420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13, Академия управления «ТИСБИ» luisochka@yandex.ru
Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной сферах жизни мирового сообщества, позволяют говорить о формировании новой системы международных отношений. Считается, что международные отношения как сфера общественных отношений зародились в период формирования национальных государств на территории Римской империи. Такая система международных отношений получила название Вестфальской. Она существует и по сей день, но делится на несколько подсистем: Венская (система «европейского концерта наций»), Версальско-Вашингтонская (система между двумя мировыми войнами), Ялтинско-Потсдамская (система «холодной войны»). Очевидно, что происходящие в настоящее время перемены свидетельствуют о формировании нового этапа – этапа после «холодной войны». Мир из биполярного превращается в многополярный. Каждое государство стремится сформировать собственные национальные интересы, в связи с этим разрабатываются новые внешнеполитические курсы. Экономические отношения перешагнули за рамки государственных границ, т.к. активизируется глобальная деятельность транснациональных корпораций и финансовых структур. Благодаря сети Интернет, практически любая информация может быть доступна в каждом уголке света. Происходят изменения и в отношениях между человеком и окружающей средой, началось обсуждение экологических проблем в глобальном масштабе. Иными словами, мир изменился, вступил в новую эпоху. Естественно, меняющееся положение в мире не могло не сказаться и на отношениях между отдельными государствами.
Распад Советского Союза положил конец периоду «холодной войны». Однако перед правопреемником СССР – новым независимым государством Российской Федерацией – возникла глобальная, долгосрочная и многосторонняя проблема преодоления последствий изменения мирового правопорядка, в том числе и путем переосмысления почти вековой истории противостояния двух систем. Одной из задач, которую предстоит решить Российской Федерации на современном этапе, является вопрос изменения содержания отношений с Японией, одной из ведущих в экономическом и технологическом отношении стран мира. Российско-японские отношения в последнее десятилетие получили новое развитие в поиске путей к добрососедским, дружественным отношениям, несмотря на то, что ранее долгие годы СССР и Япония находились на разных полюсах биполярного мира.
Отношения двух стран после распада СССР и образования Российской Федерации приобрели новые черты. Прежде всего, они стали более дружественными. Активизация российско-японского партнерства приходится на 1997 год и на последующие годы, что было обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, выборы Президента в России 1996 года укрепили Японию в уверенности в возможности построения отношений с Россией на долгосрочной основе. Во-вторых, в этом году на пост Премьер-министра Японии после некоторого перерыва пришел представитель Либерально-демократической партии (ЛДП), ее лидер Р.Хасимото. Таким образом, было закреплено возвращение к власти этой наиболее влиятельной политической силы современной Японии. Именно ЛДП смогла пойти на крупные шаги во внешней политике, в том числе в развитии отношений с Россией.
К середине 1997 года в официальных японских кругах была оформлена новая внешнеполитическая концепция страны. Она была сформулирована Премьер-министром Р.Хасимото в его выступлении в одном из крупнейших объединений японских бизнесменов – «Ассоциации экономических единомышленников» («Кэйдзай Доюкай»).
«Доктрина Хасимото» была ориентирована на обеспечение за Японией активной и самостоятельной роли в мировых делах, прежде всего в поддержании мира и стабильности в Азиатско-тихоокенском регионе (АТР), с учетом реальностей постконфронтационной эпохи и глобализации, при сохранении союза с США как основы японской внешней политики.
В таком контексте был сделан акцент на важности для Японии стабильной системы отношений в четырехугольнике США – Китай – Россия – Япония и улучшения отношений с Россией, поскольку, как отметил Р.Хасимото, именно в российско-японских отношениях наблюдается наибольшее отставание по сравнению с другими сторонами «четырехугольника».
Такой подход японского руководства звучит в унисон с долгосрочной политикой России на активизацию отношений с Японией по всем направлениям и углубление взаимодействия с ней в международных делах как с важным партнером в многополярном мире.
Сторонами была проведена впервые в истории российско-японских отношений неформальная встреча высших руководителей двух государств, которая состоялась в Красноярске 1-2 ноября 1997 года. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях России и Японии, положившим начало их продвижению в направлении партнерства.
В Красноярске Б.Н.Ельцин и Р.Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Была принята масштабная программа экономического и научно-технического сотрудничества под условным названием «План Ельцина – Хасимото», который предусматривал комплекс мер по содействию переходу России к открытой рыночной экономике, активизацию сотрудничества в области энергетики, расширение сотрудничества в области транспорта и т.д.
Президент Б.Н.Ельцин и Премьер-министр Р.Хасимото договорились об углублении взаимодействия России и Японии в рамках «восьмерки» с позиций держав, наделенных глобальной политической ответственностью. Премьер-министр Японии заявил о готовности поддержать присоединение России к Форуму «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», в состав которого Россия была принята в ноябре 1997 года.
Вышесказанное свидетельствует о том, что, начиная с середины 90-х годов, Япония и Россия стали по-новому формировать свои отношения: на стратегической, долгосрочной основе.
Глобализация открыла для российско-японских отношений новые горизонты. Расширились контакты не только в политической, экономической областях, но также и в таких, ранее закрытых, сферах как обеспечение безопасности и обороны. Взаимодействие государств теперь осуществляется в интересах всего мирового сообщества. Об этом говорит тот факт, что Россия и Япония выступают за всемерное укрепление международного сотрудничества в целях борьбы с международным терроризмом. В ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по данному вопросу. Оба государства выступают за нераспространение оружия массового уничтожения и ядерного оружия, за сохранение окружающей среды. Иными словами, имеется близость подходов ко многим проблемам глобального характера.
К тесному партнерству Россию и Японию подталкивает и складывающаяся ситуация в Азии. Дело в том, что глобализационные процессы привели к резкому усилению позиций Китая в мире, на фоне этого роль Японии, пытающейся выбраться из экономической депрессии, в мировых процессах несколько снизилась. Россия же стоит перед выбором относительно того, которое из азиатских государств станет ее основным внешнеполитическим союзником в XXI веке. Политическая и экономическая роль азиатских стран в мире усиливается, и Россия должна найти оптимальные пути взаимодействия с каждым из «азиатских драконов». На настоящий момент сложилась такая ситуация, что Соединенные Штаты опасаются непредсказуемого и усиливающегося Китая. Япония объективно тяготеет к США и также опасается Китая. Таким образом, каждое из четырех государств старается поддерживать более или менее стабильные отношения с остальными тремя, чтобы сохранить определенный баланс и защиту стабильности.
Принимая во внимание вышесказанное, представляется, что Япония в своей внешней политике будет, как и раньше опираться на политический союз с США, укреплять этот союз (при этом, неизбежно наращивая свой собственный военный потенциал), вместе с тем Япония будет вести доверительный диалог с Россией, Китаем и другими странами Восточной Азии. Японии сегодня для сохранения своей роли экономического лидера, важна политическая стабильность России – своеобразного противовеса Китаю и США, поэтому экономические отношения с Россией будут поддерживаться и медленно развиваться в объемах, которые существенно не влияют на экономические показатели Японии.
Примечателен тот факт, что процесс глобализации нивелировал влияние политического фактора двусторонних отношений на иные сферы взаимодействия. Дело в том, что в вопросах российско(советско)-японских отношений японская сторона всегда придерживалась принципа неразрывности политики и экономики, полагая, что сначала надо решить территориальную проблему, которая является базой для установления полного доверия как основы для гармоничного развития сотрудничества в иных областях. Официальная позиция России базируется на том, что территориальному урегулированию должно предшествовать всемерное расширение обменов в экономике, культуре и других сферах, что станет базой взаимодоверия, необходимого для решения этого трудного вопроса. [1] В настоящий момент территориальные разногласия, благодаря усилиям обеих сторон, переведены из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно непродуктивна и возвращает ситуацию в тупик.
В целом можно говорить о том, что на рубеже XX и XXI столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Анализ российско-японских событий, происходивших на пороге III тысячелетия, показывает, что политические отношения двух стран изменились. За небольшой временной отрезок (всего лишь одно десятилетие) произошло столько встреч на высшем уровне, сколько не было за всю российско(советско)-японскую историю XX века. При этом нужно учитывать, что контакты расширились не только между первыми лицами государств, но также между представителями различных ведомств и министерств. С полным основанием можно считать, что после исторически весьма длительного периода после Второй мировой войны отношения от высокой отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации перешли в плоскость диалога и сотрудничества, что является серьезным достижением обеих стран.
Литература:
1.Кадзухико Того. 50 лет японской дипломатии (1945–1995), М., 1996, с.97.