ЖЕНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Зав. кафедрой социальной работы Зинурова Р.И.
Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Исаева,12, Академия социального образования rushazi@rambler.ru
Положение женщины в обществе – сложнейшее общественное явление. Это результат взаимодействия экономических, политических, культурных, социальных, этнических коллизий жизни общества, религиозных, научных, бытовых норм, догм, теорий, нововведений. Положение женщины подобно айсбергу: его верхушка отражает лишь малую толику того, что происходит в глубине. В обществе любого исторического периода положение женщины, как и каждое явление, имеет корни в прошлом. Историческое прошлое, как правило, и определяет положение современное. Существенную роль в определении статуса женщины играют этноконфессиональные стереотипы, традиционно сложившиеся в регионах Российской Федерации и определяющие образы и образцы «типичного» женского поведения в рамках этнических и конфессиональных категорий.
Для анализа поставленной проблемы нами были проведены биографические интервью и анализ сочинений – эссе (с описанием частных случаев) студентов дневного и заочного отделений Казанского социально-юридического института и Казанского государственного технологического университета, а также их филиалов по Республике Татарстан. При отборе информации мы учитывали мнение, как респондентов татар, так и русских, юношей и девушек. Исследование достаточно деликатной проблемы, часто связанной с приватной сферой проявления стереотипов, требует индивидуальности и доверительности. Этим требованиям и отвечают примененные нами качественные методы исследования.
Каким видится респондентам образ современной татарки? Представления об этнических и конфессиональных образцах поведения сильно переплетены в рассуждениях респондентов. «…Согласно канонам мусульманской религии женщина должна сидеть дома, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей. Она не имеет права работать… Муж в свою очередь, должен «кормить» семью, обеспечивать ее всем необходимым. Это и есть стереотип о положении женщины в мусульманском мире. Данное видение женщины дошло и до нашего времени. Конечно, нельзя сказать, что во всех семьях, исповедующих мусульманскую религию, сохранилось это представление. Но таких семей не так уж и мало. В этих семьях жена просто обречена всю жизнь прислуживать мужу. Целыми днями она обязана готовить еду, убирать дом, воспитывать детей, ухаживать за мужем. Но каждый живет своей жизнью и сам выбирает свой жизненный путь» (Альбина М.). Анализируя требования Ислама к женскому образу и поведению, отдельные респонденты занимают категорически нетерпимое, критическое отношение к религиозным традициям. «В закрепощении женщины немалое значение имела религия, в том числе, Ислам. В мусульманской религии с древних времен мужчина был и остается «выше женщины степенью своего достоинства». В переводе с арабского «Ислам» означает «покорность». Это говорит о том, что мужчина является главой семьи, а женщина должна его слушаться, выполнять все его требования и просьбы, т.е. подчиняться мужу. Священная книга (Коран) требует от жен покорности мужьям. «Тех, которые опасны по своему упрямству, вразумляйте, - поучает Коран мужей, - отлучайте от своего ложа, бейте» В Исламе мужчина приравнивается к хану, а женщина – его рабыня» (Гульнара Г.). Представления о судьбе мусульманской женщины у наших респондентов часто основаны на семейных преданиях, так или иначе формирующих сценарные скрипты. Приведем фрагмент биографического интервью одной из студенток: «Официально за мужчиной закреплялось право на подчинение женщины порядкам и правилам, установленными мужчинами. К сожалению, и сейчас нам известны случаи жестокого обращения, порабощения мужчиной женщины. В наше время можно встретить семьи, где мужчина, являющийся «истинным мусульманином» издевается (по-другому это не назовешь) над своей женой. В нашей родне есть случай такого обращения с женщиной. Гульсина воспитывалась в очень религиозной, мусульманской семье. Когда ей исполнилось 15 лет, отец подобрал для нее подходящую кандидатуру и, не спрашивая согласия дочери, выдал ее за 28-летнего Гаяза – истинного мусульманина. До свадьбы невеста видела своего жениха дважды, но ни разу с ним не говорила. Парень казался ей красивым, но о его жизни, характере она ничего не знала. Жизнь и так была не очень щедра на счастливые дни для девушки. Но самое худшее началось после свадьбы. С первого дня Гульсина стала жить в доме как рабыня домашнего хозяйства. Ежедневно она должна была трижды готовить свежую еду, соблюдать в доме идеальную чистоту. После свадьбы Гульсина стала еще мрачнее, чем при жизни в отцовском доме. Она была обязана одевать чулки и носки, закрытое платье с длинными рукавами, платок на голову, волосы должны быть аккуратно собраны. Она не имела права перечить мужу или его отцу, выходить из дома и разговаривать с кем-то из знакомых или соседей. Так как по каким-то причинам детей у Гаяза и Гульсины не было, девушка следила за мужем как за ребенком: мыла его, одевала, укладывала спать, кормила «с ложечки». Такое же отношение вменялось ей к отцу Гаяза: мыть ноги, брить и т.п. Когда к ним приходили гости, Гульсина накрывала на стол или подносила блюда, в остальное время не выходила из кухни. Муж мог ударить ее, если не правильно подана ложка или не покрыт пирог белой салфеткой. Развестись со своим мужем было невозможно, несмотря на то, что муж «гулял». Только Гаяз мог сказать ей о том, что хочет развестись, что было большим унижением для Гульсины. Гульсине было 63 года, когда умер ее муж. Сейчас ей почти 90 лет, и она благодарит бога, что он ей дал возможность прожить старость спокойно, не выслушивая оскорбления и не боясь сделать что-то не так» (Регина Ш.).
