ЖЕНСКИЙ БИЗНЕС: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЛИ ПОЧЕМУ СРЕДИ ОЛИГАРХОВ НЕТ ЖЕНЩИН
Психолог, ассистент Рябова Т.В.
Россия, Татарстан, 420137, г. Казань, ул. Чуйкова, 93-64, Казанский Государственный Медицинский Университет
tatry@rambler.ru
Бизнесмен К. Боровой написал книгу «Двенадцать ТОП», которая состоит из интервью с российскими женщинами, сколотившими миллионные состояния. Среди них Г. Молдажанова (второй руководитель компании «Русский алюминий, в которой работают 72000 человек), В. Боровик – Хильчевская (возглавляющая медиа – холдинг «Совершенно секретно), Н. Касперская, Э. Глянцева, М.Малыхина, М. Переверзьева, О. Дергунова и др. Эти женщины имеют определенные черты, способствующие успеху в бизнесе: умение налаживать контакты с людьми; добросовестность и ответственность; умение доводить начатое до конца; готовность к риску; способность принимать смелые решения; стремление все понять самой и научиться; интуиция; удачливость; хитрость и многие другие личностные качества. На современном этапе развития общества, женщины достигли более высоких успехов в малом и среднем бизнесе, чем в политике или в сколачивании миллиардных состояний. К. Боровой считает, что к «появлению «миллиардерш» российский бизнес пока не готов». Но женщины имеют огромный потенциал для быстрой трансформации и именно им гарантирован успех в крупных сферах бизнеса в 21 веке. Руководитель программы «Развитие управления» Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова, А. Наумов (2003) рассматривает проблемы, стоящие перед менеджментом компаний в 21 веке. Автор приводит 7 качеств, в которые должны трансформироваться существующие методы управления. По нашему мнению, опирающемся на исследования виднейших зарубежных специалистов, современные женщины в своем бизнесе уже проявляют эти качества.
1 качество: от «работы групп» к «групповой работе». В работе группы сама работа делится как бы на части между исполнителями, согласно их возможностям приложить усилия. В групповой работе создается некий совокупный работник, «команда», где стержнем является доверие на основе безусловного признания каждым знаний и умений другого, а главным является не количество продукта, а качество. Психолог П. Хейм (2001) считает, что бизнес мужчин организован по принципу спортивной игры. Мужчины полагают, что достижение успеха невозможно без четкой организации. Они создают иерархическую структуру, во главе которой находится босс. Он дает четкие указания и инструкции, контролирует ход игры, распределяет игроков, без сожаления расстается с лишними «бойцами». Женщины созданы для работы в «команде», для них главное – отношения между людьми (N.Chodorow (1978,1989), C.Gilligan (1982,1990), J.Miller (1986). Психолог Tannen (1990) утверждает, что мужчины чаще концентрируются на задачах, женщины – на отношениях между людьми, они более приспособлены к «групповой работе».
2.От принятия решений к поиску проблем. Экономист А. Наумов утверждает, что в 21 веке главное - это поиск проблем, своевременное их признание и последующее правильное формулирование. После этого можно «брать с полки» приготовленные природой решения и применять их к выявленной проблеме. Сами проблемы всегда лежат в действиях людей в диапазоне между «хочу» и их «могу» и решаться могут только через изменение поведения людей. D. Brooks and L. Brooks (2003), считают, что женщины более чувствительны к проблемам «висящим в воздухе», они продуцируют большее количество оригинальных вариантов их решения.
3.От власти над людьми к власти от людей. Власть должностная, имеющая происхождение «сверху» заменяется властью «снизу», получаемой через эффективные стратегии влияния. Это не просто воздействие одного на других, а эффективное взаимодействие всех участвующих сторон, основанное на близости целей руководителя и подчиненных. Большинство людей оценивают свои чувства к женщинам более позитивно, чем к мужчинам, утверждают Eagly (1994); Haddok, Zanna (1994). Власть «снизу» является результатом уважительного, хорошего и лояльного отношения подчиненных к женщине - руководителю.
4. К глобализации через местную специфику. На управление бизнесом серьезно влияет национальная культура. Согласно исследованиям Hofstyd (1989), на поведение людей в бизнесе наиболее влияют черты: индивидуализм/коллективизм, избегание неопределенности, дистанция власти, патернализм, мужественность/женственность. Показатель мужественности, важный для поведения в бизнесе, составил в Японии наибольшее значение – 95 баллов (из 100 возможных), а в Норвегии наименьшее – всего 8 баллов. В России исследований по проблеме влияния мужественности/женственности не проводилось.
5. От знаний для управления к управлению знаниями. Знание становится ключевым ресурсом. Если ранее каждый знал только часть общего, а все вместе знали все, то в 21 веке каждый должен знать все, и на стыках между знаниями создается совершенно новый продукт. Способность использовать опыт важнее самого опыта. Билл Гейтс пишет, что «управление знаниями – это когда нужные сведения попадают к нужным людям в компании в нужное время, чтобы эти люди могли вовремя предпринять нужные действия». Исследования Dindia, Allen (1992); Eagly (1987) показали, что в группах разговоры мужчин чаще информативны, женщинам же важнее поделиться с другими, получить помощь или оказать поддержку. То есть женщинам легче скоординировать и направить поток информации.
6. От функционального к процессному управлению. Управление организациями традиционно строилось через выделение отдельных функций управления (планирование, контроль, учет и пр.). В 21 веке управление организацией переходит к управлению через бизнес – процессы. Существуют различные гендерные стереотипы и схемы (Ш. Берн, 2002), о поведении мужчин и женщин. Считается, что у мужчин развиты способность доводить начатое до конца, способность к решительным действиям, у женщин более развиты способности к одновременному решению нескольких производственных задач, способность концентрироваться на самом процессе, а не результатах (D. Brooks and L. Brooks (2003)).
7. От обучающейся организации к научающейся организации. Развитие личности как качество научающейся организации основано на том, что люди с высоким уровнем личного мастерства добиваются более высоких результатов. Главная черта их жизни – неустанное ученичество, постоянное самосовершенствование. Не менее важным является способность к изменению мышления и общее видение картины будущего – своеобразное предвидение. Среди ученых, занимающихся процессами интуиции (Bargh (1994); Greenwald, Banaji (1995)), есть мнение, что женщина обладает более развитыми интуитивными способностями (L.Day,(2002)). Только 29% обследованных женщин относят себя к людям рационального типа. Остальные настаивают на большой доле интуитивных стратегий. Причем из этих 29% рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор и работа с людьми осуществляется интуитивно. Таким образом, женщины имеют возможности и потенциал управлять крупным бизнесом 21 века, не только владея крупным капиталом, но и оказывая влияние на экономическую, политическую, социальную и другие сферы жизни общества. Для выявления психологических особенностей современных женщин, занимающихся бизнесом, нами был разработан долгосрочный проект исследования женщин различных сфер деятельности. Сюда вошли женщины – руководители и владелицы крупных компаний, банков, топ – менеджеры; женщины, занимающиеся бизнесом в сфере торговли, услуг, менеджеры среднего звена. В данной работе мы приводим результаты исследования, проведенного в одной из крупных инвестиционных компаний г. Казани.
В современных инвестиционных компаниях (ИК) деятельность сотрудников связана со сложными состояниями неопределенности и беспокойства, обусловленными политическими и экономическими мировыми изменениями, связанными с ними постоянными изменениями ставок и прогнозов. То есть работа на рынке ценных бумаг связана с различными стрессовыми факторами, обусловленными быстро меняющимися ситуациями. Несмотря на то, что в ИК работают молодые, энергичные, физически здоровые люди, уже к 30-35 годам основная масса брокеров уходит из бизнеса (либо заработав большое состояние, либо исчезая из поля зрения). Это связано с тем, что фондовый рынок является очень рискованной системой, работа связана с большим напряжением, с большой ответственностью перед клиентами, инвесторами и эмитентами. Искусство брокера состоит в умении найти общий язык с клиентом, в умении быстро и точно выполнять приказы клиента по покупке и продаже ценных бумаг, в умении предоставлять клиенту оперативную информацию о стоянии фондового рынка. Задача брокеров и дилеров – найти индивидуальный подход к различным психологическим типам, суметь убедить в необходимости рисковать деньгами для получения достойной прибыли, суметь заинтересовать в этом виде бизнеса – игре на фондовом рынке, на ценных бумагах. В процессе работы, после заключения договора – поручения на совершения сделки купли - продажи, сотрудники ИК ощущают большое чувство ответственности перед клиентом. Искусство доверительного управления состоит в умении преумножить капиталы своего клиента, в умении анализировать, предвидеть, предчувствовать, в умении играть и не проигрывать. Поэтому работники ИК должны провести серьезную аналитическую работу, с тем, чтобы спрогнозировать мало рисковые сделки, их своевременность, а также суметь «почувствовать» поведение рынка (его тренд и тенденции). При этом наблюдается колоссальная концентрация внимания, напряжение интеллектуальное, психологическое и даже физическое. Что вызвано риском материальных, социальных и психологических потерь. В связи с вышеизложенным нами были определены следующие задачи исследования: 1) составление психологического заключения по основным индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, мужчин и женщин, с дальнейшими рекомендациями; 2) провести сравнительный анализ психологических особенностей поведения женщин и мужчин; 3) систематизация действий и процедур, направленных на развитие персонала, для обеспечения профессионального роста сотрудников.
Исследование проводилось по следующим параметрам оценки: деловые качества; основные личностные характеристики; лидерский потенциал; особенности межличностного взаимодействия; конфликтность; авторитет внутри группы менеджеров; понимание и принятие стратегических установок руководства, и готовность к самостоятельной подготовке целей; лояльности компании, знание и принятие целей и ценностей компании. Объективность нашего исследования обуславливалась следующими стандартизированными методами: 1) стандартизированное тестирование (тест Олдхэма – Морриса; тест С. Деллингер); 2)индивидуальное собеседование; 3)групповая сессия, заключающейся в групповых играх с распределенными ролями и без распределения ролей; 4)оценка результатов и составление психологического заключения. В исследовании участвовало 14 человек (6 мужчин, 8 женщин), образование – высшее, стаж работы в компании – от 2 месяцев до 5 лет, средний возраст опрошенных 26,4, в основном это менеджеры среднего звена и топ – менеджеры. В результате разработки психологических портретов сотрудников нами получены обобщенные портреты сотрудников компании (мужчины и женщины). Анализ показал, что женщины и мужчины не имеют статистически значимых различий по типам «одинокий», «добросовестный», «агрессивный», «склонный к самопожертвованию», чувствительный». Мужчины - сотрудники имеют более высокие, по сравнению с женщинами, показатели по шкалам: бдительный, авантюрный, деятельный, самоуверенный, праздный, серьезный (различия достоверны при р<0,001). То есть, сотрудники - мужчины более активны, энергичны, инициативны, чем женщины компании. Они верят в удачу, смелы, более склонны к риску. Последнее качество выражено намного сильнее, чем у женщин. Для мужчины риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль, поэтому по возможности они его избегают. В деятельности сотрудника ИК важно трезво оценивать степень риска, т.е. сознательно взвешивать свои шансы на успех или проигрыш, и эти качества больше демонстрируют мужчины. Вместе с тем они не слишком волнуются о других, имеют собственную систему ценностей, не всегда придерживаются моральных и этических норм.
Женщины – сотрудники компании более эмоциональны, артистичны, экспансивны, ярки, им нравится находиться в центре внимания. Они быстрее перестраиваются, быстрее реагируют на все происходящее, у них чаще меняется настроение, они отличаются экспрессивным стилем речи. Однако, они легко оказывают доверие другим людям, быстро вовлекаются в отношения, легко поддерживают новые идеи и предложения других. В результате групповой сессии сотрудники - женщины выявили качества, необходимые для работы в компании. Наиболее важные качества, которые отметили 66 % сотрудников: ответственность, умение концентрировать внимание, сосредоточенность, внимательность. Также значимы (33% опрошенных) оказались качества: коммуникабельность, порядочность, профессионализм. Кроме того, 22 % выделили такие особенности, как: добросовестность, терпеливость, целеустремленность. Список остальных профессионально важных качеств для работающих в компании: аналитические способности, взаимовыручка, гибкость, дар убеждения, дисциплинированность, дипломатичность, дружелюбие, инициативность, исполнительность, личное обаяние, организаторские способности и умение планировать, объективность, общительность, пунктуальность самостоятельность и независимость, серьезность, стрессоустойчивость, социальная компетентность, уважение к людям, умение принимать решение, умение быстро и адекватно реагировать на ситуацию, адаптироваться к изменениям, умение «работать на результат», чувство юмора. При самооценке профессионально значимых личностных качеств оказалось, что опрошенные сотрудники - женщины выделяют у себя лишь 65-70 % (средние значения) необходимых характеристик. Следовательно, самооценка работников ИК недостаточно высокая. В то же время это говорит о неиспользованном резерве, имеющемся у сотрудников, необходимости поиска пути его реализации. При определении ориентации личности на интересы дела, на себя, на отношения с людьми, в 42% случаях сотрудники оказались ориентированы на себя, в 25% случаях на дело и на официальную субординацию и в 8% случаях на поддержание психологического климата, на отношения с людьми. Следовательно, необходимы действия, позволяющие развивать командообразование и уровень корпоративной культуры. При определении предпочтительного стиля управления 13% опрошенных женщин предпочитает авторитарный стиль, 37% демократический стиль управления и 50% считает, что в работе руководителя главное – умение правильно учитывать ситуацию, то есть предпочитает попустительский стиль руководства. Отсюда следует необходимость работы по усилению личной и корпоративной заинтересованности сотрудников компании. Таким образом, в результате исследования выявлены психологические особенности женщин – сотрудников компании, их сильные и слабые стороны работы по сравнению с мужчинами. Полученные данные отражают результаты исследования женщин – менеджеров среднего звена и топ – менеджеров. Нами запланирована дальнейшая работа по изучению психологических особенностей женщин – руководителей высшего звена и владелиц крупных компаний и корпораций Татарстана. Эти женщины не являются «олигархами», то есть эти женщины имеют большие деньги, не включая коррупционную связь денег с политикой. Заметим, что слово «олигарх» в данном контексте не имеет своего классического значения. Согласно Платону, Аристотелю, В. Далю, Д. Ушакову олигархия – это правление немногих, официальная власть аристократического или чиновного меньшинства, вельмож, знати. В современном, журналистском жаргоне, распространившемся с весны 1998 года с легкой руки Б. Немцова, «олигархи» - это неофициальная власть, плутократы – кукловоды, которые прикупили за деньги государственные магистратуры (В. Прибыловский, 2003)». Почему среди олигархов нет женщин? На современном этапе «женщины – полуолигархи или олигархи второго плана у нас есть. А настоящие появятся в ближайшие годы, когда будет новый передел собственности» (А. Митрофанов, депутат Госдумы). Когда «Россию нарезала номенклатура, женщин в ее среде не было, и они не скомпрометировали себя. Сейчас у женщин есть шанс сделать бизнес по–честному, войти в него в белых перчатках» - мнение М. Арбатовой. Таким образом, женщины в бизнесе 21 века могут и должны занять свое достойное место.