ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
к.ф.-м.н, Евсеев В.И., студент 4 курса Вафин Ф.Ф.
420022, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 94, Татарско-американский региональный институт farbat@rambler.ru
1. В начале третьего тысячелетия становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран и регионов мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. В частности, на примере Российской Федерации это выражается в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами регионов (государственных образований) ее составляющих.
Упомянутые различные формы межкультурной коммуникации народов, проживающих на территории РФ, показывают взаимосвязь направленности на эффективную, действенную коммуникацию с пространственно-временными, энергетическими, эмоциональными и духовными представлениями личности. Данные представления образуют структуру познавательной деятельности. Поэтому логико-психологическое обоснование информационной структуры, соответствующей каждому из выделяемых уровней деятельности, может рассматриваться как фундаментальный конструкт, характеризующий возможности информационного анализа гносеологического конструкта, реализующего понятия, отношения, категории и закономерности познавательной деятельности.
2. Динамика развития современного общества, увеличение объема поступающей информации, приводит к необходимости ужесточения требований к организации познавательной деятельности. Она должна отвечать условиям целесообразности и стабильности. Это позволит избежать «вакуумов» и разрывов между общей информационной насыщенностью системы общественных отношений и индивидуальными особенностями переработки информации до максимально допустимого объективного уровня. Достижение этого уровня обеспечивает плодотворное сотрудничество и понимание не только на уровне межличностного, но и на уровне межнационального общения. В свою очередь, это способствует созданию единого информационного поля в системе, объединяющей народы, что в условиях современной глобализации культуры приобретает первостепенное значение и актуальность. Прежде всего, необходимо отметить, что информационные процессы, описывающие познавательную деятельность, расслаивают ее на совокупность конкретных конструктов, отражающих каждый из блоков информуниверсума подлежащего исследованию. Эти блоки специализируются по типу информации получаемой и обрабатываемой в процессе каждого конкретного акта познания. Конкретизация этих актов проходит в зависимости от допустимого восприятия познающими субъектами той информационной структуры, которая планируется при передаче оператором связи.
Специфической чертой проблемы в нашем случае явилось то, что для ее решения потребовалось выйти за рамки уже достигнутого знания, это проявилось в применении к логико-психологическому рассмотрению познавательных процессов основных идей и закономерностей информознания как науки, раскрывающей пространственно-временнные области анализа ситуации и своеобразный спектр законов обработки информации различного уровня, в том числе информации различных уровней познавательной деятельности: рефлекторного, эмоционального, интеллектуального и духовного (нравственного).
Цель работы состоит в информационном и логико-психологическом обосновании мужкультурных коммуникаций в контексте педагогической деятельности.
В соответствии с поставленной целью основными задачами нашего исследования являются:
а) освобождение от внутренних противоречий, которые могут возникнуть при отсутствии логического единства в организации педагогической деятельности. Их появление означает возникновение несоответствий, высвечивающих различную скорость допустимого восприятия, анализа и продуктивной переработки информации. Своевременное выявление этих противоречий и их нейтрализация путем переструктурирования поступающей информации таким образом, чтобы ее значимость или ценность стали восприниматься как положительные, позволяет сохранить устойчивость и обеспечить стабильность отношений в информационном поле развития общества.
б) Использование рассмотренной задачи на конкретном материале логико-психологической фундаментализации познавательных и педагогических процессов, в которых расслоение информационной структуры на содержательные блоки, отражающие достигнутый уровень взаимодействия между познающим субъектом и поступающей информацией, приводит к возможности создания имеющих смысл логических конструктов.
В нашей работе нашла отражение современная стадия в решении проблемы выделения информационных основ фундаментализации педагогических процессов. Нами сформулированы общие цели| и конкретные задачи, в ходе исследования отражен достигнутый этап изучения темы и обобщен главный научно-практический итог логико-информационного анализа, а затем данный анализ применен к полисемантическим структурам, которые реализуются в коммуникативном универсуме, отражающем особенности многонационального Татарстана.
3.Структура мыслительной деятельности человека является одновременно дискретной и непрерывной. Дискретность характеризуется законченностью, определенностью, фиксацией восприятия, которое выражается мыслью. Поэтому в данном случае мысль является структурной (образной или рациональной) формой отражения поступающей первичной информации.
В то же время поток первичной информации является принципиально непрерывным, поэтому мозг, воспринимая этот поток, перерабатывает его либо на уровне образного представления, либо в рациональной логической форме, либо в одной из форм не полностью осознаваемой фиксации, т.е. с включением подсознания и ассоциативных способов отражения, в частности, интуиции.
Первичная информация после чувственного восприятия структурируется сознанием по логическим формам, т.е. отделяются образные представления, вербальные элементы и понятийный аппарат, которые затем соединяются с помощью различного вида связок в аналитические предложения. На основе этих предложений строится определенная система умозаключений в виде информационного блока. Часть информации, воспринятой сознанием, либо полностью, либо частично не осознается. Первичное представление о высказывании реализуется как аналитическое, так как до сих пор не было проведено сравнение его структуры и содержания с полученной ранее информацией. Представление об истине или лжи связаны с целевыми установками и приоритетами в отражении уже обработанных информационных блоков, каждый из которых был уже персонально обработан. Поэтому в соответствующих представлениях сознания закреплены модели этих информационных блоков с их распределением по схеме, рассмотренной нами при описании структуры умственной деятельности.
Пройдя этап первичной обработки, оставшаяся в соответствии с целевыми установками и выбранными приоритетами информация, подвергается вторичной обработке. Вторичная обработка становится возможной, так как, во-первых, выяснена значимость информации на данном этапе деятельности, во-вторых, произведено предварительное распределение этих единиц по структуре информуниверсума. Этот аналитический процесс заканчивается конструированием информационного блока, обладающего возможностями адекватного отражения процесса межкультурной коммуникации.
В качестве приложений нами рассмотрены основные положения лингвостилистической экспертизы общенаучной документации. Нами установлено, что на технологическом этапе проведения лингвистического анализа отчетливо выявляются различные подходы не только к формированию текстовой структуры документов, но и отсутствие необходимой системности в формировании содержательных пластов разрабатываемого исследования. Нами показано, что решающим условием упорядочения общественных отношений является технико-информационное совершенствование норм общения, так как стабильность и порядок в отношениях между людьми в большей мере зависят от упорядоченности и устойчивости полисоциальных коммуникаций.
Проведенное исследование позволило нам выявить основные виды проявления взаимодействия субъектов общения с различными полисемантическими интересами.
Таким образом, мы рассмотрели основные направления в логическом обосновании различных форм взаимодействия в процессе познавательной деятельности.