Как пример унижения женщины, ущемления ее прав рассматривает респондентка историю семьи своей подруги - Алсу. «Меня всегда интересовал вопрос – «Почему ее мама, являясь мусульманкой, носит русское имя Ирина?». Оказалось, что когда родители Алсу познакомились и полюбили друг друга, Ирина была девушкой из русской семьи, а Айдар (отец Алсу) являлся «чистым» мусульманином. Родители Айдара не могли принять того, что их единственный сын женится на русской девушке. Они часто указывали сыну на национальность его избранницы и высказывали свое недовольство. Айдару и самому не хотелось, чтобы в доме, где они будут жить с женой, появились иконы, чтобы его жена носила крестик. И если действительно Ирина не хотела расставаться с Айдаром и выйти за него замуж, она была обязана отказаться от христианства и принять мусульманскую веру. Кроме этого, Ирина выучила в совершенстве татарский язык, чтобы родители Айдара приняли ее, дали согласие на их брак. После свадьбы молодые жили почти хорошо, но муж хотел точно знать, что его жена не изменит мусульманской религии. Поэтому он практически заставлял ее посещать мечеть, запрещал ей работать. У Алсу есть два старших брата. Она рассказывает, что мама не только научила их говорить на татарском языке, но и читать «намаз». В их семье отмечают все татарские праздники, но в тоже время никогда не упоминаются русские. Можно ли быть уверенным в том, что эта женщина полностью счастлива в браке? Возможно у нее «украли» не только христианскую веру и вынудили принять чужую религию, но и отобрали возможность общения с людьми. В ней сломали общительную, энергичную и жизнерадостную личность, заключив ее в «стены квартиры», посвящая всю свою жизнь мужу и детям» (Таня Ж.). Именно так, в категориях дискриминации, проводит свой рассказ информантка.
Для респондентов характерно частое обращение к историческому прошлому татарского народа, так как для многих не существует национальной и религиозной традиционности в реальной жизни. Их представления опираются на литературные произведения или на исторически сложившиеся стереотипы: Г.Камал «Галиябану (брак по сватовству и принуждению), Г.Исхаки «Зулейха» (судьба героини аналогична судьбе Сююмбике), Ф.Карим «Хаят» (трудный духовный выбор между любовью и своей верой). Респонденты акцентируют внимание на различии восприятия исламских традиций старшим и своим поколением. Свое восприятие они считают более демократичным и свободным от догм и пережитков прошлого. «Побывав на лекции Валерии Пороховой, меня поразило разное представление о мусульманке (истиной и праведной) у старшего поколения и молодого, у иностранцев, исповедующих ислам и наше. С малолетнего возраста наших бабушек приучали к тому, что они созданы в усладу мужчине. Она - друг мужчине как собака человеку. Я воспитана в демократическом государстве и не признаю такого подхода. В одной их первых сур Корана говорится: «Мужчины и женщины, отдающие себя служению Богу, не нарушающие его заповедей, всегда достойны прощения, и, воздадутся им великие почести». Именно эта лекция (В.Пороховой) подтолкнула меня к тому, чтобы стать женщиной ислама – мусульманкой. Жизнь - это постоянное обновление. Со временем стереотипный образ мусульманки прошлых веков пришел в негодность. Необходимо современное понимание Корана. Иначе религия постепенно умрет вместе со старцами ее исповедующими» (Рита К.).
Во многих историях разделяется публичная и приватная сферы действия национальных и религиозных традиций. «Женщины работают наравне с мужчинами. Но в семье они должны уважать и подчиняться мужу. Муж – глава семьи» (Айрат М.). «Есть такие семьи, в которых супруги придерживаются разных религий. Муж заставляет жену отречься от своей веры и стать мусульманкой. Женщине приходится изучать все тонкости этой религии, придерживаться ее законов и требований. Муж заставляет свою супругу отказываться от общения с друзьями другой национальности, «запирает» ее дома, запрещая ей ходить на работу. По его мнению, жена должна заниматься хозяйством, растить ему детей, – сколько Бог пошлет, столько и будет. Иногда доходит, по моему мнению, даже до абсурда: супруг заставляет приносить ему тапочки и одевать ему на ноги. За покупками жена ходит сама, ей выдается ограниченная сумма денег. Если женщина заговорит с другим мужчиной, муж имеет право ее ударить. В этой семье постоянно происходят скандалы, доходящие порой до побоев. Женщина хотела бы развестись, но муж пригрозил ей. Женщина смирилась с такой жизнью, ведь другой она не знает. И я не знаю, хотела бы она все изменить? До замужества эта женщина была сильной, целеустремленной и довольной жизнью девушкой. Я думаю, что в ней умерла «сама женщина». Может она боится своего мужа? Я так до сих пор не поняла. Другие мои знакомые супруги живут вместе почти 20 лет. Они оба мусульмане. Для жены ее муж – воплощение Бога. Она считает его идеалом мужчины. Можно подумать, что она просто его любит? А вот и нет. Она сама нам рассказала, что муж для нее идеал, она им восхищена. Сразу после свадьбы муж предъявил ей высокие требования, и молодая жена их сразу приняла. Она считает, что эти требования верные, а жена должна быть для мужа рабыней. Для нее жизнь - это кухня, дети, муж. Она никогда не хотела бы работать, заниматься собой, общаться с новыми людьми. Она очень довольна и счастлива, считает, что ей повезло в жизни. Вот два противоположных примера. В обоих случаях происходит порабощение женщины. Разница в том, что в одной истории женщина принимает полностью такой образ жизни и считает себя счастливой. Я считаю, что ни одна религия, ни один мужчина не имеет право запрещать женщине «быть женщиной», быть человеком с его собственными желаниями, стремлениями, интересами» (Настя К.). Несмотря на довольно распространенные негативные стереотипы о роли татарской и мусульманской женщины, немало респондентов, воспринимающих ситуацию с точностью наоборот. Так, подробно описывая все возможные права женщины, предоставляемые ей по шариату (брак, материальное состояние, защита), респондентка с осуждением обращается к современности. «…Разумеется, в современности многие мужья по отношению к своим женам не проявляют особого уважения. Порой даже не прислушиваются к их мнению. Попросту говоря, имея материальный достаток, и возможность обеспечить семью, зачастую забывают о нравственном отношении и нередко ставят женщину в положение ниже, чем полагается по шариату» (Динара Г.). Женщина выступает хранительницей не только своего дома, но и связующей нитью между поколениями. «Женщина – мусульманка по настоящее время сохраняет традиции своего народа. Является настоящей матерью и женой в доме. Она уважает законы своих предков. Женщина-татарка никогда не сядет за стол первой, никогда не заходит вместе с мужчиной в мечеть. Соблюдает все посты и обряды и приобщает своих детей к этому». Большое значение имеют религиозные обязанности женщины-мусульманки. В них органически сочетаются религиозное совершенство и нравственная добродетель. «В мусульманской культуре женщина в обязательном порядке должна уметь читать «намаз». Одежда у женщин должна быть одного типа: обязательно накрытая платком голова, при этом лоб должен быть практически закрытым; длинное платье с длинными рукавами и закрытой шеей. Оголенной частью тела могут быть кисти рук и лицо. Моя семья воспитала меня, в большей степени, по мусульманским обычаям. В детстве бабушка учила меня читать молитвы, учила быть честной, доброй, с открытой душой. Душа женщины в мусульманской культуре всегда должна быть чистой и открытой» (Эльвира Г.). Респондентом (татарином) активно проводится идея необходимости дифференциации стереотипов по национальному признаку. «…Стереотипы в отношении женщин в Республике Татарстан разные. Это происходит из-за того, что в нашу жизнь все больше входит стиль западной жизни… На мой взгляд, у русского народа представление о женщине мусульманской культуры такое: женщина, будь то мать или девушка, должна быть добродетельной и полностью зависимой от мужчины (отца или мужа), она молчалива, так как не имеет права голоса и занимается по большей части благоустройством дома и обслуживанием ближних. …В правоверных мусульманских семьях стереотип женского образа совсем другой. Это уважаемая мать семейства или дочь, имеющая право голоса, уважение, почет. Она не испытывает никакой дискриминации ни с чьей стороны. Таким образом, образ женщины мусульманской культуры неоднозначен и изменчив в зависимости от того, чье мнение мы слышим: представителя данной культуры или другой группы» (Ильдар Г.). «В представлениях европейцев о жизни женщины-мусульманки сложились стойкие стереотипы: униженное положение (Еще бы! Она может быть третьей или четвертой женой); затворничество (нельзя одной появляться на улице); низкий уровень образования (запрещено учиться); отлучение от общественной жизни (в некоторых странах женщины не участвуют в выборах) и т.п. Но никто из верящих в эти стереотипы не знает толком, что сказано в Коране о женщине, как оценивают свою роль в обществе современные мусульманские женщины.
Возьмем, например, Татарстан. Исследования, проведенные в республике в 90-х годах, опровергают европейские стереотипы. 30,8 % опрошенных считают главным в женщине - чувство собственного достоинства, 23,4 % - преданность семье, 17,4 % - религиозное благочестие, 9,5 % - чувство ответственности. Для большинства женщин высшими образцами являются их добрые заботливые матери. На вопрос, что особенно тревожит сегодня мусульманок в Татарстане? – ответы распределились следующим образом: 23 % отмечают проблемы связанные с трудоустройством и, следовательно, экономические трудности; 21,5 % не довольны тем, что играют меньшую роль в обществе, чем мужчины; 38,5% озабочены своими личными проблемами. Только 4% живут беспечно, а 9% опрошенных не смогли выделить из них самую сложную. Вышеприведенные статистические данные показывают, что положение мусульманской женщины сходно с положением женщин другой религии или национальности в нашей республике. Что касается Корана, то в нем говорится, что ислам ни в коем случае не ограничивает активность мусульманок, не призывает их к затворничеству. Религия дает свободу женщине. Свободу, которая не противоречит морали и нравственности. А нравственные нормы, как известно, должны соблюдать приверженцы любой религии в любой стране. Более того, в ряде работ не просто создается позитивный образ женщины, придерживающейся мусульманских канонов, а обсуждается проблема дискриминации женщин в современных условиях, когда она не может удовлетворить свои религиозные интересы и выполнять религиозные обязанности. Респонденты не только констатируют существующие стереотипы, но и пытаются понять истоки их возникновения, конструирования, а также пытаются сломать негативное впечатление о женщине-татарке и мусульманке. «В 19 веке царское правительство не заботилось о том, чтобы мусульманские женщины получали образование, так как по правилам шариата женщина должна заботиться о доме, воспитывать детей. В одной из деревень Вятской губернии Мухлиса Нигматуллина открывает первое учебное заведение для женщин. Хотя это не было одобрено государством, она добилась своего и прославилась на всю Россию. Этот факт доказывает, что созданный стереотип женщины в мусульманской культуре не всегда бывает верным». Таким образом, татарка и мусульманка – понятия, достаточно часто употребляемые респондентами в качестве идентичных понятий. При выборе сферы ее самоактуализации и самореализации, как представительницы своего этноса и конфессии, чаще всего фигурирует приватная сфера, в частности, семейно-брачные отношения, ее взаимоотношения с супругом, родителями – своими и супруга, роль в воспитании детей, передаче этничности, языка, религии, традиций. Образ мусульманки в глазах татарских мужчин и женщин достаточно близок и соответствует традиционному, идеальному восприятию. Женщина – мусульманка терпелива, покорна, трудолюбива, физически и нравственно чиста, уважает мужа, любит детей. Недопустимые качества и ситуации для мусульманской женщины связаны с ее распущенностью, употреблением алкоголя и разводом.
Проблема, которую высветило проведенное исследование, выходит за рамки изучения этноконфессиональных стереотипов поведения в современном Татарстане. Гораздо более важным является определение границы между традициями, возвышающими положение женщины в силу специфического отношения к ней в мусульманском мире и факторами, действительно дискриминирующими женщин без учета ее национальной и религиозной принадлежности исключительно по признаку гендера. Еще одна грань проблемы заключается в праве свободного выбора женщиной национальных и религиозных основ своего мировоззрения и поведения.