423550, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Бызова, 18б, Нижнекамский филиал Академии управления «ТИСБИ»
Коммуникационные и технологические преобразования в XXI веке вовлекли большое количество людей самых разных возрастов и интересов в непосредственное и опосредованное (через систему Интернет) общение на иностранных языках. В связи с этим возросла образовательная и самообразовательная функция иностранных языков, их профессиональная значимость на рынке труда. Это в свою очередь повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Новые задачи предполагают определение новых подходов и методов к изучению иностранных языков.
Метод проектов нашел применение во многих странах мира, поскольку он позволяет интегрировать знания из разных областей при решении определенной проблемы и дает возможность применить новые знания на практике. Возникнув в умах педагогов и философов еще в начале XX века, этот метод был направлен на развитие активного самостоятельного мышления и умения применять знания в реальной жизни. Первоначально этот метод назывался проблемным и требовал для решения как правило чисто прагматической задачи активной познавательной, творческой совместной деятельности обучаемых.
В отечественной дидактике проблемному методу уделялось много внимания, однако он не был технологически проработан и не связывался с методом проектов.
Ценность метода проектов заключается в том, что он:
во-первых, позволяет решать одну из основных целей изучения иностранного языка – развитие коммуникативной культуры обучаемых (развитие языковой, речевой, социокультурной компетенции).
во-вторых, имеет образовательную ценность, способствующий развитию инициативы, независимости, воображения, самодисциплины, кооперации, развитию собственных исследовательских навыков.
Ключом к успешному обучению является создание позитивной мотивации.
Большинство методов обучения иностранным языкам ориентировано на проведение занятий в аудитории. Однако известно, что далеко не все, что является теоретически выверенным и целесообразным на занятиях в группе, может оказаться практически применимым и необходимым в реальных условиях. Очень часто существует глубокое расхождение между языком, который изучают студенты, и языком, который действительно необходим на практике. Поэтому иностранный язык кажется чем-то отдаленным, порою неуместным в своей жизни, что негативно сказывается на мотивации обучающихся. Проектный метод является как раз тем способом, который может ликвидировать этот разрыв.
Созданию успешной мотивации способствует наличие важной проблемы, побуждающей не только к самостоятельной мыслительной, но и практической деятельности студента. В проектной деятельности преподаватель не изобретает упражнения и не определяет язык для дальнейшей практики студента. Поскольку в проекте деятельность студентов является центральной, они сами становятся ответственными за свой собственный язык, сами выбирают и придумывают проект, преподаватель же действует как координатор, консультант, помогающий и создающий благоприятную возможность для разрешения препятствий и помех. Потребность мыслить и активно действовать возникает из характера самого задания, а язык становится формой выражения собственных мыслей и идей. Мотивация, таким образом, исходит изнутри, а не навязывается извне.
Проект, будучи детищем самих студентов, является стимулом к вовлеченности как отдельной личности, так и коллектива в целом, следовательно, способствует, как развитию индивидуальности, так и межличностных отношений в процессе сотрудничества.
Продолжая тему о мотивации, необходимо отметить, что проектная деятельность способна обеспечить интеграцию 4-х языковых умений: говорения, чтения, слушания, письма, естественно растущих из внутренних потребностей обучающихся, а не привнесенных извне. Необходимость в том или ином умении не появляется в определенном фиксированном порядке по отношению к другим умениям.
На начальных стадиях проектной работы - стимулирования, дискуссии, переговоров - может быть больше говорения и слушания, чем чтения или письма. В процессе развития, однако, студенту могут понадобиться все умения одновременно: говорение и слушание (например, в интервью), письмо (делая записи) и чтение (брошюры, необходимые материалы для подготовки).
Различные проекты, конечно, требуют разных процедур. Следовательно, различные умения будут выступать на определенных стадиях.
Проектная деятельность является стимулирующей на всех уровнях обучения. Известно, что обучение языкам не всегда продвигается равномерными и предсказуемыми шагами. Огромное продвижение может быть сделано «начинающим», однако на уровне «intermediate» студент часто достигает «плоской возвышенности», где отсутствует побуждение двигаться дальше. В этот критический момент обучения – на уровне «intermediate» - проектная работа может предложить столь необходимый стимул.
Мотивация лежит в самом проекте. Студенту, уже владеющему интеллектуально творческими и коммуникативными умениями, предлагается использовать свой багаж в новых проблемных реальных условиях. Проектная деятельность в этом смысле является непредсказуемой и незнакомой, поэтому вызывает огромный интерес и создает мотивацию для продвижения с «высокогорья» на еще более высокие вершины.
Однако это не означает, что проектная работа может быть предложена только на уровне «intermediate» или «advanced». Существует много проектов, которые могут быть выполнены даже с элементарными знаниями английского языка.
На сегодняшний день в практике обучения английскому языку в Нижнекамском филиале Академии управления «ТИСБИ» применяются различные типы проектов. Их можно разделить по типологическим признакам: доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.; предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект; характер контактов (среди участников института, группы, одного города, региона,): внутренний или региональный; количество участников проекта (личностные, парные, групповые); продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.) Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то фильма, статьи, жизненной ситуации.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
В ролево–игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет и т.п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их ограниченной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, менеджменту, маркетингу; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект предприятия, дизайн офиса и т.п.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты
Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранных языков это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п.
Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания.
Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые студенты предположительно должны в результате приобрести.
Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
Межпредметные проекты
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Проблемы войны и мира», «Проблемы молодежи», «Экологические проблемы города Нижнекамска» и т.п.).
Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными. Так, в рамках ежегодной межрегиональной конференции «Молодежь Поволжья – проблемы и перспективы», проходившей в 2002 году в городе Нижнекамске студенты из филиалов ТИСБИ, обсудив в малых группах глобальные проблемы молодежи, объединили свои усилия в проведении молодежной акции «Мы за мир».
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях); парные (между парами участников) и групповые (между группами).
В последнем случае важно методически грамотно организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных учебных заведений). Роль педагога – координатора в этом случае особенно важна.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один – два месяца) и долгосрочными (до года).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов, решающих одну значимую проблему). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрируемого знания.
Фактическая теоретическая значимость предполагаемых результатов (например: письмо в администрацию города по планировке города, выпуск газеты, манифестов и воззваний).
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на занятиях и во внеаудиторное время.
Структурирование содержательной части проекта с указанием этапов, результатов и распределение ролей.
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез и их решение, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка выводов.
Можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения: представление ситуации, позволяющее выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез; обсуждение методов проверки принятых гипотез (в каждой группе по каждой гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; выявление новых проблем.
Характер оценки во многом зависит от типа проекта, от его темы и условий проведения. Любой проект непременно включает этапность проведения. Правильно организованная работа и контроль на отдельных этапах, оцененная шаг за шагом деятельность студентов, приводит к его успешному завершению.