Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Новый город, 25/14, Набережночелнинский филиал Академии управления «ТИСБИ» hispania@mail.ru
В общении людей разных национальностей и вероисповеданий важную роль играет владение иностранными языками. Теперь, когда значительные расстояния преодолеваются все быстрее, возрастает число контактов между жителями различных стран Европы. Это касается как деловых отношений, так и туристических поездок. Поэтому изучение иностранных языков приобретает все большее значение. Знание языков не только позволяет нам общаться в самых разных ситуациях, но и помогает изучать культуру, историю и традиции зарубежных стран.
Как же складывается ситуация с преподаванием языков в образовательных заведениях нашей страны? Средняя и высшая школы предлагают школьникам и студентам изучать преимущественно три иностранных языка: английский, немецкий и французский. Безусловно, качественное овладение хотя бы одним из них является для выпускников школ и вузов залогом достижения ими успехов в будущем, как минимум при трудоустройстве.
Но, с недавних пор у молодежи нашего города, как показал проведенный мною опрос студентов нескольких набережночелнинских вузов, появился интерес к другим языкам народов мира, в частности к испанскому. Несмотря на то, что наряду с французским языком испанский относится к романской группе, в учебной программе среднего и высшего образования он практически не значится.
Представляется, что заинтересованность россиян в этом языке является скорее закономерной, чем случайной. Во-первых, на испанском языке разговаривает более 350 миллионов жителей планеты, он является государственным языком населения не только Испании, но и 18 стран Латинской Америки: Аргентины, Боливии, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Мексики, Никарагуа, Панамы, Парагвая, Перу, Сальвадора, Уругвая, Чили, Эквадора, а также некоторых районов Северной Африки и Филиппин.
Столь грандиозные территориальные масштабы его использования для общения уже могут послужить поводом для овладения этим языком жителями других государств. К тому же испанский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН и многих других организаций. Во-вторых, после получения россиянами возможности выезжать за границу, в т.ч. и в испаноговорящие страны, значение владения этим языком существенно возросло. Одна из причин – относительно низкий уровень знания жителями испаноговорящих государств английского языка, не говоря уже о немецком, французском и др. Вторая причина – на территории России растет количество совместных предприятий с Испанией и странами Латинской Америки, государственным языком которых является испанский язык. Работа в таких фирмах очень перспективна для молодых людей и в плане карьерного роста, и в плане достижения материального благополучия. Естественно, что при приеме на работу, помимо деловых качеств потенциального работника, учитывается знание им испанского языка.
В Набережных Челнах также налажены связи с производителями товаров из Испании. Примером этому является мебельный салон «Идальго». Крупным поставщиком продукции на Латиноамериканский рынок является АО «КамАЗ».
Третьей причиной может послужить желание пользователей глобальной сети «Интернет», позволяющей стирать территориальные, временные и возрастные границы и преодолевать психологические барьеры собеседников, сопутствующие нередко реальному общению, общаться друг с другом посредством служб e-mail, IRC (chat), ICQ, пользующихся в настоящее время огромной популярностью у молодежи всего мира.
С учетом того, что «спрос рождает предложение», перечисленные причины, на мой взгляд, могут послужить толчком для пересмотра положения испанского языка в образовательной деятельности средней и высшей школы нашей страны.
Уже сегодня следует предпринимать конкретные шаги по пропаганде испанского языка.
Ниже приводится неполный перечень предлагаемых мер:
Факультативное изучение испанского языка в школах, колледжах, техникумах, вузах. Особенно удачно сочетается параллельное овладение испанским языком с французским в силу их некоторого сходства в лексике и грамматике.
Изучение испанского языка как второго иностранного языка. Второй иностранный язык предусмотрен в учебных планах вузов.
Подготовка преподавателей-испанистов в языковых вузах России.
Повышение квалификации преподавателей испанского языка на курсах при институте Сервантеса, открывшегося в Москве в 2002 году.
Организация доступных по цене туристических поездок в Испанию с целью знакомства с достопримечательностями, культурой и традициями страны для учащихся школ и студентов вузов, изучающих испанский язык, преподавателей иностранных языков.
Стажировки студентов языковых вузов и преподавателей испанского языка в учебных заведениях Испании.
Возрождение клубного движения. Примером служит лингвистический клуб по изучению испанского языка «Estrella» (звезда) ( г. Набережные Челны).
Поиск единомышленников в лице истинных почитателей испанского языка, а также исторического и культурного наследия Испании продолжается. Сегодня членами клуба являются студенты НФ ТИСБИ (Татарский институт содействия бизнесу, г. Казань), НФ СГИ (Современный гуманитарный институт, г. Москва) и НФ НГЛУ (г. Нижний Новгород).
Побывав в Испании, Андорре и в ряде других европейских государств, можно увидеть, что знание иностранных языков и в особенности языка той страны, в пределах территориальных границ которой человек находится в определенный период времени, предоставляет ему дополнительные степени свободы, истинную значимость и ценность которых можно осознать только оказавшись в той или иной языковой среде.
Следует отметить бережное отношение руководящих органов государства и рядовых жителей Испании к культурному и историческому наследию своей страны. Памятники архитектуры поддерживаются в отличном состоянии и представляются взорам многочисленной армии туристов (во время туристического сезона 44 миллионное население страны удваивается) во всей своей красе. Хочется верить в то, что доброжелательность в отношении туристов из России, существует не только из чувства благодарности населения Испании и за то, что в период правления генерала Франко многие граждане этого государства нашли приют в России, и что при существующей 13%-ной безработице немалый доход в государственную казну, получаемый от туризма, приходится на долю россиян, но и в то, что испанцы по натуре своей – доброжелательные люди и, проявляемая ими терпимость к нескончаемому потоку туристов из всего мира и из России, в частности, – их национальная черта.
Огромного уважения заслуживает мирное сосуществование различных религиозных конфессий. Примером этому может послужить город Толедо – древняя столица Испании, которая в течение многих веков считается столицей трех религий: христианской, мусульманской и иудейской. Именно в установлении равных отношений, основанных на взаимном уважении между верующими людьми, населяющими государство Испания, и заключается мудрость их лидеров. Думаю, что и для нашего многонационального города этот аспект построения взаимоотношений между народами разных вероисповеданий тоже не лишен актуальности.