеживаются как в ответах респондентов – мужчин, где они достаточно четко предопределены «гендерным подходом», но в большей степени самоопределяются женщинами, представительницами различных этнических и конфессиональных направлений. Однако выявленные тенденции требуют более пристального научного анализа, что позволит определить степень воздействия собственно этнических установок на экономическое поведение женщины. Поэтому исследование этнокультурных стереотипов у женщин и их влияния на стратегию экономического поведения представляет собой актуальную научную и практическую проблему.
Для полиэтничного общества России особенно важны выработка принципов и стратегии по проведению уравновешенной политики занятости. Рассмотрение «женского вопроса» в контексте сюжетов этнических стереотипов и конфессиональных традиций имеет непосредственную актуальность и практическое значение в условиях построения подлинного гражданского общества. Игнорирование этнического влияния на экономическое поведение женщин на рынке труда в отдельных регионах страны может привести к серьезным социальным проблемам и проблемам личностного характера женщин, базирующихся на самодискриминируемых практиках